Технологическая карта урока
Тема урока: «Растворы. Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе»
Цель урока: формирование знаний о растворах, массовой доле растворенного вещества.
Задачи:
1. сформировать знания о растворах и массовой доле растворённого вещества.
2.а) объяснять понятия «раствор», «растворённое вещество», «растворитель»;
б) уметь вычислять массу раствора, массовую долю растворённого вещества в растворе, массу растворённого вещества.
3. а) работать с текстом учебника;
б) составлять алгоритм решения задачи;
в) уметь производить необходимые расчёты для нахождения массовой доли растворённого вещества.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные: умение давать определение понятию «раствор», знание формулы для расчета массовой доли вещества в растворе, умение вычислять массовую долю вещества в растворе, массу раствора, массу растворенного вещества.
Ход урока:
Мотивационно-информационный. Постановка проблемы.
- Присутствие и готовность учащихся к уроку.
- Приветствие, создание положительного эмоционального настроя.
- Здравствуйте, садитесь. Если ты, придя с мороза,
Наливаешь крепкий чай,
Хорошенько сахарозу
в чашке ложкой размешай.
- Сейчас я предлагаю вам решить следующую задачу:
Бабушка внукам на завтрак приготовила чай, один попросил положить в стакан 2 чайные ложки сахара, а второй – 2 кусочка сахара-рафинада. Определите, не пробуя на вкус, в каком стакане чай слаще?
- Будете работать в парах.
Прежде всего, посмотрите на чай с сахаром с точки зрения химии.
- Обсудите в парах и запишите ответы на вопросы:
– Что вы понимаете под словосочетанием «сладкий чай» с точки зрения химии?
– Почему вы не можете сразу ответить на вопрос задачи?
– Каких знаний или умений вам не хватает?
- Исходя из ваших ответов, сформулируйте тему урока.
Итак, тема нашего урока «Растворы. Вычисление массовой доли растворённого вещества в растворе».
Запишите сегодняшнее число и тему урока.
- Что вам нужно знать на уроке?
- Какая цель нашего урока?
Цель: формирование знаний о растворах, массовой доле растворенного вещества.
Планирование решения проблемы и достижения цели урока.
Теперь давайте составим последовательность наших действий для достижения цели урока (формулируется в совместной беседе с учащимися)
План урока:
1. Вспомнить, что мы уже знаем по этой теме.
2. Узнать, как найти содержание растворённого вещества в растворе.
3. Узнать количественные данные для решения задачи.
4. Решить предложенную задачу.
5. Применить полученные знания при решении других задач.
Актуализация знаний учащихся.
Сейчас обсуждаем этапов работы, решаем проблемных ситуаций. Работаем с учебником. Откройте учебники страница 110 параграф 33.
Вспомним, что мы уже знаем по этой теме.
Ответим на вопросы:
- О чём идёт речь в задаче, поставленной в начале урока? (о чае с сахаром)
- Так что же такое чай с сахаром с точки зрения химии? (раствор)
- Из чего состоит любой раствор? (из растворённого вещества и растворителя)
- Что в нём является растворителем, а что растворённым веществом? (растворитель – вода, растворенное вещество – сахар)
Давайте запишем в тетрадях.
Слайд 1Растворы – это однородные системы, состоящие из молекул растворителя и частиц растворенного вещества, между которыми происходят физические и химические взаимодействия.
Слайд 2. Какие бывают растворы?
Слайд 3. Растворимость веществ.
Изучение нового материала и решение проблемы.
Обсуждаем 2 и 3 этапы работы. Работаем с учебником, откройте с.114 параграф 34.
Узнайте, как найти содержание растворённого вещества в растворе, количественные данные для решения задачи (стр. 127-130 учебника, 6 слайд презентации) и решите задачу.
Итак, смогли ли вы ответить на вопрос: «В каком стакане чай слаще?»
Сейчас продолжите предложения (слайд 9):
1. Раствор состоит из…
2. Растворителем может быть….
3. Для того, чтобы приготовить раствор заданной концентрации, необходимо знать….
Запишите в тетрадях.
Сейчас ответьте на следующий вопрос? Как выражают содержание вещества в растворе? (массовых долях)
Запишите формулу для вычисления массовой доли растворённого вещества на доске.
А почему в одном стакане чай слаще? (зависит от массы растворенного вещества).
1.Растворы бывают концентрированные и разбавленные (схема в тетрадь, обсуждение) -работа с учебником
Концентрация- является важной характеристикой раствора.
Содержание вещества в растворе часто выражают в массовых долях.
Из курса математики мы знаем, что весь раствор составляет 100 %. А сколько % составляет масса соли в растворе.
m(раствор)--------100%
m(соли)----------х
Значит, при расчёте необходимо массу соли, разделить на массу всего раствора х=m(соли)*100% /m (раствора)
Если мы назовем массу соли долей (частью от целого раствора, то получаем массовую долю в растворе, которая обозначается ω(омега)= m(соли)/m(раствора)
где
ω – массовая доля растворённого вещества
m (в-ва) – масса растворённого вещества (г, кг)
m (р-ра) – масса раствора (г, кг)
Массу раствора можно определить по формулам:
m(р-ра)=Vp
m(р-ра)=m(в-ва) +m(воды)
V – объём раствора (мл, л, м3)
p – плотность раствора (г/мл, кг/л, кг/м3 )
Таким образом, мы переходим к решению задач на нахождение массовой доли растворенного вещества. Массовую долю растворенного вещества называют также ПРОЦЕНТНОЙ КОНЦЕНТРАЦИЕЙ раствора. Массовую долю растворенного вещества измеряют в долях единицы или в процентах.
Первичное закрепление.
Давайте решим задачи. Чтобы решить данную задачу, нам нужно записать условия задачи.
5. Домашнее задание.
Прочитать параграфы 33 и 34, в ЭОС решить индивидуальное задание и задание (общее).