СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему "Организация и услуги Интернет. Сетевые технологии."

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Организация и услуги Интернет. Сетевые технологии."»

3


Информатика 11 класс

Урок №11. Организация и услуги Интернет. Сетевые технологии.

П.р. № 8 «Интернет. Работа с электронной почтой и телеконференциями»

Учитель: Ибрагимова С.А. Дата: ______________

Тип урока: урок постановка и решения учебной задачи

Задачи: обеспечить усвоение знаний об организации глобальных сетей, Интернете как глобальной информационной системе; формировать умения использовать понятия «IP-адрес» и «доменный адрес», определять коммуникационные и информационные службы Интернета.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся объяснять, что представляет собой глобальные сети

Метапредметные:

познавательные – владеть навыками планирования; самостоятельно приобретать новые знания; осуществлять самоконтроль и оценку результатов своей деятельности;

регулятивные – принимать познавательную цель и сохранять ее при выполнении учебных действий;

коммуникативные – устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации.

Личностные: проявление готовности к саморазвитию и самообразованию, уважительно-доброжелательному отношению к людям.


Организационная структура урока

  1. Организационный момент.

Учитель приветствует класс. Проверяет готовность обучающих­ся к уроку. Создает в классе атмосферу психологического комфорта.

  • Мне очень нравится, как вы относитесь к урокам ин­форматики!

  • Что бы вы поменяли в организации наших уроков?

Учащиеся настраиваются на учебную деятельность. Концентрируют внимание на работе на уроке.

Прием «Самопроверка».

  • Для урока я подготовил...

  • Мои мысли об... (информатики).

  • Я концентрируюсь только на... (информатике)

  1. Актуали­зация опор­ных знаний и жизненного опыта. Постановка учебной задачи

Приветствует класс. Проверяет готовность обучающих­ся к уроку. Создает в классе атмосферу психологическо- го комфорта.

-Мне очень нравится, как вы относитесь к урокам ин­форматики!

- Что бы вы поменяли в организации наших уроков?

Настраиваются на учебную деятельность. Концентрируют внимание на работе на уроке.

Прием «Я контролирую свои мысли».

  • Я на уроке... (информатики).

Я сосредоточиваюсь на изучении... (информатики).

  • Мне нужно перестать думать о...

  • Мои мысли только об... (информатике)

II. Актуали­зация опор­ных знаний и жизненного опыта.

Постановка учебной за- Гдачи

Предлагает обучающимся рассказать, что им уже из­вестно о понятии «базы данных».

Выступают перед классом или в группах.

  • Из уроков информатики о понятии «базы данных» я пом­ню...

  • Я изучал...

  • Я исследовал...

  • Я выполнял...

Вопрос запуска постановки учебной з а - дачи:

-Достаточно ли у вас знаний о понятии «базы данных»? Формулирует учебную задачу:

  • Исследовать понятие «базы данных»

Осознают важность решения поставленной учебной задачи

III. Сообще­ние темы. Постановка цели и задач урока

Сообщает тему урока

Организует совместное с обучающимися формулирова­ние цели и задач урока:

  • Внимательно прочитайте гему урока. Каковы ее клю­чевые слова?

  • Что ожидается от вас сегодня на уроке?

  • Чему нужно научиться?

Записывают в тетрадь тему урока.

Участвуют в формулировании цели и задач урока:

  • усвоить суть понятия «база данных»;

  • научиться использовать СУБД ИЬгеОффсе Вазе

I IV. Мотиви,

\ вание к учеб- \ ной деятель-

11 110СТИ

Способствует обсуждению мотивационных вопросов:

-Что я намерен делать сегодня на уроке информатики?

- Хочу ли я научиться шифровать информацию?

\ — Почему для меня важно научиться использовать разные У Т&1А.ДЫ Шллфроълния информации?

Отвечают на мотивационные вопросы.

При необходимости просят учителя оказать помощь. Создают условия для успешной учебной деятельности

I V. Создание I ситуации за- I труднения.

| Работа над темой урока

Организует обсуждение проблемного вопроса: -Для чего предназначены базы данных?

Принимают участие в обсуждении проблемного вопроса. Испытывают определенные трудности при ответе на во­просы.

Планируют организацию поиска необходимой информа­ции.

Предлагает обучающимся проанализировать определе­ние понятия «база данных».

Отвечает на вопросы обучающихся.

Поясняет, что под вычислительной системой здесь по­нимается отдельный компьютер или компьютерная сеть.

Анализируют определение. Заполняют таблицу.

