СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Откуда в наш дом приходит электричество"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по предмету "Окружающий мир" для 1 класса. УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Откуда в наш дом приходит электричество"»


Конспект урока

ФИО автора: Алексеева Марина Юрьевна

Место работы, должность: МОУ Крючковская оош, учитель начальных классов

Предмет: окружающий мир

Класс: 1

Тема урока: Откуда в наш дом приходит электричество

Базовый учебник: А. А. Плешаков «Окружающий мир»

Цель: раскрыть роль электричества в быту.

Задачи урока:

  • формирование представления о том, как электричество вырабатывается и поступает в дом;

  • знакомство с правилами безопасного обращения с электроприборами;

  • развитие мышления, связной речи, памяти;

  • воспитание чувства товарищества, взаимовыручки;

  • развитие коммуникативных способностей, умения помогать друг другу в выполнении задач как учебных, так и жизненных;

  • - воспитание ответственности за персональный вклад в коллективный результат;

  • формирование умения высказывать свою точку зрения;

  • формирование умения анализировать, выполнять аналитическую работу;

  • - формирование действия самооценки и взаимооценки при подведении итога результатов работы всего коллектива и своего собственного.

Тип урока: открытие нового знания

Формы работы учащихся: фронтальная работа, парная работа, индивидуальная работа

Используемые технологии: технология сотрудничества, здоровьесберегающие технологии, компьютерные технологии, игровые технологии, технология проблемного диалога, технология рефлексии.

Активные формы обучения: эмоциональный настрой на урок, проблемная ситуация, динамическая пауза, работа в парах, презентация учебного материала, просмотр мультфильма, игровые моменты, создание ситуации успеха.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал (карточки, воздушные шарики), батарейки, оборудование для сборки электрической цепи, керосиновая лампа, свеча, медицинский халат.

Ход урока:

  1. Самоопределение к деятельности.

СЛАЙД 3

Гимнастика.

Дышим носом глубоко. Поднимаемся легко.

Наклоняемся вперёд. Прогибаемся назад.

Головой теперь покрутим. Так мы лучше думать будем.

Встанем, дети на носочки. Настроенье, каково?

На зарядке ставим точку. Настроенье у нас - « Во!».

СЛАЙД 4

Организационный момент.

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо под рукой!

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

- Что вы делаете, войдя в темную комнату?

- Ну, конечно же, включаете свет! Сделать это проще простого: достаточно просто щелкнуть выключателем - и загорается электрическая лампочка. Но так было не всегда.

СЛАЙД 5

Рассказ учителя. История появления электрической лампы.

- В далёкие-далёкие времена людям по ночам светил лишь огонь костра.

- Со временем люди догадались, что, если в костер опустить палку, она загорится, и с ней можно будет отойти туда, куда не доходит свет костра. Так появился факел.

- В домах использовали палочки поменьше: полено расщепляли на тоненькие щепки - лучины. Ставили лучину на специальную подставку - светец. Под светец ставили специальную ванночку с водой, чтобы угли падали в воду.

- Света от лучины было маловато, к тому же, она очень быстро сгорала, и приходилось заменять ее на новую. Это было неудобно!

- Что же было делать? А люди давно заметили, что, если кусочек веревочки обмакнуть в масло и поджечь, он будет гореть хорошо и долго. Вот и стали наливать в маленькую мисочку масло, класть туда фитиль из ниток и поджигали его. Такой светильник горел долго и ровно. Со временем масляные лампы стали напоминать небольшой чайничек, из носика которого выглядывал огонь.

- Масляная лампа удобнее лучины, но все же, и она давало мало света, а масло часто проливалось. А что если вместо жидкого масла использовать твердое сало - подумали люди. В специальную форму положили нитяной фитиль, залили расплавленное сало. Когда сало остывало, оно становилось твердым. И, когда фитиль зажигали, постепенно плавилось.

- Как вы думаете, что придумали люди?

