СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Ориентирование"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Ориентирование"»

Тема урока

Ориентирование на местности

Базовый учебник

География начальный курс. 5 класс. Учебник (авторы А. А. Плешаков, В. И. Сонин, И. И. Баринова).2015 г

Цель урока: познакомить учащихся с устройством компаса; научить детей пользоваться компасом; познакомить учащихся с определением сторон горизонта по местным признакам.

Задачи:

Обучающая: познакомить с видами компасов и их устройством научить пользо­ваться компасом

Развивающая: развить на уровне рефлекса путем многократного повторения умение определять сто­роны горизонта; внимание, наблюдательность, зрительную память; умения работать с учебником;

Воспитывающая: целеустремленность, самостоятельность, чувство коллективизма.

Планируемые результаты:

Личностные УУД: формирование познавательного интереса к исследования.

Метапредметные:

Коммуникативные: добывать недостающую информацию с помощью вопросов (познавательная инициативность).

Регулятивные: применять методы информационного поиска.

Познавательные: формулировать алгоритм работы с компасом.

Предметные: научиться определять стороны горизонта.

Тип урока: урок - практикум

Форма работы учащихся: коллективная, работа в парах

Виды деятельности: работа с текстом учебника, работа в парах, работа с компасом.

Техническое оборудование: мультимедийная установка, компасы.

Технологии: здоровьесберегающие, продуктивного чтения, информационно - коммуникационные, проблемного обучения.

Структура и ход урока.

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

Организация на урок

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку. Лист настроения.

- Сегодня у нас довольно сложная, но очень интересная тема. Работы очень много. Давайте вспомним, что мы изучали на прошлом уроке?

Знакомство с планом.

Приветствие учителя, подготовка к уроку.


Повторение пройденного

  1. Устный опрос:

(рисунки учащихся)

Посмотрите на свои маршрутные листы и вспомните, о чём мы говорили на прошлом уроке? Устный опрос:

(рисунки учащихся)

- Что такое горизонт?

- Что называется линией горизонта?

- что такое ориентирование?

  1. Работа по карточкам

Проверка д.з ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ (выполни на листочках в клеточку)

  1. От точки проведи линию на 3 клетки на восток, 1 клетку на юг, 3 клетки на восток, 1 клетку на север, 1 клетку на восток, 1 клетку на юг, 1 клетку на восток, 1 клетку на юг, 5 клеток на запад, 1 клетку на юг, 3 клетки на запад, 3 клетки на север. ЧТО ТЫ НАРИСОВАЛ? Раскрасьсхему.

  2. От точки проведи линию на 2 клетки на восток, 1 клетку на север, 2 клетки на запад, 3 клетки на юг, 1 клетку на восток, 2 клетки на юг, 2 клетки на восток, 2 клетки на юг, 7 клеток на запад, 2 клетки на север, 3 клетки на восток, 2 клетки на север, 1 клетку на восток. Что ты нарисовал? Раскрась схему.


Актуализация темы

Беседа (определение темы и цели урока)

- Как можно определить стороны горизонта?

- Как вы думаете, какая у нас сегодня тема, цели? (презентация)

- А что Вы знаете по данной теме?

- А хотите ли вы узнать подробнее?

Решаемая проблема:

Что такое азимут?

Демонстрируют знания. Формулируют название темы урока

Устные ответы


3

Изучение нового материала


Практикум

1. Загадать загадку.

- А знаете ли Вы, что такое компас?

- Приходилось ли вам пользоваться им?

2. Работа с текстом учебника стр 81. Целевой вопрос: Где был изобретён первый компас?

3. Беседа.

4. Рассказ учителя об изобретение компасов.

А). О свойстве намагниченного железного штыря (иглы) знали древнейшие мудрецы: жрецы, купцы, и проводники Египта, Византии, Индии и Китая. Русские поморы и племена западных викингов в морских многомесячных переходах пользовались такой «волшебной иглой» и тщательно охраняли её от чужаков. Все подобные приспособления - это древнейшие прообразы современного компаса.

Вы наверняка хоть раз видели компас. Это приборчик, с виду очень похожий на часы. Но в отличие от часов его стрелка всегда показывает направление в одну сторону, как ни верти его в руках. Внутри у компаса довольно сильный магнит. Он взаимодействует с магнитным полем Земли - невидимой силой, притягивающей к себе все магниты. Наиболее сильная линия магнитного поля пролегает недалеко от Северного полюса. Поэтому магнитная стрелка компаса всегда указывает на север.

