СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока обществознания в 9 классе на тему "Социализация личности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок нового знания

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обществознания в 9 классе на тему "Социализация личности"»

Конспект урока по обществознанию в 9 классе Дата _____________

Учитель:Васильева Т.Н.

Тема урока: Социализация личности

Цель урока: сформировать знания о социализации, ее этапах, формах, факторах и институтах, первичных и вторичных агентах социализации.

Способствовать развитию умения анализа и использования полученной информации.

Содействовать воспитанию у учащихся потребности давать самостоятельную оценку фактам, явлениям социального мира.

Тип урока: урок нового знания

Оборудование: раздаточныый материал


Ход урока

1.Оргмомент.


2.Ассоциации к теме «Личность»


3.Дайте определение понятиям: личность, индивид, индивидуальность.

Личность — человек, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые характеризуют его как активного участника общественной жизни, субъекта познания и изменения мира.

Индивид (лат. indiviuum — неделимый) — обобщенный образ человека, отдельный носитель всех черт человека.

Индивидуальность — неповторимое своеобразие проявлений конкретного человека, отражающее его исключительность.

Человек рождается индивидом и становится личностью и индивидуальностью в процессе социализации


4. Введение в тему. Определение целей

4.1.Сущность социализации

 Наверняка на уроках истории вы слышали о «Вечном городе» — Риме. Может быть, вы даже бывали там вместе с семьёй на отдыхе и любовались его достопримечательностями. Вы помните историю его основания? Рим обрёл своё название в честь основателя — Ромула. Ромул и его брат Рем могли претендовать на трон, и правитель решил от них избавиться. Но судьба уберегла их, и голодных младенцев нашла и вскормила своим молоком волчица. Вскоре после этого мальчиков взяли себе на воспитание бездетный пастух с женой. Теперь представьте, что могло случиться, если бы братья продолжили и дальше жить среди животных и воспитываться ими? Скорее всего, тогда у нас не было бы возможности насладиться Римом и его великой историей.

-Смог бы Ромул, не получив человеческого воспитания, основать город и управлять им?

(Нет, потому что он не прошёл бы такой важный процесс, как социализация.)


4.2. Составляется схематический конспект.

Запись понятия.

Социализация — это процесс приобщения индивида к социальным нормам, установленным в обществе, а также освоение социальных ролей.

Социализация — процесс усвоения индивидом социальных ценностей и норм общества, приобретения умений и навыков преобразовательной деятельности, освоения социальных ролей, формирования как личности.

Каждый человек приходит в этот мир с рождением. Когда мы говорим «человек», мы подразумеваем биологическую сущность, то есть то, что отличает представителей Homo sapiens от других животных. Но людей много, неужели все мы одинаковы? Конечно нет. Каждую минуту на планете появляется около 250 новых жителей, и все они отличаются друг от друга. Цвет глаз, родимые пятна, форма ушных раковин, длина носа — всё это делает каждого из живущих на Земле людей уникальным. Но отличия бывают не только внешними. Мы различаем людей по их характеру, поведению, личным качествам. Говоря о том, что человек добрый, щедрый, эмоциональный, мы говорим о социальных качествах человека, то есть тех, которые он проявляет в общественной жизни. Можем ли мы сказать, что родившийся младенец щедрый, честный, у него отличное чувство юмора? Возможно, в будущем он станет таким, но сейчас, когда он только-только появился на свет, он не обладает такими качествами. Они формируются  постепенно в процессе социализации.

У животных есть инстинкты, которые помогают им выжить. Хищный зверь — охотник, потому что так заложено его природой. В отличие от животных человек действует целенаправленно и осознанно. Конечно, инстинкты присущи и человеку, например инстинкт самосохранения, но они не играют такой значительной роли в его жизни. Человек учится трудиться, общаться, творить в обществе, взаимодействуя с теми, кто уже это освоил, — взрослыми. Особенную роль в социализации играет семья, где индивид получает первые представления о том, как жить в социуме. 

