6 класс Урок Дата
Всеобщая история
Тема Обобщение и систематизация материала по темам «Древнейшая Греция» и «Полисы Греции и их борьба с персами».
Цели: обучающие:
- обобщить и систематизировать знания, полученные учащимися при изучении тем;
- выявить пробелы в знаниях;
Развивающие:
- развивать навыки самостоятельной и парной работы;
- умение работать с различными источниками информации;
- умение рассуждать, обобщать, делать выводы;
Воспитательные:
- воспитывать познавательный интерес к предмету и уверенность в своих силах;
- творческую личность, стремящуюся к самореализации своих сил;
Задачи урока:
- показать учащимся, каково значение культуры Древней Греции, её влияние на мировую культуру;
- помочь осознать вклад эллинов в развитие культуры народов.
Оборудование: учебник, карта, раздаточный материал.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Форма урока: игра – путешествие.
Ход урока.
Организационное начало урока.
Сообщение темы и целей урока.
- На протяжении многих уроков мы с вами изучали древнюю страну с очень интересной культурой. Эта страна называется Грецией или Элладой, как называли её сами греки. Эта страна повлияла на культуру народов мира, ее люди оставили свой след в истории. Тема нашего сегодняшнего урока –«Повторение и обобщение знаний по Древней Греции».
Целеполагание. Как вы думаете, какие цели мы с вами сегодня для себя поставим?
- Мы отделены от Древней Греции тысячами лет, но история сохранила для нас много интересного. Обобщая всё вами сказанное, хочу сказать, что цели нашего урока заключаются в обобщении и приведение в систему всех тех знаний, которые вы получали при изучении этой древней цивилизации. Мы повторим с вами местоположение Греции, её политическое устройство, культурно – историческое наследие. Будем развивать ваше умение мыслить, делать выводы, составлять связный рассказ, а так же выясним, кто из вас лучше всех знает термины и исторических личностей древности.
- Сегодня мы совершим экскурсию, путешествие по Элладе. В ходе нашей игры вы будете разделены на группы. Первый ряд - « Одиссея», второй - « Илиада». Почему я решила выбрать такие названия? Мне очень хочется, чтобы в игре вы проявили чувство товарищества, уважения. Иными словами, чтобы вы проявили те качества, которые были характерны эллинам.
- Начинаем наше путешествие в прошлое. В течение урока вы будете выполнять задания как самостоятельно, так и в группе, поэтому работайте активно.
Я приглашаю всех вас вновь
Перелистать истории страницы.
И сквозь века, промчавшись унести,
Под грохот быстрой колесницы.
Согласны ли проверить знания свои,
Которые на уроках получили?
Тогда скорее в путь, друзья!
3. Обобщение и систематизация знаний.
- Прежде чем нам совершить экскурсию, мы должны побольше узнать о той стране, в которую собираемся отправиться. Первый наш конкурс называется 1. « Визитная карточка».
Цель этого этапа заключается в том, что вы должны вспомнить всё, что знаете о Греции. Сейчас вы выступите в роли туроператора. Это такие люди, которые рассказывают желающим отдохнуть о какой – либо стране. Но рассказать так, чтобы им захотели туда поехать. Сейчас я вам раздам карточки с изображением Древней Греции. Вы должны вспомнить всё, что знаете о Греции: где находится, чем окружена, какой климат, почва, чем занимается население и составить рассказ. Так как вы выступите в этой роли впервые, то я решила вам облегчить немного задачу: чтобы ваш расск5аз получился красивым и связанным, у меня есть готовый текст, но в нём есть пропуски. Вы должны его заполнить. За каждый правильно заполненный пропуск вы получите по 1 баллу. Максимально за этот конкурс вы можете получить 10 баллов.
( учащиеся выполняют работу)
Карточка № 1.
Эта страна расположена на ( Балканском ) полуострове. Греция по рельефу и природными условиями делится на 3 части: (Фессалию, Аттику, Пелопоннес). Попасть из северной части в среднюю, можно только по (Фермопильскому проходу). Самая высокая гора в Греции – ( Олимп), по преданию на ней живут ( греческие боги). Климат в Греции очень (жаркий), почвы (каменистые). Поэтому основным занятием населения есть, (ремесло, садоводство, виноградарство.) Путешествовать вы сможете по ( Эгейскому) или ( Ионическому ) морю.