- Ну, конечно же, свечку. (Показ свечи.)

-А еще позже появились керосиновые лампы. В них вместо масла использовалась специальная горючая жидкость: керосин. Сверху на такую лампу надевали стекло. Она горела гораздо ярче и дольше масляных ламп и свечей, а, кроме того, была более безопасной. (Показ керосиновой лампы)

СЛАЙД 6

- В изобретении электрической лампочки принимало активное участие несколько человек. Первую лампу накаливания, которая очень напоминала настоящую, изобрел русский электротехник Яблочков Павел Николаевич. (Показ лампочки.)

-Она горела так ярко и была такой удобной и безопасной, что очень скоро люди перестали пользоваться и свечками, и керосиновыми лампами.

II. Постановка учебной задачи.

СЛАЙД 7

- О чём мы сегодня с вами будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадку.

По тропинкам я бегу,

Без тропинки не могу.

Где меня ребята нет,

Не зажжется в доме свет

К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

Светлое величество

Это - …(электричество).

-Прочитайте тему урока.

- Что мы сегодня узнаем на уроке?

-Теперь нам надо определить учебные задачи.

СЛАЙДЫ 8,9

- Я буду читать, а вы, если считаете, что задача подходит к теме нашего урока, хлопните 1 раз в ладоши.

  • Проследим путь электричества в наш дом.

  • Узнаем, какие растения растут на клумбе.

  • Будем учиться правильно обращаться с электроприборами.

  • Узнаем, как появляются снег и лёд. [Слайд 5]

III. Построение проекта выхода из затруднения

- С помощью электричества в нашем доме становиться светло. А как еще нам помогает электричество?

- Без электричества не смог бы работать ни один электроприбор. Но вот мы втыкаем вилку в розетку - и происходит чудо: электроприбор оживает.

- Почему? (Показ работы фена)

СЛАЙД 10

- Вот и Муравьишка пришел к нам за помощью. Он хочет узнать: Что же такое электричество и откуда оно приходит, заставляя работать электроприборы? А его и вашими помощниками сегодня на уроке будут герои одного очень познавательного мультфильма, которых вы все хорошо знаете.

Человечки очень споро
Чинят электроприборы!
Их не видно, не смотри,
Ведь они живут внутри.
Нету места мистике,
Если рядом… (Фиксики.)

Практическая работа

СЛАЙД 11

- Электричество – это электрические заряды, очень маленькие частички, которые движутся в одном направлении.

- Электрические заряды вы можете наблюдать в природе, когда сверкает молния.

- Есть электричество неопасное, тихое, незаметное. Оно живет повсюду, само по себе, и если его поймать, то с ним можно очень интересно поиграть. Наши друзья Фиксики приглашают нас в страну "Волшебных предметов", где мы научимся ловить электричество
- Надо закрыть глаза, сосчитать до 10. (Подготовка материалов для опытов)

СЛАЙД 12

- Вот мы и в волшебной стране.

-Возьмите расческу и потрите ее о ткань. Поднесите к маленьким кусочкам бумаги. На расчёске есть электрический заряд, поэтому расчёска стала притягивать кусочки бумаги.

СЛАЙД 13

- Потрите воздушный шарик о волосы своего соседа по парте. Что заметили? - На поверхности шарика выработалось электричество. Оно привело к тому, что волосы притягиваются к шарику.


Рассказ учителя «Откуда приходит электричество?».

СЛАЙД 14

- Электричество вырабатывается на электростанциях.

На слайде вы видите гидроэлектростанцию. «Гидра-вода». Еще есть тепловые и атомные электростанции. Чтобы получить электричество на таких станциях используется сила воды, тепловая и атомная энергия. Электричество приходит в наш дом по проводам. Электрический ток сначала течет по толстым высоковольтным проводам, потом по обычным проводам перетекает в наши квартиры, попадая в выключатели и розетки.

