СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по биологии 9 класс: "Основные понятия генетики"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по биологии 9 класс: "Основные понятия генетики"»

Конспект урока по биологии МЛХ 1 курс

Тема: «Закономерности наследования признаков».

Организационный момент.

Изучение нового материла.

2 сл.

«Я убеждена: все аспекты генетики по-своему

восхитительны, и многие из них подводят нас

прямо к основным проблемам жизни, связанные

с вопросами здоровья и счастья человека."

Шарлотта Ауэрбах

-Как вы думаете, о какой науке идёт речь? (Генетики).

-Что мы сегодня с вами начнём изучать на уроке? (Науку генетику).
3 сл.

-Запишите число и тему урока: «Основные понятия генетики»

-Какова цель нашего урока? (сформировать представление о генетике – науке, познакомить с основными понятиями науки).

- Давайте с вами разберёмся, что изучает наука генетика. Но прежде вспомним такие определения, как: наследственность и изменчивость это два главных фундаментальных понятия в генетике.

-Наследственность: способность родителей передавать свои признаки, свойства следующему поколению.

-В чём биологический смысл наследственности, как вы думаете? (Сохранение вида, наследование свойств, признаков).

4 сл.

-Что же тогда изучает наука генетика? (Наука о закономерностях наследования признаков у организмов). Записать

- в 18 веке были предприняты первые попытки исследования передачи свойств из поколения в поколения.

-Учёные скрещивали особей, различающихся между собой признаками, и стремились узнать, как передаются родительские признаки потомкам. Но одновременное изучение большого количества признаков не давало выявить закономерности их наследования.

- Какие клетки участвуют в передачи признаков, в наследовании признаков? (Половые, соматические).

- Что же должно быть заложено в этих клетках? (Какая либо информация, генетическая).

- Если это генетическая информация, значит, что будет переносить эти задатки? (Гены).

- Какое соединение отвечает за хранение и передачу генетической информации? (ДНК).

- Значит что такое ген?

5 сл.

«Ген - это участок молекулы ДНК (или хромосомы), определяющий возможность развития определённого элементарного признака, или синтез одной белковой молекулы.

- В каждом организме будет свой определённый набор генов, называться он будет «Генотип - совокупность всех генов одного организма».

-Но все ли родительские признаки будут передаваться из поколения в поколения по средством генов? (Нет не все)

- Возникает вопрос, от чего зависит передача признаков? Как вы думаете? (От других генов, от условий внешней среды).

- Здесь появляется второе фундаментальное понятие в генетике, какое?

- Изменчивость: способность живых организмов, приобретать новые признаки и свойства в процессе индивидуального развития.

-Значит, что будет изменяться в процессе изменчивости? (Гены и их последовательность).

- Если гены изменяются, значит, происходит мутация - новая комбинация генов. Мутации - это материал для появления новых признаков, не свойственным родительским формам.

- В какой клеточной структуре находится ДНК? (В ядре, хромосомах).

-Значит где будут располагаться гены? (В хромосомах).

- Так вот в хромосоме есть определённое место, где будет находиться каждый ген - локус.

7 сл.

«Локус - участок хромосомы, в котором расположен ген».

-Какой набор хромосом будут иметь половые клетки? (Гаплоидный).

- В гаплоидном наборе хромосом имеется только один ген, ответственный за развитие данного признака.

-А в соматических клетках, какой набор хромосом? (Диплоидный).

- Значит там содержится две гомологичные хромосомы, соответственно сколько генов? (Два, отвечают за развитие данного признака).

8 сл.

- Существует такое понятие, аллельные гены- гены, которые находятся в одних и тех же локусах гомологичных хромосом (соматических клетках), и они отвечают за развитие одного признака.

АТГ ЦГЦ ТАА

АТГ ЦГЦ ТАА

- Если два аллельных гена схожи по структуре, имеют одинаковую последовательность нуклеотидов в цепочке полипептида (ДНК), их обозначают АА- равные, одинаковые.

- Но если вдруг случится мутация, что может произойти? (Замена нуклеотида)

-Что тогда произойдёт с передаваемым признаком? (Изменится).Один и тот же ген, может мутировать неоднократно, тогда появляются несколько аллельных генов.

-Аллель - различные состояния одного гена.

- Как прослеживают проявления признаков? (По внешним, внутренним признаком организма).

- Приведите примеры внешних признаков: цвет кожи, форма уха, окраска цветов, цвет волос)

-Приведите примеры внутренних признаков: структура белка, активность фермента, концентрация гормонов в крови, расположение органов).

- Это не одни, какие то признаки, а их совокупность.

9 сл.

«Фенотип - совокупность всех признаков организма».

Закрепление изученного материала.

10 сл.

Домашнее задание:

Готовиться к терминологическому диктанту.

1. Что изучает наука генетика?

2. Что такое наследственность?

3. Что такое изменчивость?

4. Что такое ген?

5. Что такое аллели? 

6. Что такое генотип?

7. Что такое фенотип?
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!