СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Назывные предложения в поэтических текстах"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок-исследование

Межпредметные связи:    литература

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Назывные предложения в поэтических текстах"»

Назывные предложения в поэтических текстах

Образовательные: определить роль назывных предложений в стихах русских поэтов; показать, как используются экспрессивные возможности односоставных предложений в художественном произведении.

Развивающие: развивать самостоятельное мышление, речь учащихся;

Воспитательные: _показать учащимся необычность и красоту  стихов русских поэтов

Формируемые УУД:

Личностные: формирование навыков организации и своей деятельности в составе группы на основе знания этических норм.

регулятивные:_ умение понять свои  интересы, увидеть проблему, задачу, выразить её словесно

познавательные:_ свободное восприятие и понимание текста (определение темы, основной мысли, средств выразительности).

коммуникативные:_ умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение.

Тип урока: урок-исследование

Межпредметные связи: литература

Оборудование: доска,  проектор, компьютер, презентация, раздаточный материал.

Формы работы на уроке: работа в паре, в группе.



Ход урока:

- Прежде, чем перейти к теме нашего разговора, повторим изученное.

I. Актуализация знаний

- На какие группы делятся предложения по наличию главных членов? (двусоставные и односоставные)

- Двусосоставные предложения – это….

- Односоставные предложения – это….

- Назовите виды односоставных предложений с одним главным членом предложения сказуемым (определённо-личные, неопределённо-личные, обобщённо-личные, безличные).

- А с одним главным членом подлежащим – это …. (назывные, или номинативные)

- Посмотрите на слайды, скажите, о каких односоставных предложениях идёт речь

Слайд 1 Фотография М.В.Ломоносова. О каком из типов односоставных предложений пишет М.В.Ломоносов?

«Умолчание местоимений личных перед спрягаемыми глаголами к украшению и важности служит». (определённо-личные предложения)

Слайд 2 Фотография А. Пешковского. О каком из типов односоставных предложений пишет ученый-лингвист Алексей Матвеевич Пешковский?

« Действующее лицо намеренно устранено, намеренно представляется как неизвестное, неопределенное» (неопределённо-личные предложения)

Слайд 3 Лингвисты считают, эти односоставные предложения « возникли на почве подразумеваемости» (безличные) А.М. Пешковский по этому поводу заявляет: "Безличные предложения возникли из личных, а не наоборот"."...Вдумываясь в значение безличных глаголов, мы все-таки откроем в них следы 3-го лица...

- Предлагаю вам прочитать произведение.

- К какому роду литературы относится оно? (род –лирика, жанр – стихотворение)

- Чем отличается лирика от эпоса (прозы)?


Примерный ответ: под лирикой в литературе понимают произведения, в которых присутствует эмоциональное начало, описываются субъективные переживания и отношение к происходящему. Лиризм обозначает взволнованность, чувственность, задушевность. Эпическими называют произведения достаточно правдивые, содержащие повествование о важных событиях, произошедших в жизни людей. 


- Появление этого стихотворения, автором которого является А.А.Фет, известный русский поэт 2-ой половины 19 века, вызвало неоднозначную реакцию читателей: одни восхищались и удивлялись, а у других вызвало недоумение и возмущение. Почему, как вы думаете?

Слайд 4

II. Выразительное чтение стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…»

Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..

- В чём особенность стихотворения А.А.Фета? (нет глаголов, безглагольность)

Слайд 5

«Вся сила суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения». (Ф.И. Буслаев)

Без сказуемого предложение считалось немыслимым, так как только сказуемое способно выразить «особое движение мысли, известное под именем «предицирования» (Овсянико-Куликовский Д.Н.)

– Какие части речи автор использует в своем стихотворении А.А.Фет? (Существительных – 22 , прилагательных -7 , служебные части речи- 6.)

– Назовите грамматические основы предложений. Какой частью речи выражен главный член в этих предложениях? (Стихотворение - одно предложение с однородными подлежащими)

- Как называются такие предложения? (назывные)

Такие односоставные предложения, в которых главный член выражен подлежащим. Назывные предложения обозначают существование предмета или явления в настоящем времени. 

- Почему, несмотря на безглагольность стихотворения, ощущается движение, изменения в окружающем мире?

