Конспект урока окружающего мира в 3б классе
Тема « Царство грибов»
Используемые технологии:
Технология проблемного обучения
Технология разноуровневого обучения
Технология развития критического мышления
ИКТ
Цель урока: формирование представления о разнообразии и размножении грибов, их роли в природном сообществе.
Задачи урока:
Обучающие:
- познакомить учащихся со строением грибов, особенностью питания и размножения, значением в природе;
- с некоторыми видами, занесёнными в Красную книгу, их охраной;
- учить выделять группы съедобных и несъедобных грибов;
Развивающие:
- развивать умение работать с учебником и дополнительной литературой, выделять главную мысль, обобщать;
- развивать активную речь учащихся;
- развитие самоконтроля и оценочной самостоятельности учащихся
Воспитывающие:
- воспитывать культуру общения при фронтальной и групповой работе;
- воспитывать бережное отношение к природе родного края.
Планируемые результаты:
Предметные
Научатся характеризовать строение шляпочных грибов, их значение в природе и жизни людей, различать съедобные и несъедобные грибы, правильно собирать их.
Метапредметные
Регулятивные. Понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем; сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; принимать роль в учебном сотрудничестве; выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия;
Познавательные. Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков; находить в тексте ответ на вопрос;
воспринимать смысл познавательного текста;
Коммуникативные. Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другие мнения и позицию; формулировать собственные мнения и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; использовать в общении правила вежливости.
Личностные. Осознавать значение грибов для леса, для животных, для человека; осознавать важность правильного сбора грибов; осознавать значение бережного отношения к природе
Ход урока:
1.Организационный момент. Приветствие.
- Сегодня на уроке у нас гости.
- Давайте поздороваемся с гостями.
- Тихонько сели. Спины прямые. Плечики расправили.
2. Мотивация к учебной деятельности.
Работа с дневником наблюдения.
- Откройте дневники. Отметим погоду. Какой сегодня день? Что можете сказать? Температура воздуха? Есть ли сегодня осадки? Ветер? (
3. Актуализация знаний.
Ребята, послушайте стихотворение и доскажите словечко.
Посмотри ,мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года
Это все вокруг….(природа)
-Какая бывает природа?( живая и неживая)
- Что относится к неживой природе?
- Назовите признаки живой природы (питание, движение, рост, развитие, смерть)
- Что относится к живой природе?(растения, животные. Человек)
- Какая наука изучает растения? Животных?
Картинки на доске: растения, животные и грибы
Найдите ,что здесь лишнее.(Грибы) Почему?( они не относятся ни к растениям, ни к животным)
Сформулируйте тему урока.ГРИБЫ
3. Новый материал.
Отгадайте загадку и мы узнаем кто к нам сегодня придет на урок.
А вот кто-то важный
На беленькой ножке.
Он с красною шляпкой
На шляпке горошки. (Мухомор)
Слайд 6.
- Тема нашего урока: «В царстве грибов».
-Чтобы во время прогулки не заблудиться, нас будет сопровождать гриб мухомор.
-Гриб пришел не с пустыми руками, он принес нам письмо «Здравствуйте , ребята! Я рад сопровождать вас сегодня на уроке. Я приготовил вам корзину для грибов. Грибы эти вырастут в лесу в том случае, если вы покажете свои знания. Чем больше мы узнаем на уроке, тем полнее будет ваша корзина”.
-Сегодня за ваши правильные ответы вы получаете грибочки – этот лесной трофей складывайте в свои корзинки.И так отправляемся на тихую охоту.Почему? Так называется сбор грибов.
VI. Работа по теме урока.
Постановка учебной проблемы.
Поиграем в игру «Верите ли вы, что…» Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.
Вопросы
-… грибы живая природа?
- … способствуют образованию перегноя?
- … у гриба есть шляпка?
- … мухомор самый ядовитый гриб?
- … можно детям до 10 лет есть грибы?
- … грибы нуждаются в охране?
Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице, и видеть, насколько были правы.
Мы говорим про грибы.
- Как вы думаете, грибы – это живая или неживая природа? (Живая).
- Почему? (Грибы появляются, рождаются, растут, умирают…)
- А к какому миру живой природы можно отнести грибы? (К миру растений).
- Почему? (Они растут на земле).
- А какие части растений нам известны? (Корень, стебель, ветки, листья, плод).
- Есть ли они у грибов эти части? (У грибов нет листьев, стебля, веток).
- А еще мы знаем, что растения сами создают нужные для своего роста вещества. Это органические вещества. А грибы так “не умеют”.
- В таком случае можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений? (Нет).
- А к миру животных? (Тоже нет так как они не могут передвигаться).
- Так, что же такое грибы? (Наверное, это особое царство (мир) природы).
Слайд 7.
Вывод.
- Совершенно верно. Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.
-Даже ученые долго не могли решить, что такое грибы? Растения? Но ведь грибы совершенно не похожи на них. Главное - они не зелёные. Животные? Но на животных они тем более не похожи. Долгое время люди думали, что грибы появляются от росы, от гниения веществ, от ударов молнии и даже … по прихоти какой-нибудь нечистой силы. Наконец, грибы были все-таки отнесены к растениям. Но постепенно выяснилось, что в теле грибов немало таких веществ, которых нет ни в каких растениях, но зато есть в теле некоторых животных. И в 19 веке грибы выделили в особое царство - царство грибов.
( Прикрепить название)
2 . Строение гриба.–Правильно, сегодня мы будем говорить о царстве грибов!
-Почему учёные выделили грибы в особое царство? Вот на этот вопрос мы и должны дать ответ.
найдём сегодня ответ на уроке.
Изучение нового материала. Актуализация знаний.
- Наши леса Кировской области, Мурашинского района славятся грибами. Кто из вас с родителями ходил в лес за грибами? ФОТО
- Какие грибы растут в наших лесах?
- Какие грибы вам известны?
-Какие части гриба вы знаете?
-В лесу растут шляпочные грибы. Они похожи на зонтик. Посмотрите на эти муляжи.
грибы (учитель демонстрирует муляжи грибов)
-Что общего у грибов? Какие части? (Шляпка, ножка)
-Это видимая часть гриба.
-Что находится в земле? (грибница)
А вы знаете, что в лесу мы видим не сами грибы, а только плодовое тело(шляпка иножка вместе называются плодовым телом)
гриба, состоящее из шляпки и ножки, а сам гриб скрыт под землей. Что у гриба
под землей? (грибница)
- Вот грибница–это и есть сам гриб, а мы собираем его плодовые тела.
Грибница растёт более 100 лет, а плодовое тело вырастает за 3-7 дней.
насчитали на Земле около 120 тысяч разнообразных грибов. Плодовые тела у
разных грибов могут быть очень разнообразными.
-
- Грибы разнообразны по форме и цвету.
Асобирая грибы в лесу, вы встречали какие –нибудь необычные грибы?
необычный гриб – это березовый гриб – чага. /слайд 4/
- Ребята, как вы думаете, что будет, если хлеб долго пролежит в пакете?
- Он покроется вот такой плесенью. (Показываю) /слайд 5/
- Оказывается плесень - это тоже грибы, только очень маленькие – одноклеточные, ПЛЕСНЕВЫЕ. Плесень очень живуча. Даже если случится катастрофа и мир погибнет, плесень выживет. Победить ее невозможно и оградиться от ее вторжения тоже. Она способна вызвать аллергию, легочные заболевания. Покрывшиеся плесенью продукты могут быть смертельно опасными для человека. В тоже время плесень используют для приготовления некоторых сортов сыра, лекарства, например, пенициллина, который спас жизни миллионам людей.
Булочка !!! Ребята, а какая связь между булочкой и темой нашего урока?
На свете есть еще и дрожжевые грибы, которые мы употребляем в пищу каждый день! С их помощью выпекают хлебобулочные изделия. /слайд 6/
Вывод: грибы бывают шляпочные, плесневые и дрожжевые. /слайд 7/
- Некоторые виды грибов внесены в Красную книгу России
А есть грибы, плодовые тела которых похожи на цветы, мячики, бокальчики, камни, рожки. СлайдПосмотрите на такие необычные грибы –трутовик,
дождевик, бокальчики, чага, рогатик.
Они очень-очень маленькие, но очень нужны человеку. С помощью
дрожжевых грибов делают тесто для хлеба, кефирные грибки сквашивают
молоко, а из плесневых грибков добывают пенициллин –это очень ну
России, потому что встречаются теперь очень редко.
-Как же питаются грибы? Найдите ответ в учебнике на с. 112
-Грибница всасывает из почвы воду с растворёнными в ней минеральными веществами
солями. Грибы не могут сами производить для себя питательные вещества, как
растения (растения на свету производят сахар и крахмал). Им не нужен, как
растениям, свет. Они могут расти даже в темноте. Поэтому их нельзя отнести
к царству растений, у них нет листьев, стебля, цветов. Грибы поглощают
питательные вещества из находящихся в почве мёртвых остатков растений и
животных. При этом грибы способствуют их разрушению и образованию
перегноя.
-Можно ли грибы назвать санитарами леса?
-Как они «лечат» лес?
-Часто в названии гриба можно услышать название дерева. Какие это грибы?
(показ муляжей подберёзовика и подосиновика).Почему их так назвали?
-Многие грибы дружат с определёнными видами деревьев и часто селятся под ними.
ними. Грибница оплетает корни растений и получает от них готовый сахар.
Грибже даёт дереву питательные вещества, которые он берёт из почвы.
Вывод: грибы дружат с растениями и участвуют в круговороте веществ
в природе.
Работа по учебнику с.113
- Давайте откроем учебник и посмотрим, какие еще существуют грибы –с.119.
Они занесены в Красную книгу России, потому что встречаются теперь очень
редко.
- Есть такая поговорка: «Растут, как грибы после дождя» .
-Почему так говорят? (Очень много грибов появляется после дождя, когда
выглядывает солнце и нагревает мокрую землю)
- Так что нужногрибам, чтобы они быстро росли? (влага, тепло, питательная
среда)
Загадки /слайд 9/
- А сейчас, ребята, я буду загадывать загадки, а вы, будете отгадывать названия грибов.
1. Что за ребятки на пеньках
Столпились тесной кучкой?
И держат зонтики в руках,
Застигнутые тучкой. (опята)
2. Под деревцем, под осинкой
Стоит мальчик-с-пальчик,
На нём сер кафтанчик,
Красна шапочка. (Подосиновик)
3. А вот кто-то важный
На беленькой ножке.
Он с красной шляпкой,
На шляпке горошки. (мухомор)
4. Лета первая примета -
Под берёзой в холодке,
Гриб коричневого цвета
на пятнистом корешке. (Подберёзовик)
5. Я была в лесу.
Поймала лису,
Домой несу.
Отварю, посолю,
А зимой похвалю. (Лисичка)
6. Посмотрите все направо.
Этот лес красив. Дубрава.
А живёт здесь главный гном.
Шляпа тёмная на нём
Гриб отважный, смелый,
И зовётся … (Белый.)
7. Тот грибочек очень бледен
И никем ещё не еден,
Потому что ядовит
И очень этим знаменит. (Поганка)
- На какие две группы можно разделить эти грибы?
/съедобные, несъедобные/
- Как вы думаете, а несъедобные или ядовитые грибы, играют какую-либо роль в природе ? Может быть они совсем не нужны?
«Значение для природы и человека ядовитых грибов»
1. Я - бледная поганка,
очень опасна для человека, но
Я нужна деревьям.
Сосны, ели, берёзы без меня зачахнут.
А ещё меня используют для
приготовления сильных лекарств.
2. Я - мухомор людям тоже пригожусь.
Ведь они меня так и назвали, мухомор значит мух морить.
И лесным жителям я просто необходим: они лечатся мной от паразитов.
3. Мы - ложные опята, мы ярче и
красивее своих съедобных собратьев.
Мы разрушаем пни, поваленные стволы,
Опавшие сучья.
Мы - санитары леса!
Вывод: все грибы полезны для природы и человека.
- Многие съедобные и несъедобные грибы очень похожи. Поэтому мы обязательно должны с вами знать отличительные признаки. Работа по таблицам.
Вывод: Многие съедобные грибы имеют несъедобных двойников. Нужно уметь их различать!
РАБОТА В ЛИСТАХ САМООЦЕНКИ
Физкультминутка «Грибы»(дети имитируют сбор грибов)
Мы по лесу шли, шли (дети маршируют)
Белый гриб нашли (поднимают руки вверх)
Раз - грибок, два –грибок (наклоны)
Вот и полный кузовок (показывают руками)
-Ребята, как вы понимаете поговорку «Всякий гриб в руку беру, да не всякий
в корзинку кладу?
-Да, грибы бывают съедобные (мы употребляем их в пищу без опаски)
и несъедобные (некоторые из них содержат яд, смертельно опасный для
человека)
-А нужны ли несъедобные грибы? (Да, т. к. помогают дереву добывать
питание, лечат некоторых животных, служат домом для некоторых
насекомых.)
Игра «Собери съедобные грибы»
-Не все грибы можно собирать! Недостаточные знания людей приводят к
тяжёлым отравлениям, а иногда и смерти. Расскажу случай из жизни:
«Маленькая девочка, гуляя в лесу около дачи, нашла мухомор и попробовала
его. Спустя полчаса у неё началась рвота, обильное слюнотечение,
расстройство кишечника». Это было отравление. К счастью, родители
быстро вызвали скорую помощь».
-Назовите признаки отравления.
-Что нужно предпринять при отравлении грибами?
-Чтобы не отравиться, нужно соблюдать правила сбора грибов.
Работа по учебнику с.115.
Обобщение изученного.
- Из-за своих свойств грибы широко используются в хозяйстве и приносят
большую пользу природе. Теперь, изучив грибы подробнее, вы можете
сказать, какую же роль играют грибы в природе и жизни человека? Скажите,
пожалуйста, зачем грибы нужны в природе и человеку?
- Грибы очень важны, поэтому их нужно беречь и охранять, собирать их
аккуратно.
Итог урока. Рефлексия.
- Кому было интересно на уроке?
- Расскажите, что нового и интересного для себя вы узнали.
- А что вы уже знали раньше?
- Что понравилось делать?
- Чтобыло трудно?
- Какая наука изучает грибы,
Ответ уч-ся МИКОЛОГИЯ («микос – гриб, «логос аука)