СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему "Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по истории России на тему  "Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг.". Урок предполагает изучение нового материала, закрепление новых знаний, предложены варианты домашнего задания. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Общественно-политическое развитие России в 1894-1904 гг."»

Параграф 3. Общественно-политическое развитие

Цель: познакомить учащихся с политической системой Российской империи в конце XIX - начале XXвека; подвести учащихся к понимаю главного противоречия политической системы: между существующей властью императора и началом складывания гражданского общества.

Задачи:

 1.Образовательные: создать у учеников представление о внутренней политике Российской империи 1894-1904;

познакомить с выдающимися личностями данного периода;

проследить моменты складывания политических партий.

2. Воспитательные: способствовать формированию патриотических чувств и нравственному воспитанию учащихся, продолжив организацию их самостоятельной деятельности по оценке политических событий данного периода;

  привести учащихся к самостоятельному осмыслению политических событий к.19-н.20 вв., формируя тем самым любовь к предмету.

 3. Развивающие: развивать наглядно-образное мышление учащихся, устную речь  в процессе просмотра и обсуждения событий, отраженных на слайдах презентации;

  развивать умение работать с материалом учебника;

  развивать умение мыслить, анализировать, доказывать, рассуждать путем задавания наводящих вопросов.

Тип урока:  Комбинированный.

Методы:

  1. устный, с элементами объяснения, рассуждения, обобщающей  характеристики;

  2. наглядный, с использованием иллюстраций;

  3. практический, с использованием учебника, карточек.

Основные понятия: «Зубатовский социализм», РСДРП, эсеры.


Этап

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время

Организационный момент

Здравствуйте ребята! Садитесь. Кого сегодня нет?

Молча приветствуют учителя.

1

Проверка домашнего задания

Давайте с вами проверим домашнее задание в форме теста на экране.

Тест

5

Мотивационный этап

Подводя итог тому, что мы вспомнили с прошлых тем, можно сказать, что в реформировании нуждалась не только экономическая, но и политическая система Российской империи.



3

Изучение нового материала


1.Вступление на престол Николая II и борьба в высших эшелонах власти

































2.Противоречия между властью и обществом

Давайте вспомним, кого и в каком году сменил на престоле Николай II?

Верно. В 1894 г. на российский престол вступил Николай Александрович Романов – последний император в истории нашего государства. На его долю, как правителя и как человека, выпали нелегкие испытания и события. Чтобы понять причины, происходивших в период его правления событий, нужно ознакомиться с личностью Николая II.

Давайте посмотрим небольшой видеофрагмент из фильма о Николае II, и затем проанализируем его личность.

Как можно охарактеризовать Николая II как политика?

Вступив на престол, Николай четко указал курс своей политики. Как он это сделал, и каким был этот курс? (Николай подтвердил верность политическому курсу отца в своей речи, то есть консервативному курса, обещал охранять начало самодержавия).

14 мая 1896 состоялась коронация Николая II. Чем она обернулась 18 мая? Трагедией - более тысячи погибших.


Запишем год вступления Николая на престол – 1894.

Многие надеялись, что новый император завершит реформы, начатые его дедом, Ал. II. Однако в первой же публичной речи 17.01.1895 г. Николай заявил, что будет охранять основы самодержавия, как и его отец. И в ближайшем окружении царя начались дискуссии о дальнейшем пути развития России.

Вспомним, кем был С.Ю. Витте?

Он считал, что России необходимы реформы в области промышленности и финансов. Индустриализация – задача экономическая и политическая. Современная промышленность позволит накопить средства для проведения социальных реформ, заняться сельским хозяйством. С.Ю.Витте считал необходимым постепенную передачу политической власти от дворянства буржуазии (слайд).

Зная взгляды Витте, скажите, кем он являлся, либералом или консерватором?

Верно. Противоположной точки зрения придерживался министр внутренних дел, консерватор Вячеслав Константинович Плеве (слайд).

Он считался «защитником русских устоев» и полагал, что у России «своя отдельная история и свой специальный строй». В.К.Плеве соглашался с необходимостью проведения реформ в местном самоуправлении, но предлагал осуществлять их постепенно и по инициативе правительства.

В 1904 году Плеве был убит, и его место занял Петр Дмитриевич Святопол-Мирский. Давайте посмотрим на его идеи и предложения и определим, сторонник каких реформ он был (либеральных) (слайд).