(Отсутствие глаголов, но течение времени, движение ощущается читателем. Отглагольные существительные передают действие. Отглагольное сущ. «колыханье»; прил. «сонного» говорит о наступлении ночи. Прил. «ночной», сущ. «тени» отражают время. Сущ. «изменений» передает движение. Метафоры говорят о наступлении утра. Повторяющийся союз говорит о дальнейшем развитии действия. Ночь быстро пролетела для влюбленных.

- Это необычно, поэтому появление стихотворения вызвало неоднозначную реакцию читателей. Одни восхищались, удивлялись тому, что можно без глаголов так изобразить красоту мира.

Слайд 6. Л. Н. Толстой восторженно отмечал: «В нем нет ни одного глагола. Каждое выражение – картина». Другие усматривали в этой безглагольности посягательства на законы поэтики. А. А. Фет часто использует односоставные предложения в своих произведениях.

- Над чем сегодня будем работать?

Слайд 7 Назывные предложения в поэтических текстах.

- Чему вы должны научиться?

  • Уметь определять роль односоставных предложений в текстах.

  • показать, как используются экспрессивные возможности односоставных предложений в лирическом произведении.



III. Предлагаю провести небольшой стилистический эксперимент

- Перед вами разные редакции отрывка одного произведения. Из какого произведения отрывок, кто автор? (поэма А.Т.Твардовского «Василий Теркин»). О чем это произведение? (О Великой Отечественной войне, о русском солдате Василии Теркине. Этот солдат – воплощение национальных черт всего русского народа, которому суждено было пройти страшную дорогу войны.)

- Какое задание вам предстоит выполнить? (ответы детей)

– Итак, попробуйте сравнить редакции и выясните, какой синтаксической конструкции отдает предпочтение автор и почему.

Предлагаю поработать в четвёрке

Слайд 7

Черновой вариант


Окончательный

Кому смерть, кому жизнь, кому слава,

На рассвете началась переправа.

Берег тот был, как печка, крутой,

И угрюмый, зубчатый,

Лес чернел высоко над водой,

Лес чужой, непочатый.

А под нами лежал берег правый,

Снег укатанный, втоптанный в грязь,

Вровень с кромкою льда.

Переправа в шесть часов началась.

Переправа, переправа!

Берег левый, берег правый,

Снег шершавый, кромка льда...


Кому память, кому слава,

Кому темная вода,-

Ни приметы, ни следа.

Выступление четвёрок

– О чем этот отрывок? (О смертельной опасности, которой подвергаются солдаты во время переправы.)

– Какой синтаксической конструкции отдает предпочтение автор? Подчеркните грамматические основы предложений. (Отмечается наличие односоставных предложений в окончательном тексте, двусоставных в черновом. Автор отдает предпочтение тексту с односоставными предложениями.)

– Определите основной тип односоставных предложений. (Назывные.)

– Почему же автор выбирает окончательный вариант, состоящий из одних односоставных назывных предложений? Давайте разбираться. Определяем грамматические основы.

Слайд 8

– В чем сходство? (Тема, идея.)

– В чем различие? (В черновом варианте мы видим картину глазами стороннего наблюдателя, отсюда и точные наблюдения: лес угрюмый, зубчатый; снег укатанный, втоптанный в грязь. В окончательном варианте с помощью назывных предложений мы видим картину глазами самого солдата, которому предстоит переправа. Волнение, страх, мысли о смерти не дают ему видеть полную картину, сравнивать. Он видит только мельчайшие, но важные детали. Перед ним два берега: тот, на котором он находится, и тот, которого он должен достигнуть.)

– Почему поэту важно, чтобы мы увидели картину переправы глазами солдата? (Мы должны понять и почувствовать, что испытывали воины, максимально приблизиться к тем людям, тем местам.)

– Какова еще функция назывных предложений в тексте? (Они позволяют запечатлеть, как на фотографии, одно мгновение, один кадр; фиксируют только настоящее время. В них называются отдельные, но важные, выразительные детали, те, которые запечатлеваются с первого взгляда и на всю жизнь: два берега, снег, вода, и для многих и многих солдат не спасение, а гибель. Лаконизм односоставных предложений позволяет привлечь внимание к эпитетам. Они дополняют страшную картину переправы.)