Определение

Ключевые

слова

Вопросы

к учителю

Базы данных - это совокуп-

Совокупность,

Почему...?

ность специальным образом

организованные


организованных данных,

данные, вычис-

Как по-

хранимых в памяти вычисли-

лительная систс-

пять...?

тельной системы и стража-

ма, состояние,


ющих состояние и взаимо-

взаимодействие,


действие объектов в оиреде-

предметная об-


ленной предметной области

ласть


Проводят исследования.



ШННИ9 чНя • Щ.

Сообщает обучающимся, что по виду используемой мо­дели данных базы данных делятся на иерархические, се­тевые и реляционные (табличные).

Организует исследование особенностей реляционной мо­дели данных.

Находят и анализируют найденную информацию.

Найденная

информация

Мне

непонятно...

Вопросы учителю или вопросы для дополни­тельных самостоятель­ных исследований

1

2

3

Основной информацион­ной единицей реляцион­ной БД является таблица


Всегда ли...?

Структурными составля­ющими таблицы являются записи и поля


Почему...?

Каждая запись содержит информацию об отдельном объекте системы


Что...?

.

Каким образом...7



Каждое поле - это опреде­ленная характеристика (свойство, атрибут) объекта

Для каждой таблицы реля­ционной БД определяется главный ключ - поле или совокупность полей, одно­значно определяющих запись

Как...?

Объясняет обучающимся, что существуют четыре ос­новных типа для полей БД: символьный, числовой, логи­ческий и дата.

Организует изучение определения понятия «Система управления базами данных (СУБД)». делают записи в раоочеи тетради.

Задают учителю вопросы.

Анализируют определение. Заполняют таблицу.

Определение

Ключевые слова

Вопросы дополни-
тельных исследований

1

Учитель предлагает обучающимся рассказать, что им уже из­вестно о глобальных сетях, об Интернете.

Учащиеся отвечают.

  • Я изучал...

  • Я читал...

  • Я видел…

  • Мне рассказывали…

Вопрос запуска постановки учебной задачи: (учащиеся осознают важность решения поставленной учебной задачи)

  • Достаточно ли у вас знаний об организации глоб.сети, об Интернете как глоб. Информационной системе?

Формулирует учебную задачу:

  • Исследовать организацию глобальных сетей и Интернет как глоб. инф-ю систему.

  1. Сообще­ние темы. Постановка цели и задач урока

Учитель сообщает тему урока. Организует совместное с обучающимися формулирова­ние цели и задач урока:

  • Внимательно прочитайте тему урока. Каковы ее клю­чевые слова?

  • Что ожидается от вас сегодня на уроке?

  • Как бы сформировали цель и задачи урока?

  • Чему нужно научиться?

Учащиеся записывают в тетрадь тему урока. Участвуют в формулировании цели и задач урока:

  • Понять, что собой представляют глоб. сети, какие существуют средства обеспечения информационных услуг для пользователей Сети;

  • научиться использовать знания об организации глоб. сетей, описывать и характеризировать разные службы Интернета.

  1. Мотивиро­вание к учеб­ной деятель­ности

Учитель способствует обсуждению мотивационных вопросов:

  • Что мне нужно делать сегодня на уроке, чтобы достичь задач урока?

  • Связанна ли тема урока с повседневной жизнью?

  • Почему для меня важно научиться использовать разные виды шифрования информации?

  • Какова моя цель на данном уроке?

Учащиеся отвечают на мотивационные вопросы. При необходимости просят учителя оказать помощь. Создают условия для успешной учебной деятельности.

  1. Создание ситуации за­труднения. Работа над темой урока

Учитель организует обсуждение первого проблемного вопроса:

  • Что способствовало появлению Интернета?

Учащиеся принимают участие в обсуждении проблемного вопроса. Испытывают определенные трудности при ответе на во­просы. Планируют организацию поиска необходимой информа­ции.

Учитель организует исследование этапов развития компьютерной техники.

Учащиеся проводят исследования, находят и анализируют необходимую информацию

Появление и развитие компьютерной техники во второй половине XX века стали важнейшим фактором научно-технической революции.

В этом процессе выделим три этапа.

Первый этап начался с создания первой ЭВМ в 1945 году. Приблизительно в течение 30 лет компьютерами пользовалось сравнительно небольшое число людей, главным образом в научной и производственной областях.

Второй этап начался в середине 70-х годов XX века и связан с появлением и распространением персональных компьютеров (ПК). ПК стали широко использоваться не только в науке и производстве, но и в системе образования, сфере обслуживания, быту. ПК вошли в дом как один из видов бытовой техники наряду с радиоприемниками, телевизорами, магнитофонами.

