СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока окружающего мира «Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания» 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок окружающего мира «Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания»  направлен на то, чтобы создать условия на уроке, помогающие обучающимся самим добывать знания на основе имеющего опыта. На уроке применяются приемы информационно-коммуникативной технологии, проблемно-диалогового обучения; наглядно-иллюстративный метод и метод проблемного изложения материала.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока окружающего мира «Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания» 2 класс»

Государственное общеобразовательное учреждение

Луганской Народной Республики «Учебно-воспитательный комплекс «Первомайская многопрофильная гимназия – Дошкольное образовательное учреждение ясли-сад «Аленький цветочек» комбинированного типа

имени Николая Милютина»









Урок окружающего мира

«Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания»

2 класс





Подготовила

Побочная Елена Владимировна

учитель начальных классов,

высшей квалификационной категории, старший учитель





г. Первомайск

2023г.

Тема. Мир животных: птицы. Особенности внешнего вида, передвижения, питания.

Цель. Познакомить с особенностями птиц. Создать условия для выяснения основных признаков птиц. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение ко всему живому.

Задачи урока:

  • формировать умения выделять существенные и отличительные признаки птиц, познакомить с основными особенностями пера птицы;

  • развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы; развивать познавательный интерес к изучению нового материала;

  • воспитывать познавательный интерес к классу птиц.

Планируемые результаты.

Предметные:

  • называть признаки птиц, выделять главный из них;

  • учиться слушать и находить ответы в рассказе;

  • учиться работать с информацией, выводить умозаключения из полученной информации, преобразовывать одну информацию в другую;

  • учиться сравнивать, находить общее и различное.

Универсальные учебные действия.

Личностные:

  • развитие навыка сотрудничества с учителем и сверстниками;

  • учиться вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

Коммуникативные:

  • уметь озвучивать правила и следовать им;

  • уметь представлять конкретное содержание и сообщать его в устной речи;

  • учиться оформлять свои мысли в устной форме;

  • учиться использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своих ответов.

Познавательные:

  • уметь ориентироваться в своей системе знаний;

  • умение давать определение понятиям;

  • учиться анализировать и сравнивать;

  • учиться выделять необходимый материал из текста, устного рассказа;

  • учиться делать выводы и умозаключения, преобразовывать одну информацию в другую.

Регулятивные:

  • уметь определять и формулировать с помощью учителя цель урока;

  • уметь планировать в соответствии с поставленной задачей.

Тип урока. Урок открытия новых знаний.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, исследовательский.

Формы организации познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Оборудование урока:

  • карточки с заданиями для работы в группе;

  • карточки с тестами;

  • фотографии животных;

  • презентация к уроку.

  • ноутбук;

  • мультимедийный проектор.

  Ход урока

    1. Организационный момент.
      - Здравствуйте, ребята!

Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать,

Научитесь наблюдать,

Будем вместе развивать у себя внимательность,

А поможет всё узнать наша любознательность.


II. Актуализация знаний

- Ребята, отгадайте загадку.

Домашними и дикими бывают,
Они природу нашу украшают,
Есть хищники, а есть и травоядные,
Есть страшные, а есть очень приятные. (Животные)

- Вспомните, ребята, на какие группы делятся животные? (Звери, птицы, рыбы, насекомые, пресмыкающиеся, земноводные).


      1. Мотивация учебной деятельности учащихся. Постановка задач урока.

1. Прослушивание записи (Звучит пение птиц в лесу).

- Скажите, что вы услышали? (Пение птиц)

- Как вы думаете, о какой из групп животных пойдет речь сегодня на уроке? (О птицах)

- Ребята! Мы продолжаем наше путешествие по интереснейшему царству природы, которое называется «Животный мир». И сегодня будем открывать для себя удивительные вещи, пытаться находить ответы на свои вопросы.

2. Просмотр видеоролика.

- О ком этот ролик? (О птицах)

- О какой способности птиц вы узнали из фильма? (летать).

- Ребята, рассмотрите фотографии на а доске.

- Какие животные здесь изображены? (Летучая мышь, бабочка, лебедь, пингвин).



- Что общего у этих всех животных? (Они умеют летать).

- Можно ли их отнести к одной группе? (Нет).

 - Почему?

3. Постановка проблемного вопроса.

- А какое животное мы отнесём к птицам? (лебедь, пингвин).

- Но ведь пингвин не летает.

- А бабочка и летучая мышь – летают, но они не птицы.

- Какой можно сделать вывод?

 Вывод: Значит, умение летать – не главный отличительный признак птиц.

