СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему: "Имена существительные общего рода"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему: "Имена существительные общего рода".

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Имена существительные общего рода"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ОКРУГ

ЗАВЬЯЛОВСКИЙ РАЙОН УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОКТЯБРЬСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»






Конспект урока русского языка в 6 классе на тему: «Имена существительные общего рода»








Выполнила: учитель рус.яз. и лит-ры МАОУ «Октябрьская СОШ»

Санникова Е.А.









с. Октябрьский

2022

2. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Тип урока: урок открытия нового знания.

Цель урока: формирование у учащихся знаний о существительных общего рода.

Задачи:

  • Образовательная: углубить знания учащихся о существительных, выработать навык нахождения имен существительных общего рода;

  • Развивающая: развить у учащихся навык самостоятельной работы с новой информацией.

  • Воспитательная: пробудить у учащихся познавательный интерес к урокам русского языка, сформировать умение работать в парах.

Оборудование и технические средства:

  • компьютер;

  • интерактивная доска;

  • презентация PowerPoint «Имена существительные общего рода» (автор-составитель: учитель рус.яз. Санникова Е.А.);

  • листок для рефлексии (приложение 2) – 1 шт.;

  • Раздаточный материал:

- пазлы (приложение 1) – 1 шт. на пару,

- распечатка правила при отсутствии учебника (приложение 3) – на каждого учащегося;

- распечатка упражнения для домашнего задания при отсутствии учебника (приложение 4) – на каждого учащегося.

Условия и особенности реализации: посадочные места для каждого учащегося (парта, стул).

Проведение предварительных организационных мероприятий не требуется.





3. ХОД УРОКА

Учитель. Здравствуйте, ребята!

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

Перед тем, как его начать, предлагаю вам дать клятву. Повторяйте за мной и после каждой строчки произносите хором: «Клянусь!»

Поехали!

На уроке я сижу,

Ученики: «Клянусь!»

Не шумлю и не кричу,

Ученики: «Клянусь!»

Руку тихо поднимаю,

Ученики: «Клянусь!»

Если спросят, отвечаю!

Ученики: «Клянусь!»



Учитель. Я вижу, что все готовы, и мы можем начать урок.

Скажите, пожалуйста, какую часть речи мы сейчас изучаем?

Ученики. Имя существительное.

Учитель. Мы говорили о том, что имена существительные имеют категорию рода. Каких родов бывают существительные?

Ученики. Мужского, женского и среднего.

Учитель. Теперь я попрошу вас определить род слов, которые вы видите на доске (слайд 1: ёлка, автомобиль, непоседа, солнышко, умница, мышь).

Проверка.

Учитель. Какие слова вызвали у вас затруднения?

Ученики. Непоседа, умница.

Учитель. Почему?

Ученики. Их можно отнести и к мужскому, и к женскому роду.

Учитель. Такие слова называются существительными общего рода. Итак, как мы можем сформулировать тему урока?

Ученики. Имена существительные общего рода.

Учитель. Давайте запишем тему урока в тетради.

Записываем в тетради число и тему.

Учитель. Какую цель мы сегодня перед собой поставим?

Ответы учеников (фиксирование на доске).

Учитель. Цель нами сформулирована, перейдём к её достижению.

Давайте обратимся к учебнику и посмотрим, что там сообщается о существительных общего рода. Открываем с.124 и находим правило.

Фрагмент страницы учебника с правилом (при необходимости распечатать). Приложение 3.

Ученики читают правило.

Учитель. А теперь проверим, насколько внимательно вы читали. Сыграем в игру «Правда или ложь». Я зачитываю высказывание, а вы говорите, правдивое оно или ложное. Поехали!

  • К общему роду относятся имена существительные, которые обозначают лиц как мужского, так и женского пола.

  • Существительные общего рода обычно употребляются в научной речи.

  • К общему роду эти существительные относятся вне текста, а в конкретном тексте являются существительными или мужского, или женского рода.

  • К общему роду могут относиться имена существительные с нулевым окончанием.

Учитель. Отлично! Вы большие молодцы! А теперь перейдём к выполнению упражнений.

