СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока обществознания "Исторический процесс"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обществознания для 10 класса.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обществознания "Исторический процесс"»

Обществознание 10 класс


Урок на тему «Исторический процесс»


Цели урока:


ознакомить со смыслом и направленностью исторического процесса, охарактеризовать роли его участников, выявить типы социальной динамики.

Развивать у учащихся умения систематизировать, сравнивать, делать выводы, рационально решать проблемные задания, участвовать в дискуссиях.

Способствовать выработки гражданской позиции учащихся.


Метапредметная: развивать умения сопоставлять законы развития общества и исторический процесс.


Тип урока: урок изучения нового материала.


Вид урока: лекция с элементами аналитической беседы, дискуссии.

Оборудование: презентация, фрагмент фильма


Ход урока:


  1. Организационный момент

  2. Изучение нового материала

  3. Закрепление нового материала.

  4. Домашнее задание.

  1. Вступительное слово учителя.


Здравствуйте, садитесь.

Немецкий просветитель Готхольд Лессинг сказал: "Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но, ради бога, размышляйте, хоть криво, да сами".


К этому я призываю вас на каждом уроке обществознания и уверена, что не только я. Скажите, пожалуйста, а какие науки очень связаны с обществознанием?

Совершенно верно, уроки истории и обществознания тесно связаны между собой.

Что такое история?

История – путь человечества на протяжении тысячелетий. Иначе этот путь называют историческим процессом.

Великий русский историк Ключевский сказал:

«Исторический процесс – это «ход, условия и успехи человеческого общежития или жизнь человечества в ее развитии и результатах».

В.О. Ключевский

Я уверена вы догадались, о чем сегодня пойдет речь?

Тема урока «Исторический процесс».

Кто является активными участниками исторического процесса?

Кто влияет на исторический процесс?

Философы давно стали задумываться над этим вопросом, так зародилась еще одна ветвь обществознания, изучающая исторический процесс – философия истории.

Над этими и другими вопросами нам сегодня предстоит поразмышлять…

Позвольте обозначить основные направления нашей работы. Нам предстоит определить к концу урока:

  1. Типы социальной динамики. 2. Факторы изменения социума. 3.Участники исторического процесса.


Ребята, работать вы будете в рабочих листах, информация, которая будет появляться в нем в течение урока, вам пригодится при подготовке к сдаче ЕГЭ.


Обратите внимание на слово «процесс». Что оно означает? Правильно, ход какого – либо явления. Ну коль говорим об историческом процессе, то ход истории.


Ход, движение, развитие, динамика – слова синонимы. А значит, и начнем с типов социальной динамики.


Мы уже поняли, что исторический процесс - это общество в движении, изменении, развитии. Как же функционирует общество?


Социальное движение - рассматривают разные типы социальной динамики:


линейное движение - восходящая или нисходящая линия общественного развития ( прогресс и регресс будут рассматриваться на след. уроке);


циклический тип - объединяет процесс возникновения, расцвета и распада социальных систем, имеющих определённую протяжённость во времени, по истечении которой они прекращают своё существование;


спиралевидный тип - ход истории может возвратить то или иное общество к ранее пройденному состоянию, но на новом витке, на новом качественном уровне. Пример :от рассеянной мануфактуры к централизованной фабрике и в условиях информационного общества происходит как бы возврат к труду на дому: на персональных компьютерах, не выходя из дома.

В науке были сторонники признания того , что в истории проявляются и линейные, и циклические, и спиралевидные процессы. Они выступают не параллельно и не как сменяющие друг друга, а как взаимосвязанные аспекты целостного исторического процесса.


В любом случае происходит


Социальное развитие - изменения, которые приводят к глубоким, качественным сдвигам в обществе, преобразованиям социальных связей, переход всей социальной системы в новое состояние;


Социальные изменения могут быть в разных формах:


Эволюция - непрерывное постепенное изменение без скачков и перерывов;

Периодизация истории: первобытность - началась около 800-600 тыс.лет и продолжалась до 5-3 тысячелетия; - 750 тыс. лет

древний мир охватил с 4 тыс. до н.э. до 5 века н.э. - 5 тыс.

средние века -с 5 в. н.э. по 15 в. (включительно)- 10 веков-1 тысяча лет.

новое время - с 16 в. по 1914 г.- 4 века (400 лет)

новейшее время - XXI век/

Мы видим эту непрерывность, постепенность, а так же видим закон ускорения истории: на каждую последующую стадию развития общества уходит меньше времени, чем на предыдущую.


Социальная революция - коренной качественный переворот во всей социальной структуре общества; приводит к смене общественного старого строя новым ( мирные и немирные формы)

Рассматривая формы социальных изменений, следует вспомнить о роли реформ.


Социальная реформа -переустройство какой-либо стороны общественной жизни при сохранении общественного строя; обычно проводятся "сверху". Глубокие реформы могут стать альтернативой революции, предупреждать или заменять их.



При этом на изменение социума оказывают влияние факторы.

Какие? Вы мне ответите, поработав с учебником стр.

Природные факторы:

Ш.Монтескье считал их определяющим, полагая, что климатические условия обуславливают индивидуальные особенности человека, его характер и наклонности

Духовные факторы:

Сторонники подобного подхода утверждали: «Идеи правят миром». Некоторые считали, что отдельные личности способны править миром

Материальные факторы:

философией, люди должны были есть, пить, иметь жилище, а значит, производить К.Маркс указывал на тот факт, что прежде чем заниматься все это


Техногенный фактор: Современные ученые полагают, что техника и технологии определяют ход развития человечества.

Комбинированный подход:

Современные ученые полагают, что техника и технологии определяют ход развития человечества.






Факторы изменения социума

 

Факторы

Сущность взглядов

Природные факторы

Ш. Монтескье считал их определяющими, полагая, что климатические условия обуславливают индивидуальные особенности человека, его характер и наклонности

Духовные факторы

Сторонники подобного подхода утверждали: «Идеи правят миром». Некоторые считали, что отдельные личности способны править миром

Материальные факторы

К. Маркс указывал на тот факт, что, прежде чем заниматься философией, люди должны были есть; пить, иметь жилище, а значит, производить все это

Техногенный фактор

Современные ученые полагают, что техника и технологии определяют ход развития человечества

Комбинированный подход

Некоторые ученые полагают, что следует учитывать взаимодействие самых различных причин и условий развития



Участники исторического процесса

Вопрос классу: «Кто же творит историю?»


На этот вопрос вы, уверена, ответите, просмотрев подготовленный мною исторический видеоряд…



Народ , социальные группы, отдельные личности


Я абсолютно с вами согласна:

Для народа характерны этнографические и нравственные связи, создание духовного единства, воспитанное общей жизнью и совокупной деятельностью, общностью исторических судеб и интересов". Особо значимы те исторические эпохи, отмечал В.О.Ключевский, " в делах принимал участие и благодаря этому почувствовал себя цельным, делающим общее дело" (народное ополчение во время Смуты, подъём народной борьбы в 1812г., Великая Отечественная война 1941-1945 гг.).


Каждый человек принадлежит к социальной общности, социальной группе. Большие исторические общности вам хорошо известны. Назовите их (классы, профессиональные группы, религиозные группы и др.). В разные периоды истории мы видим их активное участие в истории.


Роль выдающейся личности состоит в том, что она своими решениями, организаторской деятельностью помогает народу успешно решать задачи общественного развития. При этом личность способна ускорить или отдалить решение назревших проблем, придать решению особые черты, талантливо или бездарно использовать предоставленные возможности.


(Видео ролик из фильма «Война и мир», совет в Филях. Роль М.И.Кутузова.

Рассматриваем М.И.Кутузова как пример положительной исторической личности. Он смог принять на себя политическое решение)


Ну что же пришло время подводить итоги…..


Назовите типы социальной динамики. ….

Какие рассматривали факторы изменения социума различные философы?

Кто же творит историю?

Молодцы! Ну а для большей моей уверенности, что вы усвоили основные вопросы, изучаемые на уроке, я предлагаю выполнить задание на карточках:


  1. Закончите предложение

Понятие исторический процесс включает:

а) судебный процесс, вошедший в историю;

б) суд над фальсификаторами истории;

в) цепь исторических событий;

г) ход определённого события.

ответ- в


2. Исторической личностью является:

а) упомянутая в историческом романе;

б) профессионально изучающая историю;

в)попавшая в неприятную историю;

г) наложившая индивидуальный отпечаток на историческое событие

ответ- г


3.Примером роли народных масс в истории является:

а) создание теории относительности;

б)Указ Екатерины II "О вольности дворянской";

в) создание первой русской газеты "Ведомости";

г) революция 1789-1794гг. во Франции

ответ- г


4. Реформа или революция являются:

а) проявлением социальной динамики;

б) элементами структуры общества;

в) видами социальных связей;

г) типами социальных институтов.

ответ- а


5. Характерной чертой эволюции как формы общественного развития является(-ются):

а) скачкообразность;

б) революционный характер перемен;

в) постепенность;

г) насильственные методы.

ответ- в


6.Понятию "общественный прогресс" противоположно понятие:

а) социальная революция;

б) общественный регресс;

в) общественное развитие;

г) социальная мобильность.

ответ- б


Критерий:

6 правильных ответов – «5»

5 – «4»

4-3 «3»

2 и менее – «2»

Проверяем по ключу на доске

Ребята, с учетом работы на уроке, вы получаете………


Домашнее задание ……….


В ходе урока мы размышляли, делали выводы. Скажите, эти действия применимы только на уроке обществознания (нет), эти действия применимы только на уроке (нет). А когда еще мы может анализировать факты, чтобы делать правильные выводы? (читая новости, смотря информационные передачи, мы должны анализировать те или иные события….. )


И закончить свой урок мне хочется словами французского писателя Ж. Леметра.


Ж. Леметр, французский писатель.

«Все люди участвуют в созидании истории, стало быть, каждый из нас хотя бы в самой ничтожной доле обязан содействовать ее красоте и не давать ей быть слишком безобразной».



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!