СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по биологии на тему "Многообразие земноводных" (7 класс)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии на тему "Многообразие земноводных" (7 класс)»

Многообразие земноводных, роль в природе и жизни человека.

Цель урока:формировать представление о многообразии земноводных;

- выяснить значение земноводных в природе и жизни человека.

Ход урока

1. Организационный момент. Введение в тему урока. Слайд №1, 2.

2. Активизация познавательной деятельности учащихся.

Учитель: Сегодня на уроке мы должны познакомиться с многообразием земноводных, вы узнаете насколько богат мир этих животных, а также выясним роль земноводных в природе и жизни человека.

- Какой класс позвоночных животных мы изучаем? (Класс земноводные)

- К какому типу он относится? (К типу хордовые)

- Почему их относят к типу хордовые? (Учащиеся называют признаки хордовых)

Учитель: Эти животные особенные. Особенность этих животных заключена уже в самом названии класса.

- В чем же эта особенность? (Обитатели наземной и водной среды)

Второе название этих животных “амфибии”. Это название было предложено шведским ученным К.Линнеем в 18 веке; в переводе с греческого языка означает “две жизни”. Эти животные получили такое название, потому что часть своей жизни они проводят в воде, а часть – на суше.

- А какими признаками обладают эти животные?

Давайте выполним задание: из предложенного списка признаков выберите признаки, характерные для класса земноводные. Работа по слайду №3.

1. Постоянная температура тела.

2. Температура тела зависит от температуры окружающей среды.

3. Обитают в воде.

4. Обитают на суше и в воде.

5. Имеют 2 круга кровообращения.

6. Дыхание жаберное.

7. Один круг кровообращения.

8. Сердце 2-х камерное.

9. Дыхание легочное и кожное.

10. Сердце 3-х камерное.

11. Кожа сухая, покрыта роговыми чешуйками.

12. Кожа влажная, покрыта слизью.

13. Развитие происходит без превращения.

14. Развитие с метаморфозом.

Теперь давайте проверим, правильно ли вы выбрали признаки земноводных. Идет работа со слайдом № 4

Учитель: Класс земноводные насчитывает около 2400 видов животных. Они объединены в 3 отряда: Хвостатые, Бесхвостые и Безногие.

3. Вызов.

- А теперь давайте попытаемся ответить на вопросы: Слайд №5

1. Кто такие червяги? Где они обитают?

2. Почему червяги “насиживают” свои яйца?

3. Что такое батрахология?

4. Кто такие жерлянки? Почему хищники не трогают жерлянок?

5. Что такое паротиды?

6. Как квакши передвигаются по ветвям и листьям деревьев?

7. Как отличить тритонов от ящериц?

8. Какой образ жизни ведут тритоны?

9. Зачем тритонам большой кожистый гребень вдоль спины и хвоста?

10. Почему тритоны часто голодают?

11. Что такое неотения?

Учитель: Сейчас мы с вами не можем ответить на все эти вопросы. Как вы думаете почему? Правильно, нам не хватает информации.

Чтобы ответить на все эти вопросы, обратимся к тексту параграфа и дополнительным текстам, которые лежат у вас на столах.

4. Изучение нового материала (осмысление).

Текст параграфа №13 разобьем на отрывки для самообучения.

Учащиеся садятся в группы по 5 человек (это рабочие группы). Каждая группа работает с определенным текстом параграфа и дополнительными текстами.

1 группа: Отряд Хвостатые

2 группа: Отряд Безногие

3 группа: Отряд Бесхвостые

4 группа: “Лягушкины рекорды”

Алгоритм действий учащихся в группах:

1. Каждый учащийся в группе читает текст параграфа.

2. Все вместе учащиеся группы составляют опорный конспект в виде кластера, таблицы, схемы, рисунка, записи отдельных ключевых слов фиксируют главные понятия. Учащиеся работают 15-20 минут.

Этот конспект выполняют на листе ватмана (1 ученик), все остальные – у себя в рабочих тетрадях.

3. Группа выбирает 1 ученика “эксперта” или “специалиста”, который будет выступать со своей презентацией у доски.

4. “Презентация” каждой группы у доски.

Остальные учащиеся могут дополнять ответ “эксперта”.

Этап урока – презентация всех групп у доски

Выходят от каждой группы “специалисты”, вывешивают на доске свои презентационные листы; идет рассказ учащихся новой темы.