Б). Компас Компасы бывают разной конструкции, но наибольшее распространение в нашей стране имеет компас, сконструированный в прошлом веке русским военным топографом капитаном Петром Адриановым. Этот компас так и называется - компас Адрианова. Раньше эти компасы целиком изготовлялись из металла, а теперь делаются из пластмассы.
Компас Адрианова состоит из пяти частей:
Корпус компаса.
Визирное кольцо
Магнитная стрелка
Лимб (циферблат)
Зажим


2. Практическая работа с компасом. Положите корпус компаса на вашу руку. Осторожно откройте зажим.

- Что происходит со стрелкой? (Начала двигаться) Значит, стрелка не приклеена на стержень, она свободно вращается на стержне.

- Осторожно поворачиваем корпус, чтобы острие стрелки, совпало с буквой С. Стрелка показывает на север. Противоположный конец стрелки показывает на юг, слева - запад, справа - восток.

Давайте повторим. Там, где стрелка компаса указывает на букву С - север, противоположная ей сторона, это - …., слева - …., справа - …...

  1. Правила работы с компасом

Работа по учебнику (стр.81.

Совпали ли наши выводы о работе с компасом с правилами на доске? Что нужно обязательно помнить, когда вы идёте в лес за грибами?

4. Работа в парах. Практическая работа. Определение нахождения предмета в кабинете.

Азимут - это угол между направлением на север и направлением на изучаемый предмет, отсчитываемый по часовой стрелке. Измеряется в градусах.

(1 группа - картина, 2 группа - стол учителя, 3 группа - доска, 4 группа - ваза

Решаемая проблема:

  1. Что такое азимут?

Обобщение, обсуждение.

Устные ответы

Работают с текстом учебника


Решают проблему, демонстрируя знания (К)

Выполняют практикум , демонстрируя знания (П)


4

Физ. минутка (здоровье-

сберегающий компонент)

Мы сейчас все дружно встанем. 
И немножко отдохнём (потягивание).
Вправо, влево потянитесь (повороты)
Наклонитесь, поклонитесь!
Руки вверх и руки вбок! 
И на месте прыг да скок!
А теперь бегом, вприпрыжку … 
Молодцы! Вы ребятишки!

Играют, демонстрируя свои творческие таланты и знания по теме. (К)

5

Работа по учебнику:

- Какие вы знаете местные признаки, по которым можно определить стороны горизонта?

- Найдите ответы в учебнике стр. 81-82. (памятка работы с текстом)

6

Закрепление

  1. Игра.

  2. Беседа:

  1. Для чего служит компас?

  2. Из каких частей состоит компас?

  3. Как правильно пользоваться компасом при определении сторон горизонта?

  4. Какие вы знаете местные признаки, по которым можно определить стороны горизонта?

  5. Решили ли мы поставленную проблему?

Играют, демонстрируя свои творческие таланты и знания по теме. (К)

Отвечают демонстрируя знания (П)

Обмениваются полученной информацией (П)

Рассуждение учеников (Л), выявление причинно-следственных связей(Р).

Формулируют ответ, применяя полученные знания

7

Итог урока (рефлексия).

Д/З

Комментирует и выставляет оценки за урок. Листок настроения.

Объясняет д/з §17,

Творческое задание (по желанию).

Пользуясь компасом, определить в каком направлении от вашего дома находиться школа.

Оценивают работу на уроке всего класса (Л) Записывают домашнее задание в дневник (К)


Допишите название противоположных сторон горизонта:

Юг - __________________

Северо-восток - ____________________

Северо - запад - ____________________

Восток - ______________________

Юго-запад - _____________________


Ориентирование - это определение своего местоположения относительно сторон горизонта. В переводе с латыни «ориенс» означает «восток».

К основным сторонам горизонта относят север, юг, запад и восток. Хотя перечислять стороны горизонта мы стали с севера, однако первым направлением, которое человек научился определять был восток. Заметил где восходит Солнце – там и восток. Если встать лицом на восток и вытянуть руки по обе стороны от себя, то за спиной окажется запад, слева будет север, справа – юг. Получается, для того, чтобы определить все стороны горизонта, достаточно было знать где находится восток. Именно поэтому восточное направление и дало название процессу определения местоположения объекта.

В X веке в Древнем Китае впервые был изобретён прибор для определения сторон света – компас.

Компас

Тогда этот прибор использовался для указания движения по пустыням. В Европе изобретение компаса приходится на XII–XIII века. Устройство такого компаса было очень простым – магнитная стрелка, укреплённая на пробке, опускалась в сосуд с водой. В воде пробка со стрелкой ориентировалась нужным образом, указывая направление на север.

