СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему "Земледельца Аттики теряют земли и свободу"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Земледельца Аттики теряют земли и свободу"»

Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием. Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

В VIII в. до н. э. греки освоили большую часть Балканского полуострова. У них не сложилось единого государства, но греческие города обладали общими культурными и религиозными традициями, были крепко связаны торговлей.
Такие греческие города-государства назывались полисами. Одним из самых успешных полисов были Афины — самый большой и сильный город в области Аттика.

Полис — город-государство в Древней Греции.

Социально-политическое устройство древнегреческого полиса

Население древней Аттики

В Аттике, находящейся в Средней Греции, с древних времён проживали скотоводы и земледельцы. Жаркий климат и скудные осадки не способствовали плодородию земель, а большую часть территории Аттики покрывали горы. Там местные жители разводили скот — овец и коз, а также добывали полезные ископаемые для ремёсел. В приморских селениях, где было много удобных бухт, обитали рыбаки, занимающиеся ловом рыбы.

Карта Древней Греции. Хусаинов Р.Р.


В небольших пахотных долинах можно было выращивать оливки и виноград, но из-за каменистых почв и частых засух урожаи пшеницы и ячменя были бедными. А ведь растущему населению Афин требовалось всё больше хлеба.
Главным сельскохозяйственным богатством Аттики были оливки, или иначе — маслины, — плоды, которые созревают на вечнозелёных деревьях — оливах. Сбор оливок был очень ответственным делом — их нужно было собирать вручную. Трясти дерево категорически запрещалось, ведь порченые плоды быстро сохли.

Плоды оливкового дерева. Фотография JansenMann

Греки употребляли оливки в пищу — свежими, солёными или вымоченными в уксусе. Из них получали качественное масло золотистого цвета. На таком масле можно было готовить еду или заправлять им каши и салаты. Плохие сорта масла греки заливали в глиняные светильники с фитилём и таким образом освещали дома.
Главный город Аттики — Афины. Он был основан на большом холме недалеко от моря и получил название в честь богини мудрости. Это один из древнейших городов, основанных в Европе.

Узнать больше

В области Аттика на высоком холме недалеко у моря легендарный царь Кекроп заложил город. Узнав об этом, боги Афина и Посейдон заспорили о праве покровительствовать такому красивому месту. Тогда Кекроп сказал богам, что покровителем нового города станет тот, кто сделает лучший подарок для его жителей.
Посейдон ударил трезубцем по скале, и из неё забил водяной источник. В засушливой Аттике вода очень ценилась, поэтому жители обрадовались и попробовали её на вкус. Оказалось, что вода солёная и для питья непригодна.
Богиня Афина воткнула своё копьё в землю, и из него выросла олива с зелёными листьями. Жители города по достоинству оценили вкус оливок и признали дар Афины лучшим. С тех пор Афина стала покровительницей Аттики, а город получил название в её честь.

На афинских улицах всегда было оживлённо, в многочисленных лавках и ремесленных мастерских работали гончары, кузнецы и плотники.

«Афины». Жан-Клод Гольвин

Центральное место Афин — площадь агóрá. Она находилась у Акрополя — возвышенной и укреплённой части города, где располагались святилища и храмы. На агоре собирались граждане полиса для того, чтобы обсудить важные вопросы. Там же был рынок, куда съезжались тысячи людей со всей Аттики.

«Афинский Акрополь». Жан-Клод Гольвин

«Храм Парфенон на холме Акрополя». Jossilene JoB

Ремесленники предлагали к продаже глиняные кувшины и вазы с двумя ручками — амфоры, бочки для зерна, мотыги, серпы, ткани и обувь. Особый интерес у женщин вызывали ювелирные украшения — браслеты из серебра, кольца и серьги.

Амфора — сосуд с двумя ручками, распространённый у древних греков и использовавшийся для хранения оливкового масла и вина.

