СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по биологии: "Биотические взаимоотношения организмов в экосистеме"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии: "Биотические взаимоотношения организмов в экосистеме"»


Тема урока: «Биотические взаимоотношения организмов»

«Умеющие мыслить умеют задавать вопросы»

Э. Кинг

Цель урока: познакомиться с многообразием биотических связей между организмами, выявить их особенности и классификацию.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Сформировать у школьников понятие о взаимоотношениях организмов в природе;

  • Продемонстрировать на примерах основные принципы классификации биотических связей;

  • Продолжить работу по формированию биологических терминов.

Развивающие:

  • Развитие у учащихся основ исследовательской деятельности, умения проводить анализ, синтез, систематизацию полученных знаний;

  • Развитие самостоятельной деятельности, усиление активизации и мотивации учения.

  • Выработка системного логического мышления.

Воспитательные:

  • Воспитание умения быстро ориентироваться в потоке информации и находить нужное; осмыслить и применить полученную информацию.

  • Формирование умения работать в группе, где возникает общее решение.

  • Уважительно относиться к мнению своих товарищей, уметь чётко и логично излагать свою точку зрения и аргументировать её.

Оборудование: АРМ учителя, карточки с изображением живых организмов, терминами, тест в электронном виде, рейтинговый лист группы.

План урока:

  1. Организация класса.

  2. Стадия «вызов». Актуализация, целеполагание, мотивация.

  3. Осмысление содержания. Изучение нового материала и его закрепление.

  4. Рефлексия. Подведение итогов урока.

  5. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Организация класса.

Приветствие учителя и учащихся друг друга, создание доброжелательной рабочей атмосферы в классе, проверка готовности учащихся к уроку.

Распределение учащихся по группам, комментарий плана работы на урок:

«Работать вы будете индивидуально и в группах. На каждом из этапов урока, выполняя задание, вы заработаете определённое количество баллов, которые будете заносить в «Рейтинговый лист группы», где даны критерии оценивания, и в конце урока мы с вами выявим самого рейтингового ученика и самую рейтинговую группу. За организацию работы группы отвечают консультанты, желаю вам успехов».

  1. Стадия «вызов». Актуализация, целеполагание, мотивация.

Учитель: ребята, давайте с вами вспомним, что такое экология? (наука о взаимоотношениях организмов друг с другом и с условиями окружающей среды).

Учитель: а что такое среда обитания? (всё то, что окружает живое существо в природе).

Учитель: скажите, пожалуйста, а что такое экологические факторы? (это условия среды, оказывающие определённое влияние на существование и географическое распространение живых существ).

Учитель: на какие группы можно подразделить все экологические факторы?

(абиотические, биотические и антропогенные).

Учитель: какая группа из названных экологических факторов мы ещё не рассматривали? (Биотические)

(За ответы учащиеся получают по 1 баллу)

(Слайд 1). Учитель: может ли хоть один живой организм существовать изолированно от других? (Нет).

Учитель: Верно. Все организмы существуют в природе только в тесном взаимодействии друг с другом. Весь комплекс таких взаимодействий называют биотическими связями. Они очень разнообразны. Биотические взаимоотношения - это тема нашего сегодняшнего урока. (Слайд 2).

Ребята, попробуйте сформулировать цель сегодняшнего урока.

Учащиеся формулируют цель урока, а учитель их корректирует. Цель: познакомиться с многообразием биотических связей в природе, выявить их особенности, систематизировать их по определённым принципам, которые нам предстоит выяснить. (Слайд 3).

  1. Осмысление содержания. Изучение нового материала и его закрепление.

(Слайд 4). Учитель: Живые организмы поселяются друг с другом не случайно, а образуют определенные сообщества, приспособленные к совместному обитанию. Среди огромного разнообразия взаимосвязей живых существ выделяют определенные типы отношений, имеющие много общего у организмов разных систематических групп. Прямые биотические связи осуществляются при непосредственном влиянии одного вида на другой (например, хищника на жертву). Косвенные – через влияние на внешнюю среду или на другие виды. По направлению действия на организм все они подразделяются на позитивные, негативные и нейтральные.