Современный компас имеет более сложное строение. Рассмотрим его подробнее. Для начала дадим определение. Компас – это устройство, которое работает по принципу указания на магнитные полюса Земли и соответственно стороны света. Наша планета Земля похожа на очень большой магнит, у которого два полюса – северный и южный. В компасе, на острие иглы, закреплена свободно вращающая магнитная стрелка – это самая важная часть устройства. Один её конец указывает на север, другой на юг. Конец стрелки, указывающий на север, окрашен в красный цвет, а указывающий на юг – в синий.

Современный компас

В настоящее время, компас верно служит путешественникам, морякам, лётчикам, военным. Однако, при использовании компаса нужно выполнять ряд важных правил. Первое правило гласит: установить компас необходимо на ровной, горизонтальной поверхности (дело в том, что сильный наклон компаса может помешать движению магнитной стрелки). Далее следует подождать пока стрелка компаса остановится. Затем медленно и очень аккуратно следует повернуть компас так, чтобы красный конец стрелки, указывающий на север, совпал с буквой «S» или «N» на шкале. Зная где север, вы уже с лёгкостью определите остальные стороны горизонта. Вблизи компаса не должно быть железных предметов – ведь магнитная стрелка этого устройства будет к ним притягиваться, и вы не сможете правильно определить стороны горизонта.

Кроме компаса, сориентироваться на местности помогут топографические карты или планы местности. Обычно на топографических картах стороны горизонта указывает стрелка, расположенная в верхнем левом углу. Если же на карте стрелка не указана, тогда верхний край плана принимают за север, нижнюю часть – за юг, левую – за запад, а правую – за восток. Зная это, можно определить на топографической карте направление на изображённые объекты.

Определить своё местоположение по компасу и топографической карте легко. Но что делать, если компаса и карты под рукой нет? Ориентироваться на местности можно по местным признакам. Так, например, в летний солнечный день ориентироваться можно по Солнцу. Для этого необходимо в полдень (середина дня, время высшего стояния Солнца над горизонтом, которое обычно соответствует двенадцати часам), встать спиной к Солнцу и развести руки в сторону. Падающая от вас тень будет указывать на север. Позади вас будет юг, справа – восток, слева – запад.

Ориентирование по Солнцу

Один из самых древних способ ориентирования на местности является ориентирование по звёздам. Этот способ не раз выручал путешественника, который находился в долгом плавании. Глядя на ночное звёздное небо необходимо отыскать полярную звезду, которая всегда указывает путь на север. Полярная звезда расположена вблизи Северного полюса мира и поэтому почти неподвижна при суточном вращении звёздного неба. Находится она в созвездии Малой Медведицы. Полярная звезда очень удобна для ориентирования. Направление на неё практически совпадает с направлением на север, а высота над горизонтом равна географической широте места наблюдения. Если встать лицом к Полярной Звезде, то перед вами будет север, позади вас юг, справа – восток, слева – запад.

Полярная звезда

Если же вдруг, вы заблудились в дремучем лесу, то определить, где расположен север, вам помогут некоторые природные объекты. Так, например, кора деревьев грубее и темнее на северной стороне, тоньше и светлее на южной. На деревьях хвойных пород, например, на сосне или ели, смола более обильно накапливается с южной стороны. Мох на деревьях растёт на северной стороне. У отдельно стоящих деревьев, совокупность веток и листьев в верней части растения, будет пышнее и гуще с южной стороны. Летом, ягоды и фрукты чаще всего быстрее краснеют и желтеют с южной стороны.

Определить стороны горизонта можно и по муравейникам. Дело в том, что они всегда располагаются с южной стороны деревьев, пней и кустов. Кроме этого, южный скат муравейников пологий, северный – крутой. Сориентироваться на местности можно даже по перелётным птицам. Как правило, весной они летят на север, а осенью на юг. Чтобы наиболее точно определить стороны горизонта по местным признакам, необходимо использовать не один, а несколько признаков.

Если же вдруг вы заблудились в городе, то определить стороны горизонта вам помогут местные постройки. Довольно точными ориентирами всегда были и остаются церкви. Так, в православном храме выделяют две основных части: это основное храмовое помещение и алтарная часть. Так вот, алтарная часть в православном храме всегда ориентирована на восток. В мусульманских мечетях двери примерно обращены на север.

В домах сельской местности больше окон в жилых помещениях прорубается с южной стороны, а краска на стенах строений с южной стороны выцветает больше и имеет тусклый цвет.

В нашем современном обществе ориентироваться на местности можно по специальному устройству, которое называется Gps-навигатор. Это электронный прибор, который способен определить текущее местоположение на земной поверхности. Однако любой электронике свойственно выходить из строя, да и к ней всегда нужен источник питания, который в лесу вы нигде не найдёте. Куда более надёжнее обладать знаниями ориентирования на местности.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!