СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по биологии в 7 классе на тему: «Размножение и развитие покрытосеменных растений»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии в 7 классе на тему: «Размножение и развитие покрытосеменных растений»»




МКОУ «Нижнемулебкинская СОШ»



Открытый урок в 7-ом классе

на тему:

«Размножение и развитие покрытосеменных растений»



Саидова А.А.

Нижнемулебки



Конспект урока по биологии в 7 классе на тему: «Размножение и развитие покрытосеменных растений»



Цель: рассмотреть строение и функции цветка, как органа размножения растений, значение плодов для расселения растений.

Задачи:

1. Образовательная: продолжить формирование умений наблюдать, анализировать, обобщать и делать выводы о более высокой организации покрытосеменных, о роли цветка, как органа размножения.

2. Развивающая: развивать умения и навыки работы в группах.

3. Воспитательная: воспитывать доброжелательность, культуру общения и хорошее отношение к цветам.


Место урока: второй урок темы «Отдел Покрытосеменные растения»


Тип урока: комбинированный.


Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический, программированный.


Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, групповая.


Оборудование: мультимедийное оборудование, презентационный материал, гербарии одно- и двудольных растений, учебники.


Межпредметные связи: география.


Список литературных источников: Н.И. Сонин, В.Б. Захаров «Биология. Многообразие живых органихмов»

Биология. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина/ авт.-сост. М.В. Высоцкая.- Волгоград: Учитель, 2008.- 447с; http://www.zoodrug.ru/topic1817.html










План урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Ресурсы

Этап 1. Организационный (1 мин.)

Здравствуйте ребята! Давайте поприветствуем друг друга улыбкой и пожелаем удачи.

На столах у вас лежат бланки, куда вы будете вписывать баллы, заработанные на уроке.

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Личностные

(смыслообразование)

Регулятивные (оценка, саморегуляция)



Этап 2. Проверка домашнего задания (7 мин.)

А сейчас давайте проверим, что вы усвоили на прошлом уроке.

Посмотрите на СЛАЙД 3, в тетрадках напишите части цветка, обозначенные цифрами.

Написали?

Поменяйтесь тетрадками. Давайте вместе проверим. Я буду показывать правильные ответы, а вы исправляйте, если неправильно. Поставьте оценку. Нет ошибок – «5», 1-2 ошибки – «4», 3 ошибки – «3». Впишите баллы в бланки.

Теперь необходимо разделиться на 2 группы. Группа, которая выполнит быстрее и правильно задания получит 5 баллов. На эти задания у вас 5 мин.

Задания:

I группа: необходимо зарисовать схему образования годичных колец древесных покрытосеменных. Дать характеристику.

II группа: дайте характеристику проводящей системы покрытосеменных. Зарисовать проводящие элементы (сосуды и трахеиды).

А теперь оцените на сколько верно вы выполнили задание. Откройте учебник на с. 76. Поставьте баллы себе в бланки.



1 — цветоножка;

2 — цветоложе;

3 — околоцветник;

4 — чашелистики;

5 — лепестки;

6 — тычинки

(а — пыльник,

б — тычиночная нить);

7 — пестик

(в — рыльце,

г — столбик,

д — завязь.).



Работают в группах.




Регулятивные

(оценка, саморегуляция)


Коммуникативные (взаимоконтроль по ходу выполнения заданий)








Познавательные (поиск и выделение необходимой информации и структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков)

Регулятивные

(оценка, саморегуляция)




Презентация











Этап 3. Актуализация субъектного опыта (2 мин)

Создание проблемной ситуации.

Что определяет эволюционное значение покрытосеменных?

Что является органом полового размножения покрытосеменных?


Семяпочка защищена от неблагоприятных воздействий завязью.

Цветок (пестик и тычинки).

Познавательные

( анализ объектов с целью выделения признаков)




Этап 4. Этап изучения новых знаний и способов деятельности (25 мин)

Так как же мы назовём сегодняшний урок?

Запишите её себе в тетрадь. СЛАЙД 1


Давайте определим, какие задачи мы должны решить сегодня на уроке. СЛАЙД 2






Изучение нового материала

Особенность размножения покрытосеменных (или цветковых) растений— образование цветка как специализированного органа, приспособленного к половому размножению СЛАЙД 4. Внешняя часть цветка состоит из околоцветника, обычно в виде лепестков и чашелистиков. Но главную часть цветка составляют находящиеся в его центре пестик (или пестики) и тычинки, расположенные вокруг пестика. Тычинки состоят из тычиночных нитей и пыльников, а пестик— из одного или нескольких сросшихся между собой завернутыми внутрь краями плодолистиков. В образующейся при этом срастании полости скрыты расположенные обычно по краям плодолистиков одна или несколько семяпочек.

