СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока нравственности Тема: Уважение к родителям и старшим

Нажмите, чтобы узнать подробности

На данном уроке я хотела донести до учащихся, кто такие люди старшего поколения и почему мы должны их уважать, разъяснить содержание и необходимость моральных норм уважения к старшим, убедить в том, что дети несут моральную ответственность к людям старшего поколения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока нравственности Тема: Уважение к родителям и старшим»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Бахчисарайская средняя общеобразовательная школа №5 с русским и крымскотатарским языками обучения»

города Бахчисарай Республики Крым



Конспект урока нравственности

Тема: Уважение к родителям и старшим

Подготовила:

Годженова Венера Умеровна,

учитель начальных классов, I категории,

стаж педагогической деятельности – 17 лет,

тел. + 79780082531, [email protected]

Директор школы: Куртаметова Д.Ф.

Электронный адрес: bag_milli_mektep

Тема. Уважение к родителям и старшим.

Цели: воспитывать уважение к старшим; повторить правила вежливости; развивать стремление быть внимательным к окружающим людям.

Задачи:

- Формирование понятия «семья», «уважение», понятие о том, кто такие люди старшего поколения и почему мы должны их уважать;

- разъяснить содержание и необходимость моральных норм уважения к старшим;

- убедить в том, что дети несут моральную ответственность к людям старшего поколения.

Планируемые результаты

Предметные: анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда.

Личностные: проявлять доброжелательность, эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей.

Метапредметные:

Регулятивные универсальные учебные действия:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей.

Познавательные универсальные учебные действия:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников, в открытом информационном пространстве;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной , и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.

Оборудование:  ноутбук, проектор, интерактивная доска, презентация, раздаточный материал, толковые словари; «дерево уважения», листочки.



Ход урока.

I. Организационный момент.

Игровой приём «Улыбка».

Вот и прозвенел звонок,

Нужно нам начать урок.

Встаньте прямо, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь.

А теперь садитесь!

Нас сегодня ждет дорога,

И узнать нам надо много.

- И солнышко в нашем классе сегодня улыбается.

- Так возьмемся, же ребята, мы скорее за работу!

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

1. - Ребята, сегодня мы с вами побываем в волшебной стране, а в какой именно, вы узнаете, выполнив следующее задание.

Отправляемся в дорогу, и нас ждёт первая станция.

Первая станция «Разгадай-ка»

- Отгадайте пожалуйста загадки.

1.Она лучше всех на свете,

Без нее прожить нельзя.

Есть она у Кати, Пети

И, конечно, у меня. (мама)

2. Шкаф тяжелый кто подвинет?
Кто розетки нам починит,
Кто все полочки прибьет,
В ванной утром кто поет?
Кто в машине за рулем?
На футбол мы с кем пойдем? (папа)

3. На него смотрю всегда

И беру с него пример.

Он на папу так похож!

Но только с сединой – и что ж? (дедушка)

4. У мамы работа, у папы работа,

У них для меня остается суббота!

А с нею я дома всегда,

Она не ругает меня никогда! (бабушка) (Слайд 2)

- Как одним словом мы можем назвать все наши отгадки?

Вам в этом поможет наш ребус

7Я (Слайд 3)

- Правильно - Семья (Слайд 4)

- На уроках окружающего мира мы с вами составляли Дерево семьи, давайте посмотрим работы ваших одноклассниц.

Следующая станция, на которую мы прибыли называется станция «Рассуждай-ка»

2. - На этой станции нам предлагается послушать притчу, которая называется «Семья».

В давние времена жила удивительная семья. Семья огромная – сто человек, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этой семье долетела до верховного правителя. И решил он посетить эту семью, чтобы узнать секрет, почему в этой семье такие дружные и счастливые люди. Он пришел в этот город и отправился к основателю этой семьи. Когда правитель убедился, что это правда, то он спросил старца, главу семьи: «Как вам удается жить, не обижая друг друга, никогда не ссорясь?» Тогда старец взял бумагу, написал на ней одно слово, а затем повторил его сто раз и отдал правителю. Прочитал правитель написанное на бумаге, и лицо его выразило удивление.

Какое слово написал глава семьи?

(Ответы учащихся)

Это слово УВАЖЕНИЕ! (Слайд 5)

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на сегодняшнем уроке?

Мы вспомним …

Мы узнаем …

Мы научимся …

Об этой ценности мы, ребята, с вами будем сегодня говорить на нашем уроке. Не просто об уважении, а об уважении к родителям и старшему поколению. Казалось бы, так просто всего лишь уважение, а в семье царит мир, любовь и согласие. Какими нравственными качествами должен обладать человек, чтобы снискать уважение окружающих?

