СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему : С.Есенин "Черёмуха" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

  • продолжить знакомство учащихся с биографией С. Есенина, ознакомить учащихся со стихотворением С. А. Есенина «Черемуха»;
  • формирование знаний об эпитете как образном средстве языка, формирование умения и навыков выразительного чтения стихов;
  • развитие и обогащение речи учащихся через свободные высказывания,

развитие внимания, творческого воображения;

  • воспитание интереса к предмету и культуры общения; учить оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе, воспитывать привычку заботиться о природе и ее обитателях.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему : С.Есенин "Черёмуха" 3 класс»

Конспект урока литературного чтения в 3 классе.



Тема: С. Есенин «Черёмуха».

Цели:

  • продолжить знакомство учащихся с биографией С. Есенина, ознакомить учащихся со стихотворением С. А. Есенина «Черемуха»;

  • формирование знаний об эпитете как образном средстве языка, формирование умения и навыков выразительного чтения стихов;

  • развитие и обогащение речи учащихся через свободные высказывания,

развитие внимания, творческого воображения;

  • воспитание интереса к предмету и культуры общения; учить оценивать свои поступки и поступки окружающих в природе, воспитывать привычку заботиться о природе и ее обитателях.

Планируемые результаты: обучающиеся научатся отражать при чтении стихотворения его настроение, находить в стихотворении яркие, образные слова и выражения.



Оборудование: компьютер, проектор, экран



Ход урока.

  1. Организационный момент.

– Ребята, сегодня у нас не простой урок. Мы принимаем гостей. Давайте

поприветствуем их и подарим им наши улыбки.



II. Речевая разминка. Слайд №1.

– Прочитайте пословицу: «Никакое искусство не достигнет природы».

– Как вы ее понимаете?

– Прочитайте медленно.

– Прочитайте с ускорением.

– Прочитайте с вопросительной интонацией.

– Прочитайте с утвердительной.

– Прочитайте выразительно.



I I I. Проверка домашнего задания. Слайд №2.

– Давайте вспомним, какой раздел мы изучаем?

– Какие произведения в нём помещены?

– Чем стихотворения отличаются от других произведений? (рифма, ритм, краткость,

точность)

– Со стихотворениями, какого русского поэта вы познакомились вчера?

– Послушаем, как вы подготовили чтение стихотворений наизусть.



*Чтение наизусть стихотворений А.А.Блока «Ворона», «Ветхая избушка», «Сны».

IV. Изучение новой темы.

1. Беседа о поэте. Слайд №3.

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом точно серебром...



– Кто не знает этих строк? Пожалуй, только тот, кто пока еще не ходит в школу. Кто

его автор? (Сергей Есенин.)

– Это первое напечатанное стихотворение Сергея Есенина.

– Сегодня на уроке прикоснёмся к творчеству С.А.Есенина. Слайд №4.





Есенин – нежное имя, соловьиный звон.

Кудрями золотыми звенел весёлый клён.

Из солнечного ливня весеннее лицо

Овеял ветер нивный цветочною пыльцой.



Слайд №5.

– Родился Есенин в 1895 году под Рязанью в селе Константиново на берегу красивой

реки Оки. Родители его были бедными крестьянами. С трёх лет Есенин жил в семье

деда по матери. Старшие хотели, чтобы он стал учителем, но сам Есенин мечтал о

литературе. А писать он начал рано – в девять лет. Его бабушка знала множество

песен, сказок и частушек, и, по признанию самого поэта, именно она подтолкнула его

к написанию первых стихотворений.

Слайд №6.



Ещё в раннем детстве полюбил Сергей Есенин родную русскую природу – он чувствовал себя частью этой природы и воспевал её в своих стихах. Стихи Есенина полны звуков, запахов, красок. Раздаётся “белый перезвон берёз”, “вызванивают ивы”, “шумят тростники”. Слушая стихи, мы представляем прекрасный русский пейзаж. Он писал, что его песня отзовётся и останется в людских сердцах. Постараемся и мы увидеть, услышать и прочувствовать мир, созданный поэтом.



2. Актуализация знаний. Постановка цели. Слайд №7.



Тема урока: Сергей Есенин „Черемуха”.



Слайд №8.



Учитель: Сегодня мы познакомимся со стихотворением Сергея Есенина «Черёмуха»,

научимся выразительно читать это стихотворение; будем находить в нём

образные средства; попробуем проникнуть во внутренний мир поэта, в его

душу, мысли и определим с какой целью Есенин написал это стихотворение.





3. Погружение в урок. Слайд №9.