В нижней части пестик расширен. Это завязь. Кверху пестик утончается и образует столбик, который заканчивается по-разному устроенным рыльцем, служащим для улавливания и восприятия пыльцы. Плодолистики затем изменяются и принимают большое участие в образовании плода.

Как и у голосеменных, здесь центральную часть семяпочки занимает однородная ткань из живых клеток — нуцеллус. С внешней стороны нуцеллус прикрыт двумя, реже одним покровом. Наверху покровы не смыкаются. Здесь имеется отверстие— пыльцевход. Вскоре после образования нуцеллуса одна из его верхних клеток путем редукционного деления образует четыре споры. Одна из них сильно разрастается и приступает к делению, в результате образуется женский заросток — зародышевый мешок. Остальные три споры отмирают.

СЛАЙД 8

Женский заросток у покрытосеменных еще более упрощен по сравнению с голосеменными и состоит всего из 8 клеток. Образуется он так. Ядро споры делится на два. Расходясь к полюсам зародышевого мешка, они снова двукратно делятся. Теперь на полюсах уже по четыре ядра. Вскоре от каждой из этих четверок по направлению к центру мешка отделяется по одному ядру. Это полярные ядра. Здесь они сближаются, затем, сливаясь, образуют вторичное (центральное) ядро зародышевого мешка.

Ядра, оставшиеся на полюсах, облекаются цитоплазмой. Образуется по три клетки на каждом из полюсов. Противоположные от семявхода клетки называются антиподами. Три клетки, расположенные близ верхнего конца зародышевого мешка, не одинаковы. Средняя из них представляет собой яйцеклетку, а расположенные по бокам возле нее две меньшие клетки называются вспомогательными. Середина зародышевого мешка заполнена цитоплазмой и вакуолями с вторичным ядром в центре.

В пыльнике тычинки, в каждом из четырех его гнезд образуются споры (пылинки). Они происходят из особых материнских клеток пыльцы в результате редукционного деления их. Содержимое пылинки состоит из крупного ядра и цитоплазмы СЛАЙД 5. Пылинка окружена двумя оболочками: внутренней и внешней. Во внешней оболочке имеются отверстия или утонченные места. Еще в гнезде пыльника в каждой пылинке начинается формирование мужского заростка. Он еще более упрощен в сравнении с голосеменными. Ядро пылинки делится, и образуются две клетки: более крупная — вегетативная и более мелкая — генеративная. После этого пыльник вскрывается, пыльца из него высыпается и с помощью ветра, насекомых или воды, а у некоторых тропических растений при помощи птиц попадает на рыльце пестика. Этот процесс называется опылением.

Скажите пожалуйста, а как происходит опыление цветковых?

Давайте посмотрим на экран.

Около 10% цветковых растений опыляется ветром. Цветки ветроопыляемых растений невзрачны. Они имеют околоцветник в виде пленок, чешуек; нередко он совсем отсутствует, например у злаков, осок, дуба, березы, осины, ольхи. Пыльца этих растений очень мелкая, с гладкой наружной оболочкой. Пыльцы образуется очень много, ведь ветер — ненадежный опылитель. Лишь небольшая часть пылинок попадает на рыльце пестика.

Какие способы опыления вы знаете?

Давайте посмотрим на экран.

Большинство цветковых растений опыляется насекомыми: пчелами, осами, шмелями, бабочками, мухами. Насекомые посещают цветки из-за сладкого сока (нектара), который выделяется особыми нектарными желёзками, расположенными на лепестках, тычинках или на цветоложе. Венчики цветков насекомоопыляемых растений ярко окрашены и хорошо заметны издали. Пыльца у них более крупная, наружная оболочка пылинок имеет выросты в виде шипов, бугорков, и потому пыльца легко задерживается на рыльце пестика.

Очень важно, чтобы пыльца не попадала на рыльце того же цветка. В случае самоопыления, как заметил еще Ч. Дарвин, получается более слабое потомство. СЛАЙД 6 У растений имеются различные приспособления, обеспечивающие перекрестное опыление, при котором пыльца попадает на рыльце другого цветка. СЛАЙД 7 Так, у ветроопыляемых растений цветки большей частью раздельнополые: одни цветки содержат только тычинки (тычиночные цветки), другие — только пестики (пестичные цветки). У насекомоопыляемых растений цветки, как правило, обоеполые, имеющие тычинки и пестики. Очень часто тычинки созревают и начинают высыпать пыльцу значительно раньше, чем полностью сформируется пестик. У многих растений пестики созревают раньше тычинок. У некоторых растений, например у примулы,медуницы, незабудки, тычинки и пестики не одинаковы по длине. Наиболее здоровое и сильное потомство вырастает из семян, образовавшихся в результате перенесения пыльцы из цветков с длинными тычинками на рыльце пестиков с длинными столбиками.