Сегодня мы с вами побываем в волшебной стране Уважения и Доброты.

III. Актуализация знаний.

- А сейчас мы прибыли на станцию « Подумай-ка»

- Работать вы будете в группах. Чтобы узнать название группы, выполните задание «Собери слово». (Слайды 6-7)

1 – рекньо (корень);

2 – втеив (ветви);

3 – истяьл (листья).

- В конце занятия вы попробуете объяснить, почему я выбрала эти слова.

IV. Первичное усвоение новых знаний.

1. Работа с понятием «уважение»

- Давайте порассуждаем, что такое «уважение»? Какой человек достоин уважения?

- В жизни приходится встречаться с разными людьми. Уважать людей – независимо от их вероисповедания, недостатков – значит уметь прощать им эти недостатки. Любой человек достоин уважения только потому, что он человек. Уважать – значит почитать кого-либо, признавать их достоинства.

2. Работа со словарями.

Следующая станция «Познавай-ка»

В. И. Даль (Слайд 8)

Уважать - почитать, чтить, душевно признавать чьи-либо достоинства, ценить высоко;

Уважать – почитать человека достойным вниманья, ставить завелико, принять за причину, убедиться и уступить, согласиться.

С. И. Ожегов

Уважать – относиться с уважением к кому-либо. Считаться с кем-либо, принимать во внимание и соблюдать ч-л интересы. Любить. Иметь пристрастие к кому-либо.

Уважение – почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинств.

Уважить – исполнить, признав основательным, чью - нибудь просьбу. Оказать кому - нибудь уважение, выполнив его желание.

Уважение старших – закон жизни людей.

3. Сообщение учителя.

- Вся история развития человечества строилась на взаимоуважении, взаимопомощи и взаимопонимании. Человек не выживет в одиночку, он погибнет. Родители, старшие воспитывают, учат молодое поколение, передают ему умения, навыки, накопленный опыт предыдущих поколений. Всё это может происходить при условии, когда люди общаются, трудятся в едином коллективе. Если человека лишить этих условий, то он в редком случае сможет выжить, но при этом его трудно будет назвать полноценным членом общества. Так, например, зафиксированы случаи, когда ребёнка как члена семьи растили животные. Он выживал, но при этом не умел разговаривать, его мозг был не развит. Вне человеческого общества, человек не может существовать как личность.

У разных народов было то, что их объединяло – культ предков, основанный на уважении и почитании старших. Впоследствии это воплотилось в учениях и религиях мира.

(Слайд 9)

В Древней Руси также почитали отца с матерью и спрашивали их благословения перед ответственным делом.

Христианство учило почитать отца и мать.

Ислам учит уважительно относиться к матерям: «Рай находится под ногами наших матерей».

В Древнем Китае мудрец Конфуций настаивал, что нужно слушаться, беречь и уважать родителей и старших братьев.

Станция «Здоровейка»

Физкультминутка «Семья»

Мама, милая, родная (ладонями прикасаются к щекам, движения головой – влево, вправо)

Папа тоже дорогой (вытягивают руки вперед)

Бабушка совсем седая (поглаживая виски в сторону затылка)

Дед уже не молодой (поглаживание щёк вниз)

Брат идёт весёлый в школу (ходьба на месте)

А сестра лишь в детский сад (сгибания ног в коленях)

Я скажу, ребята смело (сгибают правую руку в локте, большим пальцем прикасаясь к груди)

Что семье я очень рад! (руки от груди разводят в стороны).

V. Первичная проверка понимания.

Станция «Обсуждай-ка»

Слушание и обсуждение притчи.

Женился один молодой джигит. Привел жену в свой дом, и стали они жить. И с ними жил его старый отец. Со временем, сын стал тяготиться тем, что «у него на шее сидел» старый отец…Но виду старался не подавать. Однако отец его понял, отчего невесел сын его… И сказал ему: «Сынок, я стал стар, и не хочу мешать вам молодым жить… Пойди свяжи из коры деревьев большую корзину, отнеси меня в ней на высокую скалу и сбрось… Все равно я стар уже, и скоро время мое умирать» . Молча, сын пошел и связал большую корзину, положил в нее своего отца и отнес на вершину скалы… Но перед тем как сбросить отца, тот сказал ему: - Сынок, ты меня выбрось, а корзинку себе оставь.

- Зачем?— удивился сын.

- В ней ТВОЙ сын выбросит тебя, когда ты состаришься.

