СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему "Первобытные собиратели и охотники. Древнейшие люди"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Первобытные собиратели и охотники. Древнейшие люди"»

ПЕРВОБЫТНЫЕ СОБИРАТЕЛИ И ОХОТНИКИ ДРЕВНЕЙШИЕ ЛЮДИ КОНСПЕКТ УРОКА 5 КЛАСС

Цели: познакомить с обликом и образом жизни древнейших людей; научить определять черты сходства и различия древнейшего человека и животных; формировать умения пересказывать содержание текста учебника, работать с ним, с исторической картой и иллюстрациями, правильно употреблять и объяснять исторические термины.

Планируемые результаты: предметные: работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные; выявлять закономерности эволюции человека; устанавливать причинно-следственные связи между средой обитания и жизнью первобытных людей; объяснять причины развития коллективизма среди древних людей, значения понятий первобытные люди, орудие труда, собирательство, археолог, реконструкция’, метапредметные

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

Человек - это уникальная форма жизни на нашей планете. Какими были первые шаги людей? Почему мы пошли именно таким путем, а не иным? Почему мы не единственный человеческий род? Какой еще путь мы должны пройти в процессе эволюции? На эти вопросы мы и попытаемся найти сегодня ответы.

План урока

1. Наши далекие предки.

3. Первые занятия древнейших людей.

4. Овладение огнем.

— Как вы считаете, можно ли совершить путешествие в то время, о котором мы с вами говорим, повстречаться с древнейшими людьми?

— Рассмотрите иллюстрации и наглядный материал § 1 учебника и предположите, какие исторические источники и вспомогательные исторические дисциплины смогут нам помочь исследовать жизнь древнейших людей. (Вещественные источники, археология, этнография и др.)

Первобытные люди — люди, жившие до изобретения письма, до появления первых государств и больших городов (запишите в словари).

III. Работа по теме урока

1. Наши далекие предки

Давайте обратим внимание на карту (с. 9 учебника).

— Используя знаки-подсказки на карте, ответьте на следующие вопросы.

— Где жили древнейшие люди?

— На каком материке?

— Где следы их жизни не обнаружены?

— Когда появились первые люди? Для ответа на этот вопрос используйте текст учебника и дополнительный материал.

Дополнительный материал

Вопрос о том, когда и где появились первые люди на Земле, до сих пор остается предметом острых научных дискуссий. На сегодняшний день большинство ученых считают, что вид Homo sapiens — человек разумный — сформировался около 50 тыс. лет назад в районе Великих рифтовых разломов в Восточной Африке. Последние раскопки и открытия подтверждают, что этот район — самое вероятное место происхождения человека. В конце 50-х — начале 60-х гг. XX в. Луисом и Мэри Лики — английскими учеными с мировым именем - в ущелье Олдовай на севере Танзании в зоне рифтовых разломов были найдены останки древнего человекоподобного существа (человек умелый), возраст которых насчитывает 1,7 млн лет.

Последующие археологические раскопки и находки останков древних гоминидов у восточного побережья озера Рудольф, в долине рек Омо и Аваш, доказати, что предки человека появились еще раньше — 2,5 млн, 3,7 млн и даже 5 млн лет назад.

— А как выглядели наши предки? При ответе используйте иллюстрации учебника и слайды презентации.

Ваши мнения разошлись. Одни из вас утверждают, что наши предки больше похожи на обезьян. Другие пришли к выводу о том, что первобытные люди уже разительно отличались от животных.

В ходе выполнения задания учитель на доске рисует схему, которую ученики зарисовывают у себя в тетрадях.)

Интересные факты

Что случилось с волосами?

Почему человек ходит на двух ногах?

Почему увеличился размер мозга наших предков?

Не существует никаких сомнений относительно того, что мозг более крупного размера предоставил нам неограниченные возможности. Человеческий мозг — это одна из ценнейших частей тела, занимающая всего лишь 2% от его массы и использующая пятую часть энергии, вырабатываемой организмом. При этом около 2 млн лет назад размер мозга наших предков был не больше, чем у обезьяны. Так что же послужило причиной его увеличения?

