1.Образовательные: знакомство с работой почты, с историей её развития, видами почтовых отправлений; формирование у детей представления о том, какой путь проходит письмо от отправителя до адресата; формирование умения оформлять конверт.
2. Развивающие: способствование развитию познавательной активности учащихся; коммуникативных способности детей.
3.Воспитательные: воспитание усидчивости, прилежания, любознательности и пытливости в процессе учения; воспитание чувства взаимопомощи, взаимовыручки.
получат возможность научиться различать почтовые отправления (письмо, бандероль, открытки);
работать в паре, используя представленную информацию для получения новых знаний.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент. | - Ребята, у нас сегодня необычный урок. Посмотрите, сколько гостей пришло познакомиться с вами! - Но нам нельзя терять ни минутки, поэтому вы друг другу улыбнитесь и тихонечко садитесь. | Настраиваются на работу |
2. | - Вы, наверное, уже заметили, как в последние дни стало преображаться наше село! В учреждениях, магазинах и даже на улицах появляются ёлочки с разноцветными шарами, блестит мишура, сияют огоньки гирлянд. И наш класс день ото дня становится всё красивее. - Как вы думаете, почему? (Приближается Новый год.) - Да, для многих это самый чудесный, волшебный, долгожданный праздник. Именно в эти дни мы ждём исполнения всех самых сокровенных желаний. - Кто главный герой этого праздника? (Дед Мороз.) - Может быть, вы знаете, где он живёт? (В Великом Устюге.) - Почему дети, а иногда и взрослые ждут встречи с ним? (Он дарит подарки, поздравляет, проводит праздники…). - А как вы думаете, самому Дедушке Морозу приятно было бы получить поздравления? (Да.) - Вот я и решила поблагодарить его за всё хорошее, что было в этом году, поздравить с праздником, да не знаю, каким способом это лучше сделать. Номера его телефона у меня нет, да я и не думаю, что у него есть время отвечать на телефонные звонки. (Можно написать письмо.) | Отвечают на вопросы |
3.Целеполагание. Планирование деятельности. | - Может быть, кто-то из вас уже догадался, о чём мы сегодня будем говорить? (О письме) - Откройте учебник на стр. 64-65, посмотрите на ту часть странички, где обычно записаны тема и задачи урока, на доску и скажите, что ещё мы узнаем, чему научимся? (Узнаем, кто такие отправитель и адресат, как работает почта, этапы путешествия письма. Научимся различать виды почтовых отправлений). - А работать мы с вами будем по плану: 1. Оформление письма. 2. Этапы путешествия письма. 3. Виды почтовых отправлений. 4. Из истории почты. | Ставят цели, работают с планом |
4. Работа по теме урока. | - Кто сможет ответить, а что такое письмо? (…) Письмо – это написанный текст, сообщение, которое посылается кому-нибудь. - Что нужно сделать, чтобы этот лист бумаги, на котором я напишу поздравления, свои пожелания, а может быть, и картинку нарисую, отправился к Деду Морозу? (Положить в конверт.) Конверт – это пакет для вкладывания, хранения и пересылки бумаг, «одежда» для письма. Конверты бывают разные: большие и маленькие, белые и цветные, с рисунком и без него. - Я подумала, что и вы захотите отправить письмо Дедушке Морозу, поэтому принесла и вам по конверту. Давайте рассмотрим их. - Какие слова там написаны? (Кому, куда, от кого, откуда) - Кто догадался, что мы там должны указать? (Адреса, имена) - Что вы напишете слева? А справа? Подписать конверты вам помогут родители или вы сами не торопясь сделаете это дома. - Посмотрите: у нас на доске есть 2 новых слова – отправитель и адресат. - Как вы считаете, как называют того, кто отправляет письмо? (Отправитель.) А того, кто получает письмо, того, кому оно адресовано? (Адресат.) - Если я буду отправлять Деду Морозу письмо, кем