4. | Включение в систему знаний Метод – словесный; Прием – диалог (практический, сам.работа) Динамическая пауза. | 28 | 1. -Каждый из вас слышал в свой адрес похвальные слова или, наоборот, критические замечания, высказывания. -Вам нравится, когда вас хвалят? - А как вы отреагируете, если вам по- доброму укажут на ошибку, выскажут мнение с целью, что вы поймёте ошибку и исправитесь. Прислушаетесь к совету? - А какие высказывания могут ранить, обидеть человека? Давайте разберем на ситуациях – где доброжелательная критика и совет, а где обидное осуждение? Вы будите работать по группам. Договоритесь, кто будет отвечать. -Каждая группа знакомится с ситуацией и делает вывод, обосновывая его. Времени у вас 1 минута. Карточки (приложение 1) Карточка 1 группы Вера читает наизусть стихотворение. После прочтения учительница говорит девочке: « Первое четверостишие прочитала монотонно, не выразительно. Во втором четверостишии был нарушен порядок слов, а вот последнее четверостишие прозвучало с нужной интонацией, с соблюдением пауз и логических ударений.» ВЫВОД (Это критика, т.к. после критических замечаний, девочка прочитает это стихотворение выразительно, без ошибок) Карточка 2 группы У ребят было задание - нарисовать иллюстрацию к произведению. Каждый представлял свою работу, а Лариса и Настя шепотом друг другу комментировали работы одноклассников: - Фу, смотри какое у него кривое дерево! -Это точно, да ещё и птицы размером с собаку! Ха-ха-ха! ВЫВОД (это осуждение, т.к. недоброжелательно и скрытно высмеивают недостатки в чужих работах, может быть даже несправедливо) Карточка 3 группы Мама попросила Гришу пропылесосить в комнате. Мальчик сделал это наспех, считая неинтересным занятием. Мама, увидев результат его работы, сказала: «При такой уборке твоя комната скоро превратится в горы мусора!»Грише стало стыдно. (Критикуя сына, мама хотела, чтобы ему стало стыдно, и он в следующий раз тщательнее убирался. Так мальчик станет аккуратным.) Вывод: Можно сказать, что доброжелательный совет придётся во благо человека? (Да, человек становится лучше) ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ - Молодцы, справились с первой подсказкой! Карточка 4 группы Бабушка заболела и попросила Лизу принести ей малиновое варенье. Девочка заигралась с подружками и забыла про бабушкину просьбу. Пришлось бабушке самой идти за вареньем к Лизиной маме. Вернувшись домой, Лиза встретилась с бабушкой. Бабушка, горестно вздыхая, ей сказала: «Когда ты болела, мы с твоей мамой заботились о тебе, а ты даже не вспомнила о моей просьбе.»Лиза покраснела от услышанных слов. Вывод Это критика во благо, ведь Лиза оказалась забывчивой, нечуткой, может даже равнодушной девочкой, а слова бабушки пробудили в ней сочувствие и раскаяние за нанесённую обиду. Карточка 5 группы В классе было принято на свой день приносить шоколадные конфеты и угощать своих одноклассников. Семья Жени жила небогато и мальчик принёс недорогие карамельки. Серёжа и Света , откусив кусочек, поморщились и сказали « Невкусные у тебя, Женя, конфеты. На, забери обратно!» Вывод.Хотя ребята сказали прямо в лицо Жене, но сделали это нетактично, грубо. Это осуждение. Оно пользу не принесёт, а лишь глубоко ранит, обидит Женю, ведь он не может изменить ситуацию. 2. Что еще нужно соблюдать, чтобы поведение было во благо себе и другим? Для этого расшифруйте слово. Приложение 2 ВЫВОД ТАКТИЧНОСТЬ Работа с пословицами -Молодцы ребята! Чтобы не забывать о такте при критике, народ придумал меткие и мудрые пословицы. - Вот вам следующее задание. Вспомните продолжение пословиц и объясните их значение. Вспомните продолжение пословицы. Слово не воробей,___________________________ Как вы понимаете смысл этой пословицы? Семь раз отмерь,________________________ -О чём она говорит? Вспомните продолжение пословицы. Как аукнется,_________________________ -Как другими словами можно сказать? -Дети, но если уж так получилось, что вы кого-то обидели, ранили острым словом, то какими словами можно загладить свою вину?(Прости , извини, прошу прощения, я виноват и т.д.) -Молодцы, но обращаю ваше внимание, что часто можно услышать «извиняюсь»- так нельзя говорить., Суффикс –сь показывает, что вы извиняете сами себя, а ведь вы просите извинения показывает другого человека. -С давних времён и по сей день на Руси существовала традиция в последний день Масленицы просить прощения друг у друга - так называемое прощёное воскресенье. В вашей семье есть такая традиция? Если ДА - поднимите руки. А у кого нет, то я думаю что она появится в вашей семье 3. – Что еще нужно соблюдать, чтобы поведение было во благо себе и другим? -Вот вам следующее задание Приложение 3 Получилось слово СПРАВЕДЛИВОСТЬ -Продолжите фразу «Справедливость-это…». Творческое задание «Справедливое решение» -А сейчас предлагаю оценить ситуации: справедливо ли поступили герои, если вы считаете, что да, то встаньте - Что подскажет вам ваше сердце? Мама не разрешила сыну смотреть телевизор, потому что он не выучил уроки; Справедливо? Старший ребенок в семье подрался с младшим, и родители наказали старшего; Справедливо? Внук разбил вазу, а бабушка взяла вину на себя, так как не хотела, чтобы его наказали; Справедливо? ВЫВОД -Как нужно относится к другим, чтобы это было благо для вас и для других? 4) - Ребята, а сейчас следующее для вас задание. - А образуйте существительное из двух слов ТВОРИТЬ и БЛАГО -Назовите синонимы слова БЛАГОТВОРИТЕЛЬ (меценат, волонтёр) -Найдите значения этих слов в толковом словаре ( по группам) - Верно. Да, все эти люди совершают благие, добрые дела. Отличия между ними все же существуют. Помощь может быть разной. ... Но благотворитель и меценат оказывают финансовую помощь нуждающимся. Практически всегда основное, что тратит волонтер,- это время, силы и имеющиеся у него профессиональные навыки. Кстати, 5 декабря во всем мире справляют день волонтеров. В этот день поблагодарят всех тех людей, которые безвозмездно трудятся и помогают людям. -Ребята, как вы думаете, какими качествами должны обладать благотворитель? | (да, конечно) (Скорее всего) (Несправедливые, оскорбительные слова, сказанные за глаза, когда человек не может защитить себя от несправедливости) Выполнять задание в группах Сделать правильный вывод Выполнять задания в парах (вылетит -не поймаешь) (Обидное слово ранит человека, потом можно пожалеть о сказанном) - один отрежь) прежде чем сделать, высказаться подумай хорошенько, взвесь свои слова) так и откликнется) (Поступай так, как хочешь, чтобы относились к тебе) (Прости , извини, прошу прощения, я виноват и т.д.) правда, правосудие, честность, правильность, законность, истинность, объективность, праведность.. БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ доброта, милосердие, сострадание, сопереживание, бескорыстие, щедрость, отзывчивость, толерантность) | Регулятивные: умение организовывать свою работу, оценивать правильность выполнения. Регулятивные: волевая саморегуляция в затруднения Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Регулятивные: умение организовывать свою работу, оценивать правильность выполнения. |