СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему "Влияние группы на поведение человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Влияние группы на поведение человека"»

Влияние группы на поведение человека

Человек, входящий в малую группу, безусловно подвергается её сильному влиянию.

Пример:

иногда человек в группе может делать то, что не стал бы делать один.

Социальное влияние — это изменение человеком своего мнения или поведения под воздействием других людей, обладающих властью или авторитетом.

Причиной подверженности влиянию могут быть желание получить вознаграждение или одобрение, страх быть наказанным, ориентация на экспертное мнение и референтную группу.

Влияние группы на поведение отдельной личности может быть результатом групповой сплочённости или группового давления. Групповая сплочённость подразумевает общность целей, принципов и идей среди членов группы. Групповое давление может быть связано с навязыванием этих целей и норм, необходимостью подчинения им.
 

Кроме того, группа влияет на продуктивность деятельности участников и достижение ими поставленных целей.


В некоторых случаях присутствие других членов группы, наблюдающих за процессом, делает деятельность отдельного субъекта более продуктивной (социальная фасилитация). В других же ситуациях присутствие посторонних лиц может, наоборот, замедлять деятельность и ухудшать её результаты (социальная ингибиция).

Чем проще задача и больше профессиональных навыков у человека, тем успешнее он выполняет действия в присутствии публики. Если человек сомневается в своих умениях или выполняет задачу впервые, то зрители будут ему мешать.

Каждая из значимых (референтных) социальных групп вносит свой вклад в психологию и поведение личности. Влияние различных групп на индивида может носить как положительный, отрицательный и амбивалентный характер.

I – Положительное влияниегруппы на личность.

1) Группа способствует повышению общего культурного уровняличности. Необходимо отметить, что такого рода влияние реализуется в том случае, если культурный уровень развития группы близок культурному уровню развития индивида. Если уровень развития группы значительно выше, то индивид испытывает дискомфорт, свою ущербность, теряет интерес к групповой жизни. Если же уровень развития группы значительно ниже, индивид либо деградирует, либо стремится покинуть такую группу. Чем больше разнообразных групп, активным участником которых становится индивид в процессе его жизни, тем больше у него возможностей для развития, приобретения разнообразных ценных человеческих качеств.

2) Включаясь в систему групповых взаимоотношений, индивид усваивает позитивные социальные нормы и ценностные ориентации, лежащие в основе отношений. На психологию индивида группа влияет через систему складывающихся в ней отношений, в частности — через отношения данного индивида с остальными участниками группы.

3) В группе человек успешнее вырабатывает коммуникативные умения и навыки. Установлено, что между уровнем владения языком и участием индивида в деятельность различных групп существует прямая зависимость.

4) В группе индивид получает информацию, позволяющую ему более объективно воспринимать и оценивать себя. Точность и глубина отражения личности в группе прямо зависят от открытости, интенсивности и разносторонности общения данной личности с остальными членами группы.

5) Группа снабжает индивида системой положительных эмоциональных подкреплений, необходимых для его развития. Групповое членство, общение с другими позволяет человеку осознать свою важность, значимость для других, получить от них признание.

6) Социальная фасилитация- тенденция, проявляющаяся в усилении доминантных реакций индивида в присутствии других. Повышенное возбуждение в присутствии других улучшает выполнение простых задач, для которых наиболее вероятной («доминирующей») реакцией является правильное решение, и ухудшать выполнение трудных.

II – Отрицательное влияниегруппы на личность

1) Социальная леность- тенденция людей меньше прилагать усилий для достижения групповой цели при отсутствии индивидуальной ответственности. При этом необходимо отметить, что все члены группы согласны с фактом лености, но никто не признает, что бездельничал именно он.

2) Деиндивидуализация– утрата самосознания, обезличивание, возникающие в групповых ситуациях, которые обеспечивают анонимность и не концентрируют внимание на отдельном индивиде. Впервые такое влияние группы на индивида отметил Г. Лебон в своей книге «Толпа».

3) Огруппление мышления– стремление членов группы при принятии решения подавить свое несогласие в интересах групповой гармонии. Причинами огруппления мышления могут быть дружеская сплоченность группы, сравнительная изоляция группы от противоречащих мнений, а также директивный стиль лидерства. В качестве показателей огруппления мышления выступают: иллюзия неуязвимости, неоспоримая вера в этичность группы, рационализация (оправдание принятого неверного решения), формирование стереотипного взгляда на противника (недооценивание), самоцензура (скрытие или отбрасывание опасений), иллюзия единомыслия, существование в группе «умохранителей», защищающих ее от опасной информации, конформизм.

4) Социальная ингибиция– повышенное возбуждение в присутствии других ухудшает выполнение трудных, непривычных задач.

III – Амбивалентное влияниегруппы на личность.

1) Групповая поляризация– тенденция, когда мнения членов группы после обсуждения проблемы отклоняются к своему крайнему полюсу. В повседневной жизни люди обычно объединяются с теми, чьи установки близки к их собственным. Причинами групповой поляризации являются информационное или нормативное влияние группы. Чем больше члены группы повторяют идеи друг друга, тем больше они их усваивают и ценят, признавая их реальность. Желая понравиться членам группы, с которой индивид себя идентифицирует, заставляет его выражать более жесткие мнения, разделяемые другими.

2) Конформизм – подверженность человека реальному или воображаемому давлению группы.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!