Конспект урока «Нахождение металлов в природе и общие способы их получения» в формате технологической карты.
для обучающегося с нарушениями слуха в 9 классе
Тема урока: Нахождение металлов в природе и общие способы их получения
Цель урока:
Познакомить обучающегося с природными соединениями металлов и с самородными металлами. Дать понятие о рудах и металлургии рассмотреть такие ее разновидности, как пиро-, гидро- и электрометаллургия.
Задачи
Предметные:
-Установить взаимосвязь между активностью металла и формой нахождения его в природе;
-Выявить химическую сущность процесса получения металлов;
- Совершенствовать умение составлять электронный баланс окислительно-восстановительных реакций.
Метапредметные.:
-анализировать информацию из разных источников, структурировать ее через перевод текстовой информации в символы и схемы;
-проводить оценку и самооценку достижения результата согласно поставленной цели.
-строить содержательную коммуникацию со сверстниками и учителем
Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Учебники и учебные пособия: Рудзитис Г.Е, Фельдман Ф.Г. Химия 9 класс
Материально-техническое обеспечение:
- Компьютер, проектор, мультимедийное приложение к учебнику Рудзитис Г.Е, Фельдман Ф.Г, презентация к уроку
-Химические реактивы и лабораторное оборудование, коллекции минералов,
- инструкции для обучающегося.
Технологическая карта урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося | Формируемые УУД |
Организационный | Приветствует обучающегося, определяет готовность к уроку. - | Приветствует учителя. По ходу урока необходимо самостоятельно оценивать свою активность и качество работы, отмечая на листочке на определённых этапах результаты своей деятельности. (Приложение №1) | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем |
Актуализация знаний. Целеполагание | Знакомит с отрывком стихотворения, подводит учащегося к формулированию темы и цели урока. Слайд 1 (Вопросы по карточке) -О чём идёт речь в стихотворении? -Что ты знаешь о получении металлов? -Твои знания отрывочны и неполны. Попробуем вместе определить тему и цель урока. | Формулирует тему урока: «Нахождение металлов в природе и общие способы их получения» и цель: слайд 2 Узнать, в какой форме встречаются металлы и как и из чего получают металлы? (слайд№4) Нахождение металлов в природе | Активные металлы | Металлы средней активности | Благородные металлы | | | | | | | | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Регулятивные: целеполагание. Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. |
Изучение нового материала | 1.Нахождение металлов в природе | Создаёт условия для создания проблемной ситуации. -Уже с древних времён человек знал и применял многие металлы. Развитию химии металлов способствовал тот факт, что металлы в земной коре распространены довольно широко. Назови наиболее распространённые металлы. - Вся история человечества неразрывно связана с использованием металлов. Не случайно важнейшие этапы в развитии человеческого общества получили название по применению металлов: медный, бронзовый, железный. Металл нужен всюду. Металл – это машины, каркасы промышленных корпусов, мостов, плотин, электростанций, трубы газонефтепроводов, предметы быта. Организует самостоятельную работу по инструкции (Приложение№2, задание№1), Выявляет взаимосвязь между активностью металла и формами существования металлов. -Проанализируй информацию на слайде. От чего зависит форма существования металла в природе? Какая таблица отражает эти закономерности нахождения металлов в природе? (Электрохимический ряд напряжения металлов.) Уточняет понятия: минералы, горные породы, руды, металлургия, металлургическая промышленность. (Слайды №10 , №11, №12) | Анализирует диаграмму (слайд №3,4). Предполагает, что металлы в природе встречаются в виде соединений. Знакомится с заданиями приложения1, изучают выданные коллекции минералов, анализируют, отвечают на вопросы заполняют таблицу в тетради, осуществляют самоконтроль и самооценку, сравнивая записи в тетради и информацию на слайдах (слайд №,5,6,7) Выявляет закономерность распространения и форм существования металлов в природе от активности металла. . (слайды. №5,6,7,8) Записывает вывод (слайд9) Формулирует такие понятия как; руда, металлургия. | Личностные: приобретение навыков самооценки Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем. инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; Регулятивные: самостоятельно анализирует условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия; приобретает навыки организации учебной деятельности. Познавательные: смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания; установление причинно-следственных связей; построение логической цепочки рассуждений |
2.Восстановление металлов | Организует самостоятельную работу по инструкции (Приложение №2, задание№2), самопроверка | Определяет степени окисления, дополняет схему и записывает в тетрадь, осуществляет самоконтроль и самооценку, сравнивая записи в тетради и информацию на слайдах. (слайд №10,11,12) | Личностные: приобретение навыков самооценки Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем; инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; Познавательные: знаково-символические действия; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений |
3.Способы получения металлов | Помогает выполнить учащемуся самостоятельную работу по инструкции (Приложение№2, задание№3), беседу по результатам работы. Помогает заполнять таблицы. По ходу комментирования слайдов презентации формирует умение учащегося работать с различным типом информации (например, выписать металлы, получаемые каждым из способов. Объясняет понятие «алюминотермия», показывая видеофрагмент из мультимедийного приложения к учебнику | Знакомится с текстом, с презентацией, выписывает определения, характеризующие отличительные черты общих способов получения металлов. Слушает комментарии учителя, осуществляют самоконтроль, сравнивая записи в тетради и информацию на слайдах. дополняют таблицу. (слайды №13, №14, №15) | Личностные: приобретение навыков самооценки Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; Познавательные: приобретение умений работы с текстом, преобразования информации, выделения главной информации; анализ объектов с целью выделения признаков |
Первичное закрепление | Контролирует деятельность обучающегося по применению новых знаний: самостоятельную работу по инструкции (Приложение№1, задания №4 и №5) и мультимедийному приложению; анализирует ход выполнения заданий, корректирует деятельность , помогает осуществить самоконтроль и самооценку. | Выполняет задания, анализирует лабораторную работу, выявляет характерные признаки, определяет способ получения, составляет уравнения реакций. Осуществляет самоконтроль и самооценку, сравнивая записи в тетради и информацию на слайдах. (Слайды №16, №17, № 18) Изучает процесс получения металлов как восстановление. (Интерактивное задание в мультимедийном приложении) | Личностные: приобретение навыков самооценки Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем. инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации; Регулятивные: приобретают навыки организации учебной деятельности Познавательные: приобретение умений работы с текстом, преобразования информации; знаково-символические действия; анализ объектов с целью выделения признаков |
Итог урока | Осуществляет рефлексию. (работа по карточке) -Что познавательного узнал на уроке? -Достигли ли мы цели урока? Обоснуй. - Какие вопросы вызвали затруднение и над чем надо работать? Подводит итоги, организует подведение итогов урока в листах самооценки. | Отвечает на вопросы Оформляет листы самооценки Записывает домашнее задание. (слайд №19) | Познавательные: рефлексия Личностные: приобретение умений учиться, понимание химических процессов получения металлов. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Приложение №1
Лист самоконтроля
Задание№1 (инструкция) | Задание№2 (инструкция) | Задание№3 (инструкция) | Задание№4 (инструкция) | Задание№5 (инструкция) | Интерактивное задание | Итог (среднее) |
| | | | | | |
«5» - задание выполнено без ошибок;
«4» - задание выполнено с ошибкой;
«3» -задание выполнено не до конца или с большим количеством ошибок.
Приложение №2
Инструкция для учащегося.
Задание №1 Цель: выяснить, в каких формах металлы встречаются в природе. 1. Прочитай текст. О каком металле, и какой форме существования его в природе идёт речь?
Если верить древнему историку, во времена походов
А. Македонского в Индию офицеры его армии страдали желудочно-кишечными заболеваниями реже, чем солдаты. Еда и питье у них были одинаковы, а вот посуда разная.
2. Изучи коллекцию минералов, содержащих: K, Ca, Zn , Fe, Pb, Cu. К какому классу неорганических веществ относятся данные природные соединения?
3. Заполни таблицу:
Нахождение металлов в природе |
Активные металлы | Металлы средней активности | Благородные металлы |
| | |
| | |
Задание №2 Цель: выяснить, в результате какого процесса – окисления или восстановления – основано получение металлов из их соединений? Расставь степени окисления в соединениях: Fe2O3, SnO2, MnO2, ZnS, Al2O3. Дополнит схему, запишиеё в тетрадь:
Ме+n ______?______ Ме0
.
Задание №3. Цель: изучить способы получения металлов. Изучи текст учебника стр.143, слайды презентации. В тетради заполни таблицу.
Способы получения металлов
Пирометаллургический | Гидрометаллургический | Электрометаллургический |
-это… | -это… | -это… |
| | |
Задание №4 Цель: определить способ получения металла.
Изучи текст на стр 143 По уравнениям реакций определи способ получения металлов.
Задание №5 Цель: определить способ получения металла. Демонстрационный опыт.
«Получение меди из оксида меди».
Меры предосторожности: работа с едкими веществами; работа со спиртовкой; нагревание веществ. Ход работы:
1. В пробирку поместили 1-3 г оксида меди (II), прилейте раствор серной кислоты. Полученную смесь нагрели, но не довели до кипения. Опиши наблюдаемые явления
2. В пробирку налили раствор сульфата меди (II), добавили немного порошкообразного железа. Опиши наблюдаемые явления
? Для иллюстрации какого способа получения металлов подходит проведённый лабораторный опыт?
Список источников информации:
Химия 9 класс: учеб для общеобразовательных организаций на электрон. Носителе (DVD)/ Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. – М.; Просвещение, 2017.
https://aujc.ru/universalnye-uchebnye-dejstviya/
https://pandia.ru/user/publ/558-Lichnostnie_UUD
https://sibac.info/studconf/science/iii/27972
https://nsportal.ru/shkola/khimiya/library/2016/11/09/poluchenie-metallov
https://multiurok.ru/index.php/files/nakhozhdieniie-mietallov-v-prirodie-i-obshchiie-sp.html
https://infourok.ru/urok-po-himii-metalli-v-prirode-obschie-sposobi-ih-polucheniya-klass-2559517.html