СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по биологии на тему: «Методы цитологии. Клеточная теория. Химический состав клетки».

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по биологии на тему:

«Методы цитологии. Клеточная теория. Химический состав клетки».

 

Цель:  расширить знания учащихся о методах цитологии, познакомить учащихся с историей становления клеточной теории, ознакомить с химических составом клетки.

 

Задачи:

– обучения:  

  1. Рассмотреть понятия: клетка, клеточная теория, цитология, микроскопия;
  2. Показать единство всего живого на земле на основе знаний о клеточной теории;
  3. Продолжить формирование знаний о методах в биологии (на примере методов изучения клетки).

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии на тему: «Методы цитологии. Клеточная теория. Химический состав клетки».»


Конспект урока по биологии на тему:

«Методы цитологии. Клеточная теория. Химический состав клетки».


Цель: расширить знания учащихся о методах цитологии, познакомить учащихся с историей становления клеточной теории, ознакомить с химических составом клетки.


Задачи:

обучения:  

  1. Рассмотреть понятия: клетка, клеточная теория, цитология, микроскопия;

  2. Показать единство всего живого на земле на основе знаний о клеточной теории;

  3. Продолжить формирование знаний о методах в биологии (на примере методов изучения клетки).

.

воспитания:

  1. Совершенствовать умение работать в группах;

  2. Сформировать навыки самостоятельной работы;

  3. Продолжить демонстрировать необходимость биологических знаний.


развития:

  1. Продолжить формирование общеучебных умений и навыков, умения пользоваться научной терминологией;

  2. Развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление, речь – словарный запас биологических знаний, развивать образное мышление, умение отстаивать свою точку зрения; а также выделять главное, формулировать ответ и публично выступать.


Тип урока: текущий, комбинированный.


Методы и приемы обучения: индивидуальный и фронтальный опрос, рассказ, объяснение, демонстрация.


Средства обучения: компьютер, проектор, презентация «Клеточная теория и особенности химического состава клетки».


Основные понятия: цитология, клеточная теория, микроскоп, макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлементы.



Ход урока:





Запись в тетрадях








Объяснение



















Объяснение

























Объяснение















































Выполнение задания



























Запись на доске и в дневниках














1. Организационный момент (1 мин)

– Здравствуйте! Присаживайтесь!



2. Изучение нового материала (25 мин)

Откройте тетради и запишите число и тему урока: «Методы цитологии. Клеточная теория ».



Изучение нового материала.


Клетка – удивительный и загадочный мир, который существует в каждом организме, будь то растение или животное. Иногда организм представляет собой одну клетку, но чаще всего состоит из миллиона клеток.

Наука, занимающаяся изучением клеток, называется цитологией.


 Цитология – наука о клетке, изучающая строение, химический состав, функции и эволюцию клеток живого.


Предметом цитологии являются клетки одноклеточных и многоклеточных  организмов, про которые можно изучить строение и химический состав, функции их структур, функции самих клеток, размножение и развитие клеток, приспособления клеток к условиям окружающей среды. Термину «клетка» 300 лет.

Где применимы знания о клетке?


- медицина (общий анализ крови, где по количеству клеток судят о состоянии пациента,  искусственное оплодотворение, пластическая хирургия, пересадка клеток красного костного мозга при онкозаболеваниях; влияние никотина, алкоголя, наркотических веществ на клетки организма, вызывая в них изменения);

 - генетика (стволовые клетки, изменение формы эритроцита:  при замене одной аминокислоты на другую, глутаминовая кислота заменяется на валин, функции клеток зависят от белков, входящих в состав клеток);

 - размножение растений методом культуры тканей, когда не удается размножить растение вегетативным путем (чтобы можно было управлять человеку процессом размножения);

- клонирование (генная инженерия);

- искусственное оплодотворение в сельском хозяйстве и т.д.

Основные положения клеточной теории:

  1. Клетка является универсальной структурой и функциональной единицей живого;

  2. Все клетки имеют сходное строение, химический состав и общие принципы жизнедеятельности;

  3. Клетки образуются только при делении предшествующих им клеток;

  4. Клетки способны к самостоятельной жизнедеятельности, но в многоклеточных организмах их работа скоординирована и организм представляет собой целостную систему.


