№ | Название этапа, цель | Содержание этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма работы | Результат |
1. | 1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель для учителя: предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности. 2 мин. | Приветствие Представление Психологический настрой | -Здравствуйте, ребята! -Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету скажу вам: «Будет интересно!» Повторим материал, закрепим умения, Чтобы каждый мог сказать: «Это все умею я!» -Сегодня у нас будет необычный урок, а урок исследование. А что будем исследовать, мы узнаем позже | -Приветствуют. Настраиваются на учебную деятельность | Фронтальная | Формирование УУД: (Р) волевая саморегуляция |
2. | 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель для учителя: подготовка учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения; актуализация изученных способов действий. 5 мин. | Каллиграфическая минутка стр. 9 упр.19 | -Начнем с каллиграфической минутки. Открываем рабочие тетради на странице 9 упр.19. -Какую букву будем писать? -Какие правила при её написании соблюдаем? Запишите ее до конца строки. -Не забываем о правильной посадке во время письма, правильно держим ручку. Тетрадку кладем под наклоном. -Обратите внимание на слова, какое первое слово? Запишите его рядом. -Какое следующее слово? Запишите его рядом. -Какое третье слово? Запишите его рядом. С какой буквы оно начинается? -Какое последнее слово, с какой буквы оно начинается? Запишите его рядом. | -Открывают тетради. -Букву Гг. -Верхний элемент не касается черты с закруглением. -Заглавие. -Герой. Груша. С заглавной. -груша, со строчной. | Индивидуальная | Формирование УУД: (Р) самоконтроль: осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения. (К) умение слушать и понимать речь других. (П) |
3. | Постановка проблемы. Выявление места и причины затруднения. Цель для учителя: Создать условия для формирования у обучающихся выявлять и фиксировать во внешней речи причину затруднения. Цель для обучающихся1) восстанавливают выполненные операции и фиксируют (вербально и знаково) место – шаг, операцию, − где возникло затруднение; 2) соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), и на этой основе выявляют и фиксируют во внешней речи причину затруднения 5 мин. | Переход к теме урока. Определение темы урока. Беседа. Слайд 1 Слайд 2 Итог | -Обратите внимание на слово заглавие, вы знаете что это такое? -Для чего оно предназначено? -Где употребляется заглавие? -Как вы понимаете, что такое текст? -Предположите тему нашего урока-исследования? -Какую цель перед собой поставим? Какую работу будем выполнять? -Какие признаки текста вы знаете? -Восстановите признаки текста, Что будет лишним? Почему? | -Это заголовок текста. -Для того, чтобы понять, о чем текст. -В тексте. -Текст- это -Текст. Заглавие текста. Признаки текста В тесте есть заголовок. Предложения связаны по смыслу. Предложения расположены в определённом порядке. Есть вступительная часть. Основная часть. Заключение. Слова поделены для переноса. | Фронтальная | Формирование УУД: (Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения; учатся работать по предложенному учителем плану; (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение; учитывать разные мнения. (П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя |
4. | Проектирование и фиксация нового знания. 4. Построение проекта выхода из затруднения. На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего диалога, а затем и с помощью исследовательских методов. 10 мин. | Запись числа и классной работы в тетради. Беседа Работа с текстом Слайд 3, 4 | -Открываем тетради отступаем от прошлой записи две строчки и записываем число и классная работа. -Напомните, какой у нас сегодня урок? - Посмотрите на слайд исследуйте данные предложения. Прочитайте их. 1. Деревья и кусты нарядились в золото. 2. Как же красиво в парке! 3. Наступила осень. -Можно ли назвать их текстом? Почему? -Как можно оживить текст, как сделать его правильным? -Как вы думаете, какое предложение должно быть первым? Какое следующее? Какое последнее? -Чего не хватает в этом тексте? -Как бы вы его озаглавили? -Какой заголовок больше подходит? -Озаглавьте текст. Что мы должны знать о заголовке? -Спишите текст с заголовком в тетрадь. | 3 октября. Классная работа. -Урок исследование. -Нет, потому что предложения стоят в неправильном порядке. -Расположить предложения в правильном порядке. 1. Наступила осень. 2. Деревья и кусты нарядились в золото. 3. Как же красиво в парке! -Заголовка. Он должен быть связан по смыслу с текстом. «Золотая осень» | Фронтальная Индивдуальная | Формирование УУД: (П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их. (Л) умение осознавать ответственность за общее дело; умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям. |