Перед вами на слайде список слов. Выпишите из него имена существительные общего рода (слайд 2: пришла, врач, тепло, дверь, умница, продавец, ключи, недотрога, очки, жадина).

Проверка.

Учитель. Теперь составьте с этими словами словосочетания таким образом, чтобы они стали существительными мужского рода у мальчиков и существительными женского рода у девочек. Подчеркните слова, которые помогут вам определить род.

Пример: Света – жадина.

Проверка.

Учитель. Сейчас поработаем в парах. Каждой паре нужно собрать пазл, понять, какое существительное общего рода там зашифровано, и составить с ним предложение.

Работа в парах (приложение 1).

Проверка (зашифрованные существительные: плакса, обжора, злюка, левша, грязнуля, засоня, чистюля).

*Примечание. Если какая-то пара не может понять, какое существительное общего рода зашифровано, другие ученики могут подойти и помочь. Это станет своеобразной физкультминуткой.

Учитель. Вы отлично поработали в парах, а для выполнения следующего задания сядьте на свои места. Вам нужно дописать окончания имён прилагательных в предложениях, которые вы видите на слайде (3 слайд: мой брат Витя – настоящий забияка, моя сестрёнка Оля – всем известная тихоня, маленький непоседа играл весь день).

Проверка.

Учитель. Сегодня вы узнали немало имён существительных общего рода. Распределите их, пожалуйста, по двум столбикам (слайд 4): 1 столбик – слова положительной эмоциональной окраски, 2 столбик – слова отрицательной эмоциональной окраски.

Выполнение задания.

Проверка.

Учитель. Таким образом, какой вывод мы можем сделать?

Ученики. Большинство существительных общего рода имеют отрицательную эмоциональную окраску.

Учитель. Давайте запишем вывод в тетради.

Ученики записываю вывод под диктовку.

Учитель. Чтобы закрепить тему, напишем лексический диктант «Угадай слово». Вам нужно по толкованию лексического значения определить существительное общего рода.

  • Тот, кто любит сладости.

  • Тот, кто владеет левой рукой лучше, чем правой.

  • Тот, кто подлизывается к кому-то.

  • Неопрятный, неаккуратный человек.

  • Тот, кто любит много спать.

Ученики пишут диктант.

Учитель. А теперь поменяйтесь, пожалуйста, тетрадями друг с другом и возьмите простой карандаш. Проверим, насколько правильно вы выполнили работу. Я говорю ответ, а вы ставите либо «+», либо «-».

Взаимопроверка.

Учитель. Подведём итоги нашего занятия. На доске вы видите прилежного ученика (приложение 2). Каким существительным общего рода мы можем его назвать?

Ученики. Умница.

В руках умницы журнал вашего класса. Сейчас подумайте, достигнута ли цель, которую вы поставили перед собой в начале урока, и поставьте себе отметку в журнале умницы напротив своего имени.

Дети ставят отметки.

*Примечание. Если есть время, можно спросить нескольких учеников, почему они поставили себе ту или иную отметку.

Учитель. Запишем домашнее задание. Будет 2 задания на выбор. 1 задание – выучить правило и выполнить упр.244; 2 задание – сочинить сказку, главным героем которой будет невежа.

Фрагмент страницы учебника с правилом (при необходимости распечатать). Приложение 4.

Учитель. Спасибо за урок! До свидания!











4. ЛИТЕРАТУРА

  1. Лучшие раскраски // Raskraska.com URL: https://raskraska1.com/raskraski-obuchayushhie/raskraska-uchitel (дата обращения: 21.02.2022).

  2. Приветствие. Эмоциональный настрой на урок // Инфоурок URL: https://infourok.ru/privetstvie-emocionalniy-nastroy-na-urok-stihi-v-nachale-uroka-3276532.html (дата обращения: 20.02.2022).

  3. Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Загоровская О.В., Нарушевич А.Г. Русский язык. 6 класс. - 3-е изд. - Москва: Просвещение, 2014. - 159 с.































  1. ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Я ЗЛАЯ!!!



Приложение 2













Приложение 3

Приложение 4






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!