СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока обучения чтению на тему "Согласный звук [щ]. Буква Щ, щ"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока обучения чтению на тему "Согласный звук [щ]. Буква Щ, щ" (1 класс)

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обучения чтению на тему "Согласный звук [щ]. Буква Щ, щ"»

Конспект урока обучения чтению на тему "Согласный звук [щ]. Буква Щ, щ"

Тема: «Согласный звук [щ]. Буква Щщ.»

Цели:

  • познакомить со звуком [щ] и буквой, которая его обозначает;

  • научить отличать звук [щ] и букву щ от других звуков и букв, дифференцировать звук и читать слоги и слова с новой буквой;

  • развивать словесно-логическое мышление, внимание, память, речевые способности учащихся.

ХОД УРОКА

I. Организационный     момент

II. Сообщение темы урока

Отгадайте загадку. 

Уплетая калачи,
Едет парень на печи.
Едет прямо во дворец.
Кто же этот молодец?

– Знаком ли вам этот сказочный герой? \Емеля\

– Из какой он сказки?\По щучьему велению/
– Вспомните, кого выловил Емеля в проруби?/Щуку/
- Давайте тоже попробуем, как Емеля поймать волшебную щуку, для этого проговорим чистоговорку.

Читоговорка На выдохе Вдох – Выдох Щуку я тащу тащу вдох – выдох щуку я не упущу.

Какой новый звук вы услышали? Щ

- Поймали волшебную щуку, какие желания мы сегодня попросим исполнить? Какие цели мы сегодня поставим на этом уроке?

Пусть познакомит она нас с новым звуком и буквой.

– Тема урока «Согласный звук [щ]. Буква Щщ».

III. Объяснение нового материала

1. Выделение нового звука

На доске   картинка щуки/  Составьте звуковую схему слова щука.

– Произнесите слово щука, выделяя в нем первый звук.
– Назовите выделенный звук и дайте ему характеристику:

– Дайте короткую характеристику  звука.
– Какое условное обозначение выберем для [щ]? (На доске на выбор даны красный, зеленый,  синий квадраты).
Составим звуковую схему слова.

- Дайте дадим характеристику звуку Щ . Легко ли произносится этот звук? Нет, воздух при произношении встречает препятствие. Значит это звук согласный. Определим, глухой это звук или звонкий. /глухой/ Что вы можете сказать о твердости мягкости согласного? Есть ли пара по твердости?/всегда мягкий/

слайд

- Какие еще непарные мягкие согласные звуки вы знаете? /Й,Ч,Щ/Какие непарные твердые согласные звуки знаете? /Ж,Ш/


- Какой звук мы слышим вторым. Что мы можем сказать о нем. Дайте характеристику. У – гласный ,ударный.

Дайте характеристику третьему звуку,четвертому звуку.

Дети выходят к доске.


-Сейчас на свое место сядет тот, у кого гласный ударный звук

Тот, у кого согласный мягкий звук

Тот, у кого гласный безударный звук

Тот, у кого согласный звонкий звук

Тот, у кого согласный глухой звук.


2. Знакомство с новой буквой. Обозначение звука буквой

Звук Щ будем на письме обозначать буквой Ща. На что похожа буква Ща.

На букву Ш, только без петельки.


3. Чтение слогов с Щ. С какими гласными не дружит буква Щ? /Ю,Я,Э/Редко с Буквой О. Отсюда в русском языке правило ЩА пиши с буквой А, ЩУ пиши с буквой У. Какие еще правила написания мы уже изучили ?


Слайд


3. Физминутка

Дифференциация звуков

– Кто из вас был на рыбалке? Покажите, как вы забрасываете удочку.
– Что вы делаете, когда клюет рыба?
– Начинаем «удить» слова со звуком [щ]: услышали слово со звуком [щ], вытянули удочку.

Шея, ущелье, угощение, ошейник, шепот, плащ, щеки, шелест, щавель,пищать,печать,гуща,куча,трещать,встречать,укачать,угощать.