- Чему учит эта притча?

- Как вы думаете, что сделал сын дальше?

- А как поступили бы вы в подобной ситуации?

VI. Первичное закрепление.

Станция « Запоминай-ка

1. Викторина

- А сейчас проверим, насколько вы знаете правила поведения со старшими.

Каждая группа должна ответить на 2 вопроса.

Вопрос. Что вы должны сделать, если в комнату к вам входит старший, а вы сидите?

Ответ. Нужно встать, подать стул, а самому садиться только после приглашения.

Вопрос. Как вести себя при входе старшего в класс?

(Учащиеся должны дать соответствующий ответ.)

Вопрос. Как вы должны вести себя при встрече со старшими на улице, дома?

Ответ. Остановиться, поздороваться первым.

Вопрос. Как вести себя при разговоре со старшими?

Ответ. Разговаривать стоя, не закладывать руки в карманы, стоять прямо, разговаривать спокойно.

Вопрос. Если вы обращаетесь к старшим, как вы их должны называть? На «вы» или «ты»? (Соответствующий ответ.)

Вопрос. Вам иногда приходится встречаться со стариками, инвалидами или с женщинами, которые нуждаются в оказании им помощи: перейти улицу, перевезти что-нибудь, подняться в гору, по лестнице и т. д. Как вы должны поступить?

(Добиться соответствующего ответа.)

2.Творческая работа.

Станция « Дружно работай-ка»

1-я группа:

Напишите, список добрых дел, которые мы могли бы сделать для наших бабушек и дедушек.

2-я группа:

- Подготовьте инсценировку по рассказу В. Осеевой «Просто старушка»: 

По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.

– Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передал девочке свою сумку и бросился на помощь старушке.

Когда он вернулся, девочка спросила его:

– Это твоя бабушка?

– Нет, – ответил мальчик.

– Мама? – удивилась подружка.

– Нет!

– Ну, тётя? Или знакомая?

– Да нет же, нет! – улыбаясь, сказал мальчик. – Это просто старушка!



- О чем эта история? Чему научил вас этот случай?

3-я группа:

Составьте список «Нельзя» по отношению к старшим.

Например:

Нельзя бездельничать, когда старшие трудятся.

Нельзя смеяться над старостью и старыми людьми; о старости надо говорить только с уважением.

Нельзя вступать в пререкания с уважаемыми и взрослыми людьми, особенно со стариками.

Если у тебя просятся на язык какие-то сомнения, придержи их в голове, подумай, рассуди, а потом спроси у старшего еще раз – спроси так, чтобы его не обидеть.

Нельзя делать то, что осуждают старшие.

Нельзя оставлять старшего родного человека в одиночестве, если у него нет никого, кроме тебя.

Нельзя собираться в дорогу, не спросив разрешения и совета у старших, не простивших с ними.

Нельзя садиться обедать, не пригласив старшего; нельзя сидеть, когда стоит взрослый, особенно пожилой человек.

Нельзя ожидать, пока с тобой поздоровается старший, ты должен первым поприветствовать его, встречаясь, а расставаясь – пожелать доброго здоровья.

VII. Подведение итогов.

Станция «Узнавай-ка»

Игра «Составь пословицы» (Слайд 10)

Каждая группа составляет по 2 пословицы из разрезанных частей и объясняет их смысл.

1-я группа:

Умный уважает всех, глупый - только себя

Если не уважаешь родителей, то и тебя никто уважать не будет.

2-я группа:

Кого уважают, того и слушают.

Будешь почитать отца и мать, узнаешь почет от своего сына.

3-я группа:

Того не уважают, кто не уважает других.

Горе и гибель народу, у которого младшие перестанут почитать старших.

IX. Рефлексия.

И вот мы с вами подошли к последней и очень важной станции « Не забывай-ка»

- Что вы узнали? Чему научились?

- А сейчас, вспомним о названии ваших групп: корень, ветви, листья. Как вы думаете, как эти понятия связаны с темой нашего урока?

- Давайте составим «дерево уважения». Кого мы назовём корнями нашего дерева? (Наших предков: прабабушки, прадедушки, бабушки, дедушки)

- Кто будет ветвями? (Родители)

- А кто - листья? (Дети)

На доске расположено дерево.

- Чего не хватает? (Листочков).

- Давайте, каждый из вас возьмёт на столе листочек и напишет на нём пожелание своим старшим близким людям и прикрепит к нашему дереву.

Дети создают «дерево уважения».

- Молодцы! Спасибо за отличную работу на уроке! (Слайд 11)


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!