Третий этап связан с появлением глобальной компьютерной сети Интернет. В результате персональный компьютер, который помещается на письменном столе, стал «окном» в огромный мир информации. Появились новые понятия, такие как «мировое информационное пространство», «киберпространство». Распространение Интернета решает важную социальную проблему информационного неравенства, которое существует между людьми, живущими в разных странах, на разных континентах, а также в крупных городах и на периферии. Именно развитие Интернета дает основание говорить о том, что в истории цивилизации наступает этап информационного общества.

Учитель объясняет обучающимся, что с распространением компьютеров возникает понятие компьютерной грамотности.

С распространением компьютеров возникает понятие компьютерной грамотности. Это необходимый уровень знаний и умений человека, позволяющий ему использовать компьютер для общественных и личных целей.

На первом этапе развития ЭВМ компьютерная грамотность сводилась к умению программировать. Программирование главным образом изучалось в высших учебных заведениях, владели им ученые, инженеры, профессиональные программисты.

На втором этапе под общим уровнем компьютерной грамотности стали понимать умение работать на персональном компьютере с прикладными программами, выполнять минимум необходимых действий в среде операционной системы. Компьютерная грамотность на таком уровне становится массовым явлением благодаря обучению в школе, на многочисленных курсах, в само-стоятельном режиме.

На третьем, современном этапе важным элементом компьютерной грамотности стало умение использовать Интернет. Появилось более широкое понятие — информационная культура. Быстро растет число компьютеров, подключенных к мировой сети. И всё более необходимым становится умение использовать ком-пьютер для общения с другими людьми, для дистанционного обучения, поиска справочной информации, коммерческой деятельности и многого другого.

Учащиеся слушают объяснения учителя.

Учитель дает понятия глоб.сети, WWW и Интернета.

Понятие глобальной сети — системы объединенных компьютеров, расположенных на больших расстояниях друг от друга, — появилось в процессе развития компьютерных сетей. В 1964 году в США была создана компьютерная система раннего оповещения о приближении ракет противника. Первой глобальной сетью невоенного назначения стала сеть ARPANET в США, введенная в действие в 1969 году. Она имела научное назначение и объединяла компьютеры нескольких университетов страны.

В 80-90-х годах прошлого века в разных странах создается множество отраслевых, региональных национальных компьютерных сетей. Их объединение в международную сеть произошло на базе межсетевой среды Интернет.

Важным годом в истории Интернета стал 1993 год, когда была создана служба World Wide Web (WWW) — Всемирная информационная сеть (Всемирная паутина). С появлением WWW резко возрос интерес к Интернету, пошел процесс его бурного развития и распространения. Многие люди, говоря об Интернете, подразумевают именно WWW, хотя это только лишь одна из его служб.

Интернет — это сложная аппаратно-программная система, в которой нам с вами предстоит разобраться. Постараемся получить ответы на три вопроса:

  • из чего состоит Интернет;

  • как работает;

  • для чего используется.

Часто в литературе вместо слова «Интернет» употребляют термин «Сеть» (уважительно с большой буквы). Мы также иногда будем им пользоваться.

Учащиеся делают записи в рабочей тетради. Задают учителю вопросы.

Учитель организует обсуждение второго проблемного вопроса:

  • За счет чего Интернет является глобальной информационной системой?

Учащиеся принимают участие в обсуждении. Предлагают свои идеи.

Учитель объясняет, что всякая услуга в Интернете предоставляется с помощью программ-серверов.

Серверы делятся на несколько видов, в зависимости от типа услуги, которая предоставляется пользователям: web-серверы предоставляют доступ к информации в виде web-страниц, файловые серверы обеспечивают доступ к файлам, почтовые серверы выполняют обмен почтовыми сообщениями, игровые серверы служат для одновременной игры нескольких пользователей и др. С сервером взаимодействует программа-клиент, работающая на компьютере пользователя.

Работа связки «клиент — сервер» подчиняется определенному протоколу: стандарту на представление, обработку, передачу информации средствами данной службы.

Если протокол TCP/IP называется базовым протоколом Интернета, то протоколы служб можно назвать прикладными протоколами (иногда их называют протоколами второго уровня).

Учащиеся делают записи в рабочей тетради. Задают учителю вопросы.

Учитель организовывает поиск и исследование информации о коммуникационных службах Интернета.

Учащиеся ищут информацию.

Электронная почта — e-mail. Это наиболее старая и одна из самых массовых служб Сети. Ее назначение — поддержка обмена электронными письмами между пользователями.

