СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе "Жить во благо себе и другим"

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе "Жить во благо себе и другим"»

Технологическая карта урока

Автор: Разманова Т.А., учитель истории, обществознания, ОРКСЭ МБОУ «СОШ №1» пгт.Жешарт.

Тема «Живи во благо себе и другим», ОРКСЭ (Светская этика),   4 класс.

Цель:

создать условия для совершенствования культуры нравственного поведения

Задачи:

Личностные: учиться положительно, относиться к изучаемому предмету; формировать эстетические потребности; отработка навыков самостоятельной работы.

Предметные: формировать у детей понятия о простых нравственных истинах, о влиянии слов, эмоций и поступков на жизнь окружающих.

Коммуникативные: развивать познавательный интерес, внимание, воображение, речь учащихся, способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, делать выводы.

Регулятивные: воспитывать уважительное отношение к окружающим людям.

Оборудование: учебник «ОРКСЭ.Светская этика», А.И. Шемшурина .4кл, карточки с заданиями, презентация, фонограмма «Твори добро на всей земле», плакат «Дерево Добра».



п/п

Этап урока

Методы и приёмы

Время

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.

Организационный момент.

Метод - словесный


3 мин.

Здравствуйте, ребята!

В жизни можно по-разному жить, 
В горе можно и в радости. 
Вовремя есть, вовремя спать, 
Вовремя делать гадости

А можно и так - 
На рассвете встать 
И, помышляя о чуде, 
Рукой обнаженной солнце достать 
И подарить его людям.

- Вот и у нас в классе появилось СОЛНЦЕ!

(на доске появляется солнце)

Приветствовать учителя.


Регулятивные: Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2.

Мотивационный этап:

Метод – словесный;

Метод – наглядный

2

- А какое у вас возникает настроение, когда вы видите солнце? (радость, хочется улыбнуться)

-Верно, ведь солнце символ добра, света, радости. Давайте, возьмемся за руки, почувствуем тепло ваших ладошек и улыбнемся друг другу


Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.


3.

Актуализация опорных знаний


У нас сегодня урок-квест. Что такое квест? (Приключенческая игра, где нужно добыть какие -то подсказки.)

- Чтобы добиться успеха в работе вы должны быть на уроке АКТИВНЫМИ, ВНИМАТЕЛЬНЫМИ, ДРУЖНЫМИ

- Вот и первое задание квеста:

Объяснять смысл высказывания

Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль


3.

Постановка учебной задачи и ее решение.

Метод – словесный;

Приём – проблемный диалог.

Метод – практический.

Приём – демонстрация.

7 мин

Отгадайте тему нашего урока?

- Прочитайте слова, записанные на доске, и распределите их по группам.

- Какому принципу распределите? (положительные и отрицательные качества и чувства человека)

БескорыстиеЛюбовьАккуратностьГуманностьОтзывчивость

Злость Гнев Ненависть

Из первых букв первой группы составьте слово. Это ключевое слово темы нашего урока. БЛАГО

Подберите синонимы.(Польза. Добро)

- Сформулируйте тему урока

ЖИВИ СЕБЕ И ДРУГИМ ВО БЛАГО

- Подумайте, какова цель нашего урока?(Как же вести себя, чтобы то, что полезно и хорошо для вас, не было во вред другим.)

- Как нужно относится к другим, чтобы это было благо для вас и для других?




отвечают

(положительные и отрицательные качества и чувства человека)



БЛАГО



Называть тему урока.

Ставить цели урока.



Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.






4.

Включение в систему знаний

Метод – словесный;

Прием – диалог (практический, сам.работа)























































































Динамическая пауза.














28

1. -Каждый из вас слышал в свой адрес похвальные слова или, наоборот, критические замечания, высказывания.

-Вам нравится, когда вас хвалят?

- А как вы отреагируете, если вам по- доброму укажут на ошибку, выскажут мнение с целью, что вы поймёте ошибку и исправитесь. Прислушаетесь к совету?

- А какие высказывания могут ранить, обидеть человека?

Давайте разберем на ситуациях – где доброжелательная критика и совет, а где обидное осуждение?

Вы будите работать по группам. Договоритесь, кто будет отвечать.

-Каждая группа знакомится с ситуацией и делает вывод, обосновывая его. Времени у вас 1 минута.

Карточки (приложение 1)

Карточка 1 группы

Вера читает наизусть стихотворение. После прочтения учительница говорит девочке: « Первое четверостишие прочитала монотонно, не выразительно. Во втором четверостишии был нарушен порядок слов, а вот последнее четверостишие прозвучало с нужной интонацией, с соблюдением пауз и логических ударений.»

ВЫВОД

(Это критика, т.к. после критических замечаний, девочка прочитает это стихотворение выразительно, без ошибок)

Карточка 2 группы

У ребят было задание - нарисовать иллюстрацию к произведению. Каждый представлял свою работу, а Лариса и Настя шепотом друг другу комментировали работы одноклассников:

- Фу, смотри какое у него кривое дерево!

-Это точно, да ещё и птицы размером с собаку! Ха-ха-ха!