Все остальные учащиеся во время презентации делают в своих тетрадях эти опорные конспекты.

По окончании презентаций у всех учащихся в тетрадях должно быть 4 опорных конспекта:

1 конспект “свой”, а 3 - остальных групп.

После окончания презентации каждой группы класс просматривает слайды презентации.

1 группа “Отряд Безногие” Слайд № 8, 9, 10.

2 группа “Отряд Бесхвостые” Слайд №11, 12, 13

3 группа “Отряд Хвостатые” Слайд № 14, 15, 16.

4 группа “Лягушкины рекорды” Слайд № 17, 18, 19, 20, 21, 22.

Учитель: А теперь давайте выясним роль земноводных в природе и жизни человека. Выскажите свои точки зрения по этому вопросу. Предполагаемые ответы учащихся.

1. Земноводные служат пищей для многих животных и человека.

2. Слизь кожных выделений земноводных содержит ядовитые вещества; их используют охотники и медики.

3. Лягушек используют домохозяйки для хранения молока, чтобы оно не прокисло в теплом помещении.

4. Земноводные служат объектом для науки, классическими подопытными животными.

5. Многих представителей земноводных содержат в аквариумах и террариумах – для красоты.

Слайд № 23.

Учитель: Среди добычи земноводных немало насекомых, вредителей садов, огородов, парков. Поедают они и различных переносчиков и промежуточных хозяев паразитов: комаров, москитов, оводов, слепней и их личинок, а также моллюсков. Земноводные гораздо больше, чем птицы, поедают насекомых с неприятным запахом и вкусом, а также обладающих покровительственной окраской. Поэтому эти животные подлежат охране. В настоящее время численность земноводных сокращается. Более 260 видов этих животных занесены в Международную Красную книгу, 9 видов – в Красную книгу России, 3 вида в Красную книгу Подмосковья. Давайте посмотрим на этих животных. Слайд № 24

Учитель: Благодарное человечество поставило лягушке 2 памятника – в Париже и Токио.

До сегодняшнего дня в мире существовали только “грустные” памятники лягушкам – жертв медицинских опытов. Еще в 19 веке на территории парижского университета был установлен памятник “ее величеству квакушке”.

Так французские студенты и ученые выразили ей свое почтение и извинились за то, что она часто используется ими во время опытов. В Японии памятник лягушке сооружен на средства студентов местного университета, в честь миллионной лягушки, использованной для изучения медицины.

Давайте посмотрим, какие памятники лягушкам создал человек. Слайд № 25.

Стадия рефлексии

Учитель: А теперь снова попытаемся ответить на вопросы, которые задавались вам вначале урока.

Идет работа по вопросам. Учащиеся теперь легко отвечают на эти вопросы. Для закрепления нового материала учащимся предлагается составить синквейн по теме “Земноводные”. Работа в группах, каждая группа составляет свой синквейн.

Правила составления синквейна. Слайд № 26

1. Название темы: имя существительное.

2. Описание: 2 прилагательных.

3. Действие: 3 глагола.

4. Чувство: фраза из 4 слов; предложение.

5. Синоним: 1 слово, которое повторяет суть темы.

Идет обсуждение синквейнов каждой группы, выбираются наиболее удачные.

Затем учащиеся сравнивают свои составленные синквейны с синквейном составленным учителем. Слайд № 27.

1. Земноводные.

2. Голые, влажные.

3. Прыгают, квакают, плавают.

4. Земноводные – первые наземные животные.

5. Амфибии.

Для закрепления нового материала выполним следующие задания.

Игра “Третий лишний”. Слайд №28

Кроссворд “А знаете ли вы?” Слайд № 29

В клетках нужно вписать названия тех земноводных, которые заканчиваются буквой “А”

Ответы: 1. Жаба; 2 Квакша; 3. Лягушка; 4. Жерлянка; 5. Саламандра.

Головоломка “Составить слова”. Слайд № 30

Дано несколько слов. Из букв, входящих в эти слова нужно составить новые слова – названия земноводных животных или их личинок.

Я

ШАГ

ЛУК

КОЛ

ИВА

СТОГ

РАНА

САД

МАЛ

САЛЬТО

КОЛ


ЖАР

ЯК

ЛЕН

ВАШ

КАК


Ответы учащихся:

1. лягушка

2. головастик

3. саламандра

4. аксолотль

5. жерлянка

6. квакша

Подведение итогов урока. Выставление оценок.

