СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему "Прямая и обратная пропорциональность"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Прямая и обратная пропорциональность"»

6 класс

Тема. Прямая и обратная пропорциональность. Дата______________

Цель. Проверить знания учащихся по теме «Пропорции». Закрепить определение прямо пропорциональных и обратно пропорциональных величин. Научится решать задачи по данной теме.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. закрепление нового материала.

Прямая и обратная пропорциональность.

(Пусть ручка стоит 3 р. (это цена). Тогда легко рассчитать стоимость двух, трех и т.д. ручек по формуле: .

Количество ручек, шт.

1

2

3

4

Стоимость, р.

3

6

9

12

Заметим, что с увеличением количества ручек в несколько раз их стоимость увеличивается во столько же раз.

Говорят, что стоимость покупки прямо пропорциональна количеству купленных ручек.

Определение. Две величины называются прямо пропорциональными, если при увеличении одной из них в несколько раз другая увеличивается во столько же раз.

Если две величины прямо пропорциональны, то отношения соответствующих значений этих величин равны.

Примеры прямо пропорциональных величин:

1. Периметр квадрата и длина стороны квадрата – прямо пропорциональные величины. .

2. Если скорость движения постоянна, то пройденный путь и время движения – прямо пропорциональные величины. .

3. Если производительность труда постоянна, то объём выполненных работ и время – прямо пропорциональные величины. .

4. Выручка кассы кинотеатра прямо пропорциональна количеству проданных билетов при одинаковой цене. И т.д.


Задача 1. За 5 тетрадей в клетку заплатили 40 р. Сколько заплатят за 12 таких же тетрадей?

Кол-во Стоимость

5 тетрадей – 40 р. Прямая пропорциональность

12 тетрадей – х р.


Решение.

Т.к. величины прямо пропорциональны, то отношения двух произвольно взятых значений первой величины равно отношению двух соответствующих значений второй величины.

,

,

.

96 р. заплатят за 12 тетрадей. Ответ: 96 р.


Хотят купить на 120 р. несколько одинаковых книг. Тогда легко рассчитать количество книг по 10 р., 20 р., 30 р. 40 р. и т.д. по формуле: .

Цена, р.

10

20

30

40

Количество книг, шт.

12

6

4

3

Заметим, что с увеличением цены книги в несколько раз их количество уменьшается во столько же раз.

Говорят, что количество купленных книг обратно пропорционально их цене.


Определение. Две величины называются обратно пропорциональными, если при увеличении одной из них в несколько раз другая уменьшается во столько же раз.

Если величины обратно пропорциональны, то отношение значений одной величины равно обратному отношению значений другой величины.


Примеры обратно пропорциональных величин:

1. Если пройденный путь постоянен, то скорость движения и время движения – обратно пропорциональные величины. .

2. Если производительность труда постоянна, то объём выполненных работ и время – обратно пропорциональные величины. .


Задача 2. 6 рабочих выполнят работу за 5 часов. За какое время справятся с этой работой 3 рабочих?


Кол-во Время

6 рабочих – 5 ч Обратная пропорциональность

3 рабочих – х ч


Решение.

Т.к. величины обратно пропорциональны, то отношения двух произвольно взятых значений одной величины равно обратному отношению соответствующих значений другой величины.


,

,

.

За 10 ч справятся с этой работой 3 рабочих. Ответ: 10 ч.


Алгоритм решения задач.

  1. Составить краткую запись и определить вид пропорциональности. (Одноименные величины записываются друг под другом)

  2. Составить пропорцию.

    • Если две величины прямо пропорциональны, то отношения двух произвольно взятых значений первой величины равно отношению двух соответствующих значений второй величины.

    • Если две величины обратно пропорциональны, то отношения двух произвольно взятых значений одной величины равно обратному отношению соответствующих значений другой величины.

  3. Найти неизвестный член пропорции.

  4. Проанализировать полученный результат и записать ответ.


  1. Решение упражнений.

Уч.с.21 № 75(а). В 100 г раствора содержится 4 г соли. Сколько соли содержится в 300 г этого раствора?

Р-р Соль

100 г – 4 г Прямая пропорциональность

300 г – х г


Решение.

Т.к. величины прямо пропорциональны, то отношения двух произвольно взятых значений первой величины равно отношению двух соответствующих значений второй величины.

,

,

.

12 г соли содержится в 300 г этого раствора. Ответ: 12 г.

Уч.с.22 № 88. Некоторую работу 6 человек сделают за 18 дней. За сколько дней сделают эту же работу 9 человек, работающие так же успешно, как и первые?


Кол-во Время

6 человек – 18 дн. Обратная пропорциональность

9 человек – х дн.


Решение.

Т.к. величины обратно пропорциональны, то отношения двух произвольно взятых значений одной величины равно обратному отношению соответствующих значений другой величины.


,

,

.

За 12 дней сделают эту же работу 9 человек. Ответ: 12 дней.

Уч.с.22 № 83. Один килограмм металлолома заменяет кг богатой железом руды. Сколько руды заменяют 4 т металлолома?

Металлолом Руда

1 кг – кг Прямая пропорциональность

4 т – х кг


Решение.

Т.к. величины прямо пропорциональны, то отношения двух произвольно взятых значений первой величины равно отношению двух соответствующих значений второй величины.

1) 4 т = 4000 кг;

2) ,

,

.

10 000 кг руды заменяют 4 т металлолома. Ответ: 10 000 кг.

Уч.с.22 № 84(а). Автомобилист заметил, что со скоростью 60 км/ч он проехал мост через реку за 40 с. На обратном пути он проехал этот же мост за 30 с. Определите скорость автомобиля на обратном пути?

v t

6 0 км/ч – 40 с Обратная пропорциональность

х км/ч – 30 с


Решение.

Т.к. величины обратно пропорциональны, то отношения двух произвольно взятых значений одной величины равно обратному отношению соответствующих значений другой величины.

, , .

80 км/ч скорость автомобиля на обратном пути. Ответ: 80 км/ч.


  1. Подведение итогов урока

  2. Домашнее задание. § 1.5 (выучить теорию). № 75(б), 77(а), 84(б).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!