СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему: «Значение имени прилагательного и его употребление в речи» (5 класс) ( с использованием произведения Е.И.Носова «Греческий хлеб»)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока разработан для 5 класса. Цель урока - углубить знания об имени прилагательном как части речи,учить находить имя прилагательное в тексте, определять его морфологические признаки, синтаксическую роль, расширить знания учащихся об обычаях празднования Пасхи. Этнокультурный компонент урока реализуется с привлечением отрывка из произведения Е. Носова "Греческий хлеб", где главное внимание уделяется христианскому празднику Пасха. Реализация этнокультурного компонента урока русского (родного) языка обогащает школьников содержанием национального мировоззрения, народной традиции, нравственных устоев, обеспечить формирование российского самосознания и самоидентичности (осознание своей одновременной принадлежности к определенному этносу, национальной культуре и многонациональной стране, общероссийской культуре), помочь интеграции на этой основе в национальную и мировую культуру.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: «Значение имени прилагательного и его употребление в речи» (5 класс) ( с использованием произведения Е.И.Носова «Греческий хлеб»)»

3.2. Конспект урока на тему: «Значение имени прилагательного и его употребление в речи» (5 класс)

( с использованием произведения Е.И.Носова «Греческий хлеб»)



Цели урока:

1. Углубить знания об имени прилагательном как части речи.

2. Учить находить имя прилагательное в тексте, определять его морфологические признаки, синтаксическую роль.

3. Развивать речь, орфографическую зоркость, чувство языка.

4. Углубить знания учащихся о празднике Пасхи, расширить знания учащихся об обычаях празднования Пасхи.

5. Воспитывать гуманизм, уважение к христианским традициям.

Оборудование: карточки с текстом, презентация, учебник «Русского языка» С. И.Львовой, В. В. Львова.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. К нам приближается самый светлый праздник. Прежде, чем приступить к изучению новой темы, я прочитаю вам стихотворение, а вы должны будете мне ответить, о каком празднике идет речь.



Сердца свободны от страстей…

Так чудодейственно влияют

Слова святые на людей!..

Христос воскрес!..

О миг священный!..

О чудо, выше всех чудес,

Какие были во вселенной!..

Христос воскрес!

Христос воскрес!

- Итак, кто даст ответ на вопрос « Как этот праздник называется?»

( ответы детей)

- Верно – это Пасха.

А что вы знаете о Пасхе? (возможные ответы детей)

Вы все верно сказали. Жизнь Христа не закончилось Его смертью. После распятия Христос вернулся к жизни – воскрес. А теперь приступаем к нашей теме.

2. Объявление темы и целей урока.

3. Чтение отрывка из текста Е.Носова «Греческий хлеб»:

1)На другое утро я проснулся с бодрым праздничным чувством, которое, пока я спал после встречи с Семеном Петровичем в полной и безмятежной отрешенности, исподволь копилось во мне и прорастало нетерпеливыми крыльями. 2)На столе же, покрытом свежей скатертью, крест-накрест разлинеенной комодными складками, уже лежал под мережковой холстинкой румяный, похожий на кусок атласного стеганого одеяла пирог, заполнившей все наше жилое пространство и нас самих густым, волнующим запахом пропеченного теста, еще дышащего жаром духовки, чутко похрустывающего от малейшего прикосновения и упоительно млеющего жареным луком, капустой и рублеными яичками. 3)Мы втроем - матушка, я и Нинка – красили доставленные из деревни от бабушки Вари яички, тоже вносившие веселую праздничную суматоху уже самим обычаем крашения, для чего в ход пускалась луковая шелудь, чайный взвар, расщепленные цветные химические карандашики, существовавшие тогда в спаренном виде: на одном конце- красный, а на другом – синий – с добавлением соли, чтобы не пачкались руки. 4) Яички красили поздно вечером при занавешенных окнах, и эта затаенность особенно будоражила нас.5) К тому же веселые, пестрые яички никогда не выставлялись рядом с майским пирогом, а в большом обливном блюде хранились особо, в нижнем ящике комода, среди простыней и наволочек. (Е. Носов ).

4. Беседа по тексту.

- Канун какого праздника описан?

- Определите стиль текста.

- Определите тип речи данного текста.

5. Лексико-орфографическая работа.

- Найдите синонимы, обозначающие цвета. (румяный, пунцовый, красный).

- С какой целью автор их использует?

- В тексте встретились слова «исподволь», «шелудь». Определите их лексическое значение. (Исподволь. - постепенно, понемногу)

- Какие запахи чувствует герой? (Сладкие)

-Какое настроение у героев? (Веселое, праздничное).

- Какие яства присутствуют в этом рассказе? ( Пирог и яйца)

- Какая создана картина?

6. Повторение изученного.

- Назовите имена собственные.

- Найдите существительные 1 склонения.

- Найдите существительные 2 склонения.

- Найдите существительные, которые всегда употребляются в единственном числе. (Утро).

- Докажите, что существительное «бабушка» - существительное одушевлённое.

7. Объяснение нового материала.

А) Беседа по тексту.

- Какие слова помогают создать красочную картину?

- Какой они части речи?

- Что вы помните об имени прилагательном?

- Назовите имена прилагательные в этом тексте.

- Какие морфологические признаки у них можно выделить?

- Это непостоянные морфологические признаки. Давайте посмотрим, какие ещё морфологические признаки у них можно выделить.

Б) Знакомство с материалом учебника. (Правило на стр. 93 – 95, 98).

8. Закрепление.

1. Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните орфограммы.

2. Укажите, какую синтаксическую функцию выполняют.

( Индивидуально работают у доски 3 человека: предложения: 1-6, 7-10, 11-14. Учащиеся указывают род, число, падеж имён прилагательных).

3. Упражнение 818.

4. Упражнение 823.

5. Выборочный диктант.

Выпишите имена прилагательные.

Отец, нарядный, посвистывает. Он стоит в передней, у корзин с красными яйцами, христосуется. Тянутся из кухни гусем. … «Со светлым праздничком»… Получают яйцо и отходят в сени. Долго тянутся – плотники, народ русый, маляры – посуше, порыжее… плотогоны – широкие крепыши… тяжёлые землекопы-мелековцы, ловкачи каменщики, кровельщики, водоливы, кочегары…

6. Какова роль прилагательных в художественном тексте?

9. Творческая работа.

- Какому событию посвящён этот праздник?

- Какими становятся люди в этот день?

- Как готовятся к Пасхе в вашей семье?

- Напишите сочинение на одну из тем:

«Я готовлюсь к Пасхе»; «Пасха в нашей семье»; «Цвета Пасхи».

10. Домашняя работа.

1. Правило стр. 93 – 95, 98.

2. Дописать сочинение.










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!