Домашнее задание: параграф №13, конспекты, составить кроссворд “Многообразие земноводных”.


Приложение №1.

Текст 1

«Отряд Безногие земноводные»


Самые примитивные и загадочные амфибии — отряд безногих земноводных, или червяг — больше всего по своему внешнему виду напоминают червей, но внутреннее их строение и история развития, несомненно, указывают на родство с амфибиями. Этот отряд объединяет около 200 видов животных. Живут они в тропических лесах Америки, Африки и Азии.

Поверхность их удлиненного червеобразного тела разделена кольцевыми перехватами, число которых достигает 400. Они имеют голую кожу, которая богата железами. Ног и хвоста у них нет и ведут они, практически все, подземный образ жизни, прокладывая ходы во влажной тропической почве. В связи с этим они ничего не слышат и не видят. Но, как приспособление к подземной жизни, у них сильно развито обоняние и осязание. На голове червяг есть маленькое щупальце, помещающееся в специальной кожной ямке. Внутри ямки открывается проток глазной железы, которую раньше ошибочно считали ядовитой. Червяги постоянно высовывают щупальце из ямки, как ящерицы язык, — это их орган осязания и обоняния. Некоторые поселяются в термитниках и муравейниках и кормятся обитателями этих построек.

Очевидно, в связи с подземным существованием у червяг развилось и внутреннее оплодотворение.

Развитие червяг происходит точно так же, как и других земноводных, но очень быстро. Большинство червяг откладывает яйца во влажную землю. Из крупных, богатых желтком яиц вылупляются хорошо развитые личинки, которые постепенно теряют жабры и переходят к легочному дыханию. У некоторых червяг рождаются живые детеныши, а у большинства почти весь цикл развития совершается еще в яйцевой оболочке, так что пребывание личинки в воде продолжается очень недолго, после чего животное выходит на сушу, и вскоре здесь же превращается во взрослую особь и переходит к жизни на земле. Многие червяги оберегают кладки яиц, иногда и личинок, обвиваясь вокруг них. Обильные выделения кожных желез взрослых предохраняют яйца и личинок от высыхания. Большинство взрослых червяг не способно жить в воде и, попав в нее, тонет. Водные виды живородящи: их эмбрионы развиваются из 5-8 крупных яиц.

Кольчатая червяга достигает в длину около 40 см, а настоящая червяга — 70 см, но значительно тоньше. Оба вида живут в тропической части Южной Америки. Вследствие своего сходства со змеями червяги пользуются у туземцев плохой репутацией, и их считают страшно ядовитыми. Интересно, что некоторые червяги «насиживают» свои яйца. Мать обвивается кольцами вокруг отложенных яиц и остается в таком положении в течение нескольких дней. Впрочем, при этом главную роль играет не согревание, а лишь увлажнение яиц, которые всасывают слизистые выделения тела матери и сильно разбухают.

Слепые червяги отличаются от настоящих червяг тем, что имеют щупальца около губ и ноздрей. Из них наиболее известна цейлонская червяга до 38 см длиной.



Текст 2

«Отряд Бесхвостые»


Отряд Бесхвостые наиболее многочисленный, к нему относится более 2000 видов, среди которых известны лягушки, жабы, квакши, жерлянки.

Семейство настоящие лягушки включает около 400 видов.

Часть видов обитает в сырых местах и с водой связаны только в период размножения (в фауне России к ним относятся бурые лягушки: (остромордая и травяная), другие ведут преимущественно водный образ жизни (озерная, прудовая). Питаются главным образом летающими насекомыми; крупные особи хватают и мелких позвоночных - молодь рыб, небольших лягушек и головастиков.

Древние бесхвостые земноводные жерлянки похожи на небольших жаб, но отличаются от них отсутствием барабанных перепонок и треугольными зрачками глаз. Язык жерлянок несвободно выбрасывающийся, а дискообразный, прикрепленный всей своей поверхностью к нижней части ротовой полости. В пресных водах нашей страны водятся краснобрюхая, желтобрюхая и дальневосточная жерлянки. Тело жерлянки обычно окрашено в тон дна водоема, в котором она обитает. Сверху кожа жерлянок светло-серая, буроватая или черная, а на животе оранжевая, красная или желтая. Такой яркой окраской животное предупреждает врагов, что оно ядовито, в пищу не годится и трогать его нельзя. В случае опасности жерлянка переворачивается на спину и начинает выгибаться, устрашая преследователя.