Схема работы электронной почты отражена на рис. 2.2. Почтовый сервер — это своеобразное «почтовое отделение», куда поступает входящая корреспонденция зарегистрированных на нем пользователей. Эта корреспонденция помещается в почтовые ящики пользователей — специально отведенные разделы на жестком диске. Каждый пользователь получает персональный почтовый адрес, по которому к нему будут поступать письма.

Каждый почтовый ящик имеет минимум один адрес следующего формата:

имя@адрес_сервера

Адрес почтового ящика должен быть уникальным. Для работы с почтой можно использовать web-интерфейс (т. е. работать с обычным браузером) или установить специализированный почтовый клиент.

Почтовый клиент — программа, помогающая составлять и посылать электронные сообщения, а также получать и отображать письма на компьютере пользователя. Примеры почтовых клиентов: Outlook Express, Netscape Messenger, The Bat. Пример подготовленного к передаче письма в среде Outlook Express.

По электронной почте можно не только отправлять текст, но и вкладывать в сообщение файлы любого формата.

Службы мгновенного обмена сообщениями (chat). Следующей популярной службой, предназначенной для мгновенного обмена сообщениями между пользователями Интернета, являются системы мгновенного обмена сообщениями. Это, например, программа ICQ («ай-си-кью» — игра слов, подобным образом читается выражение I Seek You, что означает «я ищу вас»). 

IP-телефония (Интернет-телефония) — система, позволяющая вести разговор в реальном времени с использованием каналов связи Интернета. Голосовая связь через IP-сеть может осуществляться двумя основными способами.

1) Компьютер — компьютер. Это самый первый и простой способ IP-телефонии. Для его реализации необходимы два компьютера со звуковыми картами, а также системами ввода/вывода звуковой информации (колонки или наушники, микрофон).

2) Компьютер — телефон. Один абонент должен иметь компьютер со звуковой картой и системой ввода/вывода звука, либо специальный IP-телефон, подключаемый к порту USB. Второй абонент имеет обычный телефон, находящийся в любой точке мира. Соединение осуществляется через специальные телефонные шлюзы, предоставляемые провайдерами телефонных услуг в Интернете. Звонок через телефонный шлюз стоит намного дешевле, чем обычный междугородний звонок по схеме «телефон — телефон».

Видеоконференция — это информационная услуга, обеспечивающая одновременную двухстороннюю передачу, обработку, преобразование и представление видео- и звуковой информации на расстояние в режиме реального времени с использованием компьютеров для более чем двух абонентов.

Учитель организовывает поиск и исследование информации о информационных службах Интернета.

Учащиеся ищут информацию.

Информационные службы предоставляют пользователям возможность доступа к определенным информационным ресурсам, хранящимся в Интернете. Такими ресурсами являются либо файлы стандартных форматов, либо разного рода документы (в том числе мультимедийные), которые можно просмотреть, сохранить, распечатать.

Служба передачи файлов. Часто эту службу называют по имени используемого протокола: FTP (File Transfer Protocol — протокол передачи файлов). Со стороны Сети работу службы обеспечивают FTP-серверы, а со стороны пользователей — FTP-клиенты.

Назначение FTP-сервера — хранение набора файлов самого разнообразного назначения (обычно в архивированном виде). Чаще всего это программные файлы: средства системного и прикладного программного обеспечения. Но в наборах могут храниться файлы и любых других форматов: графические, звуковые, документы Microsoft Word, Microsoft Excel и др. Вся эта информация образует иерархическую структуру папок (каталогов и подкаталогов).

World Wide Web (WWW, Всемирная паутина) — самая массовая сегодня информационная служба Интернета. Это огромная, распределенная по всему миру информационная система, содержащая миллионы документов на самые разнообразные темы.

Работает эта служба на базе протокола HTTP. Подробно о WWW будет рассказано в следующем параграфе. О популярности WWW говорят такие данные: с момента создания Интернета (1969 г.) до появления WWW (1993 г.) к услугам Сети подключились около 2 миллионов пользователей; с появлением WWW за 5-7 лет это число увеличилось приблизительно до 200 миллионов человек. В последнее время Интернет стал отождествляться с WWW. В настоящее время в мире насчитывается более 2 миллиардов пользователей Интернета и World Wide Web.

  1. Практическая работа

Цель работы: знакомство и практическое освоение работы с двумя видами информационных услуг глобальной сети: электронной почтой и телеконференциями; получение навыков работы с клиент-программой электронной почты Outlook Express; знакомство с возможностями использования браузера для просмотра общедоступных конференций.

