Тема: Государство на берегах Нила
Цель:
Планируемые образовательные результаты:
Личностные: формирование основ социально-критического мышления, формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, в учебно-исследовательской деятельности.
Метапредметные: умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные: формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности общественных явлений, жизни людей и изучить местоположение и природные условия Древнего Египта.
Оборудование урока: Учебник: Вигасин А.А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс:
Ход урока
Организационный момент.
Приветствие учащихся. Проверка отсутствующих и готовность присутствующих к уроку. Ученики приветствуют учителя, организуют своё рабочее место.
Проверка домашнего задания.
Постановка цели и задач урока. Мотивация
На доске учитель располагает геометрическую фигуру - пирамиду.
1. Что вы видите перед собой? Какие ассоциации у Вас вызывает эта фигура?
2. Как вы думаете, чему будет посвящен наш урок? Как бы вы определили его тему?
Варианты ответов: треугольник, пирамида, фигура и т.д.
Ответы учащихся с обоснованием своего мнения, подведение учащихся к тому, что тема урока посвящена государству, которое называют государством пирамид - Египет. Тема Записывается на доске и в тетради учеников.
Актуализация опорных знаний
Давайте попробуем определить по какому плану мы можем изучить историю Египта в рамках нашего урока.
Усвоение новых знаний
- В северо-Восточной Африке простираются огромные пустыни. Красновато-жёлтые пески сменяются суровыми скалами. По этой земле несёт свои воды одна из самых больших рек в мире – Нил.
- По берегам рек росли финиковые пальмы, душистые акации и высокий тростник – папирус. Из него делали похожий на бумагу писчий материал, который назывался папирус.
- Богаты воды Нила рыбой и животными. ПО берегам можно было наблюдать крокодилов. В прибрежных зарослях можно было увидеть бегемота и дикую кошку, удода и пеликана, уток и гусей.
- Течение реки встречало на своём пути каменные преграды- пороги, мешающие судоходству. Пройдя пороги, река спокойно текла на север. Впадая в Средиземное море, она разделялась на несколько рукавов, образующих огромный треугольник – дельту.
- Вдали от Нила среди песков пустыни лишь изредка встречались островки зелени – оазисы. Там росли пальмы и кустарники вокруг воды, бьющей ключом из-под земли.
- итак, Египет – это страна, которая располагалась на берегах Нила от первого порога до Средиземного моря.
- Глядя на карту (стр. 33 в учебнике), то вы можете сказать о климате и природных условиях?
- климат в Египте жаркий. В июне здесь стоит сильная жара. Небо ясное, безжалостно палит солнце. От жары и отсутствия влаги глубокими трещинами покрыта почва. В таких условиях большие реки обычно мелеют, а маленькие совсем высыхают. Но вдруг вода начинает прибывать.
- Если бы с вами вдруг задали вопрос египтянину: « Что же происходит?», то услышали бы такой ответ: « далеко на юге, за нильскими порогами есть пещера, в которой сидит бог реки по имени Хапи. В руках у него два сосуда с водой. Летом Хапи сильнее наклоняет сосуды, и Нил выходит из берегов, а на полях после разлива Нила остаётся плодородный ил. Поэтому мы поём богу благодарственные песни»
- Сейчас вы самостоятельно прочитаете об объединении Египта и заполните карточку. Стр. 36.
Карточка №1.
Государство, охватывающее весь Египет, сложилось не сразу. Сначала возникло около ___________ небольших государств, которые между собой _________________________. В последствии в долине Нила образовалось два больших государства: ___________________________________________________, а выше по течению ______________________________________________________
Царь южного Египта носил корону _________________________________ цвета, похожую на ___________________. Корона северного царя была ____________________ цвета и имела ___________________________ сзади. Примерно 3 тыс. лет до н.э. царь Южного Египта подчинил __________________________________________. Он стал носить ______________________ корону. Повелителей стали называть ____________________________________. Столицей египетского государства стал город ______________________________________________________.
Проверим: 1. 40 2. воевали 3. Северный Египет 4. Южный Египет. 5. белого 6. шлем. 7. красного 8. возвышение. 9. северный Египет. 10 двойную корону 11. фараонами 12. Мемфис.
Закрепление, формирование умений и навыков
- Где находится Египет?
- Какой рельеф имеет страна?
- Какая река протекает?
- Что такое дельта реки?
- Какие животные живут по берегам Нила?
- Что такое папирус?
- Что остаётся на полях после разливов Нила?
- Какие 2 царства одержали победу?
- Назовите столицу Египетского государства.
- Как называли повелителя Египта?
VI. Информация о домашнем задании.