СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по физике 8 класс по теме "Работа и мощность электрического тока"

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

в ходе урока вводятся понятия работа и мощность электрического тока и рассматривается практическое применение этих понятий в повседневной жизни.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по физике 8 класс по теме "Работа и мощность электрического тока"»

Урок №

Предмет физика

Класс 8

Тема урока: «Работа и мощность электрического тока».

Цели урока:

предметные: формирование первоначальных представлений о ра­боте и мощности тока и формул, позволяющих определить эти величины на уровне понимания; познакомить с единицами измерения работы и мощности тока. Умение применять знания о работе и мощности тока для объяснения и анализу явлений окружающе­го мира, применять знания о работе и мощности тока к объяснению работы бытовых приборов.

Метапредметные: формирова­нием умений делать логические заключения на основе анализа уже из­вестных связей, проводить расчёты стоимости электроэнергии потребляемой в домашних условиях и способах её экономии.

- развивать физическое мышление учащихся, их творческие способности, умение самостоятельно формулировать выводы

- развивать речевые навыки;

Личностные: формирование потребность и интерес к предмету, к учебе, воспитывать инициативу, творческое отношение, воспитывать добросовестное отношение к учебе, умение слушать и быть услышанными;



Оборудование и материалы: Компьютер, мультимедиа-проектор, компьютерная презентация к уроку, индивидуальные карточки с тестом.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Проверить готовность класса к уроку.


2. Актуализация опорных знаний.

Тест на умение рассчитывать сопротивление, силу тока и напряжение при параллельном соединении проводников.

- Поменяйтесь листочками и проверьте друг друга. Правильные ответы на тест вы видите на экране
Правильных: 9,10 ответов– 5 баллов, 7,8 ответов – 4 балла, 5,6 ответов – 3 балла, менее 5 ответов – 2 балла (тесты сдать учителю). У кого возникли трудности при выборе правильного ответа? По какому вопросу? Давайте попросим помощи одноклассников.

Тест. Виды соединения проводников

1. Какая величина из перечисленных одинакова для всех последовательно соединенных проводников?

А) напряжение; Б) сила тока; В) сопротивление.

2. Какая величина из перечисленных одинакова для всех параллельно соединенных проводников?

А) напряжение; Б) сопротивление; В) сила тока.

3. При каком соединении получается разрыв в цепи, если одна из ламп перегорит?

А) при параллельном; Б) при последовательном; В) при параллельном и последовательном.

4. При последовательном соединении проводников верно, что ...
А. 1/R = 1/R1 + 1/R2 + ... В. Rобщ больше большего из сопротивлений.
Б. R = R1 + R2 + ... Г. Rобщ меньше меньшего из сопротивлений.


5. При параллельном соединении проводников верно, что ...
А. Их общее сопротивление меньше меньшего из сопротивлений.
Б. R = R1 + R2 + ...
В. Их общее сопротивление больше большего из сопротивлений.
Г. 1/R = 1/R1 + 1/R2 + ...


6. Лампочку и резистор подключили к одинаковым источникам тока. В лампочке сила тока больше, чем в резисторе. Значит, ...
А. сопротивление лампочки больше, чем сопротивление резистора.
Б. нельзя узнать, сопротивление чего больше: лампочки или резистора.
В. сопротивление резистора больше, чем сопротивление лампочки.
Г. лампочка и резистор имеют равные сопротивления.

7. Напряжение на проводнике R1 4 В. Какое напряжение на проводнике R2?

А) 8 В; Б) 2 В; В) 4 В; Г) 16 В.





8. Для чего в электрической цепи применяют реостат?

А. для увеличения напряжения; В. для регулирования силы тока в цепи.

Б. для уменьшения напряжения; Г. для уменьшения сопротивления в цепи

9. Какая из схем соответствует последовательному соединению проводников?

А. только 1; В. только 3;

Б. только 2; Г. 1 и 2.

1 2 3

10. Проводники сопротивлением 20 Ом и 30 Ом соединены параллельно. Вычислите их общее сопротивление.

А. 50 Ом; Б. 60 Ом; В. 600 Ом; Г. 12 Ом.

3. Мотивация.

Нам необходимо купить пылесос. На прилавках магазинов разнообразие товаров. Какой и как выбрать, чем руководствоваться?

4. Целеполание

Ребята, вы уже знаете, что прохождение электрического тока по проводнику представляет собой процесс упорядоченного движения зарядов в электрическом поле, существующем в проводнике. При этом силы электрического поля, действующие на заряды, совершают работу. Будем называть эту работу - работой тока.

-Приведите примеры, где ток совершает работу? (вентилятор, миксер, электрический чайник, лампа и т. д. )-Давайте подумаем: от чего зависит работа тока?

- Итак, цель нашего сегодняшнего урока - познакомиться с физическими величинами: ра­бота и мощность тока; усвоить формулы, позволяющие определить эти величины, узнать от чего зависит работа и мощность тока.

- В рабочих тетрадях запишите, пожалуйста, число, тему урока «Работа и мощность электрического тока».

5. Изучение нового материала 

 - Давайте вспомним, какая физическая величина характеризует электрическое поле?

- Характеристикой электрического поля является величина, называемая напряжением

- Что показывает электрическое напряжение?

