СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему: "И.С.Тургенев. "Певцы": сюжет и герои, образ повествователя в рассказе (урок внеклассного чтения) 8 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это урок внеклассного чтения. Рассказ "Певцы" И.С.Тургенева.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "И.С.Тургенев. "Певцы": сюжет и герои, образ повествователя в рассказе (урок внеклассного чтения) 8 класс»

МБОУ «Колонтаевская СОШ»
Льговский район Курская область





Конспект урока литературы на тему:

«И.С.Тургенев. «Певцы: сюжет и герои, образ повествователя в рассказе»

8 класс (урок внеклассного чтения)

Учитель русского языка и литературы Курбатова Г.Н.









2018 год

Планируемые результаты:

Личностные:

Метапредметные:

Предметные:

Воспитание уважения к Отечеству, его прошлому; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия русской литературы, творческой деятельности эстетического характера.

Развитие умений работать в группе, составлять таблицы и схемы для решения учебных задач, использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью; развитие ИКТ-компетенции.

Формирование потребности в чтении как средстве познания мира и себя в этом мире; развитие умений аргументировать свое мнение, участвовать в обсуждении прочитанного, создавать высказывания аналитического и интерпретирующего характера, планировать свое досуговое чтение.



  1. Краткий рассказ о писателе. Тургенев как пропагандист русской литературы в Европе. Особенности цикла «Записки охотника» (с обобщением ранее изученного).

Работа на уроке ведется в 3 группах.

  1. Конкурс на лучшее сообщение учащегося на одну из тем (отчет о выполнении индивидуальных домашних заданий):

Группа 1.

Группа 2.

Группа 3.

Тургенев как пропагандист русской литературы в Европе.

Тургенев и его сборник «Записки охотника»

История создания рассказа Тургенева «Певцы»



Обобщающая беседа:

  • Какие рассказы из сборника «Записки охотника» вы уже прочитали? Чем они вас удивили?

  • Ответ на вопрос 5 из раздела «Поразмышляем о прочитанном» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…», тема «И.С.Тургенев»). Помните ли вы рассказы «Бежин луг», «Бирюк»? Какой из них кажется вам особенно интересным? Доступным? Современным? Как начинается и завершается каждый из них?

  • Почему «Записки охотника» переведены на многие европейские языки?

  • Какова история создания и публикации рассказа «Певцы»? Почему рассказ неоднократко подвергался цензурной правке?

  1. Конкурс на лучшего «цензора» рассказа:

- Найдите в рассказе цитаты, которые могли бы вызвать замечания цензоров по политическим, нравственным, религиозным и другим соображениям. (При оценке работы групп учитывается количество найденных цитат и аргументация их «нецензурности».)

Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе

Групповая работа

Группа 1.

Анализ фрагмента рассказа с начала до слов «…как только я переступил порог». Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: целовальник, флегматический, мещанский быт, красный товар, становой, фризовая шинель, суконная чуйка, Езоп изнеженный, околоток, белая изба, штоф, лубочные картины, ярмо, сюртук, армяк, оторочка, плисовый воротник, свита (свитка), рядчик. Перескажите близко к тексту фрагмент, где автор рассказывает о целовальнике Николае Ивановиче. Чем он отличается от окружающих? Почему к нему относились с почтением? Как автор относится к герою?

Прочитайте описания села Колотовки. Какие чувства хотел вызвать автор этими описаниями? Можно ли им судить об общественно-политических взглядах Тургенева? Какие детали и с какой целью подчеркивает автор в портретах Яшки-Турка, Рядчика и Дикого-Барина?




Группа 2.

Анализ фрагмента рассказа со слов «Мой приход – я это мог заметить…» до слов «…смесь, которой я не встречал ни в ком другом». Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: грош, картуз, приказчик, снимать бакши, черпальщик на бумажной фабрике, Геркулес, он не походил ни на дворового,, ни на мещанина, ни на обедневшего подъячего в отставке, однодворец.

Прочитайте по ролям фрагмент рассказа со слов «Ну, что ж! – возопил вдруг Обалдуй…» до слов «Яков впился в него глазами». Выберите для разговора глагольную лексику, используемую в словах автора при прямой речи. Сделайте вывод о мастерстве писателя в передаче характера речи каждого персонажа. Заполните цитатную таблицу:

Герой рассказа

Происхождение прозвища

Прошлое героя

Портрет

Поведение

Речь

Обалдуй






Моргун






Дикий-Барин






Выводы о мастерстве писателя















Группа 3.