Итак, Святопол-Мирский был кем?

Верно.

Итак, политика Николая II вызвала разочарование в обществе, так как не отвечала настроениям большинства. И это вызвало народные волнения.

В 1899 г. прошли студенческие выступления под лозунгом восстановления автономии университетов. В 1901 г. бывший студент Петр Владимирович КарпОвич смертельно ранил министра народного просвещения Николая Петровича Боголепова. Это первый террористический акт после долгого перерыва. Возобновились забастовки, уличные шествия и демонстрации, выдвигавшие в основном экономические требования (слайд с портретами).

Запишем в тетрадь (слайд) 1899-1901 – массовые студенческие беспорядки.

Весной 1902 г. вспыхнули волнения крестьян (слайд) Как вы думаете, чем были недовольны крестьяне?

Верно. В основном волнения были в южных губерниях России.

Каким образом проходили волнения, как думаете?

Крестьяне просто громили помещичьи владения, забирая скот, инвентарь. В некоторых районах даже делили помещичью землю. Тем не менее, крестьянские выступления были подавлены царской армией.

Запишем в тетрадь (слайд) 1902 – крестьянские волнения.

Оживились национальные движения. Волнения в Финляндии, на Кавказе, среди еврейского населения. Запишите это в тетрадь (слайд).

Таким образом, общество ожидало от Николая II реформ, активных действий, того, чего он не мог дать своему народу.

Александра III, 1894







Просмотр видео.

Он поручал вести политические дела другим. Не разбирался в политических делах, не видел проблем в обществе. Его политические убеждения не совпадали с современной ему ситуацией в стране.





Министр финансов.







Либералом










Либералом.












Недовольны малоземельем.


Вооруженным путем.




Запись в тетрадь


Запись в тетрадь

4

3. «Зубатовский социализм»

Итак, про крестьян мы поговорили, затронули студентов, национальные движения. Кто ещё мог быть недоволен правительственным курсом? Какой класс общества?

Рабочий класс, конечно же. Многие представители власти именно в рабочем классе видели главную опасность.

Давайте прочитаем отрывок из записок начальника Московского охранного отделения Сергей Васильевич Зубатова и выявим суть его политики (слайд).

Итак, что же хотел предпринять Зубатов?

В чем же суть зубатовского эксперимента? Его можно трактовать как непоследовательную, но всё же попытку поставить самодержавную власть над конфликтом между рабочими и предпринимателями, рабочее движение свести к чисто экономической борьбе.

Давайте запишем в тетрадь (слайд) 1901 - 1902 гг. в Москве, а затем и других городах были созданы легальные рабочие организации, построенные по профессиональному признаку = отсутствие реальных действий властей = 1902-1903 – стачки рабочих, отставка Зубатова.



Рабочий класс





Он попытался взять под контроль рабочее движение, чтобы отдалить его от революционных организаций.




4. Революционные партии

В начале 20 века в России начался процесс формирования политических партий. Поговорим о 2х из них, а в частности о РСДРП и о ПСР. На экране вы видите таблицу, которую необходимо записать в тетрадь. 1й вариант читает о создании и деятельности РСДРП – стр. 22-23, 2й вариант – о партии социалистов-революционеров, стр. 24-25. Затем вместе заполним таблицу.

Заполнение таблицы

Те, кто читал про РСДРП, расскажите, в чем разница между большевиками и меньшевиками?

(разница на слайде)



Чтение учебника, заполнение таблицы.





Большевики считали буржуазию контрреволюционной силой, меньшевики считали, что это – главная сила революции. Большевики считали крестьянство своим союзником, меньшевики – реакционной силой. Различные методы достижения власти.


Закрепление изученного материала

Какие реформы предлагал С.Ю. Витте?

Что происходило в крестьянской среде?

Чем были недовольны крестьяне?

В чем суть «Зубатовского социализма»?

В чем разница между меньшевиками и большевиками?


6

Выводы по новой теме

С приходом к власти Николая II общество надеялось на реформы, которых не последовало. Таким образом, ребята, в российском обществе в начале 20 века складывалась непростая ситуация, в верхних эшелонах власти шла борьба между либералами и консерваторами, начался процесс формирования революционных сил. Власть в стране, в лице императора, оказалась не готова к переменам, поэтому осуществился второй путь – путь революции, которая началась в январе 1905 года.


1

Рефлексия

Что вы нового узнали на уроке?