Что чувствует человек, если не знает, как ему поступить, и не у кого спросить совета? Скорее всего, он испытывает неуверенность, страх, возможно, отчаяние. Социализация позволяет избегать таких ситуаций. Вы, наверное, уже столкнулись с необходимостью получить паспорт. Собрать документы, сделать фотографии, обратиться в государственный орган — всё это так трудно и непонятно. Как хорошо, когда есть люди, у которых можно уточнить все детали! Если они не смогут ответить на все возникшие у вас вопросы, то есть возможность найти информацию в интернете. В результате вы точно знаете, куда обратиться и в конце концов получаете заветный документ, удостоверяющий личность. Становится очевидным, что социализация вносит в человеческое существование определённость и логичность,

2 основных этапа социализации:

  • Первичная социализация включает период развития человека от младенчества до освоения им элементарных навыков жизни в обществе, а также время ученичества и приобретение индивидом базовых и профессиональных навыков.

  • Вторичная социализация охватывает период от наступления зрелости до постепенного снижения личностью трудовой активности и подведения итогов своей жизни. 

В период вторичной социализации личность может претерпевать процесс ресоциализации или десоциализации.



Десоциализация - это потеря навыков, которые позволяют индивиду исполнять ранее освоенную социальную роль.

Причиной десоциализации могут стать негативные события, произошедшие в жизни человека. Например, известный немецкий гонщик Михаэль Шумахер в 2013 году катался на лыжах и в результате несчастного случая получил сильнейшую травму головы. Даже по прошествии большого количества времени состояние известного спортсмена остаётся тяжёлым: он не может разговаривать и ходить. Понятно, что о возвращении в «Формулу-1» речи и быть не может. Утратить связь с обществом можно и в связи с произошедшими в социуме изменениями. Так, после Октябрьской революции 1917 года в России многие ценности и нормы утратили актуальность. Это привело к тому, что некоторые люди не смогли найти себя в новой системе общественных отношений. Десоциализация может стать причиной девиантного поведения — бродяжничества, алкоголизма, наркомании. В зависимости от вида девиаций общество старается скорректировать отклоняющееся поведение различными способами, начиная с социальной помощи, заканчивая изоляцией.

Но когда нанесённый ущерб обратим и есть шанс восстановить утраченные навыки, происходит ресоциализация. 



Ресоциализация — это повторное усвоение индивидом социальных норм, ценностей и образцов поведения.

Вероятно, за годы обучения в школе вам случалось болеть. После выздоровления вам в течение некоторого времени рекомендовали не посещать уроки физкультуры — чтобы ослабленный болезнью иммунитет восстановился, а физическая нагрузка не привела к новому заболеванию или травме. Кроме того, заниматься физкультурой после болезни очень тяжело, и на то, чтобы вернуться в прежнюю форму, требуется время. Примерно так же происходит ресоциализация. Оказываясь в новых социальных условиях, человек должен адаптироваться к ним, усвоить правила поведения, чтобы успешно жить в новых рамках. Например, часть людей после революции 1917 года сумели усвоить новые ценности и продолжили жить в уже советской России. Тем же, кто покинул историческую родину, пришлось интегрироваться в жизнь в других странах, усваивая характерные для них социальные нормы. Независимо от того, где оказались люди после произошедших социальных потрясений, им пришлось учиться жить в изменившихся условиях, то есть проходить ресоциализацию. 

ЭТАПЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Мы знаем, что сутки на Земле длятся 24 часа: именно столько нужно нашей планете, чтобы обернуться вокруг собственной оси. А какова продолжительность социализации? Человек в течение всей жизни взаимодействует с другими людьми. Он пробует новые роли, принадлежит к определённым социальным группам. Это позволяет нам сказать, что социализация длится всю жизнь.

В социализации выделяют несколько этапов. Они связаны как с  физиологическими изменениями человека, так и с переменами в его внутреннем мире.

Особенно важны первые этапы, когда закладываются основы будущей личности.

1 этап — младенчество (0–1 год). Ребёнок учится устанавливать контакт с внешним, неизведанным для него миром. Как он будет восприниматься в дальнейшем, зависит от этого периода. Некоторые люди считают, что младенец, как и неродившийся ребёнок в утробе матери, ничего не слышит и не понимает. Это не так. Даже не рождённый на свет малыш уже анализирует происходящее вокруг него с помощью слуха. Младенец же ещё более наблюдателен. Он улавливает и отличает интонации говорящих людей, запоминает некоторые слова. В этот период он особенно остро чувствует потребность в общении, несмотря на то, что пока не умеет говорить. Младенец учится осознавать себя как отдельное от матери, самостоятельно живущее существо. Однако роль мамы в формировании чувства доверия и безопасности к внешнему миру огромна. В случае, если необходимый контакт не будет установлен, ребёнок не будет ощущать материнской ласки и заботы, такого важного для него общения, — это может негативно отразиться в дальнейшем на процессе социализации.

2 этап — раннее детство (1–3 года). В этот период ребёнок пробует свои первые социальные роли. Он начинает понимать и роли других членов общества, а также основные правила поведения. Деятельность ребёнка складывается под девизом «Я сам!». Ему интересны окружающие предметы, и он пытается с ними взаимодействовать. Очень важно, чтобы этот процесс происходил под присмотром взрослого.

3 этап — дошкольный возраст (3–7 лет). Мир ребёнка превращается в большую и увлекательную игру. Смотря на взрослых как на людей, которые исполняют определённые социальные роли, ребёнок старается копировать их поведение. Кроме того, в этом возрасте он учится договариваться со сверстниками. Он примеряет на себя различные роли, разное положение в группе, например лидер — подчинённый.

4 этап — младший школьный возраст (7–11 лет). Вспомните себя в начальной школе. Вы пришли в класс, где вас научили читать, писать, считать. Но помимо этого, вам пришлось продемонстрировать то, чему вы научились ранее: своё умение общаться со взрослыми, а также с ровесниками. Кроме того, на данном этапе человек учится самостоятельно выполнять задачи, которые ставит перед ним общество: собирать портфель, выполнять домашнее задание, заботиться о своей гигиене, внимательно относиться к режиму дня. Некоторые из вас именно в начальной школе определились с направлением, которое привлекает вас по жизни: кто-то пошёл в спортивные секции, кто-то — в театральное искусство, различные кружки, например рисования, программирования, журналистики. В результате начинает формироваться ваш собственный социальный портрет — поведенческие особенности в отношениях с другими людьми, интересы, мотивация, образ жизни, место в коллективе и другие черты, которые характеризуют вашу развивающуюся личность.

5 этап — подростковый возраст (11–14 лет). Сейчас вы переживаете этот непростой, но очень важный жизненный период. Скорее всего, вы чувствуете, что ваша жизнь меняется, но не пугайтесь этих изменений. Вы находитесь в фазе перехода от детства к юности. В этом возрасте человек начинает задумываться о том, кем он хочет быть, активно ищет способы проявить себя. Такая перестройка зачастую проявляется в категоричности, повышенной эмоциональности, противоречивости желаний. Очень важно, чтобы в окружении подростка был человек, на которого ему хотелось бы равняться. Многие взрослые отмечают, что с подростками непросто общаться. На самом деле здесь нет никакого секрета. Нужно поддерживать начинания подростка, строить отношения, основанные на доверии, интересоваться его жизнью. Для подростка очень важно осознавать, что есть взрослый человек, которого действительно волнуют события, происходящие в его жизни.

6 этап — юность (14–21 год). Продолжается физиологическое формирование человека. Вчерашний подросток начинает осознавать себя как представителя определённого пола, проявляет интерес к противоположному полу. Вместе с тем мотивы, связанные с самоопределением, остаются актуальными. Человек учится принимать решения, касающиеся собственной жизни: пойти в 10-й класс или в колледж, поступать в вузе на техническое направление или гуманитарное. В 18 лет человек обретает всю полноту прав по закону, включается в общественную жизнь. Именно в этот период закладываются убеждения, принципы, идеалы, которые станут нравственными ориентирами по жизни.

7 этап — молодость (21–40 лет). На этот период приходится становление человека в социальной жизни. Обретённые качества укореняются, формируется жизненное кредо. Человек получает образование, реализует себя в выбранной профессии, строит собственную семью. Теперь он начинает передавать накопленные знания и делиться опытом с подрастающими поколениями.

8 этап — зрелость (40–65 лет). Человек достиг вершин в профессии и воспитал детей, которые скоро начнут жить самостоятельно. Он начинает больше времени уделять себе, своему здоровью, осмысливает накопленный за жизнь опыт.

9 этап — пожилой возраст (65 лет и более). Люди выходят на пенсию. Для них особенно важным становится общение с близкими людьми. Пожилые нуждаются во внимательном и чутком отношении со стороны окружающих.

Социализация зависит от физиологических и психологических особенностей индивида, а также условий его жизни. Факторы, влияющие на течение социализации: образование, социальное окружение, усилия по самовоспитанию, государственная политика, деятельность средств массовой информации. Под влиянием этих условий кто-то может перейти к «следующему уровню» раньше других, а кому-то на этот переход понадобится больше времени. Подобное несоответствие в темпах социализации может создавать дискомфорт для индивида. Не стоит забывать, что у каждого свой путь, но это не должно лишать чувства ответственности за

Социализация может быть :

-по возрастам (психологическая, например, от 0-3, от 3-7, от 7-12 и т.д.)

-по видам деятельности (школа. ВУЗ. предприятие)

-по сферам общества (экономическая, политическая, духовная. социальная)

- по агентам социализации

Социализация продолжается всю жизнь


Как мы уже выяснили, «личностью не рождаются, личностью становятся». Общество помогает своим молодым членам включиться в общественную жизнь. И происходит это посредством агентов социализации

Агенты социализации — люди, социальные группы, учреждения и организации, ответственные за воспитание и обучение социальным нормам, освоение социальных ролей, формирование ценностных ориентиров.


Агенты социализации бывают:

  • первичными (ближайшее окружение)

  • вторичными (социальные институты и учреждения)

.



Помимо перечисленных агентов, на социализацию индивида влияет ещё ряд факторов. Они представлены на схеме.

Факторы, влияющие на социализацию

Теория «зеркального “я“»

Важный вклад в исследование механизмов социализации сделал американский социолог Чарльз Кули. Он автор теории «зеркального “я“», описывающей, каким образом протекает процесс, в результате которого формируется личность человека. 

Вспомним «Сказку о мёртвой царевне и о семи богатырях», в которой царица вопрошала: 

Свет мой, зеркальце! скажи

Да всю правду доложи. 

Зачем человек смотрится в зеркало? Чтобы узнать, как он выглядит, и создать тот внешний облик, который он будет демонстрировать другим людям. Вероятнее всего, вы тоже сегодня любовались собой в зеркале, а может быть, даже делали причёску возле него. 

Вступая в общество, человек также создаёт определённый образ себя. Этот образ складывается не только из внешних черт, но и из социально значимых качеств. Каким образом человек формирует мнение о самом себе? Как он осознаёт, правильно ли усваивает социальные нормы и выполняет социальные роли? Человек ориентируется на мнение своего окружения — социального зеркала. Эта теория содержит три важных постулата. На формирование нашего представления о себе влияют:

  •  наше предположение о том, как видят нас другие. К при­меру, я думаю, что близкие люди обращают внимание на то, помогаю я им по дому или нет;

  •  наше мнение о том, другие реагируют на наши поступки. Например, я помыл посуду и удостоился благодарности со стороны родителей;

  •  наш ответ на реак­цию других людей. Поскольку моя помощь вызвала положительную реакцию, я буду хлопотать по хозяйству и дальше. 

Наибольшее значение имеет реакция со стороны первичных групп — то есть тех, с кем установлены сильные личные контакты. Так, мнение близких людей для человека более авторитетно, чем мнение малознакомых. 

Получая обратную связь, индивид понимает, в каком направлении продвигается социализация. Это также даёт ему возможность корректировать собственное поведение. 

Конечно, влияние, оказываемое окружением на поведение человека, отличается в различные периоды жизни. Юноша больше ориентируется на внешнюю оценку, чем умудрённый жизненным опытом зрелый человек. Чем сильнее у человека развито его собственное представление о себе, тем меньше он обращает внимания на то, как реагируют на его поступки окружающие люди. 

Трудно переоценить важность социализации в жизни человека. Во многом от особенностей социализации зависит, насколько успешно индивид интегрируется в систему общественных отношений и какой статус получит в социальной иерархии. 

4.3. Формулируем вывод: работа в парах (на основе изученного материала)

Итоги

  • Личность формируется в результате социализации, которая длится в течение всей жизни человека.

  • Темп социализации может различаться у разных людей.

  • Индивид интегрируется в систему общественных отношений с помощью людей или институтов, называемых агентами социализации.

  • Наряду с понятием социализации выделяют понятия десоциализации и ресоциализации.

  • Важнейший результат процесса социализации — человек обретает собственное «я», и происходит это за счёт того, что он интерпретирует реакции социального окружения на своё поведение.


Социализация — важный процесс, в ходе которого человек включается в социальные отношения, обретает свою личность. Во многом от того, насколько успешно индивид прошёл социализацию, зависит качество его дальнейшей жизни.

ИТОГИ 

  • В ходе социализации у индивида формируются социально значимые качества.

  • Социализация длится в течение всей жизни человека.

  • Социализация индивида зависит от большого количества факторов.

  • Включить человека в систему общественных отношений помогают агенты социализации.



5.Рефлексия: Метод «Ступени» Порядок реализации метода:

1 На доске изображена лестница, каждая ступень которой имеет свое название:

отвратительно, плохо, нормально, хорошо, отлично.

2 Каждый участник взаимодействия должен выйти и отметить себя на соответствующей ступени, которая отражает его душевное, эмоционально-чувственное состояние после учебного занятия.

3 Педагог подводит итог рефлексии, обобщая результаты.


6.Домашнее задание:1)изучить материалы конспекта, составленного на занятии;

2)Составить синквейн со словом «социализация»











Краткий конспект

Личность — человек, обладающий совокупностью социально значимых черт, свойств и качеств, которые характеризуют его как активного участника общественной жизни, субъекта познания и изменения мира.

Индивид (лат. indiviuum — неделимый) — обобщенный образ человека, отдельный носитель всех черт человека.

Индивидуальность — неповторимое своеобразие проявлений конкретного человека, отражающее его исключительность.

Человек рождается индивидом и становится личностью и индивидуальностью в процессе социализации

Социализация — это процесс приобщения индивида к социальным нормам, установленным в обществе, а также освоение социальных ролей.

2 основных этапа социализации:

  • Первичная социализация включает период развития человека от младенчества до освоения им элементарных навыков жизни в обществе, а также время ученичества и приобретение индивидом базовых и профессиональных навыков.

  • Вторичная социализация охватывает период от наступления зрелости до постепенного снижения личностью трудовой активности и подведения итогов своей жизни. 

В период вторичной социализации личность может претерпевать процесс ресоциализации или десоциализации.

Десоциализация — процесс отказа или утраты усвоенных норм, культурных образцов, социального статуса и ценностей.

Ресоциализация — процесс повторной социализации, в результате которой происходит восстановление утраченных либо усвоения новых норм и ценностей.

Агенты социализации — люди, социальные группы, учреждения и организации, ответственные за воспитание и обучение социальным нормам, освоение социальных ролей, формирование ценностных ориентиров.


Агенты социализации бывают:

  • первичными (ближайшее окружение)

  • вторичными (социальные институты и учреждения)

ЭТАПЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

В социализации выделяют несколько этапов. Они связаны как с  физиологическими изменениями человека, так и с переменами в его внутреннем мире.

Особенно важны первые этапы, когда закладываются основы будущей личности.

1 этап — младенчество (0–1 год )

2 этап — раннее детство (1–3 года).

3 этап — дошкольный возраст (3–7 лет). 

4 этап — младший школьный возраст (7–11 лет).

5 этап — подростковый возраст (11–14 лет). 

6 этап — юность (14–21 год). .

7 этап — молодость (21–40 лет). 

8 этап — зрелость (40–65 лет). 

9 этап — пожилой возраст (65 лет и более). 

Социализация зависит от физиологических и психологических особенностей индивида, а также условий его жизни. Факторы, влияющие на течение социализации: образование, социальное окружение, усилия по самовоспитанию, государственная политика, деятельность средств массовой информации. Под влиянием этих условий кто-то может перейти к «следующему уровню» раньше других, а кому-то на этот переход понадобится больше времени. Подобное несоответствие в темпах социализации может создавать дискомфорт для индивида. Не стоит забывать, что у каждого свой путь, но это не должно лишать чувства ответственности за

Социализация может быть :

-по возрастам (психологическая, например, от 0-3, от 3-7, от 7-12 и т.д.)

-по видам деятельности (школа. ВУЗ. предприятие)

-по сферам общества (экономическая, политическая, духовная. социальная)

- по агентам социализации

Социализация продолжается всю жизнь


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!