Учитель: Вспомните весну, когда цветут сады и ярко светит весеннее солнышко. В

это время года небо удивляет нас своей чистотой. Оно – голубое-голубое, воздух –

прозрачен, чист и влажен. Слайд №9.

И вдруг в эту радостную картину врывается сильный и приятный запах, запах цветущей черемухи.



– Что вам известно о черёмухе?



Одна из первых я цвету.

В садах стою я вся в цвету,

И белый мой наряд,

И горький запах всех влечёт:

-Гляди, черёмуха цветёт!-

Все люди говорят.



И вся благоуханная,

Роняя лепестки,

Цветёт, цветёт черёмуха

В овраге у реки. (В. Жуковский)



– Аромат черёмухи убивает микробов. Поэтому, чтобы сделать питьевой не слишком чистую воду, достаточно бросить в неё цветущую кисть черёмухи. Но в комнатах букеты черёмухи лучше не ставить: может разболеться голова. А вяжущие ягоды черёмухи помогают при расстройстве желудка.



4. Первоначальное прослушивание лирического стихотворения Сергея Есенина

Черемуха” в грамзаписи.

– А сейчас послушайте стихотворение “Черемуха” в грамзаписи. Мне очень нравится это стихотворение своей красотой. Хочу, чтобы и вы почувствовали то же самое.



5. Обмен впечатлениями о прочитанном. Слайд №10.



Учитель: Какое настроение автора вы почувствовали? Выберите из предложенных вариантов: ликующее, восторженное, шутливое, печальное, веселое, праздничное, радостное, спокойное, мечтательное, грустное? Обоснуйте свой выбор.



Дети: Мы почувствовали восторженное, праздничное и ликующее настроение поэта. Автор радуется приходу весны, тому, что расцвела черемуха, а “зелень золотистая на солнышке горит”.

Слайд №11.



Учитель: Как вы думаете, с какой целью автор написал это стихотворение:



чтобы передать радость общения с природой;

чтобы рассказать о том, что зацвела черёмуха;

чтобы привлечь внимание к красоте русской природы;

чтобы мы учились чувствовать, сопереживать.

(Выбрать нужное, при необходимости добавить своё утверждение).



Учитель: «Черёмуха» - это лирическое стихотворение, оно отражает не событие, а душевные переживания поэта, его настроение.





6. Самостоятельное чтение стихотворения детьми.

– Прочитайте стихотворение самостоятельно. Найдите слова, которые вам не понятны.

7. Словарная работа. Слайд №12.



– Объясните значение выражений:

Роса медвяная – ароматная с запахом мёда;

Зелень пряная – с острым, ароматным запахом;

Проталинка – место, где растаял снег и показалась земля;

Волна гремучая – шумная, издающая громкие звуки;

Обдаёт – окатывает водой, обливает сразу со всех сторон;

Вкрадчиво – осторожно, доверительно;

Под кручею – под обрывом (круча – крутой спуск, обрыв)



V. Физкультминутка. Слайд №13.



VI. Продолжение изучения темы.



8. Анализ лирического стихотворения «Черемуха». Слайд №14.





б) Словесное рисование.



Учитель: – На какие картины можно разделить это стихотворение? (2 картины)

Нарисуйте словами картины, которые вы увидели.



Дети: 1-ая картина: Большой куст цветущей черемухи. Ветки похожи на кудри, в ветках отражаются лучи восходящего солнца. Роса не падает, а сползает не с листа, а по коре черемухи.

2-ая картина: Нарисуем место, где частично растаял снег, и оголилась земля. Около корней черемухи журчит серебряный ручей.

3-я картина: У черёмухи зелень золотистая на солнышке горит. Этот цвет – цвет золота.

4-ая картина: Ручей тоже набрался силы, его напитали вешние воды.

в) Чтение стихотворения по частям.



Чтение 1-ой части.



Учитель: Давайте прочитаем отрывок к первой картине.

– При помощи каких слов автор описал черемуху? (Черемуха душистая, ветки

золотистые, роса медвяная, зелень пряная).

– Каким понятием можно объединить эти слова? (Эпитеты)

Что такое эпитет?



Эпитет – художественное определение, придающее выражению образность и эмоциональность.



Вывод: употребление эпитетов делает нашу речь более яркой, точной, красочной и выразительной.



Учитель: Какие эпитеты вы придумаете к слову черемуха?



Дети: Пушистая, белоснежная, веселая, весенняя.



Учитель: Черемуха душистая. Какое значение вкладывает поэт в этот эпитет?



Вывод: верно, цветущая черемуха не только распространяет приятный и сильный аромат, но и еще говорит о том, что весна по–настоящему вступила в свои права.



