СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по чтению и развитию речи на тему: И. А. Крылов «Волк на псарне» (8 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка открытого урока чтения  и развития речи в 8 классе. Тип урока: комбинированный. На этом уроке дети  узнают, что такое басня. Выяснят, где и когда появились басни, поговорят о русских баснях и баснописцах, познакомятся   с басней И. А. Крылова «Волк на псарне», узнают о  мастерстве Крылова-баснописца в изображении исторической основы басни.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по чтению и развитию речи на тему: И. А. Крылов «Волк на псарне» (8 класс)»

Урок по теме: И. А. Крылов «Волк на псарне»

Класс: 8.

Цели урока: познакомить учащихся с басней И. А. Крылова «Волк на псарне», показать мастерство Крылова-баснописца в изображении исторической основы басни.

Задачи:

Образовательные.

·  Продолжать знакомство с биографией И. А. Крылова.

·  Знакомство с басней И. А. Крылова «Волк на псарне», её исторической основой.

·  обучение выразительному чтению на примере выразительного чтения известных мастеров слова.

Коррекционно-развивающие.

·  Развитие навыков правильного чтения бегло, целым словом трудные по структуре слова в соответствии с нормами орфоэпического произведения;

·  Анализировать литературного произведения. Определять черты характера главных героев и выражать свое отношение к ним.

Воспитательные.

·  Прививать любовь к художественному слову.

·  Воспитывать чувство патриотизма.

Основные понятия (словарная работа): басня, аллегория, мораль, псарня, ловчий, овчарня, хлев.

Используемые технологии: информационно-коммуникационные (презентация Power Point, аудиофрагмент и слайд – шоу), личностно-ориентированные, здоровьесберегающие, коррекционно-развивающие.

Ожидаемые результаты в учебной деятельности: самостоятельное и выразительное чтение басни вслух.

Оборудование: портрет И. А. Крылова, детские книги с баснями Крылова И. А., иллюстрации к басням И. А. Крылова.

Дидактическое обеспечение: презентация «Биография И. А. Крылова».

Форма организации деятельности учащихся:

- индивидуальная, групповая.

Тип урока:

- комбинированный урок.

Ход урока.

Слайд 1


  1. Организационный момент.

-Здравствуйте, дорогие ребята, гости. Я рада видеть вас.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Все расселись по местам,

Никому не тесно.

По секрету вам скажу,

Будет интересно!

Я очень рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что в течение урока оно будет только улучшаться.

Психологический настрой на урок:

Глаза смотрят и видят,

Уши слушают и слышат,

Сначала думаю, а потом говорю,

Умею слушать мнение других.

-Какое золотое правило речи мы знаем? (Один говорит, остальные слушают)

Слайд 2

Дыхательная гимнастика

  1. «Работа с таблицей»


Учащиеся делают глубокий вдох и на выдохе читают 15 согласных одного ряда:


З Б С М Н П Х Ч М К Б П Р В С

Ш Ж Н Б В Д З Т Г П Ц Г Х З Н

М Н Д Г М Л Р В С Ж З Ш Н К Ц

Слайд 3


  1. Чередование повышения и понижения голоса (имитация укачивания куклы, ребенка):


А А А А А А А А А А А

А А А А А А А А А А А

О О О О О О О О О О О

О О О О О О О О О О

У У У У У У У У У У У

У У У У У У У У У У

М М М М М М М М М М М

М М М М М М М М М М


Слайд 4


Речевая разминка

  1. Делятся на две группы и выполним упражнение по ролям.

Первая группа произносит слова громким голосом, дети второй группы – тихим.

Затем меняются ролями.

В лесу кричу: «Ау ! Ау!»

А мне в ответ: «Ау! Ау!».

Горе кричу: « Ау! Ау!»

Гора в ответ: «Ау! Ау!»

Слайд 5


  1. Прочтите данный текст, следя за указкой. Медленно хором.

Лена искала булавку.

Булавка упала под лавку.

Под лавку залезть было лень,

Лена искала весь день.


(Чтение с разной интонацией, скороговоркой.)

- Кто определил жанр? (Скороговорка)

Докажите ваше мнение. (Шуточный жанр народного творчества, фраза,

построенная на сочетании звуков.)

-Какие жанры в литературном чтении вам известны? (Рассказ, былина,

сказка, стихотворение, басня)

  1. Актуализация темы. Мотивация.

