Конспект урока письма в 8 «А» классе на тему
«Родовые окончания имён прилагательных»
Цель: совершенствовать навык правописания родовых окончаний имен прилагательных; закрепить умение описывать предмет по разным признакам.
Задачи:
1. Образовательные:
- актуализировать знания учащихся об имени прилагательном как части речи, закрепить умение описывать предмет по разным признакам;
- отрабатывать умение согласовывать имена прилагательные с именами существительными;
- совершенствовать навык правописания родовых окончаний имен прилагательных;
2. Развивающие:
- развивать память, мышление, внимание;
- пополнять и обогащать словарный запас посредством подбора имён прилагательных для описания животных;
- развивать эмоционально-волевую сферу учащихся (воспитание усидчивости, умения выражать свои чувства, формирование самоконтроля).
3. Воспитательные:
- способствовать воспитанию интереса к предмету, к учебе.
Оборудование:
карточки со словарным словом и с названием темы, стихотворение с пропущенными прилагательными, индивидуальные карточки с текстом, плакат с правилом, тест, картинка и слова для игры «Опиши животное», цифры, карточки для рефлексии, презентация.
Ход урока
I.Организационный этап.
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада встрече с вами!
- Долгожданный дан звонок, начинается урок!
- Какой урок начинается? Что мы делаем на уроке письма?
- Я надеюсь, что вы будете внимательными, активными и не забудете простое правило: отвечать по поднятой руке и никогда не перебивать отвечающего товарища.
-Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.
II. Словарная работа
Составление словарного слова. Перед вами слоги. Какое слово из них можно составить? Кто знает значение этого слова?
Континеʹнт – это обширное пространство земли, омываемое морями и океанами. Вместо данного слова в предложениях можно использовать синоним «материк».
С каким континентом (материком) мы познакомились на уроках географии? (Африка)
Запись предложения на доске. Африка – второй по величине континент.
Ш. Актуализация опорных знаний.
Работа со стихотворением про Африку (с пропущенными прилагательными)
Прочитайте его. Все ли понятно? Почему?
Африка – … материк. Интересен он и велик. Здесь солнце … палит. Скорее в тень бежать велит. Здесь лето … год. … зима тут не живёт. | Африка – далёкий материк. Интересен он и велик. Здесь солнце жаркое палит. Скорее в тень бежать велит. Здесь лето круглый год. Холодная зима тут не живёт. |
Слова для справок: жаркое, холодная, далёкий, круглый.
Дополните стихотворение подходящими по смыслу словами, подбирая их из слов для справок.
К какой части речи относятся пропущенные слова? (имена прилагательные).
Вспомним определение имени прилагательного. С какой частью речи связаны имена прилагательные? (С именем существительным). Определите род каждого прилагательного. Какую роль играют имена прилагательные в речи? (делают ее точной, выразительной, понятной).
IV. Сообщение темы урока.
- Ребята, опираясь на эти слова (их грамматические признаки), попробуйте сформулировать тему урока. Кто может сформулировать тему урока?
Наша цель: мы продолжим отрабатывать умение согласовывать имя прилагательное с именем существительным, вспомним родовые окончания имен прилагательных, будем правильно их писать.
V. Работа над темой урока
1. Составление и запись словосочетаний (у доски)
Континент (какой?) жаркий (м. р.), Африка (какая?) жаркая (ж. р.), солнце (какое?) жаркое (ср. р.).
Почему у слова жаркий изменилось окончание? От чего это зависит?
Вывод. Какие окончания у имен прилагательных м. р.? Какие окончания у имен прилагательных ж. р.? Какие окончания у имен прилагательных ср. р.? (Обращаю ваше внимание, что после шипящих у прилагательных ср. р. пишется окончание ее)
2. Игра «Опиши животное» (работа в парах). (Достают из мешочка картинку с изображением животного). Подобрать и записать по 3 прилагательных, с помощью которых можно описать животное. Напоминаю, что при описании можно указывать разные признаки, например, цвет, размер, характерные особенности. Выделить окончания имен прилагательных. Каждая пара описывает по 2 животных.
1 группа учащихся самостоятельно подбирает прилагательные.
2 группа учащихся использует слова для справок.
Слон – африканский, крупный, серый, сильный.
Жираф – высокий, пятнистый, быстрый.
Леопард – быстрый, пятнистый, хитрый, опасный.
Верблюд – выносливый, одногорбый, крепкий, домашний.
Антилопа – красивая, быстрая, изящная, африканская, рогатая.
Зебра – полосатая, быстрая, пугливая, африканская.
Горилла – крупная, сильная, огромная, сообразительная.
Змея – ядовитая, опасная, быстрая.
Проверка.
Животное – крупное, хищное, травоядное, домашнее. (на доске все вместе)
Физминутка (выполняются движения под песню Красной Шапочки про Африку)
VI. Закрепление знаний по теме.
Карточка.
Прочитай текст. Допиши родовые окончания имен прилагательных. Окончания выдели.
Африка – самый жарк… континент. На севере материка расположена Сахара – крупнейш…пустыня на Земле. Здесь дождь – редк… явление. По территории Африки протекает Нил – самая длинн… река в мире. Крупнейш… африканск… озеро Виктория богато рыбой.
Проверка.
Тест «Да-нет». Если согласны с утверждением, ставите +, если не согласны, то -.
Прилагательное обозначает действие предмета. –
Прилагательное отвечает на вопросы какой? какая? какое? +
Прилагательное согласуется с глаголом. -
Прилагательное ед. ч. ср. р. имеет окончание ая , яя . -
Прилагательные делают речь точной и выразительной. +
Проверка. Поднимите цифры, рядом с которыми стоят плюсы. Номера правильных утверждений 2, 5.
VII. Итог занятия. Рефлексия.
- Над какой темой работали на уроке?
- Что нужно сделать, чтобы правильно написать окончания прилагательных?
- Кому на уроке было легко выполнять задания?
- Кому на уроке было трудно выполнять задания? Какие?
- О каком материке мы вспомнили на уроке? Посмотрите на карту материков. Каким цветом выделен этот материк?
Если вам все понравилось, прикрепите солнышко к материку, если что-то не понравилось, тогда - тучку.
- Учитель комментирует оценки.
VIII. Задание на дом. стр. 86, упр. 114.