СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по чтению ПОЕТ ЗИМА, АУКАЕТ...

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

работа над стихотворением

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по чтению ПОЕТ ЗИМА, АУКАЕТ...»

6



МАОУ КШИ № 12

Учитель начальных классов

Мирная Ирина Ивановна


Конспект урока по литературному чтению

(2-й класс)

Разделы: Начальная школа


Тема:

С.Есенин «Поет зима – аукает…» Тип урока: урок изучения нового материала.

Используемые учебники и учебные пособия: мультимедиа проектор, экран, компьютер, презентация PowerPoint, репродукция картины В.М. Васнецова «Снегурочка»;
у учащихся: учебник Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого и др. «Литературное

чтение».

Цели:

  • показывать и учить школьников видеть в поэтическом тексте выражение чувств, жизненных переживаний и ярких впечатлений поэта, которыми он делится с нами, создавая выразительный образ;

  • учить слушать стихотворение, формировать специальные читательские умения: правильно называть фамилию автора, заголовок, определять тему чтения и жанр произведения;

  • развивать умение анализировать произведение воспитывать чувство восхищения картинами родной природы и стихами поэта;

  • учить выражать свое отношение к прослушанному произведению;
    воспитывать интерес к предмету.

Познавательные УУД:

  1. формируем умение извлекать информацию из иллюстраций, музыки, литературных произведений.

  2. формируем умение на основе анализа произведения делать выводы.

Коммуникативные УУД:

  1. формируем умение слушать и понимать других;

  2. формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

  3. задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;

  4. адекватно оценивать свою роль в коллективной творческой деятельности.

Регулятивные УУД:

  1. формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

  2. формируем умение составлять план деятельности на уроке с помощью учителя.

Личностные УУД:

  1. формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

  2. ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

  3. развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства и литературы;

  4. духовно-нравственное развитие детей посредством формирования особого отношения к природе – источнику красоты и вдохновения.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

  • воспитание трудолюбия, способности к познанию;

  • экологическое воспитание;

  • эстетическое воспитание.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Готовность к саморазвитию;

  • Формирование мотивации к учению и познанию.

Метапредметные:

  • УУД – основа умения учиться.

Предметные:

  • Учебная деятельность по получению новых знаний;

  • Преобразование и применение новых знаний

Ход урока:

1. Организационный момент.

Учитель:

- Прозвенел звонок для нас!
Все зашли спокойно в класс,
Встали все у парт красиво, 
Поздоровались учтиво. 
Тихо сели, спинки прямо. 
Мы легонечко вздохнём. 
Урок чтения начнем.

2. Погружение в урок. Актуализация опорных знаний.

Учитель:

- Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
Как махнула рукавом
Всё покрыло серебром.

Д. - Это загадка о зиме.

Учитель: - Правильно, ребята, сегодня мы с вами поговорим о волшебном времени года – о зиме. Совершить путешествие в сказку нам поможет внучка деда Мороза. Как ее зовут?

Д. - Ее зовут Снегурочка.

Вывешивается на доску репродукция картины Виктора Михайловича Васнецова «Снегурочка»

Учитель: - Правильно, это Снегурочка. Посмотрите на репродукцию картины нашего земляка В.М. Васнецова. Какой изображена Снегурочка? Какое время года изобразил художник?

Д. В.М. Васнецов на своей картине изобразил время года – зиму. Снегурочка на его картине очень красивая, нежная. Она гуляет по зимнему лесу, любуется его красотой. Если закрыть глаза, будет слышен скрип снега под ее ногами.

Учитель: -  Давайте полюбуемся красотой зимы.

Под произведение Вивальди «Зима» показываются слайды с картинами известных русских художников (Архипов, Бродский, Васнецов и другие).

Учитель: - Какое настроение у вас возникало, когда вы смотрели на картины?

Д. Настроение было радостное, когда на картинах был изображен солнечный зимний день. Когда на картинах мы видели вьюгу и метель, настроение становилось грустное.

Учитель: - Как изобразили художники зимний лес?

Д. Художники изобразили зимний лес очень красивым нарядным. Они использовали в своих работах много белых красок, различные оттенки синего и голубого.

Учитель: - Подберите слова, которыми можно описать деревья в зимнем лесу.

Д. Деревья в лесу – нарядные, ветви покрыты серебром, в хрустальных нарядах, искрятся и сверкают на солнце, белоснежные, кружевные.

Учитель: - Какие чувства у вас пробудила музыка Вивальди?

Д. Когда звучала музыка, то настроение менялось. Оно было то торжественное, радостное, то грустное, тревожное. Потому что зима – изменчивое время года; то идет снег, воет вьюга, то выглядывает солнце, искрится снег на морозе.

Учитель: - Как вы думаете, есть ли связь между музыкой и картинами?

Д. Связь между музыкой и картинами очень большая, музыка подчеркивает настроение, изображенное на картинах.

Учитель: - Зима – волшебное и удивительное время года. Зима может быть суровой и величественной, радостной и торжественной, веселой и холодной, неуютной.

Нашей Снегурочке очень нравится путешествовать с вами, ребята, ей очень нравится, как вы выражаете свои чувства и эмоции.

Учитель: - Мы с вами увидели и услышали, как изображают зимушку художники и композиторы. Скажите, пожалуйста, а кто еще может воспевать красоту зимней природы?

Д. Красоту природы могут еще воспевать поэты.

3. Сообщение темы урока.

Учитель: - Каких поэтов, описывающих красоту зимы, вы знаете?

Д. Тютчев, Пушкин, Аким, Бальмонт, Есенин и др.

Учитель: - Одно из прекрасных стихотворений о зиме «Поет зима – аукает...» написал замечательный русский поэт Сергей Александрович Есенин.

