СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока «Первая русская революция 1905-1907 гг. Начало парламентаризма»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: Подвести учащихся к пониманию того, что революция 1905-1907 гг. стала попыткой решить коренные проблемы российской действительности; раскрыть характер и итоги революции, а также определить её значение для дальнейшего развития страны. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Первая русская революция 1905-1907 гг. Начало парламентаризма»»

Конспект урока «Первая русская революция 1905-1907 гг. Начало парламентаризма»


Цели урока: Подвести учащихся к пониманию того, что революция 1905-1907 гг. стала попыткой решить коренные проблемы российской действительности; раскрыть характер и итоги революции, а также определить её значение для дальнейшего развития страны.


Задачи урока:

Образовательная:

Сформировать представление о том, что причины первой русской революции вытекают из особенностей социально – экономического и политического развития России в начале ХХ века;

углубить знания о развитии революционного движения в России;

показать какие изменения произошли в стране в ходе революции в политической и социально-экономической сферах.

Развивающая:

Развитие умений сравнивать два потока в революции – либеральный и радикально-революционный;

графически изображать ход революции;

анализировать и оценивать исторические документы.

Развивать логическое мышление, речь учащихся, память.

Уметь обосновывать свою точку зрения;

Воспитательная:

Формировать неравнодушное уважительное отношение к определённым этапам отечественной истории, патриотизма и гражданственности;

воспитывать чувство товарищества, умение работать в малой группе, выслушивать мнение других.

Повысить интерес к общественным наукам.


Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний


Ход урока


1. Организационный этап.

Здравствуйте!


3. Постановка темы, цели и задач урока. (5 мин.)

Послушайте отрывок из стихотворения Николая Асеева.


Революция — это ревы улиц,

это топот толп, прочтенный вслух.

Только в революцию можно стать под пули,

грудью их отвеяв, словно пух.


Революция — это души настежь!

Сердце сбило всех обид замки,

и в пустые ребра, как очей ни застишь,

небо набивает синевы комки.


- О чем это стихотворение?

-С понятием революция, мы уже знакомы. Вспомните определение, что такое революция?

Революция – это переворот в развитии общества, совершаемый при участии широких слоев населения, часто насильственным путем.

- Предположите, какая же тема урока?

- Верно, тема нашего урока «Первая российская революция 1905-1907гг. Начало парламентаризма». Запишите тему урока.

-Предположите цель урока.

-Сегодня нам предстоит изучить и проанализировать события 1905 – 1907 годов в России; раскрыть итоги революции.

- Обозначим план урока

1. Причины революции

2. События революции

3. Итоги революции и начало парламентаризма.


4. Изучение новой темы урока


- В теме урока встречается еще одно новое для вас понятие – парламентаризм.

Парламентаризм – процесс становления и развития в государстве органов законодательной власти как самостоятельного политического института.

- Запишите это определение.


Русская буржуазно-демократическая революция 1905-1907 гг, была одним из первых этапов, указывающих что народ более не желал жить по-старому. Революция 1905 года предшествовала революции 1917 года, она олицетворяла собой проблемы в русском обществе, а также неразрешенные конфликты внешнеполитического устройства мира.


1. Причины революции – 3 мин.

- Что бы узнать причины первой русской революции обратимся к учебнику на стр. 124. Прочитайте и определите причины революции. Прочитает в слух _________________????

- Назовите причины

(1. кризис в некоторых отраслях промышленности, особенно в тяжелой

2. недовольство всех слоев общества:

- Крестьяне хотели получить помещичьи земли

- рабочие – увеличение заработной платы, 8-часовой рабочий день

- интеллигенция и буржуазия требовали предоставления политических свобод: совести, собраний, печати и введение народного представительства

3. кризис власти

4. поражение в русско-японской войне)


- Мы выполнили первый пункт плана.


2. События революции

- Чтобы узнать об основных событиях революции, я предлагаю посмотреть вам видеоролик, а затем ответить на вопросы.