Что осталось непонятным?

Что хотели бы узнать еще?

Рефлексия.

1

Выставление оценок

ДЗ

Запишем дз в дневники (слайд):


Оценки за сегодняшний урок получают …

Записывают ДЗ в дневники.

1



ДЗ

1. Что характерно для социально- экономического развития России начала ХХ в.? а) преимущественное развитие отраслей легкой промышленности б) наличие мощного государственного сектора   в) отсутствие феодальных пережитков  г) отсутствие иностранного капитала в экономике страны

2. О чем свидетельствовало наличие в российской экономике начала ХХ в. государственных и частных предприятий, мелкотоварного производства и патриархальных хозяйств? а) о незавершенности промышленного переворота б) о превращении России в аграрную страну в) о многоукладности экономики г) об отказе государства от регулирования экономики

3. В начале ХХ века в России а) существовало крепостное право    б)  исчезло крупное помещичье землевладение в) сохранилась крестьянская община    г) сохранялась полная зависимость крестьян от помещиков

4. Население России начала ХХ века было а) преимущественно сельским      б) преимущественно городским в) исключительно сельским          г) исключительно городским

5. Крупные хозяйственные объединения, сосредоточившие в своих руках большую часть производства и сбыта какого-либо товара – это … а) фабрики б) заводы в) олигополии г) монополии

6. В каком году была проведена денежная реформа: а) 1895 в) 1900 б) 1897 г) 1905

7. Совместить

Картель – форма объединения фирм, компаний, банков, которые договариваются о размерах производства, рынках сбыта, ценах, сохраняя производительную самостоятельность

Синдикат – форма монополистического объединения, созданная для совместного сбыта товаров.

Трест – форма монополии, при которой входящие в нее предприятия полностью теряют свою производственную и финансовую самостоятельность и подчиняются единому управлению.

Концерн – форма объединения предприятий, формально сохраняющих самостоятельность, но фактически подчиненных централизованному финансовому контролю и руководству.

8. Что такое монополия? Это крупное хозяйственное объединение, сосредоточившее в своих руках большую часть производства и сбыта какого-либо товара.

9. Процесс перехода от традиционного общества к индустриальному – это… Модернизация



ПУНКТ 3

Из записки С.В. Зубатова в департамент полиции о необходимости проведения попечительной политики в отношении рабочих

Смешивая революционное рабочее движение с культурным, революционеры эксплуатируют рабочих в своих видах. Но как устроить таким образом: чтобы и революционера взгреть и рабочих удовлетворить (дабы тем самым вывести на свежую воду революционера и вышибить у него из-под ног самую для успеха почву)?

Делать, упорно делать и систематически, сие необходимо, иначе нас накроют... Везде и все партии проделывали тонкую эксплуатацию рабочих, в результате чего и летели правительства. Чтобы не повторилось того же и у нас, за массой нам надо ухаживать. Она нам крепко верит, но веру эту и стараются в ней поколебать как оппозиционные, так и революционные пропаганды. Необходимо питать эту веру фактами попечительности - и тогда... всяческая оппозиция бессильна (конечно, не следует забывать, что против особо усердствующих у нас остаются репрессии, от времени усовершенствующиеся).

Значит, мораль такая: 1) идеологи - всегдашние политические эксплуататоры масс на почве их нужды и бедности, и их надо изловлять и, 2} борясь с ними, помнить всячески: “бей в корень”, обезоруживая массы путем своевременного и неустанного правительственного улучшения их положения, на почве из мелких нужд и требований (большего масса никогда сама по себе и за раз не просит). Но обязательно это должно делаться самим правительством, и притом неустанно, без задержки. Классы нынче настолько выяснились и развились, что Маркс даже придумал особую теорию борьбы классов, вместо прежней - борьбы правительства с народом. При нынешнем положении девизом внутренней политики должно быть: “поддержание равновесия среди классов”, злобно друг на друга посматривающих. Внеклассовому самодержавию остается “разделяй и властвуй”... Дня равновесия (в качестве противоядия) с чувствующей себя гордо и поступающей нахально буржуазией нам надо прикармливать рабочих, убивая тем самым 2 зайцев: укрощая буржуазию и идеологов и располагая к себе рабочих и крестьян...


ГОД ОБРАЗОВАНИЯ ПСР 1902

Добавить колонки: средства достижения власти: 1-революция, 2-индивидуальный террор.

Деятельность



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!