СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока обществознания 8 класс "Отклоняющееся поведение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока "Отклоняющееся поведение"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обществознания 8 класс "Отклоняющееся поведение"»

Конспект урока обществознания 8 класс

Тема урока: "Отклоняющееся поведение"

"Не бойся Бога - бойся самого себя.

Ты сам творец своих благ и причина своих бедствий".

П. Марешаль (1750-1803),

французский писатель, философ


Цель: познакомить с признаками отклоняющегося поведения, выявить его причины и последствия.

Задачи:

-развивать умения осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, объяснять внутренние и внешние связи изученных социальных объектов, участвовать в дискуссии, работать с документами;

-формировать отношение к антиобщественным явлениям, вырабатывать активную гражданскую позицию.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: схемы, таблицы, статистические данные, научно-публицистические тексты, слайдовая презентация к уроку.

План урока:

1. Понятие "Отклоняющееся поведение".

2. Позитивный и негативный характер отклонений.

3. Причины  отклоняющегося поведения.

4. Виды отклоняющегося поведения.

5. Можно ли избавить общество от отклонений?



Ход урока:

Этап урока

Ход урока

Форма, метод работы

1. орг. момент

I. Готовность к уроку.
II. Отсутствующие.
 (музыка)
Представьте, что за окном солнечное   лето. И самая обычная черная ворона отложила в своём гнезде самые обычные  яйца.  Через несколько недель из них вылупились самые обычные птенцы. Они ничем не отличались друг от друга и от птенцов других ворон.  Но вдруг, уже  после того как птенцы оперились, один из них не захотел жить так, как все и выпрыгнул из гнезда. 
Как вы думаете, почему это произошло? 
(Толи ему было скучно, то ли он вообразил себя необыкновенным и решил выделиться среди других…)
Всему миру, социальному бытию и каждому человеку свойственно отклоняться от оси своего существования, развития. В чем причины и сущность данного  отклонения? Является ли оно естественным условием развития отдельного человека или жизни всего общества? В чём «+» и «-» отклоняющегося поведения?
На эти и другие вопросы мы ответим в ходе сегодняшнего урока, тема которого «Отклоняющееся поведение».
Что мы называем процессом социализации?
(процесс усвоения человеческим индивидом определенной системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества)      
В процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющееся (девиантное) поведение
Что мы называем отклоняющимся поведением? Стр. 207 учебника (записываем определение в тетрадь).
(это различные формы поведения человека, не соответствующие установившимся в обществе нормам поведения).

Давайте приведем примеры отклоняющегося поведения.
Всегда ли отклоняющееся поведение носит негативный характер?
(следует различать девиантное поведение, которое носит социально-творческий характер, является порождением или отражением социальной инновации)

 Видеосюжет: Елизавета Олескина, выпускница МГУ, основатель фонда «Старость в радость»

Можем ли мы данное поведение молодых людей назвать отклоняющимся поведением? Какая форма девиантного поведения здесь просматривается?

Задание. На оси социализации распределите негативные и позитивные формы девиантного поведения.

-

+

Преступность
Наркомания
Курение
Алкоголизм
Суицид

Спорт
Национальный героизм
Меценатство
Новаторство
Чудачество
Инициатива
Реформаторство

Аскетизм

    

В чем причины, сущность и последствия  негативного дивиантного поведения для общества? Давайте постараемся ответить на эти вопросы в ходе наших миниисследований. Обратите внимание на рабочие листы на ваших столах (Приложение №1). Во время выступления учащихся вы должны их заполнять, выражая свое отношение к поднимаемой проблеме. Работать будем в парах. Вам предложены тексты с социальной информацией, статистические данные изучая которые вы должны заполнить рабочие листы (Приложения №2).
1 пара: Причины отклоняющегося поведения