я буду? (Отправитель.) А Дед Мороз? (Адресат.) - Какое ещё новое слово вы видите на конверте? (Индекс) Индекс – «указатель» - это последовательность цифр, которые облегчают сортировку писем. В России принята шестизначная система цифр в индексе: первые три цифры – это код города, ещё три – номер почтового отделения. Пишут индекс особыми цифрами. - Посмотрите на образец. Дело в том, что его расшифровывает машина. Особое устройство с бегающим лучом считывает все вертикальные, горизонтальные и наклонные линии. Поэтому цифры должны быть определённого вида. - Давайте напишем индекс нашего села и города Великий Устюг. - Как вы думаете, что расположено на конверте в правом верхнем углу? (Марка) Марка – это проездной билет письма, он оплачивает его путешествие. Марки бывают разные: большие и маленькие, цветные и чёрно-белые. Многие дети и даже взрослые коллекционируют, т.е. собирают марки. Это очень интересное занятие. Ценность марки зависит от того, насколько она редка, когда была выпущена и в каком количестве, есть ли у неё зубчики по краям или клей на обратной стороне, хорошо ли виден рисунок. - Наклеим марки. - Вернёмся к нашему плану. Вы теперь сможете правильно оформить конверт? Встаньте те, кто считает, что справится с этой задачей. | Практическая работа по оформлению конверта Пишут индексы. Наклеивают марки. |
Физминутка | | |
| Вы напишете письмо, заклеите его. - А как же оно попадёт к Дедушке Морозу? Опять проблема. Давайте мы с вами вспомним нашу экскурсию на почту, всё, что вам там показали, рассказали, и попробуем, работая в парах, составить схему путешествия письма. А потом мы проверим, что у вас получилось. Сегодня я сама, чтобы сэкономить время на уроке, вырезала из рабочей тетради картинки. Расположите их в таком порядке, чтобы можно было понять, как наши письма дойдут до Деда Мороза. - Проверим. Чтобы узнать, какая картинка будет по счёту первой, отгадайте загадку: 1. Я синего цвета, вишу на стене. И много приветов хранится во мне. (Почт. ящик.) Запечатанное в конверт письмо, мы опускаем в почтовый ящик. 2. Без крыльев, а летят; без языка, а говорят. (Мешок с письмами) Несколько раз в день работники почты высыпают письма из ящиков в специальные мешки и привозят на почту. 3. На столе, на видном месте, собирают вести вместе. А потом его жильцы полетят во все концы. (Письма на столе) - Вспомним, что происходит с письмами на почте. Выполним задание в рабочей тетради (стр.42) На почте письма сортируют, то есть раскладывают по адресам в сортировочный ящик. На каждое письмо ставится штамп с датой и временем его отправления. 4.Что за птица: песен не поёт, гнезда не вьёт, людей и груз везёт? (Самолёт) 5. Полотно, а не дорожка, конь не конь – сороконожка. По дороге той ползёт, весь обоз один везёт. (Поезд) Письма самолётом, поездом или, если не далеко, на машине попадают в нужный город. Их снова доставляют на почту, штампуют. 6. Кто она: полным-полна, С почтальоном путь-дорогу делит вместе, Носит вести и худеет понемногу? (Сумка почт-на) Почтальон кладёт письма к себе в сумку и разносит по адресам. 7. Дома из жести, а жильцы в них – вести. (Почтовые ящики) - Сравните свои схемы с тем, что вы видите на слайде, оцените свою работу. Поднимите зелёный сигнал, если не допустили ни одной ошибки, жёлтый – если были незначительные неточности, красный – если не справились с заданием. - Поднимите руку, если сейчас, после нашей совместной работы, вы сможете рассказать о путешествии письма. | Сам. работа в парах (схема) Проверка Работа в тетради (соединить название и предмет) Самооценка |
