СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему "В афинских школах и гимнасиях"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "В афинских школах и гимнасиях"»

В афинских школах и гимнасиях

В жизни древних греков образование и наука играли важную роль. Кроме чтения, письма и математики, большое внимание уделялось физической подготовке молодых людей. Бег, борьба и гимнастика - неотъемлемая часть подготовки греческого юноши, обучение которого начиналось с раннего детства. 

Задачи раба-педагога

Обучение мальчиков в Греции начиналось с 7 лет, когда его передавали специальному рабу-педагогу. Именно это слово дало название целой науке о воспитании и обучении человека — педагогике.

Педагог (др. гр. «ведущий ребёнка») — разновидность рабов в Древней Греции, основными задачами которых являлись воспитание и обучение детей своего хозяина.

Как правило, на такую работу брали тех, кто физически не был пригоден для других занятий в хозяйстве. Нередко рабы-педагоги были иноземцами. Тем не менее, в их задачи входило сопровождение ребёнка в школу и вообще при любом выходе из дома, иногда — обучение основам грамоты, защита воспитанника от всевозможных опасностей окружающего мира. В доме педагог пристально следил за поведением ребёнка и в случае непослушания нередко прибегал к розгам. 

Греческая школа

В сопровождении рабов-педагогов мальчики по достижении 7 лет отправлялись в школу. Девочки в школу не ходили, для них было предусмотрено элементарное домашнее обучение, основу которого дочери получали от своих матерей.

Основными дисциплинами в греческой школе были чтение, письмо, музыкальное обучение. С точки зрения греков, образованный человек должен владеть не только грамотой и счётом, но и другими навыками — в том числе и пением, игрой на музыкальных инструментах: лире, кифаре и авлосе. 

Писали ученики не на бумаге, а на деревянных дощечках, покрытых слоем воска. Вместо ручки или карандаша у них была заостренная с одной стороны палочка из металла или кости — стилос.  Стилос имел две стороны: одна, заострённая, для письма, а вторая использовалась для стирания написанного в случае ошибки. Более взрослые школьники использовали для письма папирус, на котором писали специальным тростниковым пером. 

Стилос — инструмент для письма на глиняных или восковых табличках в виде деревянной или металлической палочки с заострённым концам.

Школа в Древней Греции. Рекламный вкладыш мясного экстракта Либиха

Металлические стилосы. Фотография LessayCatus

Учителя в школах тоже, как правило, были рабами или вольноотпущенниками. 

Каждый образованный человек в Греции должен был знать произведения великого Гомера — “Илиаду” и “Одиссею”. Они были обязательной частью школьной программы, нередко части из них или их целиком заучивали наизусть. 

Обучение в школе было очень доступным, поэтому большинство свободных греков были образованными людьми.

Палестра

С 12 лет мальчики, кроме обычной школы, начинали также посещать палестру

Палестра — спортивная школа в Древней Греции, где занимались гимнастикой, борьбой и, например, метанием диска.

Древнегреческий сосуд с изображением занятий в палестре. Фотография Marcus Cyron

В палестрах могли стоять статуи, изображающие древнегреческих атлетов и победителей Олимпийских игр, чтобы мальчикам было на кого равняться. Например, такие, как статуя мастера Мирона, изображающая метателя диска - дискобола. Греческим скульпторам удавалось очень убедительно передавать движение и напряжение мышц атлетов. Еще одна известная статуя - копьеносец, созданный скульптором Поликлетом. 

Занятия в палестре проходили или на открытом воздухе, или под крышей, в случае плохой погоды. Обязательным было наличие фонтана и бани, так как после интенсивных спортивных занятий ребятам необходимо было освежиться. 

Гимнасий

Афиняне, даже вырастая, продолжали заниматься своим образованием и развитием - как физическим, так и умственным. Они могли посещать один из трёх афинских гимнасиев — учреждений, сочетающих обучение чтению и письму с занятиями физической культурой. В гимнасиях школьные дисциплины преподавались на более высоком уровне. Также в гимнасиях могли тренироваться и готовиться к соревнованиям и совсем взрослые атлеты. 

Гимнасий — учебное заведение в Древней Греции, сочетавшее элементы общеобразовательного курса (обучение чтению и письму) с курсом физической подготовки.

Гимнасии, как правило, располагались за городом. Они имели собственные площадки для физических упражнений, бассейны, беседки, бани. В гимнасиях же проводились выступления известных древнегреческих учёных и ораторов — мастеров красноречия или риторики. Это умение отстаивать свое мнение в речи было необычайно популярно и востребовано в Древней Греции. Многие греки стремились овладеть им, особенно те, кто часто выступал в Народном собрании. 

Риторика — дисциплина, изучающая искусство речи, правила построения художественной речи и ораторское искусство.

Узнать больше:

Преподаватели-софисты

Греки из более обеспеченных семей могли выбрать себе “специальность” — например, медицину или право. Институтов тогда не было, поэтому молодой человек обучался, посещая лекции так называемых софистов - странствующих ученых и философов. Они ездили по разным городам обучали желающих разных наукам. Плата за посещение их лекций была не маленькой, поэтому, как правило, софисты были зажиточными людьми. 

Известным софистом был Протагор. Именно ему принадлежит знаменитое изречение: “человек есть мера всех вещей”. 

Греки стремились ко всестороннему развитию человека и именно поэтому они в равной степени уделяли внимание чтению, письму, музыке и физическим упражнениям. Наиболее спортивные жители Эллады могли стать олимпийскими спортсменами, а наиболее любознательные - углубить свои знания, посещая лекции философов-софистов. 

ЗАДАНИЯ:

  1. Древние греки считали, что идеальное образование - это сочетание физического и умственного развития. Приведи не менее двух примеров, подтверждающих следование греками этим принципам. 

  2. Представь, что ты - древнегреческий мальчик. Опиши своё образование от раннего детства до взрослого возраста. В своем рассказе используй не менее трёх новых терминов. 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!