Учитель: А сейчас я вам предлагаю вспомнить текст §15-17 о классификации биотических взаимоотношений и полученные знания из текста структурировать, оформив их кластером (Слайд 5).

Кластер – это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Слово «кластер» в переводе – пучок, созвездие. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки – лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых лучи расходятся всё далее и далее.

(Слайд 6). «Виды любых организмов, живущих на одной территории и контактирующих друг с другом, вступают в различные отношения между собой. Положение вида при разных формах взаимоотношений обозначается условными знаками. Знак «минус» (―) обозначает неблагоприятное влияние (особи вида испытывают угнетение). Знак «плюс» (+) обозначает благоприятное влияние (особи вида извлекают пользу). Знак «ноль» (0) показывает, что отношения безразличны (отсутствует влияние). Все биотические взаимоотношения можно разделить на 6 групп:

    1. Нейтральные: организмы не оказывают влияния друг на друга.

(++) – Взаимополезные: между организмами существуют взаимовыгодные, симбиотические отношения.

(+0) – Полезно – нейтральные: один из организмов получает пользу, другой не испытывает вреда.

(+-) – Полезно – вредные: один из организмов испытывает выгоду, другой испытывает угнетение.

(--) – Взаимо – вредные: отношения, вредные для обоих организмов.

(-0) – Вредно – нейтральные: один из видов угнетается, другой не извлекает пользы».

Учитель: Вы можете посоветоваться с соседом по парте.

Спустя 2-3 минуты учитель демонстрирует на слайде свой кластер.

( Слайд 7).

Учитель: а теперь, ребята, посмотрите на слайд, где я поместила классификацию биотических связей. Как вы считаете, чего здесь не хватает?

Какие вопросы остались неосвещёнными, посмотрите в свои записи, посоветуйтесь в группе. (Не хватает типов биотических взаимоотношений и их примеров).

Дети отвечают. Учитель корректирует их ответы.

(Спорные факты или неверные всё равно фиксируются, но около них ставится «?», что бы обозначить моменты, которые хотелось бы прояснить).

Учитель: Дорабатывать свой кластер вы будете в ходе просмотра презентации в течение сегодняшнего урока. Я предлагаю Вам внести в него типы биотических отношений, их определения и примеры.

Все многообразие типов взаимоотношений организмов можно свести к нескольким основным группам. Эта классификация учитывает, что получает организм в результате этого воздействия: пользу, вред или это воздействие нейтрально.

В любом биоценозе есть виды, которые связаны друг с другом через цепь других видов и непосредственно не взаимодействуют, уживаясь водном сообществе. Это нейтрализм - ФОРМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ, ПРИ КОТОРОЙ СОВМЕСТНО ОБИТАЮЩИЕ НА ОДНОЙ ТЕРРИТОРИИ ОРГАНИЗМЫ НЕ ВЛИЯЮТ ДРУГ НА ДРУГА. (Слайд 8,9) В природе часто встречается сожительство двух и более видов, иногда переходящее в тесную зависимость (Слайд 10).Существуют взаимовыгодные, взаимополезные отношения. Для ряда видов эти отношения настолько важны, что они даже не могут выжить без другого. Возникает симбиоз – тесное взаимовыгодное сожительство разных видов. Это – лишайники (Слайд 11), зооксантеллы и коралловые полипы (Слайд 12), бобовые растения и клубеньковые бактерии (Слайд 13). Симбиотические отношения, при которых наблюдается устойчивое взаимовыгодное сожительство двух организмов разных видов, называется мутуализмом. Примером данных отношений является сожительство актинии и рака – отшельника, буйвола и цапель. (Слайд 14, 15). Рассмотрим ещё пример взаимовыгодных отношений. Это протокооперация – первичное сотрудничество, при котором совместное проживание выгодно для обоих видов, но необязательно (Слайд 16, 17). Примером этих отношений может служить распространение семян некоторых растений (копытень европейский, тимьян (чабрец)муравьями.
Другой тип симбиотических отношений – комменсализм - ВЗАИМООТНОШЕНИЯ, ПРИ КОТОРЫХ ОДИН ВИД ПОЛУЧАЕТ ПОЛЬЗУ ОТ СОЖИТЕЛЬСТВА, А ДРУГОМУ ЭТО БЕЗРАЗЛИЧНО.

