3.2. Конспект урока на тему: «Значение имени прилагательного и его употребление в речи» (5 класс)
( с использованием произведения Е.И.Носова «Греческий хлеб»)
Цели урока:
1. Углубить знания об имени прилагательном как части речи.
2. Учить находить имя прилагательное в тексте, определять его морфологические признаки, синтаксическую роль.
3. Развивать речь, орфографическую зоркость, чувство языка.
4. Углубить знания учащихся о празднике Пасхи, расширить знания учащихся об обычаях празднования Пасхи.
5. Воспитывать гуманизм, уважение к христианским традициям.
Оборудование: карточки с текстом, презентация, учебник «Русского языка» С. И.Львовой, В. В. Львова.
Ход урока:
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. К нам приближается самый светлый праздник. Прежде, чем приступить к изучению новой темы, я прочитаю вам стихотворение, а вы должны будете мне ответить, о каком празднике идет речь.
Сердца свободны от страстей…
Так чудодейственно влияют
Слова святые на людей!..
Христос воскрес!..
О миг священный!..
О чудо, выше всех чудес,
Какие были во вселенной!..
Христос воскрес!
Христос воскрес!
- Итак, кто даст ответ на вопрос « Как этот праздник называется?»
( ответы детей)
- Верно – это Пасха.
А что вы знаете о Пасхе? (возможные ответы детей)
Вы все верно сказали. Жизнь Христа не закончилось Его смертью. После распятия Христос вернулся к жизни – воскрес. А теперь приступаем к нашей теме.
2. Объявление темы и целей урока.
3. Чтение отрывка из текста Е.Носова «Греческий хлеб»:
1)На другое утро я проснулся с бодрым праздничным чувством, которое, пока я спал после встречи с Семеном Петровичем в полной и безмятежной отрешенности, исподволь копилось во мне и прорастало нетерпеливыми крыльями. 2)На столе же, покрытом свежей скатертью, крест-накрест разлинеенной комодными складками, уже лежал под мережковой холстинкой румяный, похожий на кусок атласного стеганого одеяла пирог, заполнившей все наше жилое пространство и нас самих густым, волнующим запахом пропеченного теста, еще дышащего жаром духовки, чутко похрустывающего от малейшего прикосновения и упоительно млеющего жареным луком, капустой и рублеными яичками. 3)Мы втроем - матушка, я и Нинка – красили доставленные из деревни от бабушки Вари яички, тоже вносившие веселую праздничную суматоху уже самим обычаем крашения, для чего в ход пускалась луковая шелудь, чайный взвар, расщепленные цветные химические карандашики, существовавшие тогда в спаренном виде: на одном конце- красный, а на другом – синий – с добавлением соли, чтобы не пачкались руки. 4) Яички красили поздно вечером при занавешенных окнах, и эта затаенность особенно будоражила нас.5) К тому же веселые, пестрые яички никогда не выставлялись рядом с майским пирогом, а в большом обливном блюде хранились особо, в нижнем ящике комода, среди простыней и наволочек. (Е. Носов ).
4. Беседа по тексту.
- Канун какого праздника описан?
- Определите стиль текста.
- Определите тип речи данного текста.
5. Лексико-орфографическая работа.
- Найдите синонимы, обозначающие цвета. (румяный, пунцовый, красный).
- С какой целью автор их использует?
- В тексте встретились слова «исподволь», «шелудь». Определите их лексическое значение. (Исподволь. - постепенно, понемногу)
- Какие запахи чувствует герой? (Сладкие)
-Какое настроение у героев? (Веселое, праздничное).
- Какие яства присутствуют в этом рассказе? ( Пирог и яйца)
- Какая создана картина?
6. Повторение изученного.
- Назовите имена собственные.
- Найдите существительные 1 склонения.
- Найдите существительные 2 склонения.
- Найдите существительные, которые всегда употребляются в единственном числе. (Утро).
- Докажите, что существительное «бабушка» - существительное одушевлённое.
7. Объяснение нового материала.
А) Беседа по тексту.
- Какие слова помогают создать красочную картину?
- Какой они части речи?
- Что вы помните об имени прилагательном?
- Назовите имена прилагательные в этом тексте.
- Какие морфологические признаки у них можно выделить?
- Это непостоянные морфологические признаки. Давайте посмотрим, какие ещё морфологические признаки у них можно выделить.
Б) Знакомство с материалом учебника. (Правило на стр. 93 – 95, 98).
8. Закрепление.
1. Спишите текст. Вставьте пропущенные буквы, графически объясните орфограммы.
2. Укажите, какую синтаксическую функцию выполняют.
( Индивидуально работают у доски 3 человека: предложения: 1-6, 7-10, 11-14. Учащиеся указывают род, число, падеж имён прилагательных).
3. Упражнение 818.
4. Упражнение 823.
5. Выборочный диктант.
Выпишите имена прилагательные.
Отец, нарядный, посвистывает. Он стоит в передней, у корзин с красными яйцами, христосуется. Тянутся из кухни гусем. … «Со светлым праздничком»… Получают яйцо и отходят в сени. Долго тянутся – плотники, народ русый, маляры – посуше, порыжее… плотогоны – широкие крепыши… тяжёлые землекопы-мелековцы, ловкачи каменщики, кровельщики, водоливы, кочегары…
6. Какова роль прилагательных в художественном тексте?
9. Творческая работа.
- Какому событию посвящён этот праздник?
- Какими становятся люди в этот день?
- Как готовятся к Пасхе в вашей семье?
- Напишите сочинение на одну из тем:
«Я готовлюсь к Пасхе»; «Пасха в нашей семье»; «Цвета Пасхи».
10. Домашняя работа.
1. Правило стр. 93 – 95, 98.
2. Дописать сочинение.