Предметные: познакомиться с понятиями «век», «тысячелетие», «историческое время», «наша эра»; с событиями, связанными с историей России; получат представление о ленте времени; научатся ориентироваться по ленте времени | Метапредметные: регулятивные – контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания; познавательные – ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела, круг своего незнания; коммуникативные – понимать основные разницы между двумя точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения | Личностные: учитывать чужую точку зрения; оказывать интеллектуальную помощь сквозным героям, которые в этом нуждаются, при решении трудных задач |
II. Актуализация опорных знаний Проверка д/з Цель – повторение знаний и подведение к определению темы урока | - Наш урок начнем с проверки д/з. -Она пройдет в форме теста. Приложение 1 - Правильно ответив на вопросы теста и выбрав соответствующую букву. Мы получим первое ключевое слово, которое поможет сформулировать тему нашего урока. Это слово «Путешествие» Слайд 2 -Чтобы узнать какое путешествие нас ожидает и найти ключевые слова для темы урока, нам предстоит выполнить следующие задания. | Индивидуальная работа с тестом. Дети называют слово «путешествие» | Осуществлять актуализацию личного жизненного опыта. Уметь слушать в соответствии с целевой установкой. Понимать и сохранять учебную цель и задачу |
III. Определение темы и целей урока Цель – определение цели деятельности учебного процесса | Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока обучающимися, по ключевым словам, постановку учебной задачи. -Отгадайте загадку. Слайд 3 «Змейкой развернулась, Бантиком свернулась». (Лента) - Это второе ключевое слово «Лента» Слайд 4 -Предлагаю вам разгадать ребусы, а отгадки поставить в правильной последовательности. -Ответьте на вопросы: - Месяц, неделя, сутки, час, минута. Как назвать одним словом? (время) -Мы назвали еще одно ключевое слово «время» Слайд 5
-Вспомните ключевые слова. -Из ключевых слов сформулируйте тему урока. Слайд 6 Предположите, о чём пойдёт речь. Определите цели урока. | Отгадывают загадки и называют ключевое слово «лента» (Апрель) (Май) (Март) Отгадывают ребусы, месяцы ставят по порядку. Отвечают на вопросы. Называют ключевое слово «время» Формулируют тему урока, цели и задачи. | Выделять существенную информацию из текста загадки. Выдвигать гипотезу и обосновывать её. Понимать и сохранять учебную цель и задачу Анализировать, делать выводы. Строить речевые высказывания в устной форме |
IV. Открытие нового знания, способа действия. Цель – учить учащихся применять полученные знания при выполнении разных учебных задач Цель – учить учащихся применять полученные знания при выполнении разных учебных задач | -Итак, нас ждет путешествие и мы будем открывать новые знания. - А поможет нам в нашем путешествии наука, название которой вы узнаете, разгадав анаграмму ОРСТИИЯ (история) Слайд 7 - Как вы думаете, что изучает наука история? -А зачем нам нужно её изучать? -Откроем учебники на стр.57 и найдем ответ на эти вопросы. -А каком времени идет речь в статье? «историческое время» - На какой вопрос оно помогает дать ответ? «Когда это было?» Слайд 8 - Итак, лента времени – это дорога из прошлого в будущее через настоящее. Это графическое изображение последовательности исторических событий. Л.в. используют чтобы представить ход исторического времени. Слайд 9 Для удобства историческое разделили на промежутки. Слайд 10 Они м.б. совсем короткими (день, месяц, год) -Могут быть большими (век, тысячелетие) -На лентах времени часто обозначают века. Как вы понимаете, что такое век? Тысячелетие? Слайд 11 Годы в истории принято обозначать арабскими цифрами, а века принято обозначать римскими цифрами. Мы с ними знакомились на уроках математики. -Вспомним принцип записи римских цифр, прочитайте в учебнике 1 абзац на стр.58. -Назовите принцип записи р. цифр? Слайд 12 Работа по вариантам Я предлагаю вам заменить арабские цифры римскими и наоборот. Взаимопроверка по слайду. Слайд 13 Динамическая пауза Слайд 14 -Как мы уже говорили история человеческого общества насчитывает несколько тысяч лет. -У разных народов был различный счёт лет – летоисчисление. Слайд 15 Египет - начало правления нового фараона. Греция - первая олимпиада. Древний Рим - основание города. Христианская церковь предложила создать единую систему отсчёта лет Отсчет времени в нашем календаре начинается с рождения Иисуса Христа. 