1. Организационный момент (1 мин) – Здравствуйте! Присаживайтесь! 2. Изучение нового материала (25 мин) Откройте тетради и запишите число и тему урока: «Методы цитологии. Клеточная теория ». Изучение нового материала. Клетка – удивительный и загадочный мир, который существует в каждом организме, будь то растение или животное. Иногда организм представляет собой одну клетку, но чаще всего состоит из миллиона клеток. Наука, занимающаяся изучением клеток, называется цитологией. Цитология – наука о клетке, изучающая строение, химический состав, функции и эволюцию клеток живого. Предметом цитологии являются клетки одноклеточных и многоклеточных организмов, про которые можно изучить строение и химический состав, функции их структур, функции самих клеток, размножение и развитие клеток, приспособления клеток к условиям окружающей среды. Термину «клетка» 300 лет. Где применимы знания о клетке? - медицина (общий анализ крови, где по количеству клеток судят о состоянии пациента, искусственное оплодотворение, пластическая хирургия, пересадка клеток красного костного мозга при онкозаболеваниях; влияние никотина, алкоголя, наркотических веществ на клетки организма, вызывая в них изменения); - генетика (стволовые клетки, изменение формы эритроцита: при замене одной аминокислоты на другую, глутаминовая кислота заменяется на валин, функции клеток зависят от белков, входящих в состав клеток); - размножение растений методом культуры тканей, когда не удается размножить растение вегетативным путем (чтобы можно было управлять человеку процессом размножения); - клонирование (генная инженерия); - искусственное оплодотворение в сельском хозяйстве и т.д. Основные положения клеточной теории: Клетка является универсальной структурой и функциональной единицей живого; Все клетки имеют сходное строение, химический состав и общие принципы жизнедеятельности; Клетки образуются только при делении предшествующих им клеток; Клетки способны к самостоятельной жизнедеятельности, но в многоклеточных организмах их работа скоординирована и организм представляет собой целостную систему. Тест как проверка закрепленного материала. Рассмотрим следующий параграф «Особенности химического строения» По химическому составу клетки различных организмов и даже клетки, выполняющие различные функции в одном многоклеточном организме, могут существенно отличаться друг от друга. В то время разные клетки включают в себя практически одни и те же химические элементы. Сходство элементарного химического состава клеток разных организмов доказывает единство живой природы. Общность живой и неживой природы указывает то, что были найдены химические элементы в организмах живых организмах и телах неживой природы. Из всех известных в настоящее время элементов таблицы Менделеева более 80 обнаружены в составе клетке. В то же время распространение этих элементов в клетке крайне неравномерно. Так, примерно 98% от массы любой клетки приходится на четыре элемента: кислород – 75%, углерод – 15%, водород – 8% и азот – 3%. Эти элементы составляют основу органических соединений, а кислород и водород, кроме того, входят в состав воды. Около 2 % приходится на следующие восемь элементов: калий, натрий, кальций, хлор, магний, железо, фосфор, сера. Остальные химические элементы содержаться в клетки в крайне малом количестве. Некоторые живые организмы способны накапливаться определенные химические элементы. Так, например, некоторые водоросли могут накапливать йод, лютики – литий. Все элементы по содержанию их в живых организмах разделяются на три группы. Элементы, количество которых составляет до 0,001% от массы тела, называются макроэлементами, те, на долю которых приходится от 0,001 до 0,000001% - микроэлементы, а элементы, содержание которых не превышает 0,000001%, - ультрамикроэлементы. Итак, зарисуем в тетради таблицу. Э лементы Макроэлементы до 0,001% микроэлементы O,N,C,H,P,S,K,Ca, от 0,001 до 0,000001% Fe,Na,Mg Zn,Co,I,B,Br,Mo ультра микроэлементы менее 0,000001%, Be,Hg,Au,U Химические вещества клетки. Элементы, входящие в состав организмов, могут быть составными частями молекул разнообразных неорганических и органических соединений либо находиться в форме ионов, например катионов( калий, натрий, кальций,магний) и анионов (хлор, HCO-,H2PO4,SO4). Важнейшим из неорганических веществ, входящих в состав клетки, вода. В ней растворены газы (O2,CO2,N). Органические вещества состоят в основном из углерода, водорода и кислорода; в состав белков к этим элементам прибавляются азот и сера, а в нуклеиновых кислотах – азот и фосфор. Рассмотрим вопросы в конце параграфа. Домашнее задание. Прочитать параграф 5 учебника. Выписать и выучить основные положения клеточной теории. Найти другие методы изучения клетки. Вклад ученых в развитие цитологии (сообщения учащихся, составление конспекта), заполни таблицу: Таблица «История изучения клетки» - 1665г. Р. Гук Применил микроскоп для исследования живых организмов и увидел клетки. - 1696г А. Левенгук в своей книге « Тайны природы, открытие с помощью совершеннейших микроскопов» описал эритроциты, сперматозоиды, микроорганизмы. - 1781г. Ф. Фонтана зарисовал клетки животных и их ядра, затем Ян Пуркинье описал клеточное ядро и ввел термин «протоплазма» - 1838г. Вышла книга Матиаса Шлейдена «Материалы к филогенезу» -1839г. зоолог Теодор Шванн опубликовал книгу «Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений» - 1859 г. Рудольф Вирхов Важное дополнение клеточной теории «Каждая клетка – из клетки» - 1892г. Мечников открыл явление фотосинтеза. Литература: Биология. Общая биология. 10 – 11 классы : учеб. для общеобразоват. Учреждений / А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. – 6-е изд., стереотип . – М. : Дрофа, 2010. – 367, [1]с. : ил. |