СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока на тему: "Германия- знакомая и незнакомая""

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Германия- знакомая и незнакомая""»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Доргелинская СОШ № 1»









Конспект урока





Класс: 11





Предмет: география





Тема: «Германия – знакомая и незнакомая» (Экономико-географическая характеристика ФРГ)






Образовательная технология: развивающая технология, ТКМ, здоровьесберегающиие технологии, игровые технологии





Учитель: Исагаджиева Саида Абдуллаевна







Тема: «Германия – знакомая и незнакомая» (Экономико-географическая характеристика ФРГ)


Цели и задачи урока:

Образовательные:

-усвоить знания об основных чертах ЭГП, ПГП, о населении, хозяйстве страны, экономическом потенциале;

-объяснить суть проблем использования территории, природных и сырьевых ресурсов;

-оценить природно-ресурсный потенциал для развития промышленности и сельского хозяйства;

-сформировать представление о роли Германии в истории европейской цивилизации и экономики;

Развивающие:

-продолжить отработку навыков самостоятельной подготовки задания, творческого подхода к его выполнению;

-продолжить работу над умением записывать информацию путем составления таблиц, схем;

-закрепить умения и навыки при работе с контурной картой.

Воспитательные:

-воспитывать чувство гордости за свой народ;

-способствовать формированию экологической культуры и эстетического воспитания;

-воспитывать навыки самообразования.


Тип урока: урок изучения нового материала.


Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование: географические атласы, политическая карта мира, карта Германии, таблицы, стенды, литература, сообщения печати по ФРГ, видеофрагмент о Германии, звукозапись музыки Баха, символика России и ФРГ, сувениры из Германии. Презентация о Германии., материалы из интернета по Германии.

Оформление доски: политическая карта мира, карта Германии, стенд «Германия».

Эпиграф к уроку: “Познание стран и народов – украшение и пища человечества”. (Леонардо Да Винчи)



Ход урока:

I. Организационный  момент.  Приветствие. Проверка отсутствующих. Звучит музыка С. Баха. На фоне музыки слова учителя: “Мы познакомимся с одной из высокоразвитых стран Европы — Германией”. Слайд №1.

II.  Изучение нового материала.

«Визитная карточка» страны. (Работа с учебником, с. 202-203 ) Слайд №2

Общие сведения. Слайд №3.

Знакомство со страной начинается с его адреса. Слайд №4

При слове Германия возникают ассоциации, что эта страна созерцательного и романтического народа, который любит размеренную жизнь, пиво, колбасу и сардельки, добился непревзойденной производительности труда, прославился своими культурными и научными достижениями. Но именно эта страна развязала великое множество воин в истории Европы.  Используя текст учебника и карты атласа, оцените сегодняшнее ЭГП Германии, ведь до осени 1990 года было две страны ФРГ и ГДР. Слайд № 5 (ЭГП)

Учитель:   Каковы особенности географического положения ФРГ?

1._____________________

2._______________________

3._________________________

4. Соседи ФРГ: 9 странСлайд №6-7.

Учитель: А как вы думаете  - Может ли Германия вновь развязать войну в Европе?

Ученики  высказывают свои точки зрения.

Учитель:  Можно ли утверждать на примере Германии, что ЭГП историческая категория и меняется во времени?

Ученики: (Да. До войны в состав Германии входила Восточная Пруссия. Ныне Калининградская область. На территории Германии после войны возникло два государства ФРГ и ГДР, восточная граница ФРГ проходила с ГДР и Чехословакией. С объединением двух Германий восточная граница стала проходить с Польшей и Чехией, появился больший выход в Балтийское море).

Учитель предлагает учащимся нанести границу Германии на контурную карту и подписать пограничные государства.

5.История развития Германии. Сообщение учащегося об истории развития Германии, используя  материал энциклопедии для детей, т. 13, издательство Аванта.

6. Используя карты атласа, дайте оценку природных условий и ресурсов Германии. Слайд №8-9

7. Учитель:  кроме войн, которые развязывала Германия, хотелось бы отметить, что немецкий народ внес большой вклад в культурное наследие человечества. Бах, Бетховен, Вагнер. Гете, Шиллер… Кто не знает этих имен? Читает строки Гете, посвященные своей земле на немецком и русском языках.

 Горные вершины

 Спят во тьме ночной;

 Тихие долины

 Полны свежей мглой;

 Не пылит дорога,

 Не дрожат кусты…

 Подожди немного,

 Отдохнешь и ты.

 (перевод М.Ю.Лермонтова

Германия – страна великой культуры с мощными корнями. Имена Г.Шютца, И.С.Баха, Р.Вагнера, И.Брамса, Ф.Мендельсона-Бартольди и др. – в музыке, А-Дюрера, Л.Кранаха, Т.Рименшнайдера, Э.Л.Кирхнера и др. – в изобразительном искусстве, И.В.Гёте, Ф.Шиллера, Г.Гейне, Э.Т.А.Гофмана, Т.Манна и др. – в литературе имеют мировую известность и представляют собой явления не только немецкой, но и мировой культуры.

7. Основные особенности населения. Слайд №10.