Это пример полезно-нейтральных отношений. (Слайд18).
Примеры комменсализма можно разделить на 3 группы:
- Нахлебничество. Рыба – прилипала прикрепляется к рыбам, черепахам, китам (слайд 19).
- Сотрапезничество. Это потребление разных частей или веществ одной пищи. Например: почвенные бактерии и высшие растения. (Слайд 20)
- Квартиранство. Прикрепляясь к стволу дерева орхидеи получают необходимый свет, не принося ни вреда, ни пользы дереву-опоре, или соседство птиц – кассиков и ос. (Слайд 21, 22).
Паразитизм - это полезно – вредные отношения - ФОРМА ВЗАИМООТНОШЕНИЙ, ПРИ КОТОРОЙ ОРГАНИЗМЫ ОДНОГО ВИДА ЖИВУТ ЗА СЧЁТ ПИТАТЕЛЬНЫХ ВЕЩЕСТВ ИЛИ ТКАНЕЙ ОРГАНИЗМА ДРУГОГО ВИДА В ТЕЧЕНИЕ ОПРЕДЕЛЁННОГО ВРЕМЕНИ (Слайд 23). Есть экзопаразиты, живущие на поверхности тела хозяина, например клещи, блохи, растения–паразиты: повилика, заразиха, раффлезия, к экзопаразитизму относится и гнездовой паразитизм: откладывание кукушкой яиц в чужие гнёзда. (Слайд 24,25, 26,27).
Паразиты бывают временные и стационарные (гельминты) (Слайд 28).
Есть эндопаразиты, живущие внутри тела хозяина. Это гельминты – паразитические черви. (Слайд 29,30). Паразитизм иногда очень трудно отличить от хищничества, например, миноги. (Слайд 31).
Существуют паразитические насекомые, которые развиваются в теле других насекомых. Это паразитоиды (наездники) (Слайд 32).

Следующая группа полезно – вредных отношений – хищничество.
(Слайд 33 – 38). Это способ добывания пищи животными, реже растениями, при котором они ловят, умерщвляют и поедают других животных. У хищников в процессе эволюции выработались 3 стратегии для поимки жертвы: 1)маскировочная окраска, 2) гибкое поджарое сильное тело, 3)ловчие сети пауков и насекомоядных растений.
К взаимо - вредному типу отношений относится – конкуренция. (Слайд 39). Она возникает на основе не прямых, а косвенных взаимодействий. Конкуренция связана с тем, что представители совместно живущих видов сообща используют одни и те же ресурсы, которые обычно ограничены. Конкуренция может быть внутривидовой ― это борьба за одни и те же ресурсы, происходящая между особями одного и того же вида.Это важный фактор саморегуляции численности популяций. Межвидовая конкуренция - взаимоотрицательные отношения видов, занимающих сходную экологическую нишу. (Слайд 40, 41,42).      Более подробно с видами и значением конкуренции вы познакомитесь на следующем уроке.