- Что необходимо нам выяснить?

Дети: Какие отличительные признаки имеют птицы.


      1. Первичное усвоение новых знаний

    1. Рассказ учителя с элементами беседы сопровождается слайдами

Птицы – это удивительные представители животного мира, которые могут свободно летать, но помимо этой способности, они обладают многими другими отличиями. На Земле обитает очень много птиц, которые смогли приспособиться к разным условиям жизни. Давайте познакомимся с ними поближе!

- Ребята, рассмотрите внешнее строение птиц на примере голубя. (слайд)

- Какие части тела можно выделить?






- Чем покрыто тело птиц? (Перьями)




Птицы - это пернатые животные. Перья защищают птиц от холода и жары. Температура тела птицы всегда одинаковая. Она не зависит от температуры среды, поэтому птицы могут жить там, где бывают морозы. Перья также защищают от намокания, высыхания и от ударов во время полета.

Строение пера у всех птиц одинаковое, но их внешний вид может сильно отличаться, в зависимости от образа жизни пернатых.


У
птиц две ноги и два крыла. Форма лап у птиц также зависит от их образа жизни и повадок. У тех, кто лазает, для большего удобства два пальца направлены вперед, а два – назад. Такая форма лап у попугаев, которые постоянно цепляются за ветви и стволы деревьев. У водоплавающих птиц на лапах перепонки – так им легче грести, да и скорость передвижения по воде увеличивается. У хищников – острые загнутые когти для охоты на добычу.



С помощью крыльев большинство птиц может летать. Крылья – это видоизмененные передние конечности, предназначенные для полета. С их помощью птицы могут преодолевать очень большие расстояния, особенно во время сезонных перелетов. Однако в природе есть птицы, которые не пользуются крыльями по прямому назначению. Это пингвины, страусы, киви.



Страус не может летать, зато он очень быстро бегает. Пингвины тоже не умеют летать, но они очень хорошие пловцы. Птица киви не летает. Хотя и кажется, будто у этой птицы нет крыльев, они все же имеются. Просто крылья птицы киви неразвиты и их длина составляет всего 5 см. Это самые маленькие крылья из всех ныне живущих птиц, а под густым оперением киви, они и вовсе незаметны.



У птиц нет зубов. Пищу они добываю с помощью клюва. Клювом птицы кормят птенцов, чистят оперенье. Птицы питаются разной пищей.

- Как вы думаете, на какие группы по способу питания делятся птицы?






Некоторые поедают части растений (голуби, куропатки, воробьи) – это зерноядные. Другие ловят насекомых (ласточки, дятлы, синицы) – насекомоядные. Некоторые птицы охотятся на мышей, зайцев, других птиц (орлы, коршуны, совы) – это хищные. А есть птицы, которые едят все (вороны и чайки) - это всеядные.



Индивидуальная работа с карточками.

- Рассмотрите фото разных птиц. Что вы можете сказать об их клювах? У всех ли птиц он одинаковый?

(Дети рассматривают фотографии и приходят к таким выводам:

        1. Зерноядные: клюв короткий и крепкий.

    1. Хищные: клюв крючковатый.

    2. Насекомоядные: клюв тонкий и острый.

    3. Всеядные: клюв острый и крепкий.

    4. Водоплавающие: имеют широкий плоский клюв)








В
отличие от пресмыкающихся птицы насиживают яица, согревая их свои теплом. Все без исключения птицы откладывают яйца, которые отличаются между собой размерами и окраской. У лесных жителей, которые откладывают яйца в дуплах или гнездах, скорлупа чаще всего белая. Если же кладка яиц лежит на земле, то их окраска будет соответствующей: бурой, рябой, словом, неприметной глазу.


 


Физкультминутка под музыку

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают.(«клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили  (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
Все на место сели  (дети садятся за парты)


      1. Первичная проверка понимания


1. Работа в группах

- А сейчас, ребята, вы побудете учёными, которые изучают птиц. Таких учёных называют - орнитологи. Он должен быть наблюдательным. Всё записывать в специальный блокнот.

- Вы будете работать в группах и отвечать на вопросы, работая с текстом.

Прежде чем вы приступите к работе, давайте разделимся на группы, я раздам вам листочки с названием птиц, а вы должны, опираясь на свои знания, определить в какой вы группе. (Домашние, перелетные, зимующие, водоплавающие)

После того, как дети определились с группами, проходит инструктаж о правилах работы в группе, учитель раздает задание.