Довольно надежное средство защиты у жерлянок — кожные ядовитые железы. Их яд распространяет едкий запах, вызывающий слезотечение, а при попадании на царапины — жжение и боль. В слизи, выделяемой кожными железами, содержится ядовитый секрет фринолецин, вызывающий при попадании на слизистую рта острое жжение, обычно жерлянок не трогают.

Какой-либо хищник, раз попробовав на вкус жерлянку, больше не решится ее трогать. Однако такая ядовитая защита не абсолютно ограждает жерлянку от опасностей, и она иногда становится добычей ужа, малой выпи, цапли, кваквы и некоторых других животных. Икрометание у жерлянок происходит в течение почти всего лета. Самки откладывают от 80 до 200 икринок (иногда до 300). Но, если икра выметывается в пересыхающий водоем, головастики жерлянок гибнут. Зимуют жерлянки на суше в норах полевок, песчаных ямах и других укрытиях.

Жерлянки любят мелкие водоемы: ямы, канавы, пруды, маленькие озера. Кормятся они насекомыми, слизнями, червями.

Семейство жабы распространено по всему свету, кроме приполярных областей и объединяет около 650 видов. Около 50 видов австралийских жаб населяют разнообразные, в том числе и пустынные районы Австралии. У нас в России обычны 2 вида. Достигающая длины 20 см серая жаба живет в лесных и степных районах, и боле мелкая зеленая жаба - встречается в широколиственных лесах и степях, проникает в горы на высоту 4,5 км и даже в пустыни, где живут преимущественно в норах грызунов.

У всех жаб за глазами на спинной стороне имеются крупные околоушные ядовитые железы - паротиды, а по всей спине - много мелких железок. Секрет этих желез, раздражая слизистую оболочку, вынуждает хищника, схватившего жабу, ее выплюнуть.

Свыше 400 видов древесных лягушек, встречающихся в теплых районах всех континентов, объединяет семейство квакш. Квакши - стройные, легкие создания с громким голосом. Поющую квакшу найти непросто, потому что сидит она на дереве. У всех видов квакш концы пальцев расширены в диски - своеобразные присоски, облегчающие передвижение по ветвям и листьям деревьев. У многих видов в той или иной степени выражена забота о потомстве.

Квакша охотится ночью, размножаться спускается в воду, а иногда ходит туда купаться. Зимуют квакши на суше, но могут зарываться в ил.

Текст 3

Тритоны и саламандры — «Хвостатые земноводные»


Некоторые ребята не различают тритонов и ящериц. А разница между этими животными большая: у тритонов кожа гладкая, слизистая, хвостовой плавник плоский, на передних ногах, как и у остальных земноводных, четыре, а на задних (в большинстве случаев) пять пальцев. У ящериц кожа сухая. Образ жизни тритонов (земноводный) и ящериц (наземный) тоже различен.

Частыми обитателями водоемов со стоячей водой являются обыкновенный и гребенчатый тритоны. Окраска самцов обыкновенного тритона в брачный период становится ярче и от затылка до хвоста вырастает украшенный оранжевой каймой и голубой линией гребень. Обыкновенный тритон обитает в балках, прудах, ямах, канавах, озерах лесной зоны. Гребенчатый тритон встречается намного реже. Как указывает его название, он отличается зубчатым, и у основания хвоста прерывистым гребнем.

Размножаются тритоны, подобно лягушкам, в воде. Самка обыкновенного тритона завертывает по одному яйцу в листья, склеивая их слизистой жидкостью так, что икринка оказывается спрятанной между складками листа. Гребенчатый тритон тоже откладывает отдельно каждую икринку, заключенную в шарообразную слизистую массу.

Тритоны, особенно гребенчатые, относятся к числу наиболее, полезных земноводных, поскольку они уничтожают большое количество личинок комаров, в том числе и малярийных. Кроме того, гребенчатый тритон питается водными клопами и низшими ракообразными.

Враги обыкновенного тритона — хищные рыбы, ужи, цапли, крачки, аисты. У гребенчатого тритона врагов меньше в связи с тем, что выделения его кожных желез едкие и жгучие.