– Важно при чтении текстов, в которых встречаются назывные предложения, обращать внимание на интонацию. При нескольких назывных предложениях – продолжительная пауза, ровное, спокойное чтение.

– С какой целью автор употребляет многоточия? (Это содержательные знаки, сигнализирующие о незавершенности, недосказанности. Этот знак подчеркивает трагичность, безысходность.)

IV. Первичное закрепление

– Мы отметили еще не все функции назывных предложений в художественном тексте. Удивительная выразительность подобных конструкций привлекает многих поэтов и прозаиков.

- Прочитайте стихотворения, найдите грамматические основы предложений, определите функции односоставных предложений.

Слайд 9

  • Бой барабанный, клики, скрежет,

Гром пушек, топот, ржанье, стон,

И смерть и ад со всех сторон.

Описывая Полтавский бой, А.С. Пушкин назывными предложениями передаёт быструю смену событий, явлений.

  • Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века -

Все будет так. Исхода нет.


А.А.Блок написал 10 октября 1912 года.  Односоставные назывные предложения передают состояние покоя, однообразия и неизменяемости жизни. Каждая лирическая деталь (выраженная существительным) включена в своеобразный лексический ряд, благодаря чему соединяются все детали в общую картину:

ночь – темнота, тьма, пустота, холод, бездна;

улица – бездомность, бесприютность, пустота;

фонарь – холодный, равнодушный свет, а вокруг пустота и темнота;

аптека – боль, страдание, болезнь, одиночество;

свет (бессмысленный и тусклый) – пустота, равнодушие, холод; луч света, вырывающийся из темноты, из ночи, не может обогреть и не дает надежды («бессмысленный»).

Делаем вывод: Жизнь неизменна, однообразна по своей сути, равнодушна к страданию лирического героя.




  • Осень. Сказочный чертог,
    Весь открытый для обзора.
    Просеки лесных дорог,
    Заглядевшихся в озера.
    Как на выставке картин:
    Залы, залы, залы, залы
    Вязов, ясеней, осин
    В позолоте небывалой.
    (Б. Пастернак.)

(Чертог – дворец.)

При помощи назывных предложений автор рисует сказочную (картину осеннего леса, похожего на дворец)

Вывод:

– Использование назывных предложений в тексте помогает автору красочно, лаконично, немногословно нарисовать яркие картины природы, окружающей действительности, выразить чувства героев. Назывные предложения делают стихотворения мелодичными, конкретно указывая на предметы, явления, которые волнуют поэта.

Слайд 10

V. Написание сочинения – миниатюры

- Давайте попробуем написать небольшое сочинение- миниатюру «Перемена», используя односоставные назывные предложения. Время – 4минуты.

Чтение сочинений-миниатюр 1-2 учениками.

- В заключении урока хотела предложить вам прочитать ещё один поэтический текст. О чём это стихотворение? Помогают ли односоставные предложения в выявлении авторского замысла и понимании идейного смысла стихотворения?

Слайд 12

Колыбель. Пеленки. Плач.

Слово. Шаг. Простуда. Врач.

Беготня. Игрушки. Брат.

Двор. Качели. Детский сад.

 

Школа. Двойка. Тройка. Пять.

Мяч. Подножка. Гипс. Кровать.

Драка. Кровь. Разбитый нос.

Двор. Друзья. Тусовка. Форс.

 

Институт. Весна. Кусты.

Лето. Сессия. Хвосты.

Романтизм. Любовь. Звезда.

Ссоры. Мысли. Ночь без сна.

 

Дом. Работа.

Дом. Семья.

Солнце. Лето.

Снег. Зима.

 

Сын. Пеленки. Колыбель.

Стресс. Ошибки. Канитель.

Бизнес. Деньги. План. Аврал.

Телевизор. Сериал.

 

Дача. Вишни. Кабачки.

Седина. Мигрень. Очки.

Внук. Пеленки. Колыбель.

Стресс. Давление. Постель.

 

Сердце. Почки. Кости. Врач.

Речи. Гроб. Прощанье. Плач.


Слайд 13

Рефлексия

«Три М».

Учащимся предлагается назвать три момента, которые у них получились хорошо в процессе урока, и предложить одно действие, которое улучшит их работу на следующем уроке.






























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!