СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока окружающего мира в 3 классе "История русских имён".(УМК " Начальная школа21 века")

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "История русских имён"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира в 3 классе "История русских имён".(УМК " Начальная школа21 века")»

Урок окружающего мира в 3 классе в технологии РКМЧП(Школа 21 века)

по теме: «История русских имён».

Форма: урок -исследование.

Тип урока: усвоение новых знаний

Цель: Вызвать у учащихся желание узнать историю возникновения русских имён, в том числе и своего имени; учиться пользоваться словарём(словарями) , как источником нужной информации.

Задачи:

1.Упорядочить знания детей о русских именах, углубить представления учащихся по данной теме в процессе работы с текстом в технологии РКМЧП.

2. Развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, классифицировать, анализировать и сравнивать, обобщать полученную информацию и делать выводы; развивать устную и письменную речь.

3. Создать условия для формирования познавательного интереса по изучаемой теме, воспитывать чувство гордости и уважение к своим именам, коммуникативные качества учащихся.

Оборудование: медиапрезентация, словари Н.И Петровского «Словарь личных русских имён, И.В.Мороз «Тайна имени» и др.; двухчастные таблицы, « дневники исследователя», карточки с древнерусскими именами, полоски с разрезными именами, клей; учебник «Окружающий мир»авт.Н.Ф.Виноградова 3 класс 2 часть.



Планируемые результаты обучения

Предметные:

Знать:

Что такое имя?

Какими были древнерусские имена?

Когда и откуда появились современные имена?

Как выбрать имя новорожденному?

Метапредметные:

Уметь:

организовывать учебное сотрудничество;

самостоятельно определять цели своего обучения;

работать с различными источниками информации;

осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Личностные:

Развивать:

познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение истории русских имён;

коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстникам;

элементарные навыки самооценки результатов своей учебной деятельности.

На уроке были использованы технологии:

Технология РКМЧП

Проблемного обучения

Информационно-коммуникационная

Исследовательская деятельность

Здоровьесберегающая


Формы работы

фронтальная работа

групповая работа

индивидуальная работа



Методы обучения

словесный

дедуктивный

наглядный

практический

аналитический







Ход урока

1 Орг. момент

Прозвенел для всех звонок.

Пора начинать урок!

  1. Стадия вызова

  2. Слайд 2. Загадка

Тебе дано, а люди пользуются (Имя)

-Что это?

- Обменяйтесь своими предположениями в парах.

(Это имя. Люди называют (зовут) друг друга по имени. Нет ни одного человека, у которого бы не было имени. Бывает так, самого человека уже давно нет, а имя его живёт.)

2. Сообщение цели урока.

- Предметом нашего исследования будут имена.

Имена появились на заре человеческой истории, вместе с появлением речи. Наши предки, жители древней Руси, носили имена – клички, взятые от названий животных, растений, вещей и т.д.

3. Стратегия «Вопросительные слова» Работа в парах:

- Напишите в правую колонку двухчастной таблицы понятия, связанные с темой, а в левую часть – 6 вопросительных слов. Сформулируйте вопросы, сочетая элементы обеих колонок. Выберете из них самые интересные, на которые вы не знаете ответов и озвучьте для всего класса.

1.Вопросительные слова 2. Слова, связанные с темой урока

Какими были? Древнерусские имена


Примерные вопросы:

- Какими были древнерусские имена?

- Что означали древние имена?

- Когда и откуда пришли на Русь наши современные имена?

- Как правильно выбрать имя новорожденному?

- Какие значения имеют современные имена?

- С каких языков заимствованы?

- Что означает мое имя?

4. Прием « Бортовой журнал».

- Чтобы найти ответы на ваши вопросы, мы отправимся в путешествие. Все наблюдения по этой теме мы будем записывать в « дневник исследователя». Все исследования будем проводить в парах.

- Подумайте и обсудите, что вы уже знаете об именах людей, запишите в левую графу таблицы свои предположения на составленные вами вопросы. Заполнение первой графы таблицы.

Дневник исследователя:

Предположения Новая информация



II. Стадия осмысления.

1. Заочное путешествие.

- Закройте глаза, а теперь откройте. С помощью нашего компьютера мы оказались в прошлом.

- Какими были древнерусские имена? Что они означали?

Слайды 3, 4,5. Древние русские имена людей были своеобразными характеристиками людей. Имя давалось человеку как примета, по которой можно было выделить его из семьи, рода. В Древней Руси никакой разницы между именем и прозвищем не было.

- Оправдались ли ваши предположения? Запишите в правой колонке журнала, что нового узнали об именах людей Древней Руси. Если предположения оказались верными, то поставьте «+», если нет, то «- «.

