Конспект урока литературного чтения в 3 классе.
Тема: С. Есенин «Черёмуха».
Цели:
продолжить знакомство учащихся с биографией С. Есенина, ознакомить учащихся со стихотворением С. А. Есенина «Черемуха»;
формирование знаний об эпитете как образном средстве языка, формирование умения и навыков выразительного чтения стихов;
развитие и обогащение речи учащихся через свободные высказывания,
развитие внимания, творческого воображения;
Планируемые результаты: обучающиеся научатся отражать при чтении стихотворения его настроение, находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения.
Оборудование: компьютер, проектор, экран
Ход урока.
Организационный момент.
– Ребята, сегодня у нас не простой урок. Мы принимаем гостей. Давайте
поприветствуем их и подарим им наши улыбки.
II. Речевая разминка. Слайд №1.
– Прочитайте пословицу: «Никакое искусство не достигнет природы».
– Как вы ее понимаете?
– Прочитайте медленно.
– Прочитайте с ускорением.
– Прочитайте с вопросительной интонацией.
– Прочитайте с утвердительной.
– Прочитайте выразительно.
I I I. Проверка домашнего задания. Слайд №2.
– Давайте вспомним, какой раздел мы изучаем?
– Какие произведения в нём помещены?
– Чем стихотворения отличаются от других произведений? (рифма, ритм, краткость,
точность)
– Со стихотворениями, какого русского поэта вы познакомились вчера?
– Послушаем, как вы подготовили чтение стихотворений наизусть.
*Чтение наизусть стихотворений А.А.Блока «Ворона», «Ветхая избушка», «Сны».
IV. Изучение новой темы.
1. Беседа о поэте. Слайд №3.
Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом точно серебром...
– Кто не знает этих строк? Пожалуй, только тот, кто пока еще не ходит в школу. Кто
его автор? (Сергей Есенин.)
– Это первое напечатанное стихотворение Сергея Есенина.
– Сегодня на уроке прикоснёмся к творчеству С.А.Есенина. Слайд №4.
Есенин – нежное имя, соловьиный звон.
Кудрями золотыми звенел весёлый клён.
Из солнечного ливня весеннее лицо
Овеял ветер нивный цветочною пыльцой.
Слайд №5.
– Родился Есенин в 1895 году под Рязанью в селе Константиново на берегу красивой
реки Оки. Родители его были бедными крестьянами. С трёх лет Есенин жил в семье
деда по матери. Старшие хотели, чтобы он стал учителем, но сам Есенин мечтал о
литературе. А писать он начал рано – в девять лет. Его бабушка знала множество
песен, сказок и частушек, и, по признанию самого поэта, именно она подтолкнула его
к написанию первых стихотворений.
Слайд №6.
Ещё в раннем детстве полюбил Сергей Есенин родную русскую природу – он чувствовал себя частью этой природы и воспевал её в своих стихах. Стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. Раздаётся “белый перезвон берёз”, “вызванивают ивы”, “шумят тростники”. Слушая стихи, мы представляем прекрасный русский пейзаж. Он писал, что его песня отзовётся и останется в людских сердцах. Постараемся и мы увидеть, услышать и прочувствовать мир, созданный поэтом.
2. Актуализация знаний. Постановка цели. Слайд №7.
Тема урока: Сергей Есенин „Черемуха”.
Слайд №8.
Учитель: Сегодня мы познакомимся со стихотворением Сергея Есенина «Черёмуха»,
научимся выразительно читать это стихотворение; будем находить в нём
образные средства; попробуем проникнуть во внутренний мир поэта, в его
душу, мысли и определим с какой целью Есенин написал это стихотворение.
3. Погружение в урок. Слайд №9.
Учитель: Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В
это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно – голубое-голубое, воздух –
прозрачен, чист и влажен. Слайд №9.
И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах, запах цветущей черемухи.
– Что вам известно о черёмухе?
Одна из первых я цвету.
В садах стою я вся в цвету,
И белый мой наряд,
И горький запах всех влечёт:
-Гляди, черёмуха цветёт!-
Все люди говорят.