ВЫВОД

(это осуждение, т.к. недоброжелательно и скрытно высмеивают недостатки в чужих работах, может быть даже несправедливо)

Карточка 3 группы

Мама попросила Гришу пропылесосить в комнате. Мальчик сделал это наспех, считая неинтересным занятием. Мама, увидев результат его работы, сказала: «При такой уборке твоя комната скоро превратится в горы мусора!»Грише стало стыдно.

(Критикуя сына, мама хотела, чтобы ему стало стыдно, и он в следующий раз тщательнее убирался. Так мальчик станет аккуратным.)



Вывод: Можно сказать, что доброжелательный совет придётся во благо человека? (Да, человек становится лучше)

ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ

- Молодцы, справились с первой подсказкой!



Карточка 4 группы Бабушка заболела и попросила Лизу принести ей малиновое варенье. Девочка заигралась с подружками и забыла про бабушкину просьбу. Пришлось бабушке самой идти за вареньем к Лизиной маме. Вернувшись домой, Лиза встретилась с бабушкой. Бабушка, горестно вздыхая, ей сказала: «Когда ты болела, мы с твоей мамой заботились о тебе, а ты даже не вспомнила о моей просьбе.»Лиза покраснела от услышанных слов.

Вывод Это критика во благо, ведь Лиза оказалась забывчивой, нечуткой, может даже равнодушной девочкой, а слова бабушки пробудили в ней сочувствие и раскаяние за нанесённую обиду.

Карточка 5 группы

В классе было принято на свой день приносить шоколадные конфеты и угощать своих одноклассников. Семья Жени жила небогато и мальчик принёс недорогие карамельки. Серёжа и Света , откусив кусочек, поморщились и сказали « Невкусные у тебя, Женя, конфеты. На, забери обратно!» Вывод.Хотя ребята сказали прямо в лицо Жене, но сделали это нетактично, грубо. Это осуждение. Оно пользу не принесёт, а лишь глубоко ранит, обидит Женю, ведь он не может изменить ситуацию.

2. Что еще нужно соблюдать, чтобы поведение было во благо себе и другим?

Для этого расшифруйте слово.

Приложение 2

ВЫВОД


ТАКТИЧНОСТЬ

Работа с пословицами

-Молодцы ребята! Чтобы не забывать о такте при критике, народ придумал меткие и мудрые пословицы.

- Вот вам следующее задание. Вспомните продолжение пословиц и объясните их значение.

Вспомните продолжение пословицы.

Слово не воробей,___________________________

Как вы понимаете смысл этой пословицы?



Семь раз отмерь,________________________


-О чём она говорит?


Вспомните продолжение пословицы.

Как аукнется,_________________________


-Как другими словами можно сказать?



-Дети, но если уж так получилось, что вы кого-то обидели, ранили острым словом, то какими словами можно загладить свою вину?(Прости , извини, прошу прощения, я виноват и т.д.)

-Молодцы, но обращаю ваше внимание, что часто можно услышать «извиняюсь»- так нельзя говорить., Суффикс –сь показывает, что вы извиняете сами себя, а ведь вы просите извинения показывает другого человека.

-С давних времён и по сей день на Руси существовала традиция в последний день Масленицы просить прощения друг у друга - так называемое прощёное воскресенье.

В вашей семье есть такая традиция? Если ДА - поднимите руки. А у кого нет, то я думаю что она появится в вашей семье

3. – Что еще нужно соблюдать, чтобы поведение было во благо себе и другим?

-Вот вам следующее задание

Приложение 3

Получилось слово СПРАВЕДЛИВОСТЬ

-Продолжите фразу «Справедливость-это…».

Творческое задание «Справедливое решение»

-А сейчас предлагаю оценить ситуации: справедливо ли поступили герои, если вы считаете, что да, то встаньте

- Что подскажет вам ваше сердце?

  • Мама не разрешила сыну смотреть телевизор, потому что он не выучил уроки; Справедливо?

  • Старший ребенок в семье подрался с младшим, и родители наказали старшего; Справедливо?

  • Внук разбил вазу, а бабушка взяла вину на себя, так как не хотела, чтобы его наказали; Справедливо?

ВЫВОД

-Как нужно относится к другим, чтобы это было благо для вас и для других?

4) - Ребята, а сейчас следующее для вас задание.

- А образуйте существительное из двух слов ТВОРИТЬ и БЛАГО

-Назовите синонимы слова БЛАГОТВОРИТЕЛЬ (меценат, волонтёр)

-Найдите значения этих слов в толковом словаре ( по группам)

- Верно. Да, все эти люди совершают благие, добрые дела. Отличия между ними все же существуют. Помощь может быть разной. ... Но благотворитель и меценат оказывают финансовую помощь нуждающимся. Практически всегда основное, что тратит волонтер,- это время, силы и имеющиеся у него профессиональные навыки.

Кстати, 5 декабря во всем мире справляют день волонтеров. В этот день поблагодарят всех тех людей, которые безвозмездно трудятся и помогают людям.

-Ребята, как вы думаете, какими качествами должны обладать благотворитель?