Попавшая на рыльце пестика пыльца прорастает СЛАЙД 4. Вегетативная клетка, находящаяся внутри пылинки, разрастается и вытягивается в пыльцевую трубку, которая выходит через отверстие во внешней оболочке пылинки и продвигается в виде тонкой нити сквозь рыхлую ткань рыльца и стенок пестика к семяпочке. Через пыльцевход она направляется к зародышевому мешку.

Во время роста пыльцевой трубки в нее проникает генеративная клетка. Здесь она делится и образует две мужские гаметы (спермин). Достигнув зародышевого мешка, пыльцевая трубка, в которой находятся вегетативное ядро и два спермии, лопается, и содержимое ее изливается в зародышевый мешок СЛАЙД 4, 7, 8 Один из спермиев сливается с яйцеклеткой. Образуется зигота. Второй спермий направляется в середину зародышевого мешка и сливается там со вторичным ядром. Происходит так называемое двойное оплодотворение, составляющее особенность цветковых растений. Честь его открытия в конце XIX столетия принадлежит нашему русскому ученому С. Г. Навашину.

Оплодотворенное вторичное ядро начинает быстро делиться. В результате зародышевый мешок заполняется массой клеток, содержащих питательные вещества (крахмал, масло). Эту используемую для питания зародыша ткань называют эндоспермом. Оплодотворенная яйцеклетка — зигота начинает расти и делиться,в результате чего формируется зародыш, представляющий собой маленькое растение, состоящее из семядолей (двух или одной), подсемядольного колена и корня. СЛАЙД 8.

Семяпочка тем временем превращается в семя, ее покровы твердеют и образуют кожуру семени СЛАЙД 9. Стенки завязи (плодолистики) разрастаются, становятся сочными или твердыми, кожистыми или деревянистыми. Теперь завязь превращается в плод, надежно защищающий семена. Богатая питательными веществами оболочка плодов привлекает разнообразных потребителей, которые также способствуют расселению семян (у одних видов они цепляются за шерсть и перья, у других только мякоть плодов переваривается в желудке, а семена не теряют всхожести после прохождения через пищеварительный тракт животных). Если плод не съеден животными, его биомасса обеспечивает оптимальные условия для прорастания семени благодаря влажности и наличию необходимых проростку питательных веществ.

Плоды разносятся животными или ветром, и после разрушения стенок (околоплодника) семена освобождаются. Семя в благоприятных условиях прорастает и дает новое бесполое поколение цветкового растения. Таким образом, в цикле развития покрытосеменных растений также преобладает бесполое поколение. Давайте попробуем назвать этапы цикла развития покрытосеменных. СЛАЙД 10-11

Как мы уже знаем, низшим растениям, а также мхам и папоротникообразным для полового процесса необходима вода, в которой сперматозоиды активно движутся к яйцеклеткам. Эти растения произрастают или в воде (водоросли), или во влажных, тенистых местах (мхи, папоротники, хвощи, плауны). Половой процесс у семенных и особенно у цветковых растений не связан с водой, недостаток которой так остро ощущается при жизни на суше. Мужские гаметы (спермии) у них доставляются к яйцеклеткам при помощи пыльцевой трубки. Кроме того, семя надежно защищает зародыш. Благодаря этим особенностям семенные и особенно покрытосеменные растения смогли завоевать сушу. Они в настоящее время господствуют на Земле.

СЛАЙД 12

Для условного выражения строения цветков применяют формулы. На с. 82-83 учебника приводятся формулы и диаграммы цветков у видов из разных семейств. Заглавные буквы формул означают: О – околоцветники, Ч – чашелистники, Л – лепестки, Т – тычинки, П – пестики. Мелкие цифры после больших букв указывают на число каждого из элементов цветка. Например, цветок паслёна черного (с. 83) состоит из 5 чашелистников (возможно их срастание, на что указывают скобки), 5 лепестков (возможно их срастание, на что указывают скобки), 5 тычинок и 1 пестика.

Для составления формулы цветка используют следующие обозначения: (запишите их себе в тетрадь)

СЛАЙД 13

Строение цветка можно выразить не только формулой, но и диаграммой – схематическим изображение цветка на плоскость, перпендикулярную к оси цветка.


Тема сегодняшнего урока: «Размножение и развитие покрытосеменных растений»

Записывают тему урока в тетрадь.