И вся благоуханная,
Роняя лепестки,
Цветёт, цветёт черёмуха
В овраге у реки. (В. Жуковский)
– Аромат черёмухи убивает микробов. Поэтому, чтобы сделать питьевой не слишком чистую воду, достаточно бросить в неё цветущую кисть черёмухи. Но в комнатах букеты черёмухи лучше не ставить: может разболеться голова. А вяжущие ягоды черёмухи помогают при расстройстве желудка.
4. Первоначальное прослушивание лирического стихотворения Сергея Есенина
“Черемуха” в грамзаписи.
– А сейчас послушайте стихотворение “Черемуха” в грамзаписи. Мне очень нравится это стихотворение своей красотой. Хочу, чтобы и вы почувствовали то же самое.
5. Обмен впечатлениями о прочитанном. Слайд №10.
Учитель: Какое настроение автора вы почувствовали? Выберите из предложенных вариантов: ликующее, восторженное, шутливое, печальное, веселое, праздничное, радостное, спокойное, мечтательное, грустное? Обоснуйте свой выбор.
Дети: Мы почувствовали восторженное, праздничное и ликующее настроение поэта. Автор радуется приходу весны, тому, что расцвела черемуха, а “зелень золотистая на солнышке горит”.
Слайд №11.
Учитель: Как вы думаете, с какой целью автор написал это стихотворение:
чтобы передать радость общения с природой;
чтобы рассказать о том, что зацвела черёмуха;
чтобы привлечь внимание к красоте русской природы;
чтобы мы учились чувствовать, сопереживать.
(Выбрать нужное, при необходимости добавить своё утверждение).
Учитель: «Черёмуха» - это лирическое стихотворение, оно отражает не событие, а душевные переживания поэта, его настроение.
6. Самостоятельное чтение стихотворения детьми.
– Прочитайте стихотворение самостоятельно. Найдите слова, которые вам не понятны.
7. Словарная работа. Слайд №12.
– Объясните значение выражений:
Роса медвяная – ароматная с запахом мёда;
Зелень пряная – с острым, ароматным запахом;
Проталинка – место, где растаял снег и показалась земля;
Волна гремучая – шумная, издающая громкие звуки;
Обдаёт – окатывает водой, обливает сразу со всех сторон;
Вкрадчиво – осторожно, доверительно;
Под кручею – под обрывом (круча – крутой спуск, обрыв)
V. Физкультминутка. Слайд №13.
VI. Продолжение изучения темы.
8. Анализ лирического стихотворения «Черемуха». Слайд №14.
б) Словесное рисование.
Учитель: – На какие картины можно разделить это стихотворение? (2 картины)
Нарисуйте словами картины, которые вы увидели.
Дети: 1-ая картина: Большой куст цветущей черемухи. Ветки похожи на кудри, в ветках отражаются лучи восходящего солнца. Роса не падает, а сползает не с листа, а по коре черемухи.
2-ая картина: Нарисуем место, где частично растаял снег, и оголилась земля. Около корней черемухи журчит серебряный ручей.
3-я картина: У черёмухи зелень золотистая на солнышке горит. Этот цвет – цвет золота.
4-ая картина: Ручей тоже набрался силы, его напитали вешние воды.
в) Чтение стихотворения по частям.
Чтение 1-ой части.
Учитель: Давайте прочитаем отрывок к первой картине.
– При помощи каких слов автор описал черемуху? (Черемуха душистая, ветки
золотистые, роса медвяная, зелень пряная).
– Каким понятием можно объединить эти слова? (Эпитеты)
Что такое эпитет?
Эпитет – художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность.
Вывод: употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, точной, красочной и выразительной.
Учитель: Какие эпитеты вы придумаете к слову черемуха?
Дети: Пушистая, белоснежная, веселая, весенняя.
Учитель: Черемуха душистая. Какое значение вкладывает поэт в этот эпитет?
Вывод: верно, цветущая черемуха не только распространяет приятный и сильный аромат, но и еще говорит о том, что весна по–настоящему вступила в свои права.
Учитель: С чем автор сравнил ветки черемухи?
– О ком ещё можно сказать такие слова: расцвела, завила, стоит? Конечно, о девушке.
Как называется художественное средство, когда неживым предметам приписываются качества живых существ? Черёмуха олицетворяет образ девушки.
Чтение 2-ой части.