Учитель: С чем автор сравнил ветки черемухи?

– О ком ещё можно сказать такие слова: расцвела, завила, стоит? Конечно, о девушке.

Как называется художественное средство, когда неживым предметам приписываются качества живых существ? Черёмуха олицетворяет образ девушки.





Чтение 2-ой части.



Учитель: Прочитайте отрывок ко второй картине.

– Каким нарисован ручей? Каковы его размеры?

Дети: маленький, серебряный (со стальным блеском, чистый прозрачный, переливающийся, искрящийся на солнце).





Учитель: Как вы думаете, а какой образ олицетворяет ручей? (Юноша)

– Подумайте и скажите, только ли о природе это стихотворение?



Вывод: Это стихотворение о любви девушки-черёмухи и юноши-ручья, о природе, о том, что всё живое наполнено любовью: и природа, и люди.



Чтение 3-ей части.



Учитель: Прочитаем отрывок к третьей картине.

– Изменилась ли черемуха? Какого цвета она была и какая стала? (Зелень золотистая,

желтого цвета на солнышке горит. Этот цвет – цвет золота)

– Почему она так изменилась? (прошло время, черемуха распустилась, расцвела)



Чтение 4-ой части.



Учитель: Прочитаем последнюю часть.

– Произошли ли изменения с ручьем? (ручей тоже набрался силы, его напитали

вешние воды).

– На что стал похож он, если у него появилась волна?

Учитель: Мы отметили, что черемуха и ручей меняется. Что еще хотел автор нам показать этим стихотворением, что происходит в природе?



Вывод: В природе происходят изменения, автор показал - движение, время.

– Загадка этого стихотворения в том, что в нём две картины, разделённые во времени, развитие сюжета показано в движении.



9. Выразительное чтение стихотворения «Черемуха».



Учитель: Мы с вами уже говорили о том, что автор как бы чередует картины: сначала показывает нам черёмуху, потом мы видим ручей. Затем снова черёмуху, и опять ручей. Можно представить, что между ними идёт тёплый, душевный разговор. Сейчас один ученик будет читать строки о черёмухе, а второй ученик – о ручье.



Учитель: Как будем читать данное стихотворение: быстро или медленно, неторопливо? (неторопливо, с любованием)

– Какие строки, по-вашему мнению, можно читать чуть быстрее? ("А рядом у проталинки…серебряный ручей"). Перед этими словами и после них необходимо сделать паузу.



10. Работа над иллюстрацией на с.55. Слайд №15.





Учитель: Обратимся к иллюстрации на с. 55, найдите строки, подходящие к ней?



11. Кульминационный момент



Учитель: А сейчас я прочитаю вам стихотворение З.Александровой «Черемуха» и хочу, чтобы вы оценили поступки людей.



Расцвела черемуха

Около ручья,

На апрельском солнышке

Ветками шепча.

Легкая, как облачко,

Чистая, как снег.

Радовался деревцу

Каждый человек.

Приходили девочки

Посидеть под ней,

И могла цвести она

Много-много дней.

Это чья черемуха?

Да она ничья.

Белая снегурочка

Около ручья.

Мимо бабка ехала,

Оглядясь вокруг,

Сразу от черемухи

Отломила сук.

Городские школьники

Шли в далекий путь,

Увидав черемуху,

Стали ветки гнуть.

Прибежали девочки.

А снегурки нет.

Лишь в пыли валяется

Вянущий букет.

(3.Александрова)



Молчание. Слушание выводов учеников – оценка поступков прохожих.



Учитель: Мы причиняем природе боль. Каждая сломанная веточка, каждый сорванный цветок – это маленькая рана, нанесенная природе. Если мы будем наносить раны родной природе, что же станет с природой? (Ответы учащихся)



Учитель: Находясь в гостях у природы, необходимо быть добрым и вежливым гостем.



Вывод: Такую красоту природы надо видеть и беречь.



VI. Итог урока. Выставление оценок.

– С каким произведением вы познакомились на уроке?

– Кто автор? Какое настроение возникло у вас при чтении стихотворении?

– С какой целью автор написал это стихотворение? (Это было нужно для того, чтобы передать свою радость, чтобы привлечь внимание читателя к красоте природы и вызвать сопереживание.)



– Поднимите руку, кто захотел увидеть черемуху, цветущую в природе.



Покажите сигнал те, кто за свою работу

- поставил оценку «5»;



- теперь те, кто поставил оценку «4»







VII. Домашнее задание. Слайд №16 .





с. 55 учить наизусть.

с. 56 задание 6 (Сделать иллюстрацию к стихотворению «Черёмуха)






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!