СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему "Письменность и знания в Древнем Египте"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Письменность и знания в Древнем Египте"»

Письменность и знания в Древнем Египте

Научные знания древних египтян были ориентиром для многих древних цивилизаций, поэтому иногда их называют «учителями учителей». Какой же вклад внёс Древний Египет в развитие мировой науки и образования? 

Письменность

Современные жители Египта разговаривают на арабском языке, а язык древних египтян остался только в письменных знаках — иероглифах — на многочисленных памятниках культуры: росписях в храмах и гробницах фараонов, скульптурах.  

Долгое время никто не знал, как расшифровать иероглифические письмо, многие исследователи брались за эту задачу, но у них ничего не получалось. Лишь в XIX в. удалось разгадать тайну древнеегипетской письменности. Это удалось сделать французскому учёному Жан-Франсуа Шампольону.

Узнать больше 

Письменность у египтян возникла в конце четвёртого тысячелетия до н. э. из-за необходимости фиксировать и запоминать различные явления хозяйственной деятельности. В её основу было положено пиктографическое письмо, где понятия и слова изображались в виде пиктограмм — маленьких рисунков, означающих изображённый на них предмет или явление. Например, нарисованные ноги означали «ходить». Такие знаки-пиктограммы также называются иероглифами

Копия «стелы Откровения» — погребальной таблички Анк-аф-на-хонсу, фиванского жреца 26-й династии (около 725 г. до н. э.)

Постепенно рисунки стали изображать не только отдельные понятия (например, «крокодил», «солнце», «дом»), но и согласные звуки. Один знак обозначал несколько звуков, поэтому египтяне создали знаки-определители, с помощью которых можно было прочитать слова с одинаковыми согласными, такие как «дом» и «дым».  

Также выяснилось, что египтяне не знали бумаги и оставляли записи палочкой с заострённым концом на коже, гипсовых дощечках или специальном материале из болотного тростника — папируса, который сворачивали в свитки. Папирус старались экономить, так как его производство было дорогим и длительным процессом. Сначала нужно было снять кору со стеблей растения, затем разрезать стебли на несколько листов и сложить их перпендикулярно друг на друга. Далее кладку из полосок придавливали прессом и долго просушивали на солнце от вытекшего из волокон клея. На последней стадии изготовления материала листы выглаживали и отбивали молотком.

«Изготовление папируса». Пьер Ге

Когда листы папируса были готовы, их склеивали и сворачивали трубочкой. Так образовывались свитки длиной до нескольких метров. Свитки хранились в библиотеках при храмах, а их хранением и переписыванием занимались жрецы.

Древнеегипетская школа

Как правило, в школах Древнего Египта могли учиться только мальчики, а девочки в лучшем случае получали только домашнее образование. 

Школы располагались при храмах и посещать их могли дети из знатных родов, начиная с шести-семилетнего возраста. Жрецы обучали учеников письму, чтению и устному счёту. Сначала дети учились писать на глиняных черепках, затем им выдавался старый папирус, где перед нанесением иероглифов нужно было предварительно очистить материал от предыдущих надписей. Новый папирус вручали только самым лучшим учащимся. Школьное обучение было тяжёлым занятием — чтобы уметь читать сказки и поучительные тексты, дети должны были запомнить сотни иероглифов. 

«Египетская школа». Крис Ридделл

Кроме умения читать и писать будущим чиновникам и писцам нужно было изучить много специальных дисциплин — историю, географию, математику, медицину, астрономию, строительное дело. 

Дисциплина была строгой: учителя могли наказывать нерадивых учеников плетью. Отсюда появилась поговорка: «Ухо мальчика — на его спине».

Научные знания в Древнем Египте

Развитие научных знаний древних египтян было связано с хозяйственной деятельностью, в частности — с потребностью вести земледельческие работы. Чтобы правильно рассчитать начало сельскохозяйственного сезона, жрецы занимались астрономией — вели постоянное наблюдение за планетами и звёздами. 

Опытным путём было установлено, что Нил разливается тогда, когда в небе появляется звезда Сириус. С этого момента египтяне стали отсчитывать начало нового года: они создали календарь продолжительностью как и современный — в 365 дней. 

Египетские учёные научились предсказывать солнечные и лунные затмения, а в процессе наблюдения за звёздами они изобрели сначала солнечные, а потом водяные часы. Время определялось в солнечных часах по движению тени, а в водяных по количеству вытекшей из сосуда жидкости.

Египетские водяные часы

Значительных успехов древние египтяне достигли в медицине. Жрецы прекрасно знали расположение внутренних органов в человеческом теле, так как им приходилось проводить процедуру мумификации умерших людей. Значимым достижением древнеегипетской анатомии было знание о кровообращении и роли сердца в этом процессе.

При раскопках в Древнем Египте были обнаружены многочисленные хирургические инструменты и папирусные свитки с описанием заболеваний, рецептов снадобий и различных методов излечения. 

Египетская мумия и ёмкости для бальзамирования. Лувр. Фото Вания Теофило

Основной причиной болезни в те времена признавались козни злых духов, поэтому кроме лекарств египетские врачеватели активно использовали магические заклинания и молитвы. Каждый врач имел свою специализацию — от лечения зубов до лечения желудочных заболеваний. 

Практическая деятельность людей дала толчок для развития математики. Ремесленник должен был точно знать, в каких соотношениях нужно соединять олово и медь, чтобы выплавить бронзу. Писцы во дворах вельмож должны были точно измерить величину обрабатываемого земельного участка и количество урожая, которое можно с него собрать. Архитектор вёл сложные расчёты затрат на строительство храма или дворца, определял необходимое для выполнения этих задач количество рабочей силы и материала.  

Древние египтяне умели не только складывать и вычитать, умножать и делить, но и имели представление о дробях. Кроме того, именно в Древнем Египте возникла география — наука, изучающая Землю. 

Всеми научными знаниями в Древнем Египте обладал узкий круг жрецов. Они тщательно оберегали свои тайны от посторонних и передавали их из поколения в поколение.  

 В Древнем Египте для ведения успешной хозяйственной деятельности появилось иероглифическое письмо. Для записей египтяне научились изготавливать папирус, который сворачивали в длинные свитки. Египетские жрецы накопили глубокие знания в астрономии, медицине и математике, которые передавались узкому кругу лиц.

Задание

1. Расскажите, как и на чём писали египтяне? Какие предметы изучались в древнеегипетской школе? Назовите не менее трёх дисциплин. 

2. Ответьте, какие науки и почему получили развитие в Древнем Египте?



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!