Слайд 6(1)

-Посмотрите на эти портреты.

 -Есть ли среди них знакомые лица?

-А кого из них вы хорошо знаете?


Слайд 6 (2)


Сейчас я вам прочитаю несколько строк, а вы внимательно послушайте, подумайте и скажите, о каком авторе говорят эти строки.


Слайд 7

Забавой он людей исправил,

Сметая с них пороков пыль;

Он баснями себя прославил,

И слава эта — наша быль.

И не забудут этой были,

Пока по-русски говорят,

Её давно мы затвердили,

Её и внуки затвердят.

П. А. Вяземский

(Крылов, портрет)

Слайд 8

Молодцы, Правильно!!!

III. Повторение изученного материала.

-Биографию какого писателя мы изучали на прошлом уроке?

-Какое было задание на дом? (подготовить пересказ)


Д/З: Пересказ уч-ся о Крылове.


Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля 1769 году в Москве в семье скромного армейского офицера. Отец Крылова, Андрей Прохорович Крылов (1736—1778) был военным, вышедшим в отставку и служившим в Твери коллежским советником. Мать Крылова Мария Алексеевна была женщиной умной и интересной. Свою первую басню Крылов написал в 11 лет. Но возвращается, уже будучи профессиональным литератором, к жанру басни гораздо позднее. Он писал стихи, пьесы, переводил басни. Однажды Крылов решил показать свои переводы известному баснописцу Ивану Ивановичу Дмитриеву, который пришёл в восторг от басен, он понял, что в этом призвание Крылова. «Это ваш род, вы нашли его», - сказал Дмитриев и отправил басни в журнал, где они и были напечатаны в 1806 году.

С 1808 года Крылов служит в Монетном дворе. В 1812 году Крылов поступил на службу в Публичную библиотеку, где прослужил библиотекарем более 30 лет. Одновременно со службой он работал над созданием своих басен, через каждые 2-3 года подготавливая новые книги.

В 1809 году, вышла первая книга Крылова. В ней было 23 басни.

Когда Крылова спросили, почему он избрал такой род стихотворений, он сказал: «Ведь звери мои за меня говорят».

Говорящие лисички, мартышки, вороны и петухи в баснях Крылова – лишь средство донести до читателя важные истины, которые потом помогут разобраться в том, «что такое хорошо и что такое плохо». Язык басен лёгкий, простой, запоминаются они хорошо.

И. А. Крылов очень популярен, потому что писал о том, что волнует людей: о добре и зле. Он написал более 200 басен. Умер Крылов 21 ноября 1844 года, в зените своей славы, дожив до глубокой старости. Успех у читателей объясняется тем, что баснописец представил в своих произведениях русскую жизнь во всех её противоречиях с народной точки зрения, живым народным языком нарисовал яркие сцены, в которых вскрыл социальные противоречия, обратился к вечным нравственным проблемам.

12 мая 1855 года в Летнем саду Петербурга был открыт сооруженный на народные деньги памятник И. А. Крылову работы П. К. Клодта, который стал первым памятником писателю в столице.

Слайд 9

В Петербурге в Летнем саду, поодаль от центральных аллей, на небольшой четырехугольной площадке, окруженной со всех сторон кустарником, стоит памятник.

– Кому воздвигли этот памятник?

- Кто создал этот памятник? (Петр Карлович Клодт)

Бронзовый Крылов сидит в кресле, глубоко задумавшись о чем-то, а у его ног теснятся бронзовые звери.

- Почему у ног Крылова теснятся звери?

Слайд 10

Иван Андреевич Крылов имел ласковое прозвище «дедушка Крылов», данное ему народом, что было лучшим свидетельством его популярности. Прошло больше 240 лет со дня рождения баснописца, а в каждом доме знакомы с его произведениями, могут прочитать наизусть его басни. Сегодня наш очередной урок посвящен творчеству этого уникального человека.

Проверим ваши знания биографии И.А. Крылова.

Выполним тест. Нужно выбрать один правильный вариант ответа из 3 предложенных.


Слайд 11

Тест: «Биография И. А. Крылова».

  1. Отметьте дату рождения И. А. Крылова

А) 1812 г.

Б)1844 г.

В) 1769 г.