Ребята, вам необходимо прочитать текст, выделите опорные слова для ответа на вопрос и выбрать из текста необходимые варианты. На эту работу дается 3 мин.


- Первая группа найдет в тексте ответ на вопрос для чего птицам перья?

Карточка №1

Найдите опорные слова, которые относятся к слову «перья»


Зачем птице перья? Перьевой покров птиц прочный, лёгкий, надёжный. Он защищает птицу от перегрева, холода и ушибов. Перья помогают птицам летать. Яркая расцветка перьев привлекает самочек. Перья служат маскировкой. Перья у водоплавающих птиц покрыты жировой плёнкой. Это помогает птицам нырять и оставаться сухими. Постель у птицы всегда с собой: перья на брюшке – перинка, на спине – одеяло.


Карточка для ответов (дети самостоятельно ее заполняют)


защищаются от перегрева, холода, ушибов

помогают летать

привлекают самочек

служат маскировкой

помогают нырять и не промокать

служат постелью

не служит ни для какой цели

ловят в воздухе добычу

строят гнёзда повыше


- Вторая группа найдет в тексте ответ на вопрос для чего птицам клюв?

Карточка №2

Найдите опорные слова, которые относятся к слову «клюв»


Птица – необычное существо, она может летать, петь и даже нырять! Но вот чего нет у птицы – это рук. Как же она без них обходится? А очень просто – вместо этого у неё есть клюв. Клюв является и носом, и ртом, и руками. При помощи клюва птица добывает себе пищу, строит гнёзда, кормит птенцов, чистит пёрышки, защищается от врагов. Клюв так же необходим птице чтобы петь.


Карточка для ответов (дети самостоятельно ее заполняют)


добывают пищу

строят гнёзда

кормят птенцов

чистят перья

защищаются от врагов

издают звуки

привлекают самочек

служат маскировкой

не служит ни для какой цели


- Третья группа найдет в тексте ответ на вопрос «Зачем птицам летать?»

Карточка №3

Найдите опорные слова, которые отвечают на вопрос «Зачем птицам летать?»


Может быть птицам и не обязательно уметь летать? Ведь пингвины не летают и хорошо приспособились к этому! Нет, полёт для птицы необходим так же, как для нас возможность ходить. Птицы летают для того, чтобы спастись от врагов. Чтобы поймать добычу в воздухе. Чтобы строить гнёзда повыше от земли, а значит защитить птенцов от хищников. Для того, чтобы высматривать добычу на земле. А так же, чтобы добираться до тёплых мест, где больше корма.

Карточка для ответов (дети самостоятельно ее заполняют)


строить гнёзда повыше


добираться до тёплых стран

высматривать добычу на земле


защитить птенцов от хищников

спасаться от врагов


ловить в воздухе добычу


- Четвертая группа найдет в тексте ответ на вопрос «Каково значение птиц в жизни природы и человека?»

Карточка №4

Найдите опорные слова, которые относятся к слову «природа и человек»


Птицы – красота природы. Отличные певцы. Помощники в борьбе с вредителями и семенами сорных растений. Например, щеглы поедают семена сорняков. Птицы, собирая нектар – опыляют растения. Перенося семена, помогают расселяться растению на других территориях. В прошлые века существовала специальная «голубиная почта» - голуби помогали доставлять почту. Весёлое воркование, щебетание и чириканье помогает людям отдыхать.


Карточка для ответов (дети самостоятельно ее заполняют)


помогают в борьбе в вредителями

помогают растению расселяться

служат для выполнения поручений человека

поедают семена сорных растений

участвуют в опылении растения

помогают человеку отдохнуть



    1. Подведение итогов работы групп. Обсуждение результатов исследования.

- Сейчас подведём итог нашего исследования. Каждая группа расскажет нам об исследовании . Остальные орнитологи должны внимательно слушать, так как возможно вам будет, что добавить.

- Какой же вывод мы можем сделать?


Вывод. Птицы - это животные, у которых тело покрыто перьями. У них есть два крыла, они летают, издают звуки, а вместо зубов у них клюв.


      1. Первичное закрепление


1. Возвращение к гипотезе

- Ребята, давайте вернёмся к нашим картинкам на доске.

- Почему же всё - таки пингвина называют птицей, он ведь не летает.(Его тело покрыто перьями)

- Почему бабочка и летучая мышь летают, но они не птицы.(У них нет перьев)

- Можем ли мы теперь назвать главный признак, который отличает птиц от других животных? (Да)

- Какой? (Птицы – это животные, тело которых покрыто перьями. Ещё их называют пернатыми.)