Анализ фрагмента рассказа со слов «Итак, рядчик выступил вперед…» до конца рассказа. Составьте лексические и историко-культурные комментарии к словам и выражениям: фальцет, аспид, Ирод, осьмуха, фофан, банный лист, ярый.

Прочитайте выразительно описание пение рядчика со слов «Итак, Рядчик выступил вперед…» до слов «…общий, слитный крик ответил ему неистовым взрывом». Какие особенности пения рядчика подчеркивает автор? Предположите, почему рядчик не победил в певческом поединке. Отметьте плюсы и минусы его пения.

Прочитайте выразительно описание пения Яшки-Турка со слов «Первый звук его голоса был слаб и неровен…» до слов «…увидал, что победа была его».

Чем Яшка-Турок покорил слушателей? Как его слушал каждый из посетителей кабачка? Что подчеркивает рассказчик в его пении? Выделите детали психологического портрета рядчика и Яшки-Турка. Заполните цитатную таблицу:

Рядчик

Яшка-Турок








Обобщающая беседа:

  • Какие картины русской жизни изображает автор? Каково его отношение к этим картинам?

  • Какие особенности русских характеров подчеркнуты в рассказе? С какой целью?

  • Докажите, что герои обладают природными талантами. Как пение мужиков влияет на слушателей? Подтвердите свои мысли цитатами.

Образ повествователя в рассказе. Способы выражения авторской позиции

Аналитическая беседа:

  • Каким предстает в повествовании рассказчик? Каковы его черты характера, отношение к мужикам?

  • Докажите, что автор и рассказчик различаются.

  • Какими способами выражается в рассказе авторская позиция? Обоснуйте свое мнение, обратившись к именам и прозвищам, деталям портрета, пейзажа, интерьера, речи героев и т.п.

  • Найдите и прокомментируйте прямые авторские оценки героев.

  • Почему повествование в рассказе не заканчивается песней Якова-Турка? С какой целью автор включает в рассказ его финальную часть?

Практическая работа:

Группа 1.

Группа 2.

Группа 3.

Составление плана сравнительной характеристики певцов.

Подбор цитат на тему: «Внешний облик и внутреннее состояние певцов во время состязания.

Характеристика образа повествователя и средств его создания.



Роль народной песни в композиционной структуре рассказа

Обобщающая беседа:

  • Какую роль в композиции рассказа играют народные песни? (Слова песен см.по адресу: http://www.folk music.ru/index.php).

  • Слушайте фрагмент финала Первой симфонии Чайковского П.И., в основе которого лежит мелодия песни «Я посею, молода-молоденька, цветика аленька…» предположите, почему композитор положил в основу симфонического произведения народную песню.

  • Прослушайте и оцените звучание русской песни «Не одна во поле дороженька…» в исполнении А.Градского (см.: http://www.audiopoisk.com/track/aleksandr-gradskii/mp3/ne-odna-vo-pole-dorojenka).

  • Ответ на вопрос 3 из раздела «Поразмышляем о прочитанном» (см. практикум «Читаем, думаем, спорим…»). Как вы объясните победу Якова? В чем его пение оказалось таким неотразимым, прекрасным? Найдите в сборниках народных песен песню, которую пел Яков-Турок. О чем она? Каких струн в душах слушателей смог коснуться певец? Как вы думаете, почему плакала, слушая Якова, жена Николая Ивановича? Почему она быстро ушла после окончания песенного состязания?

Итоговые вопросы:

  • Ответы на вопросы 4 и 6 (см.практикум «Читаем, думаем, спорим…»).

4 вопрос

Как вы восприняли этот рассказ? Понравился ли он вам? Что он открыл вам в душе русских крестьян?

6 вопрос

Какие две стороны русского национального характера выражены в народных песнях, в рассказе И.С.Тургенева «Певцы»? подготовьте рассуждение на эту тему.

  1. Рефлексия.

  2. Домашнее задание. Подготовить письменную сравнительную характеристику певцов или письменно ответить на вопрос: «Какие две стороны русского национального характера выражены в народных песнях в рассказе Тургенева «Певцы»? (По выбору учащихся). Прочитать фрагменты романа Салтыкова-Щедрина «История одного города».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!