2. Определите место рождения И. А. Крылова

А) Москва

Б) Санкт-Петербург

В) Тверь

3.Воспитанием мальчика занималась:

А) бабушка

Б) мать

В) няня

4.Восьмилетний Крылов работал:

А) грузчиком

Б) мыл посуду

В) переписчиком бумаг

5. Крылов в большей степени становится известен как:

А) баснописец

Б) журналист

В) издатель

6. Иваном Андреевичем Крыловым было создано:

А) Более двухсот басен

Б) Более трёхсот басен

В) Более ста

Взаимопроверка. На слайде правильные ответы.

Слайд 12

Тест: «Биография И. А. Крылова».

1. В)

2. А)

3. Б)

4. В)

5. А)

6. А)

Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова.

Вспомните и назовите басни Крылова, которые вы изучали.

Слайд 13

Викторина «Знаешь ли ты басни И. А. Крылова?»

- Из каких басен эти строки? 


1. «Когда в товарищах согласья нет, 
На лад их дело не пойдет, 
И выйдет из него не дело, только мука» («Лебедь, Рак и Щука») 


2. «Что, ежели, сестрица, 
При красоте такой и петь ты мастерица,- 
Ведь ты б у нас была царь-птица!» («Ворона и Лисица») 



3. «Известно, что слоны в диковинку у нас – 
Так за слоном толпы зевак ходили» («Слон и Моська») 


4. «Ты все пела? Это дело: 
Так поди же попляши!» ( «Стрекоза и Муравей») 


5. «К несчастью, то ж бывает у людей: 
Как ни полезна вещь, - цены не зная ей, 
Невежда про нее свой толк все к худу клонит; 
А ежели невежда познатней, 
Так он ее еще и гонит» («Мартышка и очки») 

Слайд 14

О чем рассказывается в этих произведениях?

IV. Повторение терминов.
- Итак, что же такое басня? 

- Ребята, у вас на столе карточки. Я предлагаю вам провести работу в группах. Вы должны выбрать, на какой карточке написано правильное определение басни.

Ну, прежде чем начать работу, повторим правила работы в группе.


Слайд 15

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ГРУППАХ

В дружной работе – залог успеха!

Вы команда, значит, работать должны все!

Быстро и чётко распределяйте обязанности.

Умейте выслушать товарища.

Не расстраивайтесь в случае неудачи и не ищите виновного.

Верьте: у вас всё получится!

Карточка №1. Басня - это одна из малых литературных форм. Она представляет собой небольшое по объему повествовательное произведение с небольшим количеством героев.

Карточка №2. Басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость. В баснях обычно действуют животные. В которых мы легко узнаём людей

Карточка №3. Басня - повествовательный прозаический жанр, для которого характерны краткость, острый сюжет, нейтральный стиль изложения.

Учитель: я вижу, что группы готовы. Итак, ваш ответ:

Ученик: басня – это небольшое произведение, написанное стихами или прозой, в котором высмеиваются пороки и недостатки людей – хитрость, ложь, лесть, жадность, глупость. В баснях обычно действуют животные. В которых мы легко узнаём людей.


Слайд 16


-Правильно. Басня начинается или заканчивается моралью – выводом, поучением, в котором объясняется смысл басни. На какой жанр литературы похожа басня?

О: - На сказку.

У: - Почему?

О: - Потому что животные разговаривают и действуют, как люди.

У: - Чем басня отличается от сказки?

О: - В басне всегда есть поучение или мораль, совет. В морали осуждаются глупые или плохие поступки.

Слайд 17

У: - Принято считать, что образ каждого животного у баснописца ― это аллегория (иносказание) какой-либо черты характера. Например, обезьяна, свинья ― аллегория невежества; осёл ― глупости; кот, лиса ― хитрости.

В баснях интересный короткий занимательный сюжет, где мало описаний и много диалогов. Героев обычно несколько, поэтому их легко запомнить, особенно главного, который выражает основную идею.

Слайд 18

В баснях животные и неодушевлённые предметы говорят, думают, чувствуют, как люди. Такой прием называется – олицетворение.

V. Знакомство с новым произведением и его исторической основой.

Слайд  19

-Представьте себе, что вы вышли на улицу, посмотрели на небо и увидели … тучку. Какая неприятность! Но это не простая тучка, из нее падают не капли, а слова. Давайте их прочитаем:

Слайд 20

И.С. Крылов, Волк, псарня, на

Давайте из этих слов составим тему нашего урока:

Слайд 21

 И.С. Крылов. «Волк на  псарне».