  2. Выступление научных журналистов

- Скажите ребята, а форма тела птицы вам ничего не напоминает? ( Птица похожа на самолёт). Правильно, человек подсмотрев в птице способность летать - изобрёл самолёт.

Природа удивительна и уникальна. Её творения давно потрясают человека своей безупречностью и продуманностью. Многие из них вдохновили учёных на создание ряда изобретений, без которых мы не можем представить современный мир.

- Что же ещё человек создал, подсмотрев у птиц? Давайте послушаем наших научных журналистов, которые собрали для вас интересные факты.

(Сообщения делают заранее подготовленные ученики)


        1. Чёрные ящики самолётов и дятлы

Чёрные ящики изобрели их благодаря наблюдению за дятлами. Как они так сильно стучат по дереву, при этом не получая сотрясение мозга? У птицы есть несколько приспособлений для того, чтобы поглощать удар. Это жесткий и эластичный клюв, упругий язык, а также специальная циркуляция спинномозговой жидкости, подавляющая вибрацию. Благодаря изучению дятлов учёные смогли создать специальную систему для защиты микроэлектроники от любых повреждений. Сегодня бортовые самописцы используются на каждом самолёте и в случае аварии помогут узнать, что произошло. Эта технология тестируется также для защиты космических аппаратов от попадания микрометеоритов и фрагментов космического мусора. А в «Формуле-1» такие конструкции могут спасти жизнь гонщиков.








2.Сова и звукоизоляция

З
а создание звукоизоляционных материалов следует сказать спасибо совам. Эти хищники передвигаются настолько бесшумно, что их не сможет заметить даже самый внимательный грызун. «Способность ниндзя» присутствует у сов за счёт особой конструкции перьев. Имеющиеся в них микроволна и деления изолируют поток воздуха, препятствуя появлению хлопков и любого другого шума, который может возникнуть во время полёта.



    1. Скоростной поезд и зяблик

У
длиненный «нос» поездов, появился благодаря форме клюва птице зимородка. Эта птичка питается мелкой рыбой и на большой скорости входит в воду, как нож в масло. А ведь плотность воды в 800 раз больше плотности воздуха! Ученые поняли: секрет - в форме клюва птицы. И инженеры выпустили скоростной поезд, носовую часть которого «срисовали» с клюва зимородка, ведь благодаря этому уменьшается шум при движении поезда, особенно при выезде из тоннеля.




V. Проверка полученных знаний

- Ребята, а сейчас проверим, как вы усвоили ту информацию, с которой познакомились сегодня на уроке. Ответьте на вопросы теста.

Ребята отвечают на вопросы теста на карточках. Проверка ответов – взаимопроверка, оценивание работ. Ответы на слайде. 


Тест.

 1. Главный признак отличия птиц от других животных.

А) перьевой покров тела    Б) пара крыльев    В) тело покрыто шерстью

2.Какие птицы не летают?

А) лебедь    Б) пингвин     В) сорока  Г) страус

3.На какие группы по способу питания делятся птицы?

А) зерноядные     Б) травоядные    В) насекомоядные Г) хищные

4. Что помогает птицам добывать пищу?

А) клюв     Б) когти            В) крылья

5. Какая птица даёт человеку яйцо, пух, мясо?

А) голубь         Б) попугай        В) курица

6. Какое животное не относится к птицам?

А) пингвин    Б) летучая мышь         В) цапля

 

Проверка: На слайде

«Отлично» - нет ошибок

«Хорошо» - 1-2 ошибки

«Удовлетворительно» - 3-4 ошибки

 

VI. Подведение итогов

- С какой группой животных мы сегодня познакомились?

- Каково внешнее строение птиц?

- Какая главная особенность птиц?


VII. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению

- Ребята, сегодня вы работали орнитологами. А задание будет такое: на карточках подписать части внешнего строения птиц и записать пару своих наблюдений за птицами.

- Великие открытия совершаются исходя из наблюдений за природой. Я желаю вам быть наблюдателями и хранителями природы.


VIII. Рефлексия

Я благодарю вас за урок и попрошу продолжить фразу:

Сегодня на уроке я……….

Больше всего мне понравилось   …

Самым интересным сегодня на уроке было  ...

Сегодня я понял  ...


Учитель:

- Ребята! Дружите с птицами! Охраняйте их гнезда, устраивайте кормушки!

Пусть они своим пением украшают наши города, поля и леса! Ведь не зря именно пернатые  являются символом счастливой прекрасной мирной жизни!

- Спасибо всем большое за активное участие на уроке!












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!