СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Переходные элементы. Амфотерные оксиды и гидроксиды"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Переходные элементы. Амфотерные оксиды и гидроксиды"»

Переходные элементы. Амфотерные оксиды и гидроксиды

Элементы содержания: амфотерность оксидов и гидроксидов.

Требования к уровню подготовленности выпускников.

Уметь: составлять уравнения химических реакций с участием амфотерных оксидов и гидроксидов.

Цель: сформировать представление учащихся о переходных элементах, амфотерных соединениях; научить их записывать уравнения реакций с участием амфотерных оксидов и гидроксидов, доказывать амфотерность вещества.

Оборудование: цинк (гранулы или пластинка), растворы хлорида цинка, гидроксида натрия, соляной кислоты, демонстрационные пробирки; дополнительно: образец хрома, раствор хлорида хрома (III), оксид хрома (III).

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

У доски два человека – упр. 7, 8. Фронтально: с чем реагируют кислоты, щёлочи, соли, основные оксиды, кислотные оксиды? Как доказать кислотный характер оксида, гидроксида? Как доказать основный характер оксида, гидроксида? Как изменяется характер оксидов и гидроксидов в периоде, в группе?

II. Объяснение нового материала.

Перед вами простое вещество цинк. Металл это или неметалл? Почему? Давайте проверим наше предположение. Для этого получим гидроксид цинка. Как получить нерастворимый гидроксид? По каплям прильём к раствору хлорида цинка гидроксид натрия. Выпал осадок, запишем уравнение реакции:

ZnCl2 + 2NaOH Zn(OH)2+ 2NaCl

Разделим Zn(OH)2 пополам; к одной части прильём соляную кислоту. Гидроксид растворился.

Запишем уравнение реакции:

Zn(OH)2+2HCI ZnCl2+2H2О

Гидроксид цинка реагирует с кислотой, проявляет основные свойства.

Проверим, не будет ли гидроксид цинка растворяться в щёлочи. Растворяется. Значит, Zn(OH)2 можно записать в виде кислоты: .

Тогда

цинкат

натрия

Zn(OH)2 реагирует со щёлочью, проявляет кислотные свойства. Вещества, обладающие и кислотными, и основными свойствами, называются амфотерными, а элементы, образующие такие вещества, – переходными. На форзаце учебника эти элементы обозначены зеленым цветом. У некоторых элементов с переменной степенью окисления существует несколько рядов соединений: основные (в низшей степени окисления), амфотерные (в средней степени окисления), кислотные (в высшей степени окисления). Например, хром. Рассмотрите схему на с. 10 учебника. Эксперимент: из хлорида хрома (III) получим гидроксид хрома (III) и проведем реакции с соляной кислотой и гидроксидом натрия. Запишите уравнения реакций:

Домашнее задание: § 2, упр. 2, 3.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!