- Напряжение показывает, какова работа электрического поля по переносу электрического заряда q из одной точки в другую

- Правильно. Отсюда мы можем сказать, что работа равна А= Uq 

С другой стороны, мы знаем о том, что электрический заряд можно определить через силу тока, протекающего по проводнику, т.е. заряд – это есть произведение силы тока на время, в течение которого этот заряд протекает по проводнику.


q=It

 

- Если в формулу для работы А= Uq подставить соотношение q=It, то получим формулу для вычисления работы электрического тока, работы электрического поля по перемещению электрического заряда А=UIt.

- Сделайте вывод

- Вывод: работа электрического тока на участке цепи равна произведению напряжения на концах этого участка на силу тока и на время, в течение которого совершалась работа.

- Вспомним, в чем измеряется работа?

-В Джоулях

- Напряжение измеряют в Вольтах, силу тока – в Амперах, а время- в секундах, поэтому можно написать

[А ] = [ Дж ] = [ А*В*c]

- Какие же приборы нам потребуются, чтобы измерить работу электрического тока?

-Чтобы измерить работу тока, надо взять амперметр, вольтметр и часы

- Верно, все это сочетается в счетчике электрической энергии, которые есть в наших домах .Но одинаковую работу можно совершить за различное время. Например, нагрев воды электрическим чайником старой и новой модели.

-Какой величиной характеризуется быстрота выполнения работы?

-Мощностью: N=A/t

-В чем измеряют мощность?

- В Ваттах

-Мощность электрического тока обозначается P.

P- мощность электрического тока.

-Выведем формулу мощности электрического тока (слайд №6)

Для измерения мощности нужны: амперметр и вольтметр - это сочетается в ваттметре.

Вывод: мощность электрического тока равна произведению напряжения на силу тока.

Рассмотрите таблицу и сравните мощности устройств, применяемых в быту, технике, на производстве.

Задание:

  1. По таблице назовите мощность некоторых источников и потребителей, н-р минимальную и максимальную мощности .

Наименование

Мощность, кВт

Наименование

Мощность, кВт

Компьютер

0,5-1

Кондиционер

0.5-2,5

Микроволновая печь

0,8-2

Миксер

0,2

Пылесос

1

Стиральная машина

3,3

Телевизор

0,18

Утюг

1

Фен

0,8

Холодильник

0,2

Электроплита

3,3-8









Единицы работы электрического тока, применяемые на практике

Практически на всех электроприборах, используемых в быту и технике, в техническом паспорте указывается мощность тока, на которую они рассчитаны. Зная мощность, легко можно определить работу тока за заданный промежуток времени: A =P∙t.Тогда

1Дж = 1Вт ∙ с.

Однако эту единицу работы неудобно использовать на практике, так как в потребителях электроэнергии ток производит работу в течение длительного времени, например в бытовых приборах – в течение нескольких часов, в электропоездах – даже в течение нескольких суток. Поэтому на практике, вычисляя работу тока, удобнее время выражать в часах, а работу не в джоулях, а в других единицах: ватт ∙ час (Вт ∙ ч) и кратных им единицах.

1 Вт · ч = 3 600Дж

1 г Вт · ч = 100 Вт · ч = 360 000 Дж

1 к Вт · ч = 1 000 Вт · ч = 3 600 000 Дж

А знаете ли вы, что… значение экономии электроэнергии велико для народного хозяйства страны? Например, 1 кВт ∙ ч энергии позволяет выплавить около 20 кг чугуна.   

6. Закрепление учебного материала.

Учащиеся делают записи в тетради.

  1. Выразите 2 кВт•ч, в системе СИ.

  2. Чему равна мощность утюга, если он за полчаса совершил работу 2,7 МДж:

  3. Чайник мощностью 2,2 кВт включён в сеть напряжением 220 В. Чему равна сила тока, протекающего по чайнику?

  4. Сколько энергии поребляет электрическая плиа в течение 2ч, если в ней 4 нагревателя по 40Ом, включённые параллельно? Плита работает в сети с напряжением 220В

7.Подведение итогов урока.

- Какую тему мы сегодня изучили?

- Сегодня на уроке мы изучили, как вычислить работу и мощность электрического тока.

  1. Как рассчитать работу электрического тока, зная напряжение на концах участка цепи, силу тока и время?

  2. Как рассчитать мощность электрического тока? Каким прибором измеряют мощность тока?

  3. В каких единицах измеряется мощность тока?

  4. Какой прибор позволяет рассчитать работу электрического тока в доме, квартире? Назовите единицы измерения работы и их взаимосвязь.

  5. Сообщение оценок учащимся за работу на уроке.



Качественная оценка деятельности обучающихся на уроке учителем.

  1. Рефлексия.

А сейчас оцените свою деятельность на уроке, воспользовавшись листком рефлексии и нарисуйте свое настроение:

Листок рефлексии

1.На уроке я работал(а)
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был


7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен (на) / не доволен(на)
коротким / длинным
не устал (а) / устал(а)
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересно / не интересно


Нарисуй настроение:

Своей работой на уроке доволен, чувствовал себя комфортно, настроение после урока хорошее

Своей работой на уроке недоволен, чувствовал себя не совсем комфортно, настроение после урока плохое

Состояние на уроке безразличное, урок никак не изменил моего эмоционального состояния и настроения.

  1. Домашнее задание. Параграф 12, решить задачи 12.2,12.5 По счётчику электроэнергии определите и запишите. Сколько электроэнергии расходуется за три дня и расчитайте её стоимость


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!