(да, конечно)



(Скорее всего)

(Несправедливые, оскорбительные слова, сказанные за глаза, когда человек не может защитить себя от несправедливости)

Выполнять задание в группах





Сделать правильный вывод













Выполнять задания в парах













(вылетит -не поймаешь)

(Обидное слово ранит человека, потом можно пожалеть о сказанном)

- один отрежь)

прежде чем сделать, высказаться подумай хорошенько, взвесь свои слова)

так и откликнется)

(Поступай так, как хочешь, чтобы относились к тебе)

(Прости , извини, прошу прощения, я виноват и т.д.)









правда, правосудие, честность, правильность, законность, истинность, объективность, праведность..















БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ















доброта, милосердие, сострадание, сопереживание, бескорыстие, щедрость, отзывчивость, толерантность)



Регулятивные:

умение организовывать свою работу, оценивать правильность выполнения.



Регулятивные:

волевая саморегуляция в затруднения

Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

















Регулятивные:

умение организовывать свою работу, оценивать правильность выполнения.


5.

Итог урока

Метод – словесный;

Приём – беседа.

3 мин


















5 )  Дерево добра

Какие добрые дела можем сделать мы с вами?
Будьте добры, напишите на листочке от Дерева доброты, какое доброе дело вы смогли бы сделать уже сегодня. Дети приклеивают листочки с записанными на них добрыми делами на Дерево доброты.
Каждый ваш хороший поступок, это частица добра, вложенная в огромный мир доброты. От неё становится теплее, светлее и радостнее. 
(О благотворительности поговорить – посадка деревьев, участие в субботниках, уважение и почитание старших, участие в акции подари игрушку больному ребенку).


Отвечать на вопросы учителя, подводят итог работы на уроке.

.

Личностные: способствовать формированию положительной адекватной самооценки



Познавательные:

Анализ, синтез, сравнение, обобщение.

6.

Рефлексия

Метод – словесный;

Приём – объяснение.


2 мин

Какая тема нашего урока?

-Какие у вас были трудности?

-А где мы можем применить наши умения?


Пусть никогда не гаснет в вашем сердце доброта. Если все мы будем творить добро, то наша планета превратится в волшебный мир. Так пусть больше будет на земле добра, счастья и тех, кто спешит его творить.


Я вижу, что наш урок прошел не зря. Спасибо за урок!


Оценивать свою работу на уроке.


Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ.

7.

Домашнее задание



1.Нарисовать рисунок «Жизнь дана на добрые дела».

2.Подобрать примеры народной мудрости, соответствующей теме урока.











Приложение 1

Карточка 1 группы

- Это доброжелательная критика и совет или обидное осуждение?


Вера читает наизусть стихотворение. После прочтения учительница говорит девочке: « Первое четверостишие прочитала монотонно, не выразительно. Во втором четверостишии был нарушен порядок слов, а вот последнее четверостишие прозвучало с нужной интонацией, с соблюдением пауз и логических ударений.»



Карточка 2 группы

- Это доброжелательная критика и совет или обидное осуждение?


У ребят было задание - нарисовать иллюстрацию к произведению. Каждый представлял свою работу, а Лариса и Настя шепотом друг другу комментировали работы одноклассников:

- Фу, смотри какое у него кривое дерево!

-Это точно, да ещё и птицы размером с собаку! Ха-ха-ха!



Карточка 3 группы

- Это доброжелательная критика и совет или обидное осуждение?


В классе было принято на свой день рождения приносить шоколадные конфеты и угощать своих одноклассников. Семья Жени жила небогато и мальчик принёс недорогие карамельки. Серёжа и Света , откусив кусочек, поморщились и сказали « Невкусные у тебя, Женя, конфеты. На, забери обратно!»



Карточка 4 группы

- Это доброжелательная критика и совет или обидное осуждение?

Бабушка заболела и попросила Лизу принести ей малиновое варенье. Девочка заигралась с подружками и забыла про бабушкину просьбу. Пришлось бабушке самой идти за вареньем к Лизиной маме. Вернувшись домой, Лиза встретилась с бабушкой. Бабушка, горестно вздыхая, ей сказала: «Когда ты болела, мы с твоей мамой заботились о тебе, а ты даже не вспомнила о моей просьбе.»Лиза покраснела от услышанных слов.





Карточка 5 группы

- Это доброжелательная критика и совет или обидное осуждение?

В классе было принято на свой день приносить шоколадные конфеты и угощать своих одноклассников. Семья Жени жила небогато и мальчик принёс недорогие карамельки. Серёжа и Света , откусив кусочек, поморщились и сказали « Невкусные у тебя, Женя, конфеты. На, забери обратно!»









Приложение 2


- Расставьте числа в порядке возрастания

2

4

8

5

1

9

7

11

3

10

6

а

т

о

и

т

с

н

ь

к

т

ч


Ответ:_________________________________


Приложение 3

Расшифруйте слово. Найдите слово среди других знаков.


с

w

п

z

r

р

w

а

r

в

u

е

s

д

w

л

w

и

в

s

о

с

v

т

ь

u


Ответ:______________________________________________









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!