- Чтобы нашей волшебной щуке не было скучно найдем ей друзей. У друзей тоже в названии должен быть звук Щ. Найдем слова со звуком Щ на экране слайде и в учебнике.с.103

\что изображено, в какой позиции слышим звук Щ, в начале, в середине, на концу/


Стр 104.Читаем строки со слогом слияния ще,щи и тд



Найдите слова предметы в единственном числе, потом во множественном числе.

Слова- признаки /подберите к слову-признаку подходящее слово-предмет ,составьте словосочетания /

Слова –действия


4. Как можно одним словом назвать щуку и леща. Каких рыб вы еще знаете? Что происходит с рыбами с приходом зимы? Спит ли в это время щука? Какая рыба в зимнее время нерестится, размножается? Ребята, у нас на уроке сегодня в гостях щука. А знаете ли вы, что щука – хищная рыба. Ее называют еще и санитаром рек и озер. Чем больше щук в водоеме, тем чище он.


Щука заколдовала текст. Помогите его расколдовать./чтение детей/работа с текстом оригиналом. Как щука заколдовала текст?Она съела половину букв. Кто сможет прочитать по половинке букв текст?


Рыба щука живёт в реке. Щука- это хищная рыба. У нее острые зубы.

Сколько предложений в тексте? Читаем по предложениям.

Как его можно озаглавить.

Составьте схему первого предложения.



Работа по учебнику

Наша гостья загадала загадки. Прочитайте загадки на странице 104. Отгадайте их. Как вы узнали лук,тыкву.

Определите сколько в слове лук гласных? Сколько слогов?

Сколько гласных в слове тыква? Сколько слогов? Назовите ударный слог.


Она напоследок нам дала советы. Прочитайте их . Как вы их понимаете.


V. Итог урока. Попрощаемся с нашей гостьей. Что нового вы узнали о ней? Выполнила ли она наши желания? Что сделал с щукой Емеля? Давайте и м ы попрощаемся с нашей гостьей и пожелаем ей счастливого плавания.

– С каким звуком познакомились на уроке? Дайте характеристику этого звука.
-Каким звуком обозначается буква Щ.













Карточка 2. Вставить букву ш или щ в слова, записанные на скрытой части доски и на карточках для индивидуальной работы отдельных учеников.

.апка, .ука, .ум, .авель, .ётка, .айба, пла.,  малы.,  бор., .енок.

– Проверим выполненное задание на карточках №1 и№2 по записи на доске.
– Подумайте, на какие две группы можно разделить эти слова?
– Прочитаем слова с буквой Ш. Как звук [ш] произносится в словах? Дайте ему характеристику.
– Прочитаем слова с буквой Щ. Как звук [щ] произносится в словах? Дайте ему характеристику.
– Придумайте предложение с одним из этих слов.
– Чем отличается предложение от слова?







4. Дифференциация звуков [ш]-[щ]. Чтение слогов

 На доске карточки с буквами ш и щ.

– На какую букву похожа Щ? Чем отличаются?

Ш и Щ – родные сестры,
Но у  Щ есть хвостик острый.

– Заглянем во второе ведро. Что в нем? (Буквы гласных звуков.)
– Назовите буквы. (А, И, Е, У, Ё, Я, О, Ю, Ы)
Алфавит – это одна дружная семья. Но со всеми ли буквами дружит Ш и Щ?
– Составим слоги и прочитаем их.(На доске составляет ученик из магнитных букв слоги, остальные дети печатают их в тетради).

ША ШИ ШЕ ШЁ ШО                          ЩА ЩИ ЩЕ ЩУ ЩЁ ЩО

– Какие буквы гласных звуков вы не использовали? Объясните, почему?
– Прочитайте правила на написание сочетаний ЧА-ЩА,  ШИ-ЖИ,   ЧУ-ЩУ.

5. Составление слов из слогов и их чтение.

– Отыщите слоги на странице учебника. Прочитайте.
– Составьте из них слова. (Первый ученик, составивший слово записывает его на доске). Прочитайте, что получилось.
– Назовите самое короткое слово. Сколько в нем слогов?
– Назовите самое длинное слово. Сколько в нем слогов?
– Назовите слово с первым ударным слогом. (и т.д.)

