Цель: познакомиться с программами поведения человека и их классификацией.
2) Воспитывать навыки коллективного труда, целеустремлённость, любознательность.
4) Развивать оперативную память.
Оборудование: таблицы, изображающие схемы слюноотделительных рефлексов.
Тип урока – комбинированный.
Методы – словесно-наглядно-практические.
Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационный момент |
Здравствуйте, ребята, садитесь. Очень рада вас видеть. Сегодня на уроке мы продолжим изучение высшей нервной деятельности человека, и выполним небольшую лабораторную работу, которая, как я уверена, покажется вам очень интересной. Давайте для начала отметим отсутствующих. | |
Актуализация изученных знаний |
Для того, чтобы приступить к изучению нового материала – нам необходимо вспомнить, о чем мы говорили на прошлом уроке. Кто принимал участие в разработке учения о высшей нервной деятельности среди наших соотечественников? | |
| Сеченов, Павлов и Ухтомский принимали участие в разработке учения о высшей нервной деятельности человека. |
Правильно. Какова роль Сеченова? | |
| Сеченова доказал, что головной мозг может как усиливать рефлексы спинного мозга, так и затормаживать их. Открытие центрального торможения принесло Сеченову всемирную известность и призвание. Так же он доказал, что высшие отделы нервной системы способны регулировать работу нижестоящих отделов. Это доказывало многоуровневую организацию работы мозга. |
А какова же тогда роль Павлова? | |
| Павлов продолжил исследования Сеченова и установил, что рефлексы могут быть разделены на 2 большие группы: условные и безусловные. Павлов считал, что выработка условных рефлексов связана с работой коры больших полушарий мозга. по его мнению, условные рефлексы возникают только при сочетании незначительного раздражителя и жизненно важными раздражениями, и эти раздражители становятся сигналами. |
Верно. А в чем состоит роль Ухтомского? | |
| Открыл доминантный очаг возбуждения мозга, или доминанту, и описал механизм ее действия. |
Молодцы, вы хорошо подготовились к сегодняшнему уроку. | |
Изучение нового материала |
Как вы уже сказали, Павлов разделил все рефлексы на две большие группы – врожденные, или безусловные, и приобретенные, или условные. Врожденные рефлексы присутствуют как у человека, так и у животных. Можно сказать, что они появились в результате эволюции, так как есть рефлексы, присущие одновременно как и животным, так и всем нам. Врожденные рефлексы являются одной из формой врожденных программ поведения человека. Такими формами также являются инстинкты и запечатления. Открываем тетради, записываем сегодняшнее число и тему «Врожденные и приобретенные программы поведения». Я предлагаю начертить в тетради таблицу «Врожденные формы поведения», состоящую из четырех колонок. Формы | Отличительные черты | Значение | Примеры | Безусловный рефлекс | Врожденные ответы на раздражения, поступающие от внешней и внутренней среды | Приспособление к постоянно-действующим факторам | Глотание, кашель, чихание, поворот головы лежащего на животе младенца в сторону при ее падении. | Как вы считаете, почему поворот головы младенца при ее падении – это безусловный рефлекс? | |
| Это спасает ребенка от возможного удушья, перекрытия дыхательных путей. |
Верно. Другой формой врожденного поведения являются инстинкты. Инстинкт | Побуждение, цепочка врожденных рефлексов, вызванная внутренними потребностями | Удовлетворение потребностей в самосохранении, продолжении рода и др. | Половые, материнские инстинкты, появление дыхания у новорожденного – расправление легких | И третья форма врожденной программы поведения – это запечатление. Его механизм был открыт австрийским ученым Конрадом Лоренцем, основателем этологии – науки о поведении животных. Запечатление | Запоминание обстановки, особей своего вида в определенный период своей жизни, следование за родителями у выводковых птиц | Препятствие для межвидовых скрещиваний, связь детеныша с родителями, приобщение к речи в раннем возрасте у человека | Следование утят за спичечным коробком и др. | Мы выяснили, какие бывают врожденные программы поведения. А какие же программы поведения приобретаются в течении жизни? Давайте начертим точно такую же таблицу, но назовем ее «Приобретенные формы поведения». И первой формой будет условный рефлекс. Формы | Отличительные черты | Значение | Примеры | Условный рефлекс | Образование временных связей в коре больших полушарий мозга вследствие сочетания сигнального раздражителя с жизненно важным раздражителем | Опережающая реакция на жизненно важный раздражитель при появлении ранее выявленного сигнала | Слюноотделение на свет лампочки, который является сигналом к подаче пищи | Условный рефлекс – это самая простая приобретенная поведенческая программа. Более сложной формой индивидуального поведения является рассудочная деятельность. Рассудочная деятельность | Спонтанное появление временных связей между выработанными навыками и новыми потребностями | Использование уже имеющегося опыта для решения новых задач. Мышление животных и прообраз мышления человека | Собака, выдрессированная служить за еду, использует этот навык для выпрашивания прогулки | Еще более сложной формой приобретенной поведенческой программы является динамический стереотип. Динамический стереотип | Объединение условных рефлексов в единую цепочку. В процессе жизни может измениться или исчезнуть | Формирование навыков и привычек, ведущих к удовлетворению потребностей. Могут быть как положительными, так и отрицательными | Навык письма, привычка чистить зубы, насвистывание во время работы, курение, навык катания на коньках и др. | | |
Лабораторная работа |
Чтобы проследить, как формируется динамический стереотип, попробуем его изменить. Для этого сейчас мы проведем с вами небольшую лабораторную работу, которая называется «Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и образования нового динамического стереотипа», описание которой дано на страницах 276-277 учебника. Для выполнения работы нам потребуется ручка, лист бумаги и секундомер. Для начала засечем, сколько времени потребуется на обычное написание слова «психология». А потом попробуем написать это же слово, только в его зеркальном отражении, в десятикратной повторности. При каждой попытке засекаем время. Результаты нашей лабораторной оформим в виде графика, по оси Х будем отмечать номер попытки, по оси У – время в секундах для каждой попытки. Проанализируйте график по образцу, представленному на странице 278, и сделайте выводы. | |
Закрепление изученных знаний |
Какие формы поведения могут быть отнесены к врожденным? | |
| Безусловные рефлексы, инстинкты и запечатление |
Какие формы поведения могут быть отнесены к приобретенным? | |
| Условные рефлексы, рассудочная деятельность и динамические стереотипы |
Домашнее задание |
Открываем дневники и записываем задание на дом. Параграф 54, письменно ответить на вопросы после параграфа | |