1.Познакомиться с особенностями развития и размножения покрытосеменных растений;

2. Определить значение двойного оплодотворения;

3. Изучить органы размножения цветковых растений.







Смотрят презентацию






















Слушают рассказ учителя














Смотрят слайд


































Смотрят слайд
















Пыльца попадает на рыльце пестика,, потом прорастает, образуется завязь.

Смотрят видеосюжет












Самоопыление, опыление насекомыми, опыление ветром.


















Смотрят слайд




Смотрят слайд





















Смотрят слайд
















Смотрят слайд





















Смотрят слайд




Смотрят слайд




























Смотрят на слайд и записывают обозначения в тетрадь.




































Записывают в тетрадь





Записывают в тетрадь


Коммуникативные

(сотрудничество в поиске и сборе информации)


Познавательные

(постановка и решение проблемы, логические универсальные действия)










Регулятивные

( формирование умения слушать собеседника, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве)


















Регулятивные

( формирование умения слушать собеседника, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве)






























































Регулятивные

( формирование умения слушать собеседника, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве)








Регулятивные

( формирование умения слушать собеседника, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве)
























































Познавательные

( анализ объектов с целью выделения признаков)



















































Регулятивные

( формирование умения слушать собеседника, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве)
















Регулятивные

( формирование умения слушать собеседника, проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве)
















Познавательные

( анализ объектов с целью выделения признаков)



Учебник


Презентация


Презентация













Презентация




































Презентация


































Презентация


















Видеосюжет














Видеосюжет

















Презентация



Презентация






















Презентация
















Презентация





















Презентация




Презентация




























Презентация




















Презентация




















Презентация



Этап 5.Первичная проверка понимания изученного материала (2 мин.)

Итак какой вывод вы можете сделать о значении полового размножения покрытосеменных растений?





Отличительной особенностью покрытосеменных является наличие у них цветков (что отражено во втором названии отдела) и плодов. Важно, что появление цветков, огромное разнообразие их структур и окраски обеспечивают перекрестное опыление и тем самым способствуют повышению эффективности полового размножения цветковых растений, в т.ч. с помощью насекомых-опылителей.

Познавательные (поиск и выделение необходимой информации и структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков)





Этап 6. Закрепление изученного материала (3 мин.)

Предлагаю работать по вариантам.

Первый вариант записывает формулу цветка по предложенному гербарному материалу (Семейства бобовые, розоцветные, паслёновые, лилейные), а второй по диаграмме.

По выполнению обменяться тетрадками и проверить.

Давайте поставим оценки друг другу за работу.

Работают по вариантам.








Познавательные

( анализ объектов с целью выделения признаков)


Коммуникативные

(планирование учебного сотрудничества и способов взаимодействия)


Гербарий,

Карточки с диаграммами






Этап 7. Информация о домашнем задании (1 мин.)

СЛАЙД 15

Прочитать учебник с. 77-79;

Выучить жизненный цикл развития цветковых растений.

Составить кроссворд по теме: «Размножение покрытосеменных»

Одному из учащихся подготовить доклад на тему: «Систематика покрытосеменных»

Ученики записывают домашнее задание

Регулятивные (оценка, саморегуляция)

Презентация

Учебник

Этап 8. Подведение итогов учебного занятия (2 мин.)

Анализирует работу класса, групп, нацеливает на формулирование выводов по уроку.

Выставляет оценки.

Делают вывод об эволюционном значении размножения покрытосеменных.

Отличительной особенностью покрытосеменных является наличие у них цветков (что отражено во втором названии отдела) и плодов. Важно, что появление цветков, огромное разнообразие их структур и окраски обеспечивают перекрестное опыление и тем самым способствуют повышению эффективности полового размножения цветковых растений, в т.ч. с помощью насекомых-опылителей.

Регулятивные (оценка, саморегуляция)

Познавательные (общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия)


Этап 9. Рефлексия (2 мин.)

Учитель инициирует рефлексию (метод пяти пальцев)

На листе бумаги обводят левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать свое мнение.

М (мизинец) - мыслительный процесс: какие знания я сегодня получил

Б (безымянный) - близость цели: что я сегодня сделал и чего достиг

С (средний) - состояние духа: каким было у меня сегодня настроение

У (указательный) – услуга, помощь: чем я сегодня помог другим, чем порадовал или чему способствовал

Б (большой) – бодрость, физическая форма: каким было моё самочувствие

Учитель благодарит за урок.


На листе бумаги обводят левую руку, вписывают своё мнение по каждой позиции

Регулятивные (оценка, саморегуляция)













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!