Древнегреческая амфора. Фотография Маттиаска Абеля

Земледельцы приносили на рынок пшеничную муку, зерно, оливковое масло, лук, чеснок, овечий сыр, морскую рыбу и, конечно, вино. Вино греки любили пить в разбавленном водой виде, так как пьянство строго осуждалось.
Расплачивались на рынке монетами, на которых была изображена голова богини Афины.

Аристократы и демос

К середине VIII в. до н. э. власть и лучшие земли сосредоточились у знатных людей — аристократии.

Аристократия — высшее сословие общества, родовая знать, известная своим древним происхождением.

На холме, посвящённом богу войны Аресу, проводил собрания ареопаг — совет старейшин, состоящий из девяти пожизненных участников из числа богатых и знатных людей. Совет знати контролировал соблюдение законов и рассматривал судебные дела по убийствам.

Ареопаг — высший орган власти в Древней Греции, совет старейшин.

Ареопаг, современный вид. Фотография Pavel69

Ареопаг также каждый год избирал из представителей аристократии архонтов — правителей древнегреческого полиса.

Архóнт — высшее должностное лицо в древнегреческом полисе.

Знатные люди захватывали самые плодородные земли и притесняли долгами простой народ афинского полиса — демос. Демос не участвовал в управлении государством и жил в полной нищете и голоде. Часто бедняки занимали деньги у аристократов и не могли вернуть вовремя, что приводило к ещё большему имущественному расслоению между знатью и демосом.

Демос — свободные граждане древнегреческого полиса, не принадлежащие родовой аристократии.

При этом в Афинах действовали жестокие законы, установленные архонтом Драко́нтом.

Узнать больше

Законы, которые написал архонт Драконт, были первыми письменными законами в Афинах и отличались крайней суровостью — за воровство фруктов из соседнего сада и другие подобные мелкие провинности человека приговаривали к смертной казни.
Убийство вора на месте совершения кражи вообще не признавалось преступлением.
Законы Драконта были очень суровы и в отношении людей, попавших в долговое рабство. Такие люди полностью утрачивали свои права.
При этом многие предписания были бессмысленными. Например, существовало наказание за убийство неодушевлённых вещей.
О строгости законов Драконта греки говорили, что они написаны не чернилами, а кровью.

Социально-политическое устройство Афинского полиса

Разорение земледельцев

Земледельцы Аттики часто жили впроголодь, в неурожайные годы у многих крестьян не было даже семян для нового засеивания поля. В таком случае можно было попросить зерно в долг у знатных соседей.
На земле бедняков устанавливали долговой камень, где вырезалось имя богатого человека, который одолжил деньги или зерно, а также имя должника и тот срок, за который он обещал вернуть взятое в долг. Если же разорившийся земледелец не успевал вовремя расплатиться со знатным соседом, у него могли отнять землю, а его вместе с семьёй отдать в рабство.

Долговой камень

Своего раба-должника хозяин мог отправить на любые хозяйственные работы и даже продать для отбывания трудовой повинности за границу. Но, в отличие от обычного раба, человек, попавший в долговое рабство, имел некоторые права. Например, его нельзя было убивать, а сам срок нахождения в рабстве был ограничен пятью годами.
Афинский демос был недоволен таким засильем аристократов. Бедняки начали вооружаться на борьбу со знатью. Люди требовали передела земли и отмены долгового рабства.
В Афине власть и лучшие земли находились у представителей знати. Аристократы пренебрегали интересами простых граждан — демоса. Земледельцы-бедняки часто лишались своей земли и попадали в долговое рабство. Это едва не привело к войне в Афинах между знатью и демосом.

Задания

1. Перечислите основные занятия жителей Аттики. Назовите не менее двух основных сельскохозяйственных культур, которые возделывали крестьяне Афинского полиса. Объясните, по какой причине предпочтение отдавалось именно этим культурам.
2. Подумайте, чем отличалось положение людей, попавших в долговое рабство, в Афинах в VII в. до н. э. от положения рабов-должников в Вавилонии при царе Хаммурапи? Назовите не менее двух отличий. Сделайте вывод, где положение раба-должника было лучше.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!