Учитель. Правильно. (Появляется солнце)

-Откроем тетради, запишем число и тему урока.


Слайд 22

Физкультминутка

На зарядку солнышко поднимает нас.
Поднимаем руки мы по команде «раз».
А над нами весело шелестит листва.
Опускаем руки мы по команде «два».
Соберем в корзинки ягоды, грибы 
Дружно наклоняемся по команде «три».
На «четыре» и на «пять».
Будем дружно мы скакать.
Ну, а по команде «шесть».
Всем за парты тихо сесть!

Гимнастика для глаз (релаксация)

Звучит музыка.

-Быстро поморгайте, закройте глаза и посидите спокойно, медленно считайте до 5.

- Прикройте глазки и вполголоса повторяйте слова за мной. «Я внимателен, я

хорошо думаю, я сосредоточен, догадлив, сообразителен, уверен в себе».

- Закройте глаза, сильно зажмурьтесь на 15-20 секунд, откройте глаза,

посмотрите вдаль, т. е. задумайтесь.

- Погладьте две внутренние точки бровей до 5 секунд, а затем надавите на них

(20-30 сек.)

- Закройте глаза: вдох – носом, выдох – шумный со звуком «ах», «ух».

-Расслабьте мышцы лица, дышите спокойно.

Слайд 23

 -Знакома ли вам иллюстрация на данном слайде?

-Вы хотите узнать, почему охотник со сворой собак прижали волка в угол?

 Наша  цель - познакомиться с новой басней И. А. Крылова  «Волк на псарне»; продолжить развитие  умения понимать иносказательный подтекст басни и её мораль.

— Хотите узнать историю создания  этой басни?

(Рассказ подготовленного ученика) Мордакова Ульяна

Слайд 24

В этом году наша страна отмечает 206 лет победы России в Отечественной войне 1812 года. Мы любим свою Родину за её героическое прошлое, за события, которыми мы гордимся. Многое пришлось повидать и пережить Крылову. Главным событием и в жизни страны, и в его собственной жизни была война с французами под предводительством Наполеона в 1812 году.

Слайд 25

В июле 1812 года Наполеон со своим войском напал на Россию. Все жители поднялись на защиту своей Родины. Вместе со всеми переживал тревогу за судьбу своего Отечества и Крылов. 

(Рассказ подготовленного ученика) Зеленская Ольга.

Слайд 26
Отгремел Бородинский бой. В деревне Фили Кутузов созвал военный совет, на котором решено было временно оставить столицу, чтобы сохранить армию от потерь. Вместе с ней уходили и московские жители. Город горел. Наполеон, сидя в горящей Москве, понял, что ему грозит гибель; он стал просить мира, но вместо переговоров Кутузов дал его войскам сражение при Тарутине. А Крылов написал по этому поводу свою знаменитую басню «Волк на псарне»


Слайд 27


- Весь народ поднялся на борьбу. Первым поэтом, увидевшим и описавшим это в своих произведениях, был И. А. Крылов.

С его басней «Волк на псарне» - написанной на историческую тему, о войне, мы сегодня познакомимся.

Слайд 28

Давайте ее послушаем.

Аудиозапись басни в исполнении актера.

Слайд 29

VI. Словарная работа

Для того чтобы вам был понятен смысл басни, я объясню слова, которые вам не знакомы.

Овчарня – помещение для овец.

Ловчий – человек, который занимался организацией охоты.

Сват – родственник (родитель одного из супругов).

Кум – крёстный отец по отношению к родителям крестника.

Псарня – помещение для собак.
Забияка – тот, кто любит затевать драки, ссоры.
Хлев – помещение для скота.

Псарь – надсмотрщик за охотничьими собаками. 

VII. Повторное чтение басни.

Эту замечательную басню мы будем читать по ролям.

(Распределение ролей)

1. Чтение «про себя»

2. Чтение басни по ролям.

- В этой басне баснописец в аллегорической форме выразил свое отношение и к событиям войны, и к конкретным участникам этих событий.

-О ком же эта басня? О каких событиях она рассказывает?

-Волк-Наполеон занял Москву.