16 слайд События, которые свершились после рождения Христа, относятся к нашей эре. То, что произошло раньше этого времени, случилось до нашей эры. Слайд 17 -Получив необходимые знания, закрепим их, поработав с лентой времени. Слайд 18 -Первые 100 лет после Рождества Христова считают I веком, следующие 100 – II век и т.д. - А какой у нас сейчас век? 21в - А теперь давайте разберемся. Слайд 19-20 - Если мы знаем год, когда произошло событие, то как правильно определить в каком веке это было? Объясняет, как по году определить век. | Разгадывают анаграмму. Ответы детей. Читают параграф в учебнике. Отвечают на вопросы учителя. Анализируют полученные знания. Отвечают на поставленные вопросы. (Это отрезок времени в 100 лет, 1000 лет) Читают статью в учебнике. Объясняют принцип записи римских цифр. Работают по карточкам по вариантам, производят взаимопроверку, оценивают результат. 3 - III X - 10 4 - IV V - 5 6 - VI XII– 12 9 - IX III - 3 10 - X IX - 9 18 - XVIII VI - 6 5 - V VIII - 8 Выполняют упражнения. Анализируют полученные знания. Работают с лентой времени. | Применять правила делового сотрудничества. Развивать чувства доброжелательности, эмоционально-нравственную отзывчивость. Приводить убедительные доказательства в диалоге, проявлять активность во взаимодействии. Осуществлять взаимный контроль, планировать способы взаимодействия. Осуществлять контроль по результату. |
IV.Включение нового в активное использование в сочетании с ранее изученным, основным Самостоятельная работа с лентой времени. | Организует беседу, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания обучающихся. Работа с определение века произошедшего события по дате. Слайд 21 Соедините стрелками дату с соответствующим веком. Первый полет человека в космос - 1961 Основание Москвы – 1147 Принятие христианства на Руси – 988 Год рождения А.С. Пушкина – 1799 -Следующее задание с лентой времени выполним по группам. У вас в конвертах лежат карточки с историческими событиями и датами, когда они произошли. Приложение 3 Надо найти дату, соответствующую определенному веку. 1группа - в XIII в; 2 группа - XIV в, 3группа - XVIII в, 4группа - XIX, 5группа - XXв. - Давайте прочитаем какие даты на нашей ленте. -Эти исторические события являются очень важными в истории нашей Родины. Благодаря им над нами мирное небо над головой. Давайте не будем забывать наше прошлое. Извлекать ошибки, гордиться достижениями. И пусть нас ждет светлое будущее! | Работают со слайдом: 1961 XVIII 1147 X 988 XX 1799 XII Анализируют, исправляют ошибки, оценивают. Выполняют работу. Поднимают карточки с датой. Один ученик от группы выходит и приклеивает на ленту времени на доске. Дети зачитывают. | Выбирать действие в соответствии с поставленной задачей, оценивать уровень владения тем или иным учебным действием, уметь вносить необходимые корректировки в действие после завершения на основе оценки учёта характера сделанных ошибок. Преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и постановкой учебной цели |
V. Итог урока. Рефлексия Цель – подвести итог проделанной работе на уроке. | Наше путешествие подходит к концу. Давайте вспомним чему мы научились. Продолжи начатое предложение Слайд 22 Я узнал …. Я научился…. Я понял … Лента времени бежит дальше, а мы попрощаемся с нашим путешествием. Слайд 23 Все люди при встрече и при прощании машут друг другу руками. Я предлагаю вам своё настроение изобразить на ваших руках. Возьмите любой цветной карандаш, обведите свою руку, и нарисуйте своё настроение. | Вспоминают цель. Отвечают на вопросы. Продолжают предложение | Осуществлять итоговый контроль, оценивать результаты деятельности, оценивать уровень владения учебным действием. |