СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по биологии "Обменные процессы в организме"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии "Обменные процессы в организме"»

Тема урока: Обменные процессы в организме


Тип урока: Изучение и первичное закрепление знаний.

Цель урока: сформировать понятия процессов обмена веществ и превращения энергии как основу жизнедеятельности организма.

Задачи:

1) развивать понятия «обмен веществ», «нейрогуморальная регуляция», сформировать знания о сущности пластического и энергетического обмена, их взаимосвязи, этапах обмена веществ;

2) совершенствовать умения выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи;

3) осуществлять гигиеническое воспитание учащихся.

Оборудование: электронная презентация, ПК, мультимедиа-проектор, экран, таблицы «Клетка», «Органы пищеварения», «Система органов дыхания», «Схема кровообращения», «Кожа», «Мочевыделительная система», модель головного мозга.


Ход урока


  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового материала.

  1. Обмен веществ – основное свойство живых организмов. Пластический обмен и энергетический обмен – две стороны единого процесса. За счет пластического обмена происходит рост, деление и развитие каждой клетки и всего организма в целом. За счет энергетического обмена добывается энергия, необходимая для создания новых веществ путем распада и окисления части органических веществ, поступающих в клетку. (Беседа, заполнение в тетрадях схемы по слайдам презентации «Взаимосвязь пластического и энергетического обмена веществ»).
















Схема 1. Взаимосвязь пластического и энергетического обмена веществ


  1. Обмен органических веществ. На заключительной стадии обмена жиров и углеводов образуются углекислый газ и вода, а на заключительной стадии обмена белков, кроме углекислого газа и воды образуются аммиак и мочевина, которые попадая в кровь выводятся из организма легкими и почками. (Беседа, заполнение в тетрадях схем по слайдам презентации «Обмен белков», «Обмен углеводов», «Обмен жиров»).














Схема 2. Обмен белков












Схема 3. Обмен углеводов












Схема 4. Обмен жиров


  1. Превращение органических веществ в организме. При нехватке жиров и углеводов белки могут пополнить дефицит организма в этих веществах, жиры и углеводы могут заменять друг друга, а белки они заменить не могут. (Беседа, заполнение в тетрадях схем по слайду презентации «Превращение органических веществ в организме»).








Схема 5. Превращение органических веществ в организме


  1. Превращение энергии в организме. Химическая энергия превращается в электрическую, механическую и энергию химических связей новых органических соединений, которая превращается в тепловую энергию. Тепловая энергия превращается в электрическую и механическую. (Рассказ учителя с элементами беседы, заполнение в тетрадях схем по слайду презентации «Превращение энергии в организме»).













Схема 6. Превращение энергии в организме


  1. Обмен неорганических веществ и его значение для организма. Углекислый газ выводится из организма легкими, вода – через кожу, почки и легкие, аммиак и мочевина – почками. (Беседа).

  2. Нейрогуморальная регуляция обмена веществ в организме. Нервную регуляцию обмена веществ в организме осуществляет промежуточный мозг. Гуморальная регуляция обмена веществ осуществляется с помощью гормонов щитовидной железы, надпочечников и поджелудочной железы. (Рассказ учителя с элементами беседы, заполнение в тетрадях схемы «Регуляция обмена веществ»).











Схема 7. Регуляция обмена веществ


  1. Закрепление знаний.

  1. Работа с биологическими терминами.

  2. Фронтальная беседа по вопросам:

  1. Почему обмен веществ называют основой жизни?

  2. В чем заключается взаимосвязь между пластическим и энергетическим обменом?

  3. Как можно обосновать положение, что все живые существа «работают» на солнечной энергии?

  4. Каковы механизмы регуляции обмена веществ?

  5. Почему во время роста необходимо большое количество белков в рационе?

  6. Почему людям необходима пища как животного, так и растительного происхождения?

  7. Докажите, что в организме человека энергия не возникает и не исчезает, а только видоизменяется.

  1. Задание на дом: п. 35.

Подготовить сообщение об истории открытия витаминов (по желанию учащихся).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!