Подведём итог: - Молодцы, с первым заданием справились хорошо и принесли в копилку своей группы первые очки.
- Когда мы собираемся в чужую страну, мы должны познакомиться не только с традициями и правилами поведения в другой страны, но и хоть немножечко знать язык. Следующий наш конкурс называется 2. « Переводчик». Как вы думаете, какова цель этого конкурса? (ответы детей).
Цель:
- На этом этапе я хочу выяснить, кто из вас знает больше греческих слов, т.е. определений. У меня в двух конвертах разрезанные слова. В одном термин, а во втором его значение. Вы должны правильно соотнести слово и его значение. За каждое правильно собранное слово вы получите 1 балл.
Демос | Простой народ |
Ареопаг | Совет знати |
Эллада | Греция |
Фессалия | Северная часть Греции |
Демократия | Власть народа |
Илоты | Рабы |
Лаконичная речь | Краткая, понятная |
Аттика | Средняя часть Греции |
Полис | Город – государство |
Эллины | Греки |
Колонии | Новые поселения греков |
Триера | Военный корабль греков |
Подведём итог: - Итак, мы с вами вспомнили географическое положение Греции, исторические термины.
Переходим к следующему заданию, которое называется 3. «Набери команду». У меня на листках записаны герои двух поэм греческого поэта Гомера. Ваша задача выбрать только тех, кто был героем в поэме. Одиссея выбирает своих героев, а Илиада – своих.
« Илиада» | « Одиссея» |
1,3,5,7,9 | 2,4,6,8,10 |
1. Ахиллес.
2. Одиссей
3. Фетида
4. Циклоп
5. Гектор
6. Харибда
7. Патрокл
8. Сирены
9. Андромаха
10. Пенелопа
- Молодцы, вы вспомнили героев, которые мы встречали в произведениях Гомера. И теперь мы с вами можем отправляться в путешествие. Говоря об удивительной стране – Греции, её народе и его героическом прошлом. Некоторые пазлы из этой картинки растерялись. Давайте поможем их восстановить.4. «Собери пазлы»
Греко – персидские войны.
490 г. до н.э. | с | Победа греков |
| Фермопильская битва | Победа |
480 г. до н.э. | м | Победа |
| Битва возле Платеи | Победа |
Герои поэм Гомера были очень сильными и смелыми. Мы должны брать пример. Проведем с вами Физминутку
- Наше путешествие продолжается. Сейчас мы с вами оказались перед воротами прекраснейшего города. Но вход нам преграждают стражники. Они не впустят нас до тех пор, пока мы с вами не заполним кластер 5. «Направления греческой колонизации».
Греческая колонизация
Вы успешно справились и с этим заданием. В городе нас встретят… А кого же из исторических личностей мы можем встретить и чем известны эти люди? 6. «Выбирайка»
Эгей, Дарий І, Солон, Тутанхамон, Цинь, Леонид, Фемистокл.
И впереди у нас остался последний конкурс: 7. «Соединяя прошлое и настоящее». Какую цель мы поставим для себя в этом конкурсе?
- Мы с вами уже много вспомнили о Греции, но осталось вспомнить о том, какой оставили свой след в истории люди этой удивительной и прекрасной страны, доживший до наших дней.
Вам нужно соотнести половинки:
Феодосия - Феодосия, Пантикопей - Керчь, Ольвия – Одесса, Херсонес – Севастополь.
4. Подведение итога урока.
- Сегодня мы с вами завершили путешествие по ещё одной прекрасной и удивительной стране древнего мира – Греции. Хочется сказать, что эта страна с её интересной культурой, людьми оказала влияние на культуру многих стран. Вы показали прекрасные знания, работали дружно и слаженно.
5. Рефлексия.
- Я хочу, чтобы вы продолжили начатые мною предложения.
1. Сегодня на уроке для себя сделал вывод…
2. Мне было интересно….
3. Во время урока я столкнулся с трудностями…
4. От урока у меня осталось впечатление….
5. Для себя я сделал вывод….
6. Выставление отметок.
Д/З: повторить изученное.