СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему: «Растворы. Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе»

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: «Растворы. Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе»»

Технологическая карта урока

Тема урока: «Растворы. Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе»

Цель урока: формирование знаний о растворах, массовой доле растворенного вещества.

Задачи:

1. сформировать знания о растворах и массовой доле растворённого вещества.

2.а) объяснять понятия «раствор», «растворённое вещество», «растворитель»;

б) уметь вычислять массу раствора, массовую долю растворённого вещества в растворе, массу растворённого вещества.

3. а) работать с текстом учебника;

б) составлять алгоритм решения задачи;

в) уметь производить необходимые расчёты для нахождения массовой доли растворённого вещества.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные: умение давать определение понятию «раствор», знание формулы для расчета массовой доли вещества в растворе, умение вычислять массовую долю вещества в растворе, массу раствора, массу растворенного вещества.


Ход урока:


  1. Мотивационно-информационный. Постановка проблемы.

- Присутствие и готовность учащихся к уроку.

- Приветствие, создание положительного эмоционального настроя.

- Здравствуйте, садитесь. Если ты, придя с мороза,
Наливаешь крепкий чай,
Хорошенько сахарозу
в чашке ложкой размешай.

- Сейчас я предлагаю вам решить следующую задачу:

Бабушка внукам на завтрак приготовила чай, один попросил положить в стакан 2 чайные ложки сахара, а второй – 2 кусочка сахара-рафинада. Определите, не пробуя на вкус, в каком стакане чай слаще?

- Будете работать в парах.

Прежде всего, посмотрите на чай с сахаром с точки зрения химии.

- Обсудите в парах и запишите ответы на вопросы:

– Что вы понимаете под словосочетанием «сладкий чай» с точки зрения химии?

– Почему вы не можете сразу ответить на вопрос задачи?

– Каких знаний или умений вам не хватает?

- Исходя из ваших ответов, сформулируйте тему урока.

Итак, тема нашего урока «Растворы. Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе».

Запишите сегодняшнее число и тему урока.

- Что вам нужно знать на уроке?

- Какая цель нашего урока?

Цель: формирование знаний о растворах, массовой доле растворенного вещества.


  1. Планирование решения проблемы и достижения цели урока.


Теперь давайте составим последовательность наших действий для достижения цели урока (формулируется в совместной беседе с учащимися)

План урока:

1. Вспомнить, что мы уже знаем по этой теме.

2. Узнать, как найти содержание растворённого вещества в растворе.

3. Узнать количественные данные для решения задачи.

4. Решить предложенную задачу.

5. Применить полученные знания при решении других задач.


  1. Актуализация знаний учащихся.


Сейчас обсуждаем этапов работы, решаем проблемных ситуаций. Работаем с учебником. Откройте учебники страница 110 параграф 33.


  1. Вспомним, что мы уже знаем по этой теме.

Ответим на вопросы:

- О чём идёт речь в задаче, поставленной в начале урока? (о чае с сахаром)

- Так что же такое чай с сахаром с точки зрения химии? (раствор)

- Из чего состоит любой раствор? (из растворённого вещества и растворителя)

- Что в нём является растворителем, а что растворённым веществом? (растворитель – вода, растворенное вещество – сахар)

Давайте запишем в тетрадях.

Слайд 1Растворы – это однородные системы, состоящие из молекул растворителя и частиц растворенного вещества, между которыми происходят физические и химические взаимодействия.

Слайд 2. Какие бывают растворы?

Слайд 3. Растворимость веществ.


  1. Изучение нового материала и решение проблемы.


Обсуждаем 2 и 3 этапы работы. Работаем с учебником, откройте с.114 параграф 34.

Узнайте, как найти содержание растворённого вещества в растворе, количественные данные для решения задачи (стр. 127-130 учебника, 6 слайд презентации) и решите задачу.



Итак, смогли ли вы ответить на вопрос: «В каком стакане чай слаще?»

Сейчас продолжите предложения (слайд 9):

1. Раствор состоит из…

2. Растворителем может быть….

3. Для того, чтобы приготовить раствор заданной концентрации, необходимо знать….

Запишите в тетрадях.

Сейчас ответьте на следующий вопрос? Как выражают содержание вещества в растворе? (массовых долях)

Запишите формулу для вычисления массовой доли растворённого вещества на доске.

А почему в одном стакане чай слаще? (зависит от массы растворенного вещества).

1.Растворы бывают концентрированные и разбавленные (схема в тетрадь, обсуждение) -работа с учебником

         Концентрация- является важной характеристикой раствора. 

Содержание вещества в растворе часто выражают в массовых долях.




Из курса математики мы знаем, что весь раствор составляет 100 %. А сколько % составляет масса соли в растворе. 
m(раствор)--------100%

m(соли)----------х 

Значит, при расчёте необходимо массу соли, разделить на массу всего раствора х=m(соли)*100% /m (раствора)

Если мы назовем массу соли  долей (частью от целого раствора, то получаем массовую долю в растворе, которая обозначается ω(омега)= m(соли)/m(раствора)

где

ω – массовая доля растворённого вещества

m (в-ва) – масса растворённого вещества (г, кг)

m (р-ра) – масса раствора (г, кг)

Массу раствора можно определить по формулам:

m(р-ра)=V

m(р-ра)=m(в-ва) +m(воды)

V – объём раствора (мл, л, м3)

p – плотность раствора (г/мл, кг/л, кг/м)

Таким образом, мы переходим  к решению задач на нахождение массовой доли растворенного вещества. Массовую долю растворенного вещества называют также ПРОЦЕНТНОЙ КОНЦЕНТРАЦИЕЙ раствора. Массовую долю растворенного вещества измеряют в долях единицы или в процентах.




  1. Первичное закрепление.

Давайте решим задачи. Чтобы решить данную задачу, нам нужно записать условия задачи.



5. Домашнее задание.

Прочитать параграфы 33 и 34, в ЭОС решить индивидуальное задание и задание (общее).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!