2 пара Курение 
- О вреде курения сказано немало. В современном обществе люди привыкли к человеку с сигаретой, с рекламных щитов табачных кампаний на нас смотрят юноши и девушки цветущего вида. И это ни у кого не вызывает удивления.  Считаете ли вы курение девиантным поведением? (отвечает класс).
Теперь послушаем мнение ребят, которые достаточно глубоко исследовали данный вопрос. 
-Учитывая масштабы продаж табачных изделий, скажите, можно ли считать курение опаснейшим из всех наркотиков?
3 пара Алкоголь- В глубокой древности познакомился человек с необычным веселящим действием некоторых напитков. Самое обычное молоко, мед, соки плодов, постояв на солнце, меняли не только свой внешний вид, вкус, но приобретали способность возбуждать, вселять ощущение легкости, беззаботности, благополучия. Разумеется, наши далекие предки и догадываться не могли о том, какого страшного врага они приобретают. 
Парадоксальный факт: повсюду пропагандируется здоровый образ жизни, но  при этом в России самая мощная торговая сеть продажи спиртных напитков. Выходит, что государство само толкает людей к алкоголизму? (отвечает класс).

4 пара Наркомания
- 8 января 1998 года президентом Российской Федерации Ельциным Б.Н. был подписан Федеральный закон о наркотических средствах и психотропных веществах ( № 3 ФЗ). Он устанавливает правовые основы государственной политики в данной сфере. 
- Можно ли поставить знак равенства между наркоманией и чумой? 
- В чем существенная разница между этими одинаково ужасными явлениями?(Чумой специально люди себя не заражали, а наркотики начинают принимать практически добровольно; чума – результат отсутствия гигиены, неосторожности людей, поэтому ее назвали «гневом Божьим»; наркомания – вид самоубийства. Общее у них смертельный исход).

5 пара Преступность
- Преступность – самое опасное проявление отклоняющегося поведения. Обратите внимание на словарь урока. Совокупность противоправных поступков или преступлений в социологии получило название делинквентного поведения.  

- Мы выслушали презентации всех. Как вы относитесь к проблемам затронутым на уроке? На основе заполненных рабочих листов выскажите свое мнение.

ВЫВОДЫ УРОКА: 
• Итак, мы определили, что девиантное (отклоняющееся) поведение - это поведение индивида или группы, которое не соответствует общепринятым нормам. 
• Девиантное поведение может принимать самые разные формы (как негативные, так и позитивные), необходимо изучать данное явление, проявляя дифференцированный подход.  Вместе с тем вопрос о том, в какой степени должно быть распространено отклоняющееся поведение и какие его виды полезны, а самое главное - терпимы для общества, до сих пор практически не разрешен. (различные виды девиантного поведения могут быть нормой в одной ситуации и отклонением от нее в другой.) 
•Однако, криминальное поведениесексуальные отклоненияалкоголизмтабакокурениеи наркомания не могут привести к появлению полезных для общества новых культурных образцов.
Обратите внимание на эпиграф урока "Не бойся Бога - бойся самого себя.

Ты сам творец своих благ и причина своих бедствий".

Три ступени, ведущие вниз

Алкоголизм

Наркомания

Преступление

Выполните последнее пятое задание в рабочих листах.

 Мне очень хочется, чтобы каждый из вас постарался избавиться от негативных отклоняющихся привычек и изменил свой мир. 

Рефлексия. Выставление отметок.


























Мысли мудрых

Петр I, заседая однажды в Сенате и выслушав много дел о недавно учиненных кражах и мздоимстве, распалился гневом и повелел Павлу Ягужинскому немедленно составить Указ, что если на украденные деньги можно будет купить веревку, то вора без дальнейшего следствия должно будет тотчас же повесить. Ягужинский взялся было за перо, а потом отложил его в сторону.

-Пиши, что я тебе приказал, - повторил царь.

Тогда Павел Ягужинский сказал царю:

-Всемилостивейший государь! Неужели ты хочешь остаться императором без подданных? Все мы воруем, с тем только различием, что один более приметнее, нежели другой.

Царь Петр, погруженный в свои мысли, рассмеялся и замолчал»



"Если я усну и проснусь через сто лет и меня спросят, что сейчас происходит в России, я отвечу, - ПЬЮТ И ВОРУЮТ". 
Салтыков-Щедрин



"Алкоголизм делает больше опустошения, чем три исторических бича вместе взятые: голод, чума и война".

У. Гладстон




















1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был



активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным


1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был



активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным


1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был



активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным


1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был



активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным


1.На уроке я работал
2.Своей работой на уроке я
3.Урок для меня показался
4.За урок я
5.Мое настроение
6.Материал урока мне был



активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!