СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока обществознания, 9 класс Тема: «Отклоняющееся поведение».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Девиантное поведение- это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся общественных норм.

По мнению французского социолога Эмиля Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обществознания, 9 класс Тема: «Отклоняющееся поведение».»

Конспект урока обществознания, 9 класс


Тема: «Отклоняющееся поведение».


Тип урока: комбинированный (открытие нового знания с практико-ориентированными заданиями).


Цель урока: овладение новыми знаниями по теме «Отклоняющееся поведение».


Задачи:

Дидактические:

1) Способствовать усвоению основных понятий урока: «отклоняющееся

поведение», «девиация», «делинквентное поведение».

  1. Познакомить учащихся с причинами и характеристикой девиантного поведения.

  2. Раскрыть опасные последствия для человека и общества негативного отклонения от норм.

Развивающие:

1) Развивать умения осуществлять поиск и систематизацию социальной

информации по теме; работать с текстом, умения сравнивать,

анализировать, делать выводы, рационально решать проблемные задачи,

участвовать в дискуссии.

2) Развивать умение работать в группе, принимать позицию собеседника.

Воспитательные:

1) Формировать отношение к антиобщественным явлениям.

  1. Вырабатывать активную жизненную позицию.


Оборудование: компьютер, проектор,

Раздаточный материал: опорные листы у обучающихся, карточки с ситуациями, с статистическими данными.


Ход урока


I. Актуализация


Вопросы:

1) Что такое

социальные нормы.


2) Приведите примеры.



Вопросы:

  1. Рассмотрите фотографии. Как они соотносятся с темой прошлого урока?

  2. Чем отличаются.

  3. О чем сегодня пойдет речь?

Тема: «Отклоняющееся поведение»

План

1. Понятие «отклоняющееся поведение».

2. Причины отклоняющегося поведения.

3. Особенности (характеристика) отклоняющегося поведения.

4. Характеристика массовых социальных отклонений и их последствия.

Девиантное поведение- это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых, наиболее распространенных и устоявшихся общественных норм.

По мнению французского социолога Эмиля Дюркгейма, вероятность девиаций поведения существенно возрастает при происходящем на уровне социума ослаблении нормативного контроля

Отклоняющееся поведение – поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего ждёт от человека

общество.

(определение записывается в опорный лист)

Говоря об отклоняющемся поведении, мы будем использовать понятия девиантное поведение и делинквентное.


Отклоняющееся поведение




девиантное

(от лат. deviat:o - уклонение)

- не соответствует требованиям социальных норм, вызывает соответствующее реагирование общества



делинквентное

(delictum)

- преступное поведение, влечет за собой уголовное наказание

Вопрос: Прочитайте, в чем заключается разница?

Тема преступности – это отдельная тема для серьёзного разговора, поэтому сегодня мы в основном будем говорить о девиации.

Причины отклоняющегося поведения

(пустая таблица)

Внутренние


Внешние






Заполните таблицу: работа с учебником


Внутренние

1. Биологические (размер черепа, выступающая нижняя челюсть, темперамент)

2. Психологические:

- жестокость

- агрессивность

- тревожность

- жадность

- внушаемость

Внешние

  1. Семья

  2. Школа

  3. Социальная и экономическая обстановка в стране.

  4. Конфликт между субкультурой и доминирующей культурой.


Особенности отклоняющегося поведения


Вопрос: рассмотрите фотографии, чем они отличаются?

(1 человек и множество человек)

1 . Отклонения


индивидуальные групповые


Вопросы: 1) В чем отличие этих фотографий от предыдущих?

2) Какие эмоции вызывают у вас эти люди («+»).

2. Отклонения


негативные позитивные

(социально осуждаемые - (социально одобряемые -

алкоголизм, азартные игры, чудачество, гениальность,

психические расстройства, необычные хобби)

наркомания)


3. Отклонения


абсолютное относительное

- нарушение норм справедливых - действия, не соответствующие

для всех без исключения членов ожиданиям лишь некоторых людей,

общества (уголовное преступление) групп

(относительность, противоречивость)

Вспомним , что же такое нормы?

В свою очередь социальные нормы- общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, призванные обеспечивать упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп.

Как же социальные нормы регулируют общественные отношения?

Ответ: В каждом обществе существуют нормы, регулирующие общественные отношения, социальные нормы. Социальные нормы регулируют общественные отношения с помощью санкций.

Что же означает санкция?

В свою очередь Социальная санкция - это все меры и средства, которые направлены на приведение индивида к норме социальной группы, стимулируют его иметь определенное поведение.

Существуют многие разновидности социальных норм.

Основные из них - это обычаи, традиции, правовые, моральные нормы (эстетические, религиозные, корпоративные, политические) и др

Обычаи - это правила социального поведения, передающиеся от поколения к поколению, воспроизводящиеся в определенном обществе или социальной группе, вошедшие в привычку, быт и сознание их членов.

Традиции - это элементы социального и культурного наследия, сохраняющиеся в определенных обществах, социальных группах в течение длительного времени, процесс социального наследования, его способы.

Правовые нормы - это установленные государством, законом общеобязательные правила поведения. В них, как правило, указываются условия их выполнения, субъекты регулируемых отношений, их взаимные права и обязанности, а также санкции в случае их нарушения.

Моральные нормы - это требования определенного поведения, основанные на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и непозволительном. Они опираются исключительно на поддержку общества.

Социальные нормы являются правилами поведения людей в обществе, носят общий характер, т. е. обращены ко всем и каждому.

Как осуществляется социальный контроль?

Социальный контроль — система форм и способов регулирования поведения людей и поддержания общественного порядка.

Элементы социального контроля:

  1. Нормы – требования, предписания социально одобряемого поведения, адресованные личности, группе, социальному институту.

  2. Санкции – способы поддержания социальных норм.

В Российской Федерации социальный контроль осуществляется обществом и государством.

Выделяют типы отклоняющегося поведения:

делинкветные поступки, имеющие ярко выраженную антиобщественную направленность, которые в крайних своих выражениях приобретают уголовно наказуемый характер;

аддиктивные поступки, целью которых является уход от действительности с помощью использования психоактивных веществ или при чрезмерной фиксации на определенный вид деятельности;

патохарактерологические поступки, которые обусловлены патологическими изменениями в характере, имеющими место из-за дефектов воспитания;

психопатологические поступки, являющиеся следствием психических расстройств;

поступки, основанные на гиперспособностях человека, проявляющихся при особой одаренности или гениальности.

Отклоняющееся поведение бывает:

1. Социально одобряемыми. Они выражаются при поведении индивида, которое носит позитивный характер. (Примером тому служат гениальность, спортивные достижения, героические поступки и лидерские способности).

2. Нейтральными. Это отклоняющееся поведение не вызывающий никаких опасений общества (к таким девиантным поступкам относят эксцентричность и чудачество, стремление удивить всех своей манерой поведения)

3.Социально неодобряемым.Подобные девиантные поступки наносят вред обществу.

(Они выражаются в форме разнообразных противоправных, агрессивных и преступных действий, а также в алкоголизме, наркомании, суициде и т. д.)


Поговорим о причинах негативного поведения молодежи:

1. Неправильно организованное воспитание.

Такой подросток обычно проживает в трудной семье. На его глазах происходят конфликты между родителями, которые не интересуются его внутренним миром.

2. Биологические факторы. Среди подобных причин выделяется наследственность. Унаследование психических заболеваний.

3.Психические факторы. В подростковом возрасте завершается формирование характера человека. Нарушения данного процесса приводят порой к негативным характерологическим реакциям, выходящим за рамки принятой в обществе нормы.

Рассмотрим 2 наиболее актуальные негативные формы социального отклонения: алкоголизм, наркомания.

Алкоголизм-хроническое психическое заболевание, разновидность токсикомании, характеризующееся пристрастием к алкоголю (этиловому спирту), с психической и физической зависимостью от него. 

Наркомания - болезненное влечение или пристрастие к наркотическим веществам, употребляемым различными способами (глотание, вдыхание, внутривенная инъекция) с целью добиться одурманивающего состояния. 

Почему подростки склонны к данным формам негативного поведения?

Ответ: Состояние беззаботности, легкости приносят им дозу алкоголя либо наркотиков. Подростки склонны переоценивать свою силу воли, им кажется , что в любое время они могут прекратить их употребление, однако это не так.

Какое же влияние на организм имеет последствии употребления алкоголя либо наркотиков?

1.Поражение центральной нервной системы.

2.Поражение иммунной системы, нарушение обмена веществ, высокая вероятность заражения СПИДом.

3.Поражение репродуктивной системы: у женщин наступает бесплодие, у мужчин развивается импотенция и др.

Последствия а лкоголизма и наркомании


для личности для семьи для общества

(деструктивный (асоциальный тип –

тип – вредит самой вредит обществу,

личности) нарушение дисциплины)


Таким образом, алкоголизм и наркомания крайне пагубно влияют на приобщившегося к спиртному или наркотикам человека, в итоге разрушая его личность. Огромные страдания выпадают на долю близких людей: переживания и преждевременная смерть родителей, брошенные дети. Приобретая массовый характер, эти формы отклоняющегося поведения наносят удар и по обществу в целом: значительное число прежде молодых членов общества «выпадает» из нормальной социальной жизни. Они не способны полноценно реализовывать себя в семейной жизни,

Работа с ситуациями (карточки на партах)

Вопросы: (можно разделить по рядам)

I.1) Можно ли считать Деточкина преступником?

2) Почему он вызывает у многих симпатию?

3) Относительно чего его действия можно считать отклонением?


II.1) Как можно оценивать действия заговорщиков с точки зрения

морали и права?

  1. Можно ли отнести их к террористам?

  2. Почему этот акт в советские времена прославился как героический, революционный?

  3. Можно ли считать их действия героизмом (относительно чего или кого?), а отклонением (относительно кого)?

III. 1) Является ли поведение гражданки Н. отклоняющимся?

(нет чудачество, упрямство)

  1. А относительно соседей? и их взглядов?


Выводы: о какой особенности отклоняющегося поведения можно говорить,

исходя из этих примеров?

Т.о. не всегда бывает просто определить, что является отклоняющимся поведением, а что нет. Может ли, например, убийство оказаться социально одобренным? Может (но: самооборона или война).


Существуют социальные отклонения, которые носят массовый характер.


опасность для общества.

преступления и правонарушения

алкоголизм

наркомания

религиозный фанатизм

расовая нетерпимость

терроризм


Подведём итоги: (вернемся к нашему плану)

1. Что такое «отклоняющееся поведение»?

2. Что может стать причинами отклоняющегося поведения?

3. О каких особенностях отклоняющегося поведения вы узнали?

4. Можно ли избавить общество от отклонений? Как?

5. интеллектуальный вопрос взаимосвязанный с нашей темой и перекликающийся с предметом история.

Зачем во время обеда древние греки рядом с кувшином вина клали кристалл аметиста ? Какие у Вас варианты ответа?

Ответ: Они считали, если пить вино, а камень аметист держать в руке или опустить в бокал с вином, то аметист не даст опьянеть.

Кто из исторических личностей имел признаки девиантного поведения?

Ответ: Гитлер во время 2-ой мировой войны.

Вспомни: Что такое социальные нормы? Как они регулируют общественные отношения? Как осуществляется социальный контроль? Какую роль в нем играют санкции?

Продумай: Есть ли ситуации, когда приходится отступить от существенных норм? Какие вредные привычки угрожают сегодня здоровью и полноценной жизни молодых?


Д/з:§, пересказ по опорному конспекту;



АНКЕТА “Алкоголизм”

  1. Считаете ли вы, что алкогольные напитки отрицательно влияют на здоровье человека?

  1. Употребляли ли вы алкогольные напитки?

Анкета “Наркомания”

  1. Считаете ли вы, что наркотики оказывают вредное влияние 
    А/ на здоровье человека;
    Б/ что они приводят к вырождению личности?

  1. Считаете ли вы наркомана:
    А/ нормальным человеком;
    Б/ больным;\
    В/ морально опустившимся;
    Г/ преступником?

Анкета “Преступность”

  1. Были ли вы жертвами административного или уголовного преступления?

  2. Ради чего вы смогли бы пойти на преступление?

Тест по теме урока

Задание: определить, какие из указанных положений относятся:

А/ к дивиантному поведению.
Б/ к делинквентному поведению.

  1. Захват заложников.

  2. Состояние опьянения.

  3. Обман родителей.

  4. Нежелание уступить место пожилому человеку в автобусе.

  5. Продажа наркотиков.

  6. Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ.

  7. Наёмничество.

  8. Ссора между соседями.

  9. Наркомания.

  10. Опоздание на деловую встречу.






















лист к теме «Отклоняющееся поведение»

Ученика(цы) (Ф.И.)________________________________________________

Новая тема

1. Отклоняющееся поведение ______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Девиантное поведение ___________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________

  • Делинквентное поведение ________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________


2. Причины отклоняющегося поведения:

Внутренние

Внешние

1.


2.



1.

2.

3.

4.


3. Особенности (характеристика) социальных отклонений

1. Отклонения 2. Отклонения 3. Отклонения





4. Социальные отклонения, носящие массовый характер:

1)___________________________________________

2)___________________________________________

3)___________________________________________

4)___________________________________________

5)___________________________________________

6)___________________________________________


  • Последствия алкоголизма и наркомании


для личности для семьи для общества




Вывод: можно ли избавить общество от отклонений? _________________

__________________________________________________________________


Ситуации


I. Фильм «Берегись автомобиля»

Главный герой – человек средних лет по фамилии Деточкин. Он когда-то работал шофёром, но попал в аварию, не смог больше водить машину и перешёл на службу в страховую фирму. В его обязанности входило посещать людей на дому и предлагать заключать с его фирмой договор страхования. Среди его клиентов попадались люди нечестные, имущество которых было нажито путём воровства и прочих преступных действий. Чудаковатый Деточкин сначала сигнализировал в «органы» о ворах и расхитителях, но, поскольку те не принимали никаких мер, стал в качестве наказания красть у «своих клиентов» автомобили, продавать их на «чёрном рынке», а вырученные деньги пересылать … детским домам. То есть он действовал как современный Родин Гуд.

Вопросы:

  1. Можно ли считать его преступником?

  2. Почему Деточкин вызывает у многих симпатию?


II. Покушение на императора Александра II 1 марта 1881 г.

(в результате которого он был убит)

Вопросы:

  1. Как можно оценивать действия заговорщиков с точки зрения морали и права?

  2. Можно ли квалифицировать этот акт как террористический?

  3. Почему этот акт прославлялся при советской власти как революционный, героический?


III. Гражданка Н. каждый день без просьб с чьей-либо стороны подметает лестничную клетку на своем этаже, а раз в неделю ее моет. Соседи не раз обращали ее внимание на то, что это должен делать уборщик, который за это получает зарплату. На это она постоянно отвечает, что не хочет, чтобы ее дети и приходящие к ней друзья видели грязь на лестничной клетке, так как ей из-за этого стыдно.

Вопросы:

  1. Является ли поведение гражданки Н. отклоняющимся?



Общий вопрос: о какой особенности отклоняющегося поведения можно говорить, исходя из этих примеров?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!