Одна из версий гласит, что увеличение размера мозга было необходимо человеку, для того чтобы делать более удобные орудия труда. Другая утверждает, что это помогало нашим предкам лучше общаться друг с другом. Возможно, радикальные перемены, происходившие в окружающем мире, требовали соответствующих изменений и от человека.

2. Орудия труда

Археологи находят вместе с костями древнейших людей камни, от краев которых отколоты мелкие кусочки.

— Как вы думаете, что это значит?

— Почему человек делал это?

Вы правильно предположили: у человека не было таких мощных лап, таких крепких костей и зубов, как у больших хищных зверей. Однако камень был крепче любых зубов и когтей, а удар тяжелой дубиной сильнее удара медвежьей лапой.

Итак, древнейший человек назван человеком умелым именно потому, что в отличие от животных он умел изготавливать орудия труда.

3. Первые занятия древнейших людей

— Представьте себя на месте древнейших людей. Как вы могли обеспечить себе существование, используя столь примитивные орудия труда?

— Как охотились древнейшие люди?

Таким образом, хозяйство, при котором человек пользовался тем, что давала природа, называется присваивающим.

4. Овладение огнем

Труд постепенно совершенствовал и менял облик человека. В 1890—1892 гг. на острове Ява голландский антрополог Эжен Дюбуа обнаружил останки человека, которого он назвал Homo erectus — человек прямоходящий. Это было большое открытие, которое изменило жизнь ученого.

— Сейчас я прочитаю отрывок из книги одного известного писателя, а вы, прослушав его, должны будете определить, о каком событии идет речь.

В непроглядную ночь бежали уламры, обезумев от страданий и усталости; все их усилия были тщетны перед постигшим их несчастьем: огонь был мертв! Они поддерживали его в трех клетках. По обычаю племени четыре женщины и два воина питали его день и ночь.

Даже в самые тяжелые времена поддерживали они в нем жизнь, охраняли его от непогоды и наводнений, переносили его через реки и болота; синеватый при свете дня и багровый ночью, он никогда не расставался с ними. Его могучее лицо обращало в бегство львов, пещерного и серого медведей, мамонта, тигра и леопарда. Его кровавые зубы защищали человека от обширного страшного мира. Он извлекал из мяса вкусные запахи, делал твердыми концы рогатин, заставлял трескаться камни, он подбадривал людей в дремучих лесах, в бесконечной саванне, в глубине пещер. Это был отец, страж, спаситель; когда же он вырывался из клетки и пожирал деревья, он становился более жестоким и диким, чем мамонты.

И вот теперь он мертв!

— Что огонь давал первобытным людям? Почему потеря огня считалась большим несчастьем?

— Древнейшие люди жили коллективами, которые называют человеческими стадами. Ученые не знают, сколько человек входило в стадо, но предполагают, что не менее тридцати и не более ста.

— На чем основаны оба предположения?

1. На какие две части можно разделить задание?

2. Почему небольшое стадо было обречено на гибель? Придумайте какой-нибудь случай из жизни первобытных людей, подтверждающий вашу мысль.

3. Почему найти пропитание в одной местности очень большой группе людей было затруднительно?

1. Древнейшие человеческие коллективы были столь же непрочными объединениями, как и стада животных: если численность стада от голода, болезней, нападения хищников снижалась до 15—20 человек, его члены уже не могли успешно охотиться и защищаться от зверей. Тогда такое стадо соединялось с другим. Если же численность стада росла и количество людей в нем начинало превышать сотню, оно распадалось на два меньших стада. Родства наши предки не знали: никто не мог сказать, чей он сын или внук, кто в стаде доводится ему братом или сестрой.

Разделения труда между мужчинами и женщинами долгое время не существовало (женщины, если у них не было маленьких детей, участвовали в охоте наравне с мужчинами). Во главе со своими вожаками первобытные стада бродили в поисках пищи, они были мало связаны друг с другом, каждое жило своей самостоятельной жизнью.

2. Первобытное стадо было трудовым человеческим коллективом.

IV. Подведение итогов урока

Домашнее задание



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!