Учитель: - Сформулируйте тему нашего урока.

Д. Сегодня мы познакомимся с произведением С.А. Есенина «Поет зима – аукает...».

Учитель: - Чему мы будем учиться на нашем уроке?

Д. Мы будем учиться слушать, выразительно читать, высказывать свое отношение к прослушанному.

4. Вступительная беседа.

Учитель: - Я предлагаю вам поближе познакомиться с С.А. Есениным и его творчеством.

Показываются слайды с портретом поэта, его малой родиной.

Поэт Сергей Александрович Есенин известен каждому русскому человеку. Его стихи очень любят. Родился Сережа Есенин в селе Константинове, Рязанской области. Село раскинулось на высоком холмистом берегу реки Оки. Детство поэта было счастливым и вольным. Он жил в семье своего деда, целые дни он проводил на природе. Вот тогда и начала формироваться тонкая и чувствительная душа поэта. Из воспоминаний детства, пришла и его поэзия, наполненная любовью к родной земле и ее людям.

5. Знакомство с произведением С. Есенина.

Учитель: - Послушайте стихотворение «Поет зима – аукает...»

(аудио запись музыкально-поэтической композиции)

Учитель: - Понравилось вам стихотворение? Поделитесь своими мыслями.

Д. Стихотворение очень понравилось, потому что оно красивое и мелодичное. В нем дано описание зимы во всей ее красе.

Учитель: -  (Словарная работа). Все ли слова вам были понятны?

Словарные слова на слайде

Стозвон – имеющий сто звонов.

Ставни – дощатая створка для прикрытия окна.

Сосняк – сосновый лес.

Физкультминутка

«Снежинки»

Мы снежинки, мы пушинки,
(И.п.: ноги на ширине плеч, руки на поясе, наклон головы вправо, влево)

Покружиться мы не прочь.
(Поворот на 360 градусов)

Мы снежинки-балеринки,
(Наклоны туловища вправо, влево)

Мы танцуем день и ночь.
(Приставной шаг вправо и влево)

Мы деревья побелили,
(Подъем на носочки с подниманием рук, возврат в и.п.)

Землю бархатом укрыли
(Приседание с разведением рук)

И от стужи сберегли.
(Возврат в и.п. с разведением рук в стороны и вниз)

6. Чтение стихотворения учащимися самостоятельно.

7. Анализ произведения.

Учитель: -  Как вы представляете выражение «Поет зима – аукает...»?
Д. Зима поет – это значит, что слышен вой метели, гудение вьюги. Под эти звуки засыпает зимний лес.
Учитель: - С кем автор сравнивает зиму?
Д. С женщиной, которая укладывает ребенка.
Учитель: - Мы с вами уже знакомились с таким приемом писателей и поэтов, как он называется? 
Д. 
Такой прием называют олицетворением. 
Учитель: - Какие слова подтверждают это?
Д. Поет, аукает.
Учитель: - Что значит – мохнатый лес?
Д. Всюду пушистый снег, он лежит на ветках. Деревья как будто одеты в мохнатые белые шубы.
Учитель: - Что значит – лес баюкает?
Д. Зима поет свои песни, чтобы лес спал.
Учитель: - Что значит – стозвон сосняка?
Д. Сосен в лесу много, и все они одновременно качаются и шумят, как будто натянутые струны.
Учитель: - Как будем читать эту часть стихотворения?
Д. Тихо, нежно, потому что здесь показана колыбельная песнь зимы.
Учитель: -  Какие строки передают настроение автора?
Д. Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.

Учитель: -  Что значит – седые облака?
Д. Облака белые, как снег. Седые, как борода Деда Мороза.
Учитель: - Почему они плывут в страну далекую?
Д. Их туда гонит ветер.
Учитель: - Как изображена метель?
Д. Поэт называет ее метелицей, которая стелется шелковым ковром.
Учитель: - Какие чувства у вас вызывает метелица?
Д. Нежности и коварства, потому что она стелется ласково, “но больно холодна”.
Учитель: - Найдите строки, где говорится о воробышках. Как автор их называет ?
Д. Воробушки игривые. Они любят прыгать, везде летать, шалят и играют.
Учитель: - Почему они прижались именно к окну?
Д. Из дома от окна идет тепло. Они греются о стекло и ждут, когда люди вынесут им хлебных крошек.
Учитель: - С каким чувством мы будем читать о вьюге, о птичках?
Д. С тревогой, печально – о вьюге, о птичках – с нежностью, с сожалением.
2–3 ученика читают индивидуально.

8. Обобщение.

Учитель: - Какова тема этого стихотворения?
Д. Зима, природа зимой, зимние картины.
Учитель: - Какую зиму изобразил поэт?
Д. Красивую, но грустную.
Учитель: - Что можно сказать об отношении автора к природе? 
Д. Поэт любит природу, жалеет птичек.
Учитель: - Что хотел поэт показать нам этим стихотворением?
Д. Надо любить русскую природу.
Учитель: - Как вы можете помочь пернатым друзьям зимой?
Д. Мы можем сделать кормушки, развесить на деревья и птицам будет легче сытыми пережить зиму.

9. Домашнее задание.

Чтение стихотворения выразительно.

10. Рефлексия.

Учитель: -  Вы сегодня много узнали и многому научились. Поделитесь своими мыслями с ребятами. Закончите предложение.
Учитель: - Снегурочка приготовила для вас снежинки, за вашу замечательную работу на уроке. Кто считает, что на уроке у вас все получилось, и вы узнали много нового, возьмите и прикрепите к доске большую снежинку. У кого возникли трудности – маленькую снежинку.

Спасибо за урок!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей