СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока окружающего мира в 3 классе Тема « Царство грибов»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок для 3 класса

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира в 3 классе Тема « Царство грибов»»


Конспект урока окружающего мира в 3б классе

Тема « Царство грибов»



Используемые технологии:

  • Технология проблемного обучения

  • Технология разноуровневого обучения

  • Технология развития критического мышления

  • ИКТ

Цель урока: формирование представления о разнообразии и размножении грибов, их роли в природном сообществе.

Задачи урока:

Обучающие:

- познакомить учащихся со строением грибов, особенностью питания и размножения, значением в природе;

- с некоторыми видами, занесёнными в Красную книгу, их охраной;

- учить выделять группы съедобных и несъедобных грибов; 
Развивающие:

- развивать умение работать с учебником и дополнительной литературой, выделять главную мысль, обобщать;

- развивать активную речь учащихся;

- развитие самоконтроля и оценочной самостоятельности учащихся

Воспитывающие:

- воспитывать культуру общения при фронтальной и групповой работе;

- воспитывать бережное отношение к природе родного края.

Планируемые результаты:

Предметные 

     Научатся характеризовать строение шляпочных грибов, их значение в природе и жизни людей, различать съедобные и несъедобные грибы, правильно собирать их.

Метапредметные

Регулятивные. Понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточнённую учителем;  сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; принимать роль в учебном сотрудничестве; выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения; самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия;

Познавательные. Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков; находить в тексте ответ на вопрос;

воспринимать смысл познавательного текста;

Коммуникативные. Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; воспринимать другие мнения и позицию; формулировать собственные мнения и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; использовать в общении правила вежливости.

Личностные.  Осознавать значение грибов для леса, для животных, для человека; осознавать важность правильного сбора грибов; осознавать значение бережного отношения к природе


Ход урока:


1.Организационный момент. Приветствие.  

- Сегодня на уроке у нас гости.

- Давайте поздороваемся с гостями.

- Тихонько сели. Спины прямые. Плечики расправили.

2. Мотивация к учебной деятельности.

Работа с дневником наблюдения.

- Откройте дневники. Отметим погоду. Какой сегодня день? Что можете сказать? Температура воздуха? Есть ли сегодня осадки? Ветер? (


3. Актуализация знаний.

Ребята, послушайте стихотворение и доскажите словечко.

Посмотри ,мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает,

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса,

Человек и время года

Это все вокруг….(природа)

-Какая бывает природа?( живая и неживая)

- Что относится к неживой природе?

- Назовите признаки живой природы (питание, движение, рост, развитие, смерть)

- Что относится к живой природе?(растения, животные. Человек)

- Какая наука изучает растения? Животных?

Картинки на доске: растения, животные и грибы

Найдите ,что здесь лишнее.(Грибы) Почему?( они не относятся ни к растениям, ни к животным)

Сформулируйте тему урока.ГРИБЫ

3. Новый материал.

Отгадайте загадку и мы узнаем кто к нам сегодня придет на урок.

А вот кто-то важный

На беленькой ножке.

Он с красною шляпкой

На шляпке горошки. (Мухомор)


Слайд 6.


- Тема нашего урока: «В царстве грибов».

-Чтобы во время прогулки не заблудиться, нас будет сопровождать гриб мухомор.

-Гриб пришел не с пустыми руками, он принес нам письмо «Здравствуйте , ребята! Я рад сопровождать вас сегодня на уроке. Я приготовил вам корзину для грибов. Грибы эти вырастут в лесу в том случае, если вы покажете свои знания. Чем больше мы узнаем на уроке, тем полнее будет ваша корзина”.

-Сегодня за ваши правильные ответы вы получаете грибочки – этот лесной трофей складывайте в свои корзинки.И так отправляемся на тихую охоту.Почему? Так называется сбор грибов.



VI. Работа по теме урока.


  1. Постановка учебной проблемы. 

Поиграем в игру «Верите ли вы, что…»  Я буду читать вопросы, а вы ставьте в первой строке плюс, если согласны с утверждением, и минус, если не согласны. Вторая строка у вас пока останется пустой.

Вопросы

-… грибы живая природа?

- … способствуют образованию перегноя?

- … у гриба есть шляпка?

- … мухомор самый ядовитый гриб?

- … можно детям до 10 лет есть грибы?

- … грибы нуждаются в охране?

Сегодня в течение урока вы будете обращаться к таблице, и видеть, насколько были правы.

Мы говорим про грибы.

- Как вы думаете, грибы – это живая или неживая природа? (Живая).

- Почему? (Грибы появляются, рождаются, растут, умирают…)

- А к какому миру живой природы можно отнести грибы? (К миру растений).

- Почему? (Они растут на земле).

- А какие части растений нам известны? (Корень, стебель, ветки, листья, плод).

- Есть ли они у грибов эти части? (У грибов нет листьев, стебля, веток).

- А еще мы знаем, что растения сами создают нужные для своего роста вещества. Это органические вещества. А грибы так “не умеют”.

- В таком случае можно ли с уверенностью отнести грибы к миру растений? (Нет).

- А к миру животных? (Тоже нет так как они не могут передвигаться).

- Так, что же такое грибы? (Наверное, это особое царство (мир) природы).

Слайд 7.



Вывод.

- Совершенно верно. Грибы – это особое царство живой природы, которое не относится ни к миру растений, ни к миру животных.

-Даже ученые долго не могли решить, что такое грибы? Растения? Но ведь грибы совершенно не похожи на них. Главное - они не зелёные. Животные? Но на животных они тем более не похожи. Долгое время люди думали, что грибы появляются от росы, от гниения веществ, от ударов молнии и даже … по прихоти какой-нибудь нечистой силы. Наконец, грибы были все-таки отнесены к растениям. Но постепенно выяснилось, что в теле грибов немало таких веществ, которых нет ни в каких растениях, но зато есть в теле некоторых животных. И в 19 веке грибы выделили в особое царство - царство грибов.

( Прикрепить название)

2 . Строение гриба.–Правильно, сегодня мы будем говорить о царстве грибов!

-Почему учёные выделили грибы в особое царство? Вот на этот вопрос мы и должны дать ответ.

найдём сегодня ответ на уроке.

Изучение нового материала. Актуализация знаний.

- Наши леса Кировской области, Мурашинского района славятся грибами. Кто из вас с родителями ходил в лес за грибами? ФОТО

- Какие грибы растут в наших лесах?

- Какие грибы вам известны?

-Какие части гриба вы знаете?

-В лесу растут шляпочные грибы. Они похожи на зонтик. Посмотрите на эти муляжи.

грибы (учитель демонстрирует муляжи грибов)

-Что общего у грибов? Какие части? (Шляпка, ножка)

-Это видимая часть гриба.

-Что находится в земле? (грибница)


А вы знаете, что в лесу мы видим не сами грибы, а только плодовое тело(шляпка иножка вместе называются плодовым телом)

гриба, состоящее из шляпки и ножки, а сам гриб скрыт под землей. Что у гриба

под землей? (грибница)

- Вот грибница–это и есть сам гриб, а мы собираем его плодовые тела.

Грибница растёт более 100 лет, а плодовое тело вырастает за 3-7 дней.

насчитали на Земле около 120 тысяч разнообразных грибов. Плодовые тела у

разных грибов могут быть очень разнообразными.

-

- Грибы разнообразны по форме и цвету.

Асобирая грибы в лесу, вы встречали какие –нибудь необычные грибы?

   необычный гриб – это березовый гриб – чага. /слайд 4/
- Ребята, как вы думаете, что будет, если хлеб долго пролежит в пакете? 
- Он покроется вот такой плесенью. (Показываю)  /слайд 5/
- Оказывается плесень - это тоже грибы, только очень маленькие – одноклеточные, ПЛЕСНЕВЫЕ. Плесень очень живуча. Даже если случится катастрофа и мир погибнет, плесень выживет. Победить ее невозможно и оградиться от ее вторжения тоже. Она способна вызвать аллергию, легочные заболевания. Покрывшиеся плесенью продукты могут быть смертельно опасными для человека. В тоже время плесень используют для приготовления некоторых сортов сыра, лекарства, например, пенициллина, который спас жизни миллионам людей.

Булочка !!! Ребята, а какая связь между булочкой и темой нашего урока?

На свете есть еще и дрожжевые грибы, которые мы употребляем в пищу каждый день! С их помощью выпекают хлебобулочные изделия.    /слайд 6/
Вывод: грибы бывают шляпочные, плесневые и дрожжевые.     /слайд 7/

- Некоторые виды грибов внесены в Красную книгу России


А есть грибы, плодовые тела которых похожи на цветы, мячики, бокальчики, камни, рожки. СлайдПосмотрите на такие необычные грибы –трутовик,

дождевик, бокальчики, чага, рогатик.

Они очень-очень маленькие, но очень нужны человеку. С помощью

дрожжевых грибов делают тесто для хлеба, кефирные грибки сквашивают

молоко, а из плесневых грибков добывают пенициллин –это очень ну

России, потому что встречаются теперь очень редко.

-Как же питаются грибы? Найдите ответ в учебнике на с. 112

-Грибница всасывает из почвы воду с растворёнными в ней минеральными веществами

солями. Грибы не могут сами производить для себя питательные вещества, как

растения (растения на свету производят сахар и крахмал). Им не нужен, как

растениям, свет. Они могут расти даже в темноте. Поэтому их нельзя отнести

к царству растений, у них нет листьев, стебля, цветов. Грибы поглощают

питательные вещества из находящихся в почве мёртвых остатков растений и

животных. При этом грибы способствуют их разрушению и образованию

перегноя.

-Можно ли грибы назвать санитарами леса?

-Как они «лечат» лес?

-Часто в названии гриба можно услышать название дерева. Какие это грибы?

(показ муляжей подберёзовика и подосиновика).Почему их так назвали?

-Многие грибы дружат с определёнными видами деревьев и часто селятся под ними.

ними. Грибница оплетает корни растений и получает от них готовый сахар.

Грибже даёт дереву питательные вещества, которые он берёт из почвы.

