СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему "Исполнитель алгоритмов Перемещайка. "

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: Познакомить учащихся с новым формальным алгоритмом – Перемещайкой и его системой команд. Учить фиксировать результаты выполнения алгоритмов. Учить восстановлению алгоритма по результатам выполнения его шагов. Формирование умения планирования учебной деятельности. Формирование навыков работы в Power Point.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Исполнитель алгоритмов Перемещайка. "»

Конспект урока по «Информатике и ИКТ»

Класс: 6

Тема: Исполнитель алгоритмов Перемещайка.

Цель:

  • Познакомить учащихся с новым формальным алгоритмом – Перемещайкой и его системой команд.

  • Учить фиксировать результаты выполнения алгоритмов.

  • Учить восстановлению алгоритма по результатам выполнения его шагов.

  • Формирование умения планирования учебной деятельности.

  • Формирование навыков работы в Power Point.


Оборудование, наглядные пособия: интерактивная доска, мультимедиа презентация, ПК, раздаточный материал.


Тип урока: комбинированный

Методы: словесный, наглядно-демонстрационный


План урока

  1. Организационный момент (2 мин)

  2. Повторение (5 мин)

  3. Объяснение нового материала (17 мин)

  4. Закрепление (8 мин)

  5. Домашнее задание (3 мин)

  6. Практическая работа на пк (10мин)





















Ход урока

1.Организационный момент

Проверка и обсуждение домашнего задания


2. Повторение

Слайд 2

№ 1. Отметьте вазы, в которых больше одного яблока красным, а вазы, в каких не больше одного яблока, – зеленым.

Не больше одного яблока – значит одно или меньше одного (то есть яблок нет).

3. Объяснение нового материала

Слайд 3

Познакомьтесь, это исполнитель алгоритмов Перемещайка. Он перемещает по клетчатому полю объекты: предметы, буквы, числа и т.д. В каждой клетке находится только один объект. Каждое рабочее поле, сколько бы в нем не было клеток, обязательно имеет одну и только одну свободную клетку. Объектом будем называть рисунок, слово, букву, число, предмет – все, что Перемещайка переносит из одной клетки рабочего поля в другую.

Впервые команды формального исполнителя имеют словесное выражение и графическое обозначение.

Слайд 4

№ 2. Посмотрите, как Перемещайка пытается выполнить алгоритм «Белочка». Объясните, почему он не смог выполнить команду 2.

Исходное положение объектов:

Какую первую команду

выполнял Перемещайка?

Переместить объект вправо через клетку.

Какой объект перенес Перемещайка?

Белку.

Какую вторую команду он выполнял?

Такую же.

Выполнил ли Перемещайка вторую команду?

Он не смог выполнить команду, не смог перенести гриб.

Почему перемещайка не смог выполнить вторую команду?

Если бы перемещайка выполнил команду, в одной клетке оказалось бы два объекта – гриб и орех, а это запрещено.

Объект можно переместить только в пустую клетку.!!!

Слайд 5

№ 3. Выполни задания:

  1. Вот положение объектов перед выполнением команды.

Раскрась объект, который будет перемещен по команде:

Надо раскрасить черепаху.

Слайд 6

  1. Перемещайка выполнил два шага алгоритма. Продолжи выполнение.

Исходное положение:



Первые два шага подробно обсуждаются при помощи вопросов:

Какая команда выполнялась?

какой объект переместился в результате?

Третий и четвертый шаги ученики выполняют самостоятельно. Далее самопроверка по слайду презентации.

  1. На каких полях Перемещайка может работать?

Перемещайка может работать только на одном поле, расположенном слева внизу, так как на нем есть одна свободная клетка. Остальные рабочие поля не подходят по одной из следующих причин:

  • На поле две свободные клетки, а не одна.

  • На поле нет свободных клеток.

  • Клетки расположены вертикально, а исполнитель умеет перемещать объекты только вправо или влево.

  1. Закрепление (работа в малых группах)

№ 4. Перемещайка составляет равенства. Выполни алгоритм, записывай результат выполнения каждой команды.


Результат выполнения команд алгоритма:

1)

4

7

3


+

=

2)

4


3

7

+

=

3)

4

+

3

7


=

4)

4

+

3


7

=

5)

4

+

3

=

7





№ 5. Восстанови алгоритм по результатам выполнения команд.

Требуется решить обратную задачу – по исходному состоянию рабочего поля и его состоянию после каждого шага алгоритма, восстановить алгоритм.

Задача решается сравнением каждого следующего состояния с предыдущим.

Выполнен шаг 1. Число 3 переместилось на 1 клетку вправо (по сравнению с исходным положением). Рисуем знак команды «Переместить объект на соседнюю клетку справа».

Выполнен шаг 2. Знак умножения переместился на две клетки левее. Рисуем знак команды «Переместить объект влево через 2 клетки».

На шаге 3 число 24 переместилось на клетку левее. Рисуем знак команды «Переместить объект на соседнюю клетку слева».

  1. Домашнее задание

  1. Учить записи в тетради.