Используемое программное обеспечение: клиент-программа электронной почты Outlook Express и браузер.

Задание 1

1. Выяснить у преподавателя ваш адрес электронной почты.

2. Подготовить с помощью клиент-программы Outlook Express электронное письмо самому себе. Для этого:

  • открыть программу Outlook Express;

  • щелкнуть на кнопке Создать сообщение;

  • в поле Кому ввести свой адрес электронной почты;

  • в поле Тема ввести текст «Тест электронной почты»;

  • в поле письма ввести произвольный текст;

  • установить связь с сервером (преподаватель объяснит, как это сделать в конкретной ситуации вашего компьютерного класса);

  • щелкнуть на кнопке Отправить;

  • открыть папку Отправленные и убедиться, что ваше письмо там зарегистрировано.

3. Принять отправленное сообщение. Для этого:

  • открыть папку Входящие в окне программы Outlook Express;

  • выполнить команду Доставить почту щелчком на соответствующей кнопке на панели инструментов;

  • убедиться, что в папке Входящие появилась регистрационная строка о принятом письме; просмотреть текст письма (если дважды щелкнуть мышью на регистрационной строке, то письмо развернется на экране в отдельном окне).

4. Выяснить электронные адреса своих товарищей, с которыми будете

вести переписку.

5. Занести адреса в адресную книжку. Для этого:

  • щелкнуть на кнопке Адресная книга на панели инструментов Outlook Express;

  • щелкнуть на кнопке Создать адрес; заполнить строки ввода в появившемся на экране бланке (например: имя: Сергей отчество: Петрович фамилия: Мухин вид: к С.П.Мухину адрес электронной почты: Myhinabc.ru)

  • щелкнуть на кнопке Добавить, затем на кнопке ОК;

  • повторить процедуру для воех своих адресатов;

  • закрыть окно адресной книги.

6. Подготовить сообщение для своих товарищей по переписке. Для этого:

  • щелкнуть на кнопке Создать сообщение;

  • щелкнуть на значке с изображением письма справа от слова КОМУ;

  • в появившемся списке адресов выделить нужного адресата, щелкнуть на кнопке КОМУ; (это действие можно повторить для нескольких адресатов); щелкнуть на кнопке ОК.

  • в поле Тема ввести текст «Письмо другу»;

  • заполнить поле для текста письма.

8. Присоединить к письму вложение и отправить письмо. Для это

  • выполнить команду Вставка — Вложение файла, указав через диалоговое окно нужный файл;

  • установить связь с сервером (если она была прервана);

  • щелкнуть на кнопке Отправить.

9. Принять переданную для вас почту. Для этого:

= в окне Outlook Express зз открыть папку Входящие;

  • нажать кнопку Доставить почту;

  • дважды щелкнув на регистрационной строке принятого письма, открыть окно с текстом письма и приложением;

  • прочитать текст письма, откройте вложенный файл.

Задание 2

Просмотр телеконференций на сервере провайдера. Для выполнения этого задания на узле вашего провайдера должен работать сервер новостей вашей клиент-программе Outlook Express должна быть настроена учетная запись сервера новостей (все эти вопросы выясните у преподавателя).

1. Установить связь с узлом провайдера.

2. Открыть программу Оцоок Ехргезз.

3. Открыть доступные группы новостей. Для этого:

    • выполнить команду Сервис - Группы новостей;

5 просмотреть появившийся на экране список групп новостей, доступных на сервере провайдера.

4. Выбрать группы новостей на политические темы. Для этого:

    • в поле Показать группы новостей, содержащие ввести слово «политика»;

    • просмотреть полученный список.

5. Просмотреть интересные для вас сообщения по выбранной теме. Для

этого:

  • в списке групп выбрать заинтересовавшую вас группу и щелкнуть на кнопке Перейти;

  • в появившемся на экране оглавлении данной группы выделить определенное сообщение;

  • прочитать текст сообщения в нижнем окне программы Outlook Express.

  1. Подведе­ние итогов урока. Рефлексия

Учитель организует подведение итогов урока обучающимися, способствует их размышлениям над вопросами:

  • Каковы мои достижения на уроке?

  • С какими трудностями я столкнулся при выполнении

  • Что у меня получилось лучше всего?

  • Какой информацией мне хочется поделиться с друзьями, родителями?

Учащиеся подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексию

  1. Домашнее задание

§ 10-11 изучить, ответить на вопросы

Учитель помогает обучающимся выбрать задания из учебника. Обращает внимание на возможности и способности

Учащиеся выбирают задания, которые будут выполнять дома. Записывают домашнее задание


























3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!