Тест как проверка закрепленного материала.

Рассмотрим следующий параграф «Особенности химического строения»


По химическому составу клетки различных организмов и даже клетки, выполняющие различные функции в одном многоклеточном организме, могут существенно отличаться друг от друга. В то время разные клетки включают в себя практически одни и те же химические элементы. Сходство элементарного химического состава клеток разных организмов доказывает единство живой природы. Общность живой и неживой природы указывает то, что были найдены химические элементы в организмах живых организмах и телах неживой природы. Из всех известных в настоящее время элементов таблицы Менделеева более 80 обнаружены в составе клетке. В то же время распространение этих элементов в клетке крайне неравномерно. Так, примерно 98% от массы любой клетки приходится на четыре элемента: кислород – 75%, углерод – 15%, водород – 8% и азот – 3%. Эти элементы составляют основу органических соединений, а кислород и водород, кроме того, входят в состав воды.

Около 2 % приходится на следующие восемь элементов: калий, натрий, кальций, хлор, магний, железо, фосфор, сера.

Остальные химические элементы содержаться в клетки в крайне малом количестве. Некоторые живые организмы способны накапливаться определенные химические элементы. Так, например, некоторые водоросли могут накапливать йод, лютики – литий.

Все элементы по содержанию их в живых организмах разделяются на три группы. Элементы, количество которых составляет до 0,001% от массы тела, называются макроэлементами, те, на долю которых приходится от 0,001 до 0,000001% - микроэлементы, а элементы, содержание которых не превышает 0,000001%, - ультрамикроэлементы.

Итак, зарисуем в тетради таблицу.

Э лементы



Макроэлементы

до 0,001% микроэлементы

O,N,C,H,P,S,K,Ca, от 0,001 до 0,000001%

Fe,Na,Mg Zn,Co,I,B,Br,Mo ультра

микроэлементы

менее 0,000001%,

Be,Hg,Au,U



Химические вещества клетки.

Элементы, входящие в состав организмов, могут быть составными частями молекул разнообразных неорганических и органических соединений либо находиться в форме ионов, например катионов( калий, натрий, кальций,магний) и анионов (хлор, HCO-,H2PO4,SO4). Важнейшим из неорганических веществ, входящих в состав клетки, вода. В ней растворены газы (O2,CO2,N). Органические вещества состоят в основном из углерода, водорода и кислорода; в состав белков к этим элементам прибавляются азот и сера, а в нуклеиновых кислотах – азот и фосфор.

Рассмотрим вопросы в конце параграфа.


  1. Домашнее задание.

Прочитать параграф 5 учебника.

Выписать и выучить основные положения клеточной теории.

Найти другие методы изучения клетки.


Вклад ученых в развитие цитологии  (сообщения учащихся, составление конспекта), заполни таблицу:

Год

Ученый

Открытие








Таблица «История изучения клетки»

   - 1665г. Р. Гук Применил микроскоп для исследования живых организмов и увидел клетки.

- 1696г А. Левенгук в своей книге « Тайны природы, открытие с помощью совершеннейших микроскопов» описал эритроциты, сперматозоиды, микроорганизмы.

   - 1781г. Ф. Фонтана зарисовал клетки животных и их ядра, затем Ян Пуркинье описал клеточное ядро и ввел термин «протоплазма»

    - 1838г. Вышла книга Матиаса Шлейдена «Материалы к филогенезу»

-1839г. зоолог Теодор Шванн опубликовал книгу «Микроскопические исследования о соответствии в структуре и росте животных и растений»

   - 1859 г. Рудольф Вирхов  Важное дополнение клеточной теории «Каждая клетка – из клетки»

- 1892г. Мечников открыл явление фотосинтеза.




Литература:

Биология. Общая биология. 10 – 11 классы : учеб. для общеобразоват. Учреждений / А. А. Каменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник. – 6-е изд., стереотип . – М. : Дрофа, 2010. – 367, [1]с. : ил.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!