В предгорных районах Карпат встречается пятнистая; или огненная, саламандра. Общая длина тела саламандры обычно 20—25 сантиметров (иногда до 28 сантиметров). Окраска блестяще - черная с ярко - желтыми пятнами неправильной формы. Яркая окраска предостерегает всех: «Не тронь меня, это для тебя опасно!»

Днем саламандра скрывается от прямых солнечных лучей в кучах листьев, в лесной подстилке, гнилых пнях, в норах. Она предпочитает прохладную и особенно дождливую погоду. В такую погоду оставляет убежища и днем, за что в Карпатах ее прозвали «дождевой ящерицей». Кормится пятнистая саламандра кивсяками, насекомыми, мокрицами, слизнями. Зимует в трухлявых пнях, под кучами листьев, в небольших пещерах и других укрытиях.

Текст 4

«Лягушкины рекорды»


Земноводные — животные скромные, даже невзрачные. Где им до каких-нибудь диковинных тропических насекомых или птиц! Но и в их жизни, если в нее вглядеться, можно найти немало любопытного. Вот некоторые из их рекордов.

Из бесхвостых земноводных самая крупная — лягушка-голиаф. Она достигает в длину 33 см, а с вытянутыми ногами — более полуметра. В апреле 1989 года житель Сиэтла, штат Вашингтон, Энди Кофман поймал лягушку, которая весила 3,66 кг, Лягушка живет лишь на ограниченной территории шириной около 100км — в Камерунских горных реках с водопадами.

Самая большая жаба из известных науке — жаба-ага, обитающая в тропической зоне Южной Америки и в Австралии. Масса экземпляра среднего размера составляет 450 г В 1991 году, согласно приведенным измерениям, вес самца этого вида по кличке Принц, принадлежащего Хакену Форсберну, Швеция, составляла 2, 65 кг, а длина от кончика морды до анального отверстия в вытянутом состоянии — 53,9 см. Имеет наиболее ороговевшую кожу и соответственно наиболее совершенно развитое легкое среди всех земноводных. Яд этой жабы сильнодействующий.

Самая маленькая лягушка и одновременно самая маленькая амфибия — кубинский карлик, обитающий на Кубе; длина достигшей полного развития особи от кончика морды до анального отверстия составляет 0,85—1,2 см.

Самое крупное современное земноводное, достигающее длины 1,5-1,6 м в длину, — саламандра исполинская живет в горных ручьях и реках Восточного Китая и Японии. Мясо саламандр издавна считалось в этих странах деликатесом. Малоподвижное животное легко становилось добычей человека, поэтому в наше время оно почти полностью истреблено.

Филломедуза Сауваш, жительница полупустынь Южной Америки, особые железы которой вырабатывают воск, делая кожу водонепроницаемой, теперь вызывает интерес к себе не только этим. Из ее кожи выделено необыкновенное вещество. Оно действует в одиннадцать раз сильнее, чем прославленное обезболивающее лекарство морфин.

Самые ядовитые среди земноводных — южноамериканские лягушки-древолазы. Это также самые ядовитые в мире наземные позвоночные; их яд в 20 раз сильнее яда кураре. Индейцы обмазывают им стрелы. Малейшая ранка от такой стрелы может быть смертельной.

Самые северные земноводные — сибирский углозуб, а также остромордая и сибирская лягушки. Ареалы этих видов заходят за Северный Полярный круг, а сибирский углозуб даже встречается в районе Полюса холода Северного полушария. Он выживает даже при охлаждении до —45 С°, способен вмерзать в лед и «оживать» после оттаивания. Такими способностями не обладает ни одно другое позвоночное животное.

Есть такие земноводные, которые обходятся без легких в своей жизни. Это безлегочные саламандры, обитающие в Америке и Италии, и безлегочные тритоны. Уссурийский тритон живет в горных лесах Сихотэ-Алиня и гор Корей. Все безлегочные саламандры и тритоны дышат кожей и ротовой полостью. Тело их имеет вытянутую форму: чём больше отношение поверхности к объему, тем больше относительная дыхательная поверхность. По этой же причине живут они в прохладных условиях: при повышении температуры растворимость газов, в том числе кислорода, снижается.


Скачать

© 2020, 426 10

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!