СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по алгебре "Решение задач с помощью систем уравнений второй степени"

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Решение задач с помощью систем уравнений второй степени.

 

План урока.

1. Обобщение теоретического материала по теме «Способы решения систем уравнений второй степени с двумя переменными». Проверка домашнего задания.

2. Изучение нового материала по теме «Применение систем уравнений второй степени при решении задач».

3. Исследовательская работа в группах.

4. Представление аналитического  решения поставленных задач.

5. Анализ результатов и выводы.

 

Цели урока:

  •  познакомить учащихся с применением систем уравнений второй степени  при решении задач; обеспечить овладение основными алгоритмическими приемами применения систем уравнений при решении задач; формирование умения переносить знания  в новую ситуацию;
  • развивать логическое мышление, математическую речь, вычислительные навыки;
  • формирование умения  работать в группе.

Ход урока.

1. Организационный момент

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по алгебре "Решение задач с помощью систем уравнений второй степени"»

Тема: Решение задач с помощью систем уравнений второй степени.


План урока.

1. Обобщение теоретического материала по теме «Способы решения систем уравнений второй степени с двумя переменными». Проверка домашнего задания.

2. Изучение нового материала по теме «Применение систем уравнений второй степени при решении задач».

3. Исследовательская работа в группах.

4. Представление аналитического решения поставленных задач.

5. Анализ результатов и выводы.


Цели урока:

  • познакомить учащихся с применением систем уравнений второй степени при решении задач; обеспечить овладение основными алгоритмическими приемами применения систем уравнений при решении задач; формирование умения переносить знания в новую ситуацию;

  • развивать логическое мышление, математическую речь, вычислительные навыки;

  • формирование умения работать в группе.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Здравствуйте, друзья!. (Слайд 1)


Не летите передо мной – я могу и не последовать,

Не летите позади меня – я могу Вас не повести,

А летите рядом со мной, ощутите радость полёта.

И будьте моими друзьями.


2. Мотивация урока.

Ещё Платон говорил: «Человек, способный к математике, изощрён во всех науках». (Слайд 2)

Как вы понимаете это высказывание?


Таким образом, мы сегодня будем размышлять, искать простые и красивые решения, развивать логическое мышление, правильно и последовательно рассуждать, тренировать память, внимание.


3. Актуализация опорных знаний. Проверка д/з.

На предыдущих уроках Вы изучали «Решение систем уравнений второй степени»



Давайте вспомним, что называется решением системы уравнений?

Пара значений переменных, обращающая каждое уравнение системы в верное равенство, называется решением системы

Какие способы решения систем уравнений вы знаете?

Графический, подстановки, Сложения


Эти способы решения систем уравнений Вы должны были применить при выполнении домашнего задания.

Я его тоже решал, и вот что у меня получилось. Всё ли у меня получилось верно?

Сегодня на уроке мы начнем рассматривать решение задачи, с помощью систем уравнений второй степени с двумя переменными. (Слайд 7)

Запишите, пожалуйста, её в тетрадях.

При решении задач используются формулы, с которыми Вы уже знакомы. Некоторые из них давайте повторим.

Вам необходимо в кабинете найти формулу, относящуюся к тому или иному утверждению, прикрепить на магниты её к доске и сформулировать данное утверждение.

Давайте начнём с теоремы Пифагора

Назовите формулы площади и периметра прямоугольника со сторонам a и b.

Путь при равномерном движении со скоростью за время t

Как найти n% от числа а

Необходимо число а разделить на 100 и умножить на n

Масса вещества через его плотность и объём


Замечательно! Часть этих формул Вы будете использовать при выполнении самостоятельной работы в группах


4. Изучение нового материала.


Дорогие ребята! Область применения математике очень широка. Без неё не обойтись и в естественных науках. Рассмотрим одну из таких задач.


Задача.

От вершины прямого угла по его сторонам начинают одновременно двигаться два тела. Через 15 с расстояние между ними стало равно 3 м. С какой скоростью двигалось каждое тело, если известно, что первое прошло за 6 с такое же расстояние, какое второе прошло за 8 с?


Итак, что спрашивается в данной задачи? (Читают)

Сколько в этом вопросе неизвестных величин?

Что нам неизвестно в задаче? (Скорости двух тел)

Как обозначим эти неизвестные величины? (Обозначим за х м/с скорость первого тела, а у м/с скорость второго тела)

Выделите 1 ситуацию в задаче

Давайте поработаем с 1 части задачи и оформим анализ условия в виде таблицы

Ситуация 1


 

Первое тело

Второе тело

Скорость

х м/с 

у м/с  

Время

15 с 

15 с 

Путь

15х м 

 15у м

Т.к. тела двигались по катетам прямоугольного треугольника, то расстояние между ними равное 3 м можно выразить через теорему Пифагора

Первое уравнение___ ______________________


Выделите 2 ситуацию в задаче. И проведем аналогичные рассуждения, оформив их в таблицу 2

Ситуация 2


 

Первое тело

Второе тело

Скорость

х м/с 

у м/с  

Время

6 с 

8 с 

Путь

6х м 

8х м 

Т.к. во втором случае они прошли одинаковый путь, то получим

Второе уравнение_________6х=8у________________


Составим пояснительный текст задачи.