Вывод: грибы дружат с растениями и участвуют в круговороте веществ

в природе.

Работа по учебнику с.113

- Давайте откроем учебник и посмотрим, какие еще существуют грибы –с.119.

Они занесены в Красную книгу России, потому что встречаются теперь очень

редко.

- Есть такая поговорка: «Растут, как грибы после дождя» .

-Почему так говорят? (Очень много грибов появляется после дождя, когда

выглядывает солнце и нагревает мокрую землю)

- Так что нужногрибам, чтобы они быстро росли? (влага, тепло, питательная

среда)

Загадки            /слайд 9/

- А сейчас, ребята, я буду загадывать загадки, а вы, будете отгадывать названия грибов.

1. Что за ребятки на пеньках
Столпились тесной кучкой?
И держат зонтики в руках,
Застигнутые тучкой. (опята)

2. Под деревцем, под осинкой
Стоит мальчик-с-пальчик,
На нём сер кафтанчик,
Красна шапочка.   (Подосиновик)

3. А вот кто-то важный
На беленькой ножке.
Он с красной шляпкой,
На шляпке горошки. (мухомор)

4. Лета первая примета -
Под берёзой в холодке,
Гриб коричневого цвета
на пятнистом корешке.   (Подберёзовик)

5. Я была в лесу.
Поймала лису,
Домой несу.
Отварю, посолю,
А зимой похвалю. (Лисичка)

6. Посмотрите все направо.
Этот лес красив. Дубрава.
А живёт здесь главный гном.
Шляпа тёмная на нём
Гриб отважный, смелый,
И зовётся …    (Белый.)

7.  Тот грибочек очень бледен
И никем ещё не еден,
Потому что ядовит
И очень этим знаменит.   (Поганка)

               

- На какие две группы можно разделить эти грибы?

                                                                             /съедобные, несъедобные/

- Как вы думаете, а несъедобные или ядовитые грибы, играют какую-либо роль в природе ? Может быть они совсем не нужны?

 

  «Значение для природы и человека ядовитых грибов»

1. Я - бледная поганка,  

   очень опасна для человека, но

   Я нужна деревьям.

   Сосны, ели, берёзы без меня зачахнут.

   А  ещё меня используют для

   приготовления сильных лекарств.

         

2. Я - мухомор людям тоже пригожусь.

Ведь они меня так и назвали, мухомор значит мух морить.

И лесным жителям я просто необходим: они лечатся мной от паразитов.

3. Мы - ложные опята, мы ярче и

    красивее своих съедобных собратьев.

    Мы разрушаем пни, поваленные стволы,

    Опавшие сучья.

    Мы - санитары леса!

Вывод: все грибы полезны для природы и человека.

- Многие съедобные и несъедобные грибы очень похожи. Поэтому мы обязательно должны с вами знать отличительные признаки. Работа по таблицам.

Вывод: Многие съедобные грибы имеют несъедобных двойников. Нужно уметь их различать!

                                                      РАБОТА В ЛИСТАХ САМООЦЕНКИ




Физкультминутка «Грибы»(дети имитируют сбор грибов)

Мы по лесу шли, шли (дети маршируют)

Белый гриб нашли (поднимают руки вверх)

Раз - грибок, два –грибок (наклоны)

Вот и полный кузовок (показывают руками)

-Ребята, как вы понимаете поговорку «Всякий гриб в руку беру, да не всякий

в корзинку кладу?

-Да, грибы бывают съедобные (мы употребляем их в пищу без опаски)

и несъедобные (некоторые из них содержат яд, смертельно опасный для

человека)

-А нужны ли несъедобные грибы? (Да, т. к. помогают дереву добывать

питание, лечат некоторых животных, служат домом для некоторых

насекомых.)

Игра «Собери съедобные грибы»

-Не все грибы можно собирать! Недостаточные знания людей приводят к

тяжёлым отравлениям, а иногда и смерти. Расскажу случай из жизни:

«Маленькая девочка, гуляя в лесу около дачи, нашла мухомор и попробовала

его. Спустя полчаса у неё началась рвота, обильное слюнотечение,

расстройство кишечника». Это было отравление. К счастью, родители

быстро вызвали скорую помощь».

-Назовите признаки отравления.

-Что нужно предпринять при отравлении грибами?

-Чтобы не отравиться, нужно соблюдать правила сбора грибов.

Работа по учебнику с.115.

Обобщение изученного.

- Из-за своих свойств грибы широко используются в хозяйстве и приносят

большую пользу природе. Теперь, изучив грибы подробнее, вы можете

сказать, какую же роль играют грибы в природе и жизни человека? Скажите,

пожалуйста, зачем грибы нужны в природе и человеку?

- Грибы очень важны, поэтому их нужно беречь и охранять, собирать их

аккуратно.

Итог урока. Рефлексия.

- Кому было интересно на уроке?

- Расскажите, что нового и интересного для себя вы узнали.

- А что вы уже знали раньше?

- Что понравилось делать?

- Чтобыло трудно?






- Какая наука изучает грибы,

        Ответ уч-ся  МИКОЛОГИЯ  («микос – гриб, «логос аука)  

                                                                                                           




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!