(Параллельно ведется индивидуальная дифференцированная работа по заданию на листочках).

Карточка 1. Чтение предложенных слов на карточке и деление  их на слоги.

Шапка, щука, шум, щавель, щётка, шайба, плащ, малыш, борщ, щенок.

Карточка 2. Вставить букву ш или щ в слова, записанные на скрытой части доски и на карточках для индивидуальной работы отдельных учеников.

.апка, .ука, .ум, .авель, .ётка, .айба, пла.,  малы.,  бор., .енок.

– Проверим выполненное задание на карточках №1 и№2 по записи на доске.
– Подумайте, на какие две группы можно разделить эти слова?
– Прочитаем слова с буквой Ш. Как звук [ш] произносится в словах? Дайте ему характеристику.
– Прочитаем слова с буквой Щ. Как звук [щ] произносится в словах? Дайте ему характеристику.
– Придумайте предложение с одним из этих слов.
– Чем отличается предложение от слова?

IV. Закрепление. Чтение текста и работа над содержанием

– Внимательно перечитайте слова на доске и отыщите слово, которое отвечает на вопрос Кто?, состоит из двух слогов, со вторым ударным слогом и соответствует теме урока. (Щенок).
– У кого дома есть щенок? Какой он?
Мальчик Шура из рассказа «Щенок» тоже хочет рассказать вам о своем питомце. (Работа по учебнику).

1. Первичное чтение и проверка восприятия

– Каким вы представили себе щенка? (В это время хорошо читающие дети получают индивидуальное задание. Карточка 1. Карточка 2. Они готовят литературные загадки. Надо прочитать текст и подчеркнуть слова с буквой Щ. Эти слова прочитать вслух детям, а те должны догадаться,  из какой они сказки).

2. Вторичное чтение и анализ прочитанного.

– Перечитайте рассказ и найдите в тексте слова-признаки, которые помогут составить словесный портрет щенка.
– Подчеркните слова с буквой Щ. Назовите их.

3. Литературные загадки

– Настало время загадок.
а) Хорошо читающие дети называют слова с буквой Щ, а остальные угадывают в них сказку. Если трудно угадать по словам, то зачитывается начало текста.
б) Вспомните названия сказок, прозвучавших на уроке. «По щучьему велению», «Заяц-хваста» – это народные сказки. Их сочинил народ. «Аленький цветочек» – это авторская сказка. Написал её Шарль Перро.

Примерные тексты для индивидуальной работы

 ЗАЯЦ-ХВАСТА

Жил-был заяц в лесу: летом ему было хорошо, а зимой плохо – приходилось к крестьянам на гумно ходить, овес воровать.
Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:
– У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи – я никого не боюсь.
Зайцы и рассказали тетке вороне про эту хвасту. Тетка ворона пошла хвасту разыскивать и нашла его под кокориной. Заяц испугался: – Тетка ворона, я больше не буду хвастать! – А как ты хвастал? – А у меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи. Вот она его маленько и потрепала: – Боле не хвастай!
Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел: «Как бы вороне помочь?»
Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону – да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел. Немного погодя ворона опять встретила зайца и говорит ему: – Вот ты молодец, не хваста, а храбрец!

АЛЕНЬКИЙ ЦВЕТОЧЕК

– Обещал я моей младшей дочке привезти в подарок аленький цветочек,– пролепетал дрожащим голосом купец.
– Так и быть! Я тебя отпущу, но взамен должен будешь прислать в замок одну из своих дочерей! – приказало Страшилище.
Отправился опечаленный купец домой и поведал дочерям о необыкновенном замке и своём обещании Страшилищу. Не успел отец закончить свой рассказ, как младшая дочь вызвалась ехать  в замок.
Приехал купец с дочерью в замок. Двери перед ними сами отворились.В доме никого не было, но в столовой был накрыт стол и стояло два кресла.
Едва закончили они обед, как откуда ни возьмись появилось Страшилище.
– Скажи мне, по доброй воле выполняешь ты отцовское обещание? – обратилось Страшилище к дочке купца.
Девушка только кивнула головкой.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!