-Как вы думаете, почему нужно экономить электроэнергию?

СЛАЙД 15

- Давайте мы спросим об этом у Фиксиков. (Просмотр мультфильма)

-Теперь мы знаем, почему так важно экономить электроэнергию.

Динамическая пауза.

СЛАЙД 16

- Ребята, Фиксики предлагают вам немного отдохнуть и подвигаться. (Помогатор - фиксипелки)

IV. Первичное закрепление.

Знакомство с элементами питания.

- Почему горит фонарик? (Показ фонарика)

- В батарейках вырабатывается электричество. (Демонстрация батареек)

- Батарейки бывают разные по форме и по размеру.

- Перечислите, что может работать от батареек?

Построение электрической цепи.


- Закройте глаза. Сейчас мы отправимся в лабораторию. Посмотрим, как электричество приходит в наш дом. (Учитель надевает халат)

СЛАЙД 17

- Откройте глаза. Где вырабатывается электричество? (На электростанции)

- Вместо электростанции возьмём батарейки.

- От электростанции в наш дом как приходит электричество? (По проводам)

- Теперь замыкаем цепь, то есть включаем. В нашем доме уже есть электричество.

- Закройте глаза. Возвратимся в школу. (Учитель снимает халат)

- Итак, электричество уже в доме, а в доме огромное количество помощников, которым необходимо это электричество.

СЛАЙДЫ 18,19,20,21,22

- Отгадайте загадки.
Пыль увижу – заворчу,

Заверчу и проглочу. (Пылесос)
Полюбуйся, посмотри – 
Полюс северный внутри! 
Там сверкает снег и лед, 
Там сама зима живет. (Холодильник)
У окошка я сижу,
На весь мир в него гляжу. (Телевизор)
После стирки у простынки
Он разгладит все морщинки.
Только ты его не тронь, 
Он горячий, как огонь. (Утюг) 

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу. 
Больше греться не хочу. 
Крышка громко зазвенела: 
«Пейте чай, вода вскипела!» (Чайник) 

V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

СЛАЙД 23

Работа в парах. Игра «Найди пару».

На партах лежат конверты с картинками.

- Откройте конверты, которые лежат на ваших партах.

- Подберите к каждому электроприбору пару. На картинках с электроприборами поставьте плюсик.

СЛАЙД 24

- Проверьте свою работу.

- Оцените работу друг друга. Если ваш товарищ работал старательно, подарите ему желтый смайлик. Если вы считаете, что вашему другу надо работать более активно, то подарите ему красный смайлик.

VI. Закрепление.

Знакомство с правила безопасного обращения с электроприборами.

- Наряду с пользой, электрический ток может стать большой бедой, т. к. он представляет опасность для человека в случае попадания его под электрическое напряжение. Поражение школьников электрическим током - очень распространенная травма, и чтобы этого не произошло, мы должны знать некоторые правила.

СЛАЙД 25

Послушайте советы Фиксиков. (Просмотр мультфильма)

- Какие еще правила безопасного обращения с электроприборами, вы знаете?

Работа в тетрадях на печатной основе.

VII. Итог урока. Рефлексия.

- Где вырабатывается электроэнергия?

- Прочитайте сообщение Мудрой Черепахи на с 63.

- Какие приборы работают на электричестве?

- Какие правила нужно соблюдать при обращении с электроприборами?

- Какое сейчас время года?

- Посмотрите на деревья в окно? На них есть листья?

СЛАЙД 26

- И на нашем дереве тоже нет листочков. Но вы можете украсить его лампочками.

- Если вы считаете, что на уроке хорошо поработали, вам было интересно и понятно, то возьмите желтую лампочку.
- Если считаете, что могли бы поработать лучше, то выберите красную лампочку.

- Повести свои лампочки на наше дерево.

СЛАЙД 27

Урока время истекло,

Я вам, ребята, благодарна,

Гостей вы встретили тепло

И поработали ударно!








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!