2.Логическая игра

«Имена, имена, имена –

В нашей речи звучат неслучайно:

Как загадочна эта страна –

Так и имя – загадка и тайна» ( А.Бобров)

- Возьмите на ваших партах из конверта большие листочки. Внимательно прочитайте древние имена и подумайте, по каким признакам они сгруппированы.

Малюта, Бел, Милолика ,Косой, Светлана (внешность);

Добр, Молчан, Умник, Несмеяна (характер);

Одинец , Середа, Вторуня, Последыш («номер»);

Ждан, Рада, Любим,Милуша ( чувства);

Заяц, Кот, Медведь,Утка (звери);

Зима, Суббота, Дорога (место, время рождения);

Муковоз, Кожемяка, Рыбак (профессия родителей).

Возьмите в конверте разрезные полоски с другими именами, наклейте их в соответствующий ряд, в зависимости от их значения.

Рябой, Третьяк, Буян, Лиса, Веснянка, Ончутка, Дьяк.

Проверка работы.

- Какое имя вы затруднились отнести к какой-либо группе? (Ончутка, т.е. Черт)

3. Прием «Инсерт»:

- Прочитайте в учебнике на странице 40 -42 статью «Как рождались имена в далекой древности», делая на полях пометки: «V» - уже знал, «+» - новое, «- «-думал иначе, «?»-хочу спросить.

- О какой еще новой группе древних имен вы узнали? (Имена-обереги, охраняли от сглаза).

Обсудите в парах, запишите новую информацию в «дневники исследователя».

4. Продолжение путешествия.

- Когда и откуда пришли на Русь наши современные имена?

- Сделаем запрос в нашем компьютере.

Слайды 6,7. В конце X века киевский князь Владимир искал сильного союзника против степных кочевников, делавших набеги на южную Русь. С этой целью он заключил договор Взаимопомощи с императором Византийского государства. Чтобы военный союз был прочным, от киевского князя потребовали согласия на «крещение Руси». Князь Владимир принял такое условие. Обряд «крещения» состоял в том, что жителей русских селений толпами загоняли в реку, чтобы смыть старое языческое имя. Так Несмеяны, Буяны, Муковозы стали Аннами, Василиями, Евдокиями. Имена, принесенные на Русь вместе с христианством, были заимствованы из языков многих восточных и европейских народов.

- Запишите новую информацию в свои «дневники исследователя». Сравните с вашим предположением.

Физминутка для глаз «Радуга»

5. Инсценировка стихотворения.

- Как правильно выбрать имя новорожденному?

- Прежде чем ответить на этот вопрос, посмотрим инсценировку стихотворения Юрия Благова.



Дед, старался для внучонка,

Нахватал из разных мест

Ряд имен, звучащих звонко:

Говий…, Муций…, Свен…, Орест…



Зять решил по ходу прений

Повернуть вопрос ребром:

- Назовем посовременней:

Гелий…, Атом…, Космодром…



Дочь, захваченная спором,

Шумно лезет на рожон.

С целым импортным набором

Эдвин…, Мельвин…, Сельвин…, Джон…



Бабка с нехристями знаться

Не желает. И сама

Вносит лепту, глядя в святцы:

Псой…, Сысой…, Кузьма…, Фома…



Сочинительством премудрым

Занимались вчетвером.

Ночь проспорили, а утром

Мальчик назван был Петром.

Слайд 8.

- Выскажите предположения: почему ребенку выбрали имя Петр? (Назвали в честь дедушки или Петра I, а может быть, он родился в Петров день).

По христианской традиции ребенку давали имя одного из святых, день памяти которого совпадал или был близок ко дню рождения ребенка.

- Как вы думаете, день рождения и именины – это одно и то же? (Нет, именины – церковный праздник, когда отмечают память одного из святых, а день рождения – день появления человека на свет).

6. Поисковое задание.

- Какие значения имеют современные имена?

Работа в группах.

Задание: в «Словаре русских личных имен» найти сведения об имени Пётр (I группа), Людмила (II группа), Сергей (III группа).

Из какого языка заимствовано?

Какое значение имеет? (Для исследования даются такие имена, каких нет у детей в классе).

Проверка работы. Проверьте свои предположения и зафиксируйте новую информацию в своих «дневниках исследователя».

III. Рефлексия.

  1. Какова была тема нашего урока?

  2. Составьте синквейн по теме нашего урока.

1)Имена

2) древнерусские, современные

3)Выбирать, давать, носить

4)Имя даётся каждому человеку.

5)Названия.

2. Сопоставление двух частей дневника исследователя.

- Какие ваши предположения оказались верными?

- Что нового об именах людей вы узнали на уроке?

- На какие вопросы не смогли найти ответы? (Что означает мое имя?)

3. Домашнее задание: исследовать свое имя. Выяснить, почему родители вас так назвали .

4. Оценивание результатов работы («Лесенка достижений)



- Спасибо всем за хорошую работу на уроке!




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!