Германский национальный характер.  Расхожее представление о немцах как о трудолюбивых, расчётливых, очень старательных, пунктуальных, а значит, склонных к невероятному крючкотворству и бюрократии и лишённых чувства юмора людях не совсем верно. Немцы аккуратны и не стремятся к изысканности в одежде. Обычно их деловые и выходные туалеты не отличаются шикарностью: они скромны и неброски. Нетребовательны немцы и к еде. Немцы обладают невероятным самообладанием: на бытовом уровне конфликты чрезвычайно редко разрешаются силой. Слайд №11.

Учитель: На Земле высшим созданием является человек, изучить особенности населения  ФРГ, используя текст учебника, карты атласа и таблицы. Слайд №12

Задание: Дополни предложение:

1.Нынешнее население характеризуется ____рождаемостью.

2. Доля городского населения составляет _____

3. По количеству иммигрантов страна занимает ______место в Европе.

4. ФРГ – страна  _______, по числу городских агломераций ей нет равных в регионе.

5. Германия - ______по численности населения страна Западной Европы.


Учитель:  Немецкий язык включает несколько диалектов: верхненемецкий, средненемецкий, нижненемецкий, баварский и фризский. Литературным признан верхненемецкий язык. Именно его изучают в школах всей Германии, поэтому на нём говорит каждый житель страны. Однако особенности местных диалектов, например баварского или фризского, настолько велики, что жители некоторых земель склонны считать себя самостоятельными народами.

Учитель: Да, именно немецкий народ сделал свою страну экономически развитой, благодаря высокой дисциплине и производительности труда. Благодаря реализации программы Людвига Эрхарда, стало возможным немецкое экономическое чудо. Германия превратилась в мотор экономического роста и интеграции в Западной Европе.  «Германская модель» позволила ФРГ стать в конце ХХ столетия одним из мировых лидеров.  Каково лицо немецкой экономики в МГРТ?

  • Используя рисунок  с. 184 учебника и текст с.184-185 охарактеризовать экономику ФРГ по плану: Слайд №13-14.

  1. - занятость в непроизводственной сфере, промышленности, сельском хозяйстве и прочих сферах;

  1. - основные отрасли специализации

  2. - крупнейшие промышленные центры

Вывод: Отраслями международной специализации Германии являются: машиностроение (автомобилестроение), химическая промышленность, черная и цветная металлургия. Слайд №16.

Работа с контурной картой Германии.  Условными знаками показать международную специализацию Германии.

Учитель: На территории Германии есть промышленный район, который сравнивают с нашим Кузбассом. О каком районе идет речь? Слайд РУР   По территории Рур в 6 раз меньше Кузнецкого угольного бассейна, по населению вдвое больше. Плотность населения в двенадцать раз в Рурском регионе выше, чем в Кузбассе. Рурский уголь добывается только подземным способом и его общая добыча в два раза меньше, чем в Кузбассе. Дотации Рура в десять раз выше. Находясь в центре Европы, Рур ближе к Москве, чем Кузбасс. Москва – Эссен 2030 км; Москва – Кемерово 3482 км. Работа с контурной картой Германии. Нанести границы Рурского бассейна.

Учитель: А как вы думаете: есть ли  проблемы в благополучной Германии?

Сообщение учащегося “Едина ли объединенная Германия”, газета География, № 44, 1999г.

Учитель:

 Как развиваются внешние экономические связи Германии с Россией?  Слайды №16. Об истории российско-германских отношений с 18 века, затем приводит примеры сегодняшних отношений, используя материалы периодической печати, затем предлагает ребятам совершить короткое путешествие по городам Германии и отметить эти города на контурной карте, показав их значение в жизни страны. (Берлин, Дрезден, Мюнхен, Гамбург, Кельн, Дюссельдорф, Лейпциг).

Города Германии. Слайды № 17-18.

Учитель предлагает ребятам подвести итог урока и ответить на вопрос: Почему одержав более 60 лет назад Победу над фашизмом, мы говорим о Германии как о друге, а не как о враге?

Некоторые ответы обучающихся:

- Изменилась политика Германии в отношениях с Россией; сотрудничество этих стран взаимовыгодно; создаются совместные предприятия; идет обмен студентами; развивается туризм; сам немецкий народ хочет жить в мире. В годы войны немцы, как и русские, потеряли на фронтах тоже немало людей.  - На вопрос, почему же после Победы над фашизмом Германия стала нашим другом, партнером нельзя ответить однозначно. Может – это из-за того, что Германия занимает высокое место на мировом рынке и выгодный партнер. А может из-за смены поколений. Ведь сегодняшние дети мало знают о войне и не настроены враждебно к немецкому народу, а посетив эту страну понимаешь, что это дружелюбная страна.   Можно восхищаться немецким характером, его трудолюбием, дисциплиной, пунктуальностью, которые помогли стране подняться из руин, признать свои ошибки и стать другом, партнером для России.

III. Домашнее задание.

стр.202-210.

На контурной карте показать экспорт и импорт Германии и подготовиться к тестированию по теме: “Страны Зарубежной Европы”

IV.Рефлексия.  

  1. Что нового вы сегодня узнали на уроке?

  2. Какая тема вам показалась наиболее интересной?

  3. 3. Изменилось ли ваше отношение и интерес к ФРГ?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!