ВИДЕО – 7 минут (сократить)


Ответьте на вопросы

- какое событие произошло 3 января 1905 года? (Восстание на Путиловском заводе)

- кто возглавил мирное шествие рабочих 9 января 1905 года? (Священник Гапон)

- Какие прошения были включены в петицию?

- Как назывался броненосец, на котором вспыхнуло восстание матросов в июне 1905 года? («Князь Потемкин Таврический»)

- Назовите дату, когда Николай 2 подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка»? (17 октября 1905 г)

- Что провозглашал Манифест? (введение демократических свобод и создание избираемой Гос думы)


- Выполните задание. На столах у вас лежат карточки. Необходимо с помощью учебника вставить пропущенные фразы, слова и даты.

На первом ряду, вы работаете на стр 125-126 Октябрьская стачка

Второй ряд стр 126 – Манифест

3 ряд кульминация стр 127

- На это вам 2 минуты.


- прочитайте, текст, который у вас получился. (Читают по рядам)


- И так, мы выполнили второй пункт плана урока, узнали о основных событиях революции.


3 итоги революции


- Манифест 17 октября имел большое значение. Хотя еще в некоторых губерниях продолжались крестьянские волнения, в городах – эсеровский террор, а в армии происходили восстания, революция выдыхалась и шла на спад.

В ходе революции каждый слой добился ряда уступок. Крестьяне освободились от выкупных платежей, была снижена арендная плата за землю. Рабочие получили сокращение рабочего дня, повышения заработной платы, легализацию профсоюзов, социальное и медицинское страхование, право на экономические стачки.

Манифест наносил удар по основам самодержавно-сословного строя. Появляются гарантии прав и свобод человека. И избираемая Государственная дума с законодательными функциями.

Однако Манифест не мог восприниматься участниками революции, как полная победа, так как сохранялась неконтролируемая царская власть.

1905 год не принёс решения основных социально-экономических проблем России и не привел к однозначной победе ни одну из противоборствующих сил.


Конечно, энергия общественных организаций была направлена на создание политических партий, борьбу за места в Думе.

Партии которые стремились пройти выборы в Гос думу. Это

Так, Российская социал-демократическая рабочая партия (РСДРП) опиралось на пролетариат и беднейшее крестьянство. Программа большевиков предусматривала ликвидацию самодержавия и провозглашение демократической республики, передачу всей земли в собственность крестьянам, право наций на самоопределение, установление 8-часового рабочего дня. Меньшевики же считали, что создавшиеся в России условия не позволяют в ближайшие годы развернуть борьбу за социалистическую революцию. Поэтому партии нужно окончательно выйти из подполья и вести легальную борьбу за осуществление реформ.

Партия эсеров представляла интересы крестьянства. Многие эсеры настаивали на терроре как главной форме борьбы.

Партия конституционных демократов (кадетов), сокращенно кадетов, отражала взгляды либеральной интеллигенции. Они выступали за конституционную монархию, передачу части помещичьих земель за выкуп крестьянам. Ввести обучение на родных языках на национальных окраинах.

Интересы буржуазии представляла партия «Союз 17 октября» или октябристы во глава с Гучковым А.И. Они добивались мер по поддержке отечественных промышленников.

Партии Совет объединенного дворянства и Союз русского народа выступали за незыбленность самодержавия, предлагали придать Государственной думе статус имперского совета.

«Трудовая группа», партия образовалась уже в 1 Гос думе. Это группа депутатов из крестьян и интеллигентов народнического направления.


Дума в России избиралась на основе законов о выборах 1905-1906 гг. она избиралась на срок 5 лет по партийным и спискам. Избирательного права были лишены военачальные срочной службы, сектанты, женщины, уголовники, представители некоторых народов крайнего севера, средней Азии, северного Кавказа. Все остальные делились на 4 курии(избирательные группы):

1) землевладельческая

2) городская

3) рабочая

4) крестьянская

Избирательное право не было равным. Помещики избирали 1 депутата от 2000 человек, а крестьяне 1 депутата от 30 тыс. человек, рабочие 1 от 50 тыс. человек.