Пусть х м/с скорость первого тела, у м/с скорость второго тела. Известно, что за 6 с первое тело проходит такое же расстояние, что второе за 8 с. Составим первое уравнение системы 6х=8у. Двигаясь, по сторонам прямого угла, расстояние между ними через 15 с стало равно 3 м. Используя теорему Пифагора для прямоугольного треугольника, получим второе уравнение системы: Составим и решим систему уравнений:





не удовлетворяет

условию задачи


Ответ: 0,16 м/с, 0,12 м/с

Итак, какие этапы мы можем с Вами выделить при решении задачи на составление системы уравнений?

Схема решения задач (Слайд 8)


  1. Анализ условия

  2. Введение неизвестных

  3. Выделения двух ситуаций

  4. Установление зависимости между данными задачи и неизвестными

  5. Составление уравнений

  6. Решение системы уравнений

  7. Запись ответа


7. Самостоятельная работа.

А теперь поработаем в группах. На столах у каждой группы в конвертах лежит задание. Каждое задание состоит из двух частей. Вам предстоит решить задачу и в бланк ответа вписать составленную систему, которая позволит решить задачу, а далее необходимо решить данную систему и выбрать правильный вариант ответа предложенный ниже. После чего один представитель от каждой группы должен внести эти результаты в компьютер, тем самым проверить правильность выполнения задания. Каждый учащийся в группе получит отметку, зависящую от того, насколько удачно сработает его группа.


Первая группа:

Диагональ прямоугольника равна 10 см, а его периметр равен 28 см. Найдите стороны прямоугольника.

  1. Составьте систему уравнений для решения задачи, обозначив переменными x и y стороны прямоугольника.

  2. Выберите правильный вариант ответ из ниже приведённых.


6 см. и 8 см. 7 см. и 7 см. 5 см. и 9 см. 4 см. и 10 см.


Вторая группа:

Разность двух чисел равна 5, а их произведение равно 84. Найдите эти числа.

  1. Составьте систему уравнений для решения задачи, обозначив переменными x и y искомые числа..

  2. Выберите правильный вариант ответ из ниже приведённых.


12 и 7 19 и 12 7 и 2 21 и 4

Третья группа:

Периметр прямоугольника 26 см, а его площадь . Найдите стороны прямоугольника.

  1. Составьте систему уравнений для решения задачи, обозначив переменными x и y стороны прямоугольника.

  2. Выберите правильный вариант ответа из ниже приведённых.


14 см и 3 см 7 см и 6 см 11 см и 2 см 21 см и 2 см


Чётвёртая группа:

Одна из сторон прямоугольника на 4 см больше другой. Найдите стороны прямоугольника, если его площадь равна 45

  1. Составьте систему уравнений для решения задачи, обозначив переменными x и y стороны прямоугольников.

  2. Выберите правильный вариант ответа из ниже приведённых.


13 см и 9 см 15 см и 3 см 22,5 см и 2 см 9 см и 5 см



7 Результаты самостоятельной работы


8. Домашнее задание. Подведение итогов урока. (Слайд 9)

Выучить п.20. Решить № 458, 461, 466.


Рефлексия:

Рефлексия.

  1. Комфортно ли Вам было сегодня на уроке?

Мне тоже, потому что я старался лететь вместе с Вами!

Давайте вместе с Вами подведём итоги нашего урока.

а) Сегодня на уроке мы повторили…

б) Сегодня на уроке мы изучили…

И в качественного беспристрастного помощника у нас сегодня выступал компьютер.

Дорогие друзья, это был первый урок по теме «Решение задач на составление систем квадратных уравнений». На следующих уроках Вы продолжите работу по этой теме.

(Слайд 10)

Я надеюсь, что мы с Вами ощутили радость! Спасибо за урок!










Задача.

От вершины прямого угла по его сторонам начинают одновременно двигаться два тела. Через 15 с расстояние между ними стало равно 3 м. С какой скоростью двигалось каждое тело, если известно, что первое прошло за 6 с такое же расстояние, какое второе прошло за 8 с?


Первая группа:

Диагональ прямоугольника равна 10 см, а его периметр равен 28 см. Найдите стороны прямоугольника.

  1. Составьте систему уравнений для решения задачи, обозначив переменными x и y стороны прямоугольника.

  2. Выберите правильный вариант ответ из ниже приведённых.


6 см. и 8 см. 7 см. и 7 см. 5 см. и 9 см. 4 см. и 10 см.


Вторая группа:

Разность двух чисел равна 5, а их произведение равно 84. Найдите эти числа.

  1. Составьте систему уравнений для решения задачи, обозначив переменными x и y искомые числа..

  2. Выберите правильный вариант ответ из ниже приведённых.


12 и 7 19 и 12 7 и 2 21 и 4


Третья группа:

Периметр прямоугольника 26 см, а его площадь . Найдите стороны прямоугольника.


  1. Составьте систему уравнений для решения задачи, обозначив переменными x и y стороны прямоугольника.

  2. Выберите правильный вариант ответа из ниже приведённых.


14 см и 3 см 7 см и 6 см 11 см и 2 см 21 см и 2 см


Чётвёртая группа:

Одна из сторон прямоугольника на 4 см больше другой. Найдите стороны прямоугольника, если его площадь равна 45

  1. Составьте систему уравнений для решения задачи, обозначив переменными x и y стороны прямоугольников.

  2. Выберите правильный вариант ответа из ниже приведённых.


13 см и 9 см 15 см и 3 см 22,5 см и 2 см 9 см и 5 см




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!