-А кого Крылов называет Ловчим? (Кутузова)

Слайд 30

В тетрадях делается запись: Волк - Наполеон; Ловчий – Кутузов

Иванова Анна знает эту басню наизусть, давайте её послушаем.

  1. Анализ содержания по вопросам, предложенным в учебнике:


- Кто в этой басне подразумевается под псарями?

( Под псарями Крылов в басне подразумевает войска и народное ополчение, которые рвались в бой, увидев Волка, псари закрыли ворота на псарню, и тот оказался в западне)


-В чем заключается ошибка волка? Что из этого вышло? Ответ найдите в басне.

- Какие слова передают возникший на псарне переполох? Найдем их и прочитаем. Проследите за поведением Волка и объясните причину его лицемерной речи.

-Какие обещания начал давать Волк, поняв, что ему грозит гибель?

-Какое слово помогает понять, что Волк говорит неискренне?

-Как воспринял слова Ловчий?

-Что предпринял в ответ на эти слова?

- Чем закончилась попытка Волка-Наполеона заключить мир с Ловчим после того, как Волк, «думая залезть в овчарню, попал на псарню» и со всех сторон был окружён гончими?

- Найдите ответ в басне «Волк на псарне» и выразительно прочитайте.

-  Почему прав был Ловчий, не пожалев Волка?

-  Как вы думаете, почему Крылов подарил эту басню Кутузову?

Слайд 31

- Вокруг Москвы действовали партизанские отряды, которыми руководили, солдаты, местные помещики, крестьяне, такие как Герасим Курин и Василиса Кожина. Кутузов быстро оценил значение партизанской войны и стал создавать летучие кавалерийские отряды, которые наносили чувствительные удары по врагу.


- Кутузов любил эту басню, читал её офицерам, как бы подчёркивал прямую связь между собой и мудрым ловчим.

4. Работа со словами морали.

-Какова тема басни?

-Где отражена тема?

-Где находится смысл басни? (С волками иначе не делать мировой, как снявши шкуру с них долой).

-Что такое мораль? (Вывод, поучение, в котором объясняется смысл басни)

Слайд 32

-Как понимаете слова морали? (Волк – это хищник, и даже если он предлагает мирные переговоры, он всё равно остаётся хищником, которого надо уничтожать).

5. Экскурсия в картинную галерею.  

Рассмотрите иллюстрации к этой басне. Как вы считаете, соответствуют ли они характеру крыловского текста?

Слайды 33-39

Какие иллюстрации к басне вы хотели бы (могли бы) нарисовать?

6. Работа с книжной выставкой.

-Посмотрите на выставку книг.

-Что же объединяет нашу выставку?

(У всех книг один автор – И. А. Крылов)

- Как бы вы озаглавили ее?

-Нашу выставку мы так и озаглавим “Книги И.А. Крылова”

VIII.  Итог урока.

- О каком известном баснописце мы сегодня говорили?


Слайд 40


Кто не слыхал его живого слова?

Кто в жизни с ним не встретился своей?

Бессмертные творения Крылова

Мы с каждым годом любим все сильней.

М. Исаковский

- Почему Михаил Исаковский называет произведения И. А. Крылова «бессмертные творения»?

- Нравятся ли вам басни И.А. Крылова и почему?

- Какую басню И. А. Крылова мы сегодня изучали?

- Что вам понравилось на уроке?

Выставление и комментирование оценок.


Слайд 41


IX.  Домашнее задание:

Подготовить выразительное чтение наизусть басни стр. 76-77.

Нарисовать иллюстрацию к басне.


Слайд 42


Х. Рефлексия

«Собери букет»

- Ребята, как вы думаете, что необходимо для дружного сотрудничества?

Напишите свои мысли на цветочке, который лежит у вас на парте

(взаимопонимание, поддержка, умение договориться)

- Посмотрите на доске изображена ваза, с одним цветком. Мы можем сказать,

что в вазе стоит красивый, пышный букет? Почему? (потому, что 1 цветок –

это не букет)

- Давайте украсим нашу вазу цветами, на которых вы написали, что

необходимо для дружного сотрудничества.

(Дети выходят по одному к доске, приклеивают цветы)

- Посмотрите какой получился красивый букет с вашими советами.

- Молодцы!

Слайд 43

— Нарисуйте смайлик в своей тетради, который отражает ваше отношение к материалу урока.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!