Больше всего мест в Гос думе получила партия Кадетов. А меньше всего мест досталось социал-демократам, а большевики бойкотировали выборы.

I Государственная Дума начала свою работу 27 апреля 1906 года. Главным вопросом в деятельности Думы стал – аграрный вопрос. Представители партии «Трудовой группы» представили свой проект аграрного закона. Он предусматривал отчуждение помещичьих земель, превышающих необходимую норму, и введение уравнительного землепользования.

Так же Кадеты представили свой проект, они предлагали наделить крестьян землей за справедливую плату из монастырских, удельных, казённых и частично отчужденных помещичьих земель.

На это Николай 2 объявил, что он противник всякого посягательства на частную собственность и 9 июля 1906 года издал Манифест о роспуске Думы.

II Дума начала работу 20 февраля 1907 года, оказалась не менее оппозиционной. Самыми крупными фракциями были Трудовики и Кадеты. Вновь главным был аграрный вопрос. Теперь призывали к безвозмездной конфискации помещичьей земли.

Правительство, во главе с премьер-министром Столыпиным Петром Аркадиевичем, 3 июля 1907 года вновь разогнало Думу. В этот же день был обнародован новый избирательный закон, что являлось нарушением Основных законов Российской империи, принятых в 1906 году. Роспуском 2 гос Думы и закончилась Революция 1905-1907 годов.

- Каковы же итоги революции?


- Итак, третий пункт плана выполнен.

- Мы выполнили все пункты плана. Мы достигли цели урока? Я вам раздам печатный опорный конспект сегодняшней темы. Вы вклеите его в свою тетрадь.


5. Закрепление изученного материала. 5 мин


Картинки

- сейчас вы будете работать в парах. На партах лежат пазлы. Нужно собрать картинку, назвать событие, которое она отражает, и соотнести с датой.


- Вы видите на доске написаны события. Нужно найти лишнее и объяснить почему.


6. Домашнее задание

- Вы сегодня хорошо поработали. Я вам раздам распечатанный конспект, вы его вклеите в тетрадь.

- Домашнее задание параграф 66, отвечать на вопросы.


7. Выставление оценок

- Сегодня на уроке получают пятерки - ?????,

Четверки -????????



8. Встаньте. Урок окончен.



№1

7 октября 1905 года началась забастовка на __________-_____________ железной дороге. Вскоре к ней присоединились рабочие всех железных дорог Московского узла, а затем и всех железных дорог ___________.

Повсеместно требовали созыва ___________________ собрания, провозглашения _________________ и установления 8-часового рабочего дня. В Петербурге и Москве образовались ______________ _____________ _________________.


№2

17 октября 1905 года, после обсуждения на Государственном совете, императором был подписан _______________ «Об усовершенствовании государственного порядка». В нем Николай II обещал даровать народу _______________ свободы – свободу личности, совести, собраний и союзов.

В первые дни после принятия Манифеста во многих городах прошли _________________.Одни манифестанты шли с национальными флагами и _________________ портретами, приветствуя дарование ___________. Другие рвали эти портреты и, шагая по городским улицам с ________________ ____________, призывали ________________ с царским режимом.


№3

Правительство ____________ многих членов Совета. В ответ оставшиеся члены Совета и руководство ____________________ призвали пролетариат России к всеобщей забастовке до полной передачи власти временному революционному управлению. Но забастовка началась лишь на железных дорогах ________________ узла, а затем и на некоторых московских ______________.

В ответ на расправы властей с _________________ 9 декабря в городе началось _________________ восстание.

19 декабря 1905 года по решению ________________ совета вооруженная борьба была _________________.



№1

7 октября 1905 года началась забастовка на __________-_____________ железной дороге. Вскоре к ней присоединились рабочие всех железных дорог Московского узла, а затем и всех железных дорог ___________.

Повсеместно требовали созыва ___________________ собрания, провозглашения _________________ и установления 8-часового рабочего дня. В Петербурге и Москве образовались ______________ _____________ _________________.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!