СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по физике 9 класс тема "Движение тела по окружности"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В файле находится конспект урока по физике в 9 классе по теме "Движение тела по окружности".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по физике 9 класс тема "Движение тела по окружности"»

Урок 20/20.

Тема урока: Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью.

Тип урока: Урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.

Цели урока. Повторить понятия «траектория движения», «равномерное движение», «ускорение»; рассмотреть движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью; вывести формулу для расчета центростремительного ускорения; научить решать задачи на расчет центростремительного ускорения; закрепить знания учащихся о видах механического движения.

Задачи:

образовательные:

-обеспечить усвоение основных понятий: равномерное движение по окружности, центростремительное ускорение;

-формирование знаний о связи между скоростью движения тела и центростремительное ускорение;

-вывод формулы центростремительного ускорения;

-формирование умения строить вектор центростремительного ускорения;

-формирование следующих общеучебных навыков и умений: решать задачи качественные и количественные по данной теме, проводить эксперимент; делать выводы;

-формирование навыков анализа и синтеза информации, самоконтроля.

воспитательная: содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих идей – причинно следственных связей явлений, практической направленности данной темы.

развивающая: способствовать развитию логического и аналитического мышления, умению сравнивать и обобщать факты и явления, развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся; развитие у учащихся потребностей к самообразованию.

Планируемые результаты обучения

Метапредметные: овладеть навыками самостоятельного приобретения новых знаний о движении тела по окружности; применять эвристические методы при решении вопроса о причине возникновения центростремительного ускорения при равномерном движении тела по окружности; овладеть регулятивными УУД при решении расчетных и качественных задач; развивать монологическую и диалогическую речь.

Личностные: сформировать познавательный интерес к видам механического движения, творческие способности и практические умения по решению качественных и расчетных задач на равномерное движение точки по окружности; самостоятельно приобретать знания о центростремительном ускорении; уметь принимать самостоятельные решения, обосновывать и оценивать результаты своих действий.

Общие предметные: применять знания о прямолинейном и криволинейном движении; понимать, почему возникает ускорение при равномерном движении тела по окружности и как оно направлено; понимать, что тела могут двигаться по окружности под действием сил разной природы; кратко и четко отвечать на вопросы после параграфа.

Частные предметные: приводить примеры прямолинейного и криволинейного движения тел; называть условия, при которых тела движутся прямолинейно или криволинейно; вычислять модуль центростремительного ускорения; изображать на рисунках векторы скорости и центростремительного ускорения при движении тела по окружности; объяснять причину возникновения центростремительного ускорения при равномерном движении тела по окружности.

Форма обучения: фронтальная, коллективная, индивидуальная.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, мяч.

План урока:

1. Организационный момент (1 мин)

2. Актуализация знаний учащихся (7 мин)

3. Подготовка к восприятию нового материала (2 мин)

4. Изложение нового материала (20 мин)

5.Закрепление изученного материала (12 мин)

6. Рефлексия (2 мин)

7. Домашнее задание к следующему уроку (1 мин)


Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие учащихся, самоконтроль готовности к уроку.


2. Актуализация знаний

Учитель: На прошлых уроках мы изучали силы, действующие на тела. Сегодня мы продолжаем изучать данный раздел. Давайте ответим на вопросы по материалу прошлого урока.

1. Сформулируйте законы Ньютона.

2. Сформулируйте закон Гука.

3. Что является причиной возникновения силы трения?

4. Какие виды трения вы знаете?

5. Назовите формулу для определения максимальной силы трения покоя.

6. От чего зависит коэффициент трения?

7. Приведите примеры положительного и отрицательного влияния силы трения в повседневной жизни.

Учитель: Мы уже знакомы с равноускоренным движением при прямолинейном движении. А мы знаем, как меняются скорость и ускорение при криволинейном движении?

Ученики: Нет, не знаем.


3. Подготовка к восприятию нового материала.

Учитель: Значит. Какой будет тема нашего занятия?

Ученики: равномерное движение по окружности

Учитель: Всё верно, запишем тему урока в тетрадь «Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности с постоянной по модулю скоростью». А какую же мы поставим цель на этот урок?

Ученики: Получить новые знания о движении тела по окружности.


4. Изложение нового материала

Рассмотрим примеры, когда действие силы на тело приводит к изменению только модуля вектора скорости тела (свободное падение тела вниз) и когда — к изменению направления вектора скорости (движение тела, брошенного под углом к горизонту).

Давайте выясним условия движения тела прямолинейно и криволинейно.

Тело движется прямолинейно, если направление вектора силы и перемещения лежат на одной линии.

Тело движется криволинейно, если вектор силы направлен под углом к вектору перемещения.

Равномерное движение тела по окружности - это движение тела с постоянной по модулю скоростью (v = const) по траектории, представляющей собой окружность. Скорость – это векторная величина, определяемая модулем, и направление. При движении по окружности скорость всегда направлена по касательной к траектории движения, значит при изменении траектории будет изменяться направление скорости. Если есть изменение скорости (точнее её направления), значит, есть ускорение. Т.к. это ускорение направлено к центру окружности, его назвали центростремительным.

Делаем вывод - при равномерном движении тела по окружности возникает центростремительное ускорение.

Запишем (без вывода) формулу для расчета модуля центростремительного ускорения.

5. Закрепление изученного материала

Решите задачи:

1. Каким является движение спутника во время старта и во время нахождения на заданной орбите? (Во время старта прямолинейное, а на орбите движение по окружности)

2. Как направлен вектор скорости и ускорения спутника, движущегося по окружности?

(Вектор скорости тела, при движении его по окружности, направлен по касательной к окружности, а вектор центростремительного ускорения направлен к центру окружности.)

3. Велосипедист движется по закруглению дороги радиусом 100 м со скоростью 36 км/ч. С каким ускорением он проходит закругление? (ac = (10 м/с)2 / 100 м = 1 м/с2)

4. Какова скорость обращения спутника, если он облетает Землю на расстоянии 6700 км от центра Земли за 1,5 часа? (Скорость равна 2*ϖ*6700 км/1,5 ч = 28065 км/ч = 7796 м/с)

5. Каково центростремительное ускорение спутника, если он облетает Землю на расстоянии 6700 км от центра Земли со скоростью 7796 м/с? (Центростремительное ускорение равно (7796 м/с)2/6700000м = 9,07 м/с2)


6. Подведение итогов. Рефлексия.

Учитель: Скажите, пожалуйста, что же вы сегодня узнали на уроке?

Ученик: Сегодня на уроке мы познакомились с новым для нас явлением движением тела по окружности.

Учитель: Достигли мы цели, какую поставили в начале урока?

Ученики: Да

Учитель: Молодцы, спасибо за урок!


7. Домашнее задание: § 19, 20. Упражнения 19 (1), 20(1, 4*).




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!