Аменсализм – вредно – нейтральные отношения, ПРИ КОТОРЫХ ОДИН ВИД ИСПЫТЫВАЕТ ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ВЛИЯНИЕ, А ДРУГОМУ ЭТО БЕЗРАЗЛИЧНО. Примером аменсализма может служить влияние темнохвойных деревьев на виды мохового и травяного ярусов. (Слайд 43,44,45)

Вывод: Хотя взаимодействия организмов очень разнообразны, они приводят лишь к трем главным результатам: 1) обеспечению пищей, 2) изменению среды обитания, 3) расселению видов в пространстве. В результате сложности и переплетенности связей между видами, неосторожное вмешательство человека в жизнь природы может вызвать цепную реакцию событий, которые приведут к неожиданным и нежелательным последствиям.

      Закрепление.

    1. 1. Работа по группам по составлению общего итогового кластера «Биотические взаимоотношения». Групповая работа.

    2. Учитель: ребята, а сейчас я предлагаю вам проверить правильность составления кластера «Биотические взаимоотношения», который вы начали в начале урока. Каждой группе предлагается создать мини – проект, который будет частичкой общего классного проекта – кластера, который мы оформим на доске. Для этого, каждая группа выбирает пакет, где находятся: название группы и типа экологических взаимодействий, соответствующие рисунки. Вам нужно с помощью этого раздаточного материала, маркеров, ножниц и клея в течение 5 минут составить свою частичку кластера по тому типу, который вы выбрали. Оформление произвольное. (Учитель помогает, корректирует работу детей фронтально.

    3. Дети с помощью учителя прикрепляют свои проекты на магнитной доске, где учитель заранее располагает название кластера: «Биотические взаимоотношения»).

    4. Учитель: а теперь проверим правильность нашего проекта по слайду 46.

    5. (Не совсем правильные мини – кластеры – мягко корректируются учителем, исправляются в устной форме и даётся рекомендация группе о том, что нужно над этим ещё поработать. Учитель оценивает вместе с другими учащимися работу групп по пятибалльной системе, и просит консультантов занести результаты в рейтинговый лист). Дома я вас попрошу дополнить кластер примерами.

      1. 2. Индивидуальная работа с тестом. (Слайд № 48-52). Самооценка результатов работы по пятибалльной системе. За каждый правильный ответ 1 балл.

Учитель: Полученную оценку, соответствующую количеству набранных баллов внесите, пожалуйста, в рейтинговый лист.

  1. Групповая работа по тесту с выбором вопроса. (Слайд 53 – 62).

На листочках ответьте на вопросы и сразу же вместе проверим, выставляя набранные баллы около своих ответов.

Учитель: Внесите полученную оценку каждому члену группы рейтинговый лист.

Заполните листы активности группы, подведите итог.

Учитель: критерии подведения итога работы на уроке – Слайд 63.

Выявляется самая рейтинговая группа, самый рейтинговый ученик.

Поднимите руки те, кто получил сегодня на нашем занятии «9-10».

А кто – «7-8»? Молодцы. «5-6»? Неплохо. «4-3»? Не расстраивайтесь – у вас всё впереди.

  1. Рефлексия. Слайд 64 – 67.

Что из того, что вы узнали на уроке, было для вас знакомо?

Что оказалось новым?

Что из того, с чем мы работали, запомнилось вам больше всего?

Почему?

У каждого у вас на парте лежат три типа карточек красной, жёлтой, зелёной окраски с метафорами. Вы прочитайте их, и определитесь в группе, какой стадии деятельности на уроке вы достигли. Консультанты групп – вам слово.

  1. Домашнее задание. Слайд 68.

Если вы получили на уроке оценку «10,9» или «8» - предлагаю вам составить кроссворд о типах взаимоотношений организмов. Если ваша оценка «5» и меньше, то §15-17 и записи в тетради выучить. Ну и всем дополнить кластер примерами.

Приложение № 1

Листок активности группы №….

№п/п

Ф.И. ученика

Этапы урока

Итог по

каждому

ученику

Д.задания

опрос

Проект

Индивидуаль

ный тест

Групповой тест

1.







2.







3.







4.







5.







6.







Общее количество набранных группой баллов -



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!