  2. № 6. Ваня собирается выполнять домашнее задание по математике. Помоги ему подготовить рабочее место.

Предварительная беседа может быть примерно такой:

  • Ребята, что нужно положить на стол, чтобы сидя за ним, выполнить домашнее задание по математике?

  • Ручку, учебник по математике, тетрадь.

  • Давайте уточним, прежде чем Ваня начнет выполнение домашнего задания по математике, ему нужно положить на стол ручку, открытую тетрадь по математике, дневник (его следует открыть на той странице, где записано задание) и учебник (его тоже следует открыть на нужной странице). Разложить предметы в таком виде – цель алгоритма, который поможет Ване подготовить рабочее место.

  • Посмотрите на рисунке, где лежат ручка, тетрадь, дневник и учебник. Это их положение перед выполнением алгоритма – исходное положение.

  • Алгоритм подготовки к выполнению домашнего задания по математике записан в таблице. Но в нем есть пропуски. Как узнать, какая команда пропущена?

  • Рассмотреть, как выглядит стол, полка и верхний ящик стола до и после выполнения этого шага алгоритма.

  • Правильно, после такого сравнения можно догадаться, какая команда пропущена.

Исходное положение:

Дана таблица выполнения алгоритма «Подготовка к выполнению домашнего задания по математике». Восстанови алгоритм. Запиши пропущенные команды.

Примерный вид пропущенных команд:

2. Положить учебник на стол;

4. перенести дневник из ящика на стол;

5. Открыть дневник;

8. открыть тетрадь.

Проверяя выполнение задания, просим детей прочитать команды алгоритма, которыми они заполнили пропуски. Для одного и того же шага необходим ответ нескольких человек. Обсуждаем, чем отличаются прочитанные команды, могут ли разные команды для одного и того же шага алгоритма быть правильными. Например, один ученик записал «открыть тетрадь», а другой – «открыть тетрадь на первой числой (или не до конца заполненной) странице». Инструкция второго ученика объясняет подробнее, что нужно делать. Из первой команды не понятно, на какой странице нужно открыть тетрадь. Если бы составляли алгоритм для исполнителя алгоритмов, похожего на Энтика, Перемещайку, которые не умеют думать, а только в точности исполняют команду, первая команда считалась бы неправильной. Но ученик умеет думать и догадается, на какой странице открыть тетрадь.

Вывод: когда составляешь алгоритм, всегда надо помнить, кто будет выполнять его.

Просим кого-нибудь из учеников прочесть весь алгоритм. Предлагаем найти шакг, в результате которого ни на столе, ни в его ящике, ни на полке ничего не изменилось. (Шаг 6. Прочитать, что задано). Спрашиваем:

  • Зачем нужен шаг, в результате которого ничего не меняется? Или что-нибудь все-таки изменилось?

  • Изменилось! До выполнения этой команды Ваня не знал задания по математике, а теперь знает.

  • Предположим, мы исключим из алгоритма эту команду. Можно будет после этого выполнить следующую команду? (прочтите ее внимательно)

  • Нет, нельзя. На седьмом шаге требуется открыть учебник на нужном задании. Не выполнив команду шага 6, ученик не будет знать, какое задание – нужное.





  1. Практическая работа на ПК

Практическая работа в PowerPoint № 6.

Ход работы

Тема: Вставка фигур и анимация.

Задание 1. Презентация «Часы»

  1. Запустите редактор презентаций PowerPoint. Выполните титульный слайд. Создайте пустой слайд.

  2. С помощью готовых фигур (вкладка Вставка) на пустом слайде изобразите циферблат с двумя стрелками. Это может выглядеть примерно так, как показано на рисунке. Чтобы циферблат был симметричным, сначала изобразите в центре экрана пересекающиеся горизонтальную и вертикальную прямые – оси симметрии. Пытайтесь рисовать рационально – копируйте повторяющиеся элементы, при необходимости изменяете их при помощи команд группы Повернуть.

  3. Скопируйте слайд с часами в буфер обмена. Для этого:

    1. На вкладке Слайды левой панели щелкните на слайде с часами правой кнопкой мыши;

    2. Выберите команду Копировать в открывшемся меню.

  4. Вставьте в презентацию еще 4 копии этого слайда (кнопка Вставить на вкладке Главная). Всего должно получиться 5 слайдов.

  5. Внесите изменения в положение стрелок так, чтобы на них последовательно отмечалось: 12.00, 12.15, 12.30, 12.45, 13.00.

  6. Перейдите на вкладку анимация. В группе время показа слайдов:

    1. Установите минимальную длительность перехода между слайдами (00,01);

    2. Выберите режим смены слайдов После и установите время 1 сек (00:01,00);

    3. Щелкните на кнопке Применить ко всем слайдам.

  7. Запустите показ презентации функциональной клавишей.

  8. Сохраните работу в личной папке под именем Часы.

Дополнительное задание*

  1. Вставьте в презентацию дополнительные слайды так, чтобы на них отмечалось время 12.05, 12.10 и т.д.


8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!