Учитель: Прочитайте отрывок ко второй картине.
– Каким нарисован ручей? Каковы его размеры?
Дети: маленький, серебряный (со стальным блеском, чистый прозрачный, переливающийся, искрящийся на солнце).
Учитель: Как вы думаете, а какой образ олицетворяет ручей? (Юноша)
– Подумайте и скажите, только ли о природе это стихотворение?
Вывод: Это стихотворение о любви девушки-черёмухи и юноши-ручья, о природе, о том, что всё живое наполнено любовью: и природа, и люди.
Чтение 3-ей части.
Учитель: Прочитаем отрывок к третьей картине.
– Изменилась ли черемуха? Какого цвета она была и какая стала? (Зелень золотистая,
желтого цвета на солнышке горит. Этот цвет – цвет золота)
– Почему она так изменилась? (прошло время, черемуха распустилась, расцвела)
Чтение 4-ой части.
Учитель: Прочитаем последнюю часть.
– Произошли ли изменения с ручьем? (ручей тоже набрался силы, его напитали
вешние воды).
– На что стал похож он, если у него появилась волна?
Учитель: Мы отметили, что черемуха и ручей меняется. Что еще хотел автор нам показать этим стихотворением, что происходит в природе?
Вывод: В природе происходят изменения, автор показал - движение, время.
– Загадка этого стихотворения в том, что в нём две картины, разделённые во времени, развитие сюжета показано в движении.
9. Выразительное чтение стихотворения «Черемуха».
Учитель: Мы с вами уже говорили о том, что автор как бы чередует картины: сначала показывает нам черёмуху, потом мы видим ручей. Затем снова черёмуху, и опять ручей. Можно представить, что между ними идёт тёплый, душевный разговор. Сейчас один ученик будет читать строки о черёмухе, а второй ученик – о ручье.
Учитель: Как будем читать данное стихотворение: быстро или медленно, неторопливо? (неторопливо, с любованием)
– Какие строки, по-вашему мнению, можно читать чуть быстрее? ("А рядом у проталинки…серебряный ручей"). Перед этими словами и после них необходимо сделать паузу.
10. Работа над иллюстрацией на с.55. Слайд №15.
Учитель: Обратимся к иллюстрации на с. 55, найдите строки, подходящие к ней?
11. Кульминационный момент
Учитель: А сейчас я прочитаю вам стихотворение З.Александровой «Черемуха» и хочу, чтобы вы оценили поступки людей.
Расцвела черемуха
Около ручья,
На апрельском солнышке
Ветками шепча.
Легкая, как облачко,
Чистая, как снег.
Радовался деревцу
Каждый человек.
Приходили девочки
Посидеть под ней,
И могла цвести она
Много-много дней.
Это чья черемуха?
Да она ничья.
Белая снегурочка
Около ручья.
Мимо бабка ехала,
Оглядясь вокруг,
Сразу от черемухи
Отломила сук.
Городские школьники
Шли в далекий путь,
Увидав черемуху,
Стали ветки гнуть.
Прибежали девочки.
А снегурки нет.
Лишь в пыли валяется
Вянущий букет.
(3.Александрова)
Молчание. Слушание выводов учеников – оценка поступков прохожих.
Учитель: Мы причиняем природе боль. Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок – это маленькая рана, нанесенная природе. Если мы будем наносить раны родной природе, что же станет с природой? (Ответы учащихся)
Учитель: Находясь в гостях у природы, необходимо быть добрым и вежливым гостем.
Вывод: Такую красоту природы надо видеть и беречь.
VI. Итог урока. Выставление оценок.
– С каким произведением вы познакомились на уроке?
– Кто автор? Какое настроение возникло у вас при чтении стихотворении?
– С какой целью автор написал это стихотворение? (Это было нужно для того, чтобы передать свою радость, чтобы привлечь внимание читателя к красоте природы и вызвать сопереживание.)
– Поднимите руку, кто захотел увидеть черемуху, цветущую в природе.
Покажите сигнал те, кто за свою работу
- поставил оценку «5»;
- теперь те, кто поставил оценку «4»
VII. Домашнее задание. Слайд №16 .
с. 55 учить наизусть.
с. 56 задание 6 (Сделать иллюстрацию к стихотворению «Черёмуха)