СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему "Соляная кислота и её соли"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данную разработку можно использовать при изучениии нового материала по теме "Соляная кислота и её соли в 9 классе.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Соляная кислота и её соли"»

Класс 9

Тема: Соляная кислота и её соли.

Цели:

Образовательные: рассмотреть способы получения соляной кислоты, физические и химические свойства соляной кислоты, применение соляной кислоты и её солей.

Развивающие: развивать умение сравнивать, обобщать, выделять главное, умение слушать других и формулировать свои мысли.

Воспитательные: способствовать формированию коммуникативных способностей, внимательности, аккуратности, интереса к предмету.

Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

І. Организационный этап.

II.Определение темы и целей урока

-Попробуйте определить вещество (оно и есть тема нашего урока) по его описанию:

Соль этого вещества мы каждый день принимаем с пищей.

Это вещество всегда с нами, в нашем желудке.

Это вещество, при небрежном с ним обращении, может вызвать сильные ожоги.

По правилам техники безопасности, при приготовлении раствора этого вещества, его следует наливать в воду, а не наоборот.

Это вещество не меняет цвет раствора фенолфталеина, а цвет метилового оранжевого становится красным.

-Молодцы, конечно, это соляная кислота. Итак, тема нашего урока «Соляная кислота и её соли» (запись темы в тетради)

- Давайте сформулируем цель нашего урока.



Изучить способы получения соляной кислоты, её физические свойства, химические свойства и применение соляной кислоты и её солей ( на доске )

III.Актуализация опорных знаний

-Какая химическая формула соляной кислоты?

-Какую валентность будет проявлять кислотный остаток?

-Как называются соли соляной кислоты?

-Как нужно работать с кислотами?

Для того, чтобы перейти к изучению свойств соляной кислоты давайте вспомним общие свойства кислот. На парте листок с вариантами ответа, работая в паре выберите правильные(1 минута). Обсуждение.

IV.Изучение нового материала

1. Получение соляной кислоты

-Установлено, что воды рек вблизи вулканов содержат соляную кислоту. Сделайте предположение о происхождении этого явления. (Хлороводород- одно из составляющих ядовитых вулканических газов. Хлороводород хорошо растворим в воде)

-Правильно, ребята, хророводород хорошо растворим в воде и это его свойство используется при получении соляной кислоты в лаборатории и промышленности.

-Давайте посмотрим видеоролик «Получение соляной кислоты»

- Лакмус стал розовым, значит хророводород растворился и получилась соляная кислота.

-Запишем в тетради: Получение соляной кислоты. Давайте составим уравнение реакции, которую мы сейчас наблюдали( один желающий у доски)

2NaCl(тв) + H2SO4(конц) → 2HCl +Na2SO4

-В промышленности соляную кислоту получают сжиганием водорода в хлоре и растворением продукта реакции в воде. Давайте запишем уравнение реакции в тетрадь( один желающий на доске).

Cl2 + H2→ 2HCl

2.Физические свойства соляной кислоты

-Просматривая опыт, вы видели раствор соляной кислоты. Что вы можете сказать о физических свойствах соляной кислоты? ( жидкость без цвета). А концентрированная соляная кислота- это жидкость сильно дымящая во влажном воздухе с резким запахом хлороводорода.

3. Химические свойства соляной кислоты(работа в группах)

Откройте учебники на стр.57.На какие две группы делятся химические свойства соляной кислоты? (на свойства общие для всех кислот и специфические).

Каждая группа получает инструкцию, выполняют опыты и фиксируют в тетради уравнение реакции в молекулярном виде и где нужно в ионном (на выполнение 7 минут)

1группа: изменение окраски индикаторов

2 группа: взаимодействие с металлами

Ряд напряжений металлов вспомнить.

3 группа: взаимодействие с оксидами (основными и амфотерными)

4 группа: взаимодействие с основаниями ( с растворимыми и нерастворимыми)

5 группа: взаимодействие с солями

6 группа: взаимодействие с нитратом серебра( качественная реакция на хлориды!)

Представители каждой группы выходят к доске, показывают опыт для всего класса (на демонстрационном столе тоже реактивы и пронумерованы), другой представитель пишет реакцию на доске, учащиеся конспектируют.

Возвращаемся к таблице «Химические свойства кислот». Какое свойство мы не рассмотрели? Правильно, реакцию с окислителями, обсуждаем.

Вывод: (схема на доске)

Физкультминутка

4. Применение соляной кислоты и её солей (сообщение одного ученика с презентацией)

Сообщение учащегося

Применение соляной кислоты и ее солей:

Соляная кислота входит в состав желудочного сока и способствует перевариванию белковой пищи у человека и животных.

Соляная кислота применяется для удаления оксидов железа перед покрытием другими металлами(оловом, никелем, хромом), для получения хлора и хлоридов в лаборатории.

Хлороводород и соляная кислота используются для производства лекарств, красителей, растворителей, пластмасс.

Применение основных солей соляной кислоты:

NaCl - поваренная соль - сырье для производства соляной кислоты, гидроксида натрия, водорода, хлора, хлорной извести, соды. Применяется в кожевенной и мыловаренной промышленности, в кулинарии и консервировании.

KCl - удобрение, используется также в стекольной и химической промышленности.

HgCl2 - сулема - яд, используется для дезинфекции в медицине, для протравливания семян в сельском хозяйстве.

AgCl - применяется в черно-белой фотографии, так как обладает светочувствительностью - разлагается на свету с образованием свободного серебра:        2AgCl = 2Ag + Cl2

V.Закрепление

1. Даны вещества:

Ca, Au, Fe(II), ZnO, FeO, LiOH, Fe(OH)3, FeSO4, Na2CO3, Fe(NO3)2,SO2.

Определите, с какими из них будет реагировать соляная кислота.

2. Как можно помочь желудку при изжоге?

3. В двух пробирках без подписей находятся разные кислоты – соляная и серная (одинаковы внешне). Как можно определить, в какой пробирке соляная кислота?

VI.Домашнее задание

Изучить параграф 15, стр.58 з.2.

VII.Подведение итогов урока

Ребята, посмотрите на цель нашего урока, добились ли мы своей цели?

Оценивание.

VIII.Рефлексия


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!