Физминутка (психологическая гимнастика) | -Представьте, что вы получили письмо от своего друга и очень обрадовались. Покажите это. - Прочитав письмо, вы узнали, что друг не сможет к вам приехать на Новый год, и огорчились. Покажите это. - Но вы решили ответить на письмо и рассказать другу, что встретитесь с ним на летних каникулах. Как вы это покажете? | |
| - Посмотрите на 3 строчку плана. Что мы должны научиться различать? (Виды почтовых отправлений) Оказывается, по почте можно отправлять не только письма. - О чём вам рассказали на экскурсии? Что ещё отправляют по почте? (Телеграммы, посылки, бандероли, открытки) Телеграмма – краткое сообщение, переданное по телеграфу и приклеенное на специальный бланк. Открытка – почтовая карточка для открытого письма (сейчас чаще отправляют в конверте) Бандероль – почтовое отправление в бумажной или в пластиковой обёртке. Посылка – упакованная вещь, пересланная по почте. Чем посылка отличается от бандероли, нам расскажет… Бандероль относится к небольшим почтовым отправлениям, содержит печатные издания таких размеров, которые нельзя уместить в письмо, например, документы, рукописи, фотографии больших размеров. Она может весить от ста граммов до двух килограммов. Посылки принимают весом до 10 килограммов и их размер может быть до одного метра в длину, в ширину. В посылку можно положить любую вещь, кроме запрещённых – оружия, наркотиков, быстро портящихся продуктов. - Проверим, внимательно ли вы слушали рассказ. - Откройте учебник на странице 65. Назовите, какое почтовое отправление изображено под № 3, 1, 2, 4? | Рассматривают предметы Сообщение о посылке и бандероли. Работа с учебником |
| - Нам с вами осталось узнать, как много лет назад люди отправляли сообщения друг другу. 1. С давних времен идет обмен известиями. Когда-то информацию передавали дымом костров, ударами в сигнальный барабан, звуками труб. Позже стали посылать гонцов с устными сообщениями. Потом начали писать письма, и, чтобы сохранить в тайне содержание письма, стали складывать бумагу особым образом: текстом внутрь и запечатывать. Была организована специальная служба – ямской Приказ. В него вошла почтовая связь. Ямщики на лошадях развозили почту по городам и сёлам. 2. Существовала и голубиная почта. Люди давно заметили поразительную способность голубей находить дорогу. Почтовый голубь мог пролететь до трёх тысяч километров со скоростью более ста километров в час, что быстрее движения автобуса. Сообщения привязывали к лапкам голубей. В годы войны голуби доставляли за одни сутки до 85 донесений. В Японии даже вывели новую породу голубей, способных летать ночью, чтобы враг не увидел и не подстрелил воздушного почтальона. За эти заслуги голубям даже поставлены памятники во Франции и Англии. 3.В Англии есть памятник голубке, которая спасла подводную лодку. Было это так. Английскую подводную лодку повредили фашистские самолёты, и она вынуждена была опуститься на дно. Гибель казалась неминуемой. На борту подлодки жили два голубя. К лапкам птиц прикрепили записки с указанием координат – местонахождения лодки, поместили их в специальную капсулу, которую через торпедный аппарат выбросили наружу. Голубь погиб во время шторма, а голубка сумела долететь до базы. И помощь пришла. 4. Существовала и «бутылочная» почта, которой пользовались люди, потерпевшие кораблекрушение. Чтобы послать сигнал о помощи, они запечатывали записку в бутылку и выбрасывали в море. | Сообщения об истории развития почты, о голубиной почте. |
| - А какая почта сейчас самая быстрая? (Электронная) Несмотря на это, всегда приятно получить обычное письмо и узнать новости от друзей и близких, открытку к празднику или посылку. Я надеюсь, что вы не забудете всё, о чём мы сегодня говорили, напишете письмо, может быть, что-то нарисуете и отправите Деду Морозу. | |
Рефлексия | - Давайте подведём итог урока. - Что вы узнали сегодня? Чему научились? Что было интересным? | |