5. | 5. Реализация построенного проекта. На данном этапе учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации. Различные варианты, предложенные учащимися, обсуждаются и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. В завершение, уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения. 10 мин. | Работа с учебником с. 30 упр. 33 Выборочная работа Запись в тетрадь. Физкультминутка | -Перейдем к следующему исследованию. Откроем учебники на странице 30 упр. 33, прочитайте задание. -Прочитайте текст. Подходит ли к нему данный заголовок? Почему? -Какой подойдет больше? -Запишите в тетрадь выделенные слова в тексте в два столбика и выделите опасные места. -По какому принципу вы разделили слова? Подчеркните буквосочетания жи-ши, чу-щу. -Какую орфограмму повторили? -Какой вывод можно сделать, исходя из данного исследования? Что вспомнили, чему научились? -Пришло время немного отдохнуть. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА -На двери висит замок. Кто его открыть бы смог? Потянули! Покрутили! Постучали! И-открыли! | -Нет, потому что в тексте повествуется о героях сказок. «Сказочные герои» -В одном столбике слова на орфограмму жи-ши, чу-щу, во втором столбике слова принц и принцессы. -Вспомнили буквосочетания жи-ши, чу-щу, определили заголовок текста. | Фронтальная Индивидуальная | Формирование УУД: (Р) оценка, контроль, коррекция |
6. | 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. На данном этапе учащиеся в форме коммуникативного взаимодействия (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух. 5 мин. | Деление слов на слоги. Работа на доске Слайд 5 Обобщение. | -Перейдем к следующему исследованию. Эти слова необходимо разделить на слоги и для переноса . -Как вы думаете, как можно их разделить. Напишем на доске по цепочке. -Давайте составим все вместе правила переноса слов. Как переносим слова? Соотнесите ваши правила с выводами на слайде. (Молодцы. Выши правила можно записать в учебники…) | Жи-вут прин-цы прин-цес-сы чу-до-ви-ща жи-вот-ные (жи-вот-ны-е деление на слоги) 1. Переноси слова по слогам. 2. Одну букву нельзя отделять от слова. 3. Букву не отрывай от гласного. 4. Слова, состоящие из одного слога не переносятся. | Фронтальная Индивидуальная | Формирование УУД: (Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности. (П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. (К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; |
7. | 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа 5 мин. | Слуховой диктант с самопроверкой Слайд 6 | -А сейчас самая важная часть исследования-словарный диктант. -В строчку через запятую пишем слова по диктовку. Подчеркните опасные места и поставьте ударение. -Посмотрите на слайд, проверьте, не допустили ли вы ошибок. Кто допустил ошибку? В каком слове? -Используя данные слова, на какую тему можно было бы составить текст? -Как бы вы его озаглавили? | Росси′я, россия′не, горжу′сь Росси′ей, ру′сский наро′д, ру′сский язы′к, Русь. -Текст о России, о русских людях. «Россия» | Индивидуальная | Формирование УУД: (Л) оценивать себя на основе критерия успешности. (П) контролировать, оценивать процесс и результаты деятельности. |
8. | 8. Включение в систему знаний и повторение. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм. 3 мин. | Обобщение знаний. Итог урока Беседа | -Какая была тема урока? -Как мы достигли целей? -Какой был наш урок? Что мы исследовали? -Что стало результатом нашего урока исследования? | -Текст. Заглавие текста. -Урок исследование. Исследовали тексты и их заголовки, вспомнили орфограммы, вспомнили признаки текста, как правильно переносить слова. Правильно озаглавленный и составленный текст, восстановили признаки текста. | Фронтальная | Формирование УУД: (Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности. (П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности. (К) умение выражать свои мысли с достаточной точностью; умение слушать и понимать. |
9. | 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение, соотносятся цель учебной деятельности и ее результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. 3 мин. | Рефлексия. Слайд 7 Слайд 8 Словесное оценивание учителя Д.з. | -Посмотрите на слайд, вы видите: чемодан-это знания, которые пригодятся в дальнейшем. мясорубка-информацию забуду и переработаю. корзина-все выброшу. -Как вы поступите с информацией, которую получили сегодня на уроке? -Используя слова помощники дополните фразы: Я вспомнил… Я узнал… Я могу.. Мне пригодится… Учитель:-Сегодня мне хочется выделить тех , кто работал активно, хочу похвалить…СОВЕТУЮ…. -Открываем дневники записываем домашнее задание: дидактическая тетрадь стр.11 упр. 21 -Посмотрите задание, всё ли понятно? -Мне был приятно с вами работать, урок окончен! До свидания! | Оценивают свою деятельность на уроке. | Фронтальная | – рефлексия способов и условий действия (